История отечества

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Ю. В. Ворожко

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Часть 1

(с древнейших времен до второй половины XIX в.)

Компьютерный (мультимедиа) учебник

Омск 2007

Ю.В.Ворожко. История Отечества. Часть 1 (с древнейших времен до второй половины ХIХ в.): компьютерный (мультимедиа) учебник / Ю.В.Ворожко. – Омск: СибГУФК, 2007.

Аннотация

В компьютерном (мультимедиа) учебнике излагаются исторические события России с древнейших времен до второй половины XIX в. Освещаются проблемы социально-экономического и политического развития, внутренняя и внешняя политика России. В книге учтены новейшие достижения исследовательской литературы по отечественной истории, включены новые темы (например, по методологии исторической науки).

В учебнике использованы материалы известного российского историка В.О.Ключевского, а также другие известные и общедоступные источники.

Это, прежде всего, сводные труды, начиная с фундаментальной многотомной Всемирной истории и кончая традиционными вузовскими учебниками и учебными пособиями разных лет (Ворожко Ю.В. История Отечества: учебник / Ю.В. Ворожко. – Омск: СибГАФК, 2000. – 332 с.; История России /под ред. Г.Н.Сердюкова. – М., Ростов н/Д: Центр МаРТ, 2004. - 544 с.; Деревянко А.П. История России / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М.: Т.К. Велби, Проспект, 2005. – 560 с. и др.).

Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, хрестоматии, журнальные статьи отечественных и западных специалистов. Особую благодарность автор выражает создателям энциклопедии (Энциклопедия истории России (электронный ресурс): 862-1917. – М.:Коминфо,1998-2001.–1 электрон.опт.диск(CD-ROM): Интерактивный мир), материалы которой также были использованы при написании нашего учебника.

Характер работы исключает подробный научный аппарат и автор, по большей части, ограничивается указанием общего списка используемой литературы. Однако любой специалист легко увидит, что автор в большом долгу перед другими историками, на которых он здесь не ссылается.

Книгу отмечают новые подходы к трактовке исторических процессов и явлений. Учебник соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Читателю предлагается история российского Отечества в том ключе, в каком она видится автору учебника. Другие специалисты-историки вполне возможно увидят ее иначе и будут иметь полное право опубликовать свой альтернативный вариант той же истории.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений физической культуры, а также для всех интересующихся отечественной историей.

Рецензенты: - кандидат исторических наук, доцент Г.П. Волхонская;

- кандидат исторических наук, доцент Ю.П. Родионов

Печатается по решению редакционно-издательского совета СибГУФК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007

Глава 1. Введение в курс «Отечественная история»

§ 1. Предмет исторической науки

История России является частью всемирной истории.

Понятие «история» принадлежит к числу древнейших научных понятий. В переводе с древнегреческого языка оно означает развертывание, расспрашивание, узнавание и первоначально относилось к любым видам познания окружающего мира. Уже в VII-VI вв. до н.э. это понятие употреблялось древнегреческими философами Фалесом, Анаксимандром и другими применительно к вопросам происхождения и сущности Вселенной, а также в отношении редких, далеких и загадочных явлений, таких, как магнетизм, разливы Нила, солнечные затмения. В VI в. до н.э. в Милете и других ионийских городах появились так называемые логографы (прозаики, авторы прозаических рассказов). Самым известным из них был Гекатей Милетский. Используя в качестве источников эпические поэмы, мифы, народные предания, они излагали происхождение отдельных местностей, городов, храмов и называли свою деятельность «историей». Наконец, это понятие широко употреблял «отец истории» Геродот (V в.до н.э.). Называя свою книгу «историей», он подчеркивал, что его основной метод - расспрашивание, узнавание. Однако еще долгое время понятие «история» охватывало все виды ученой деятельности в самых разных областях. Практически лишь в новое время это понятие приобрело свой современный смысл. Сама наука история сложилась значительно позже (в России – примерно с начала ХУШ в.). В ХУШ – первой половине Х1Х в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.

Таким образом, возникнув в глубокой древности, история долгое время рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. По мере накопления теоретического и эмпирического материала представление о том, что такое история и чем она должна заниматься исторически видоизменялось.

В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, нередко диаметрально противоположные (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории как науки).

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую.

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), нумизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая системы летоисчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукописные памятники и старинное письмо) и др.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.

По обширности объекта изучения история может подразделяться на следующие группы:

- история мира в целом;

- история какого-либо континента, региона (история Европы, африканистика, балканистика);

- народа (китаеведение, японоведение);

- группы народов (славяноведение).

Термин «история» используется также для названия одной из гуманитарных наук, изучающих человеческое общество. История Отечества (России) – наука, исследующая прошлое российского общества в пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тенденций развития в будущем.

История Отечества (России) – научная дисциплина, изучающая процесс возникновения и развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов в контексте всемирной истории.

§ 2. Сущность исторического познания

Для выявления объективной картины исторического процесса историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователями материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы получения исторических знаний – это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы – категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются следующие:

Принцип историзма – один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассматриваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств.

Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство.

Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оценке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечеловеческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимодополнять.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:

- общенаучные;

- собственно исторические;

- специальные (заимствованные у других наук).

Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

К общенаучным методам исследования относятся исторический, логический методы и метод классификации. Исторический метод позволяет воспроизвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический – связан с историческим, он обобщает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выделить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, систематизирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению новых законов.

Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы:

1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронистический, метод периодизации;

2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный.

Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри них – по проблемам. С учетом проблемно-хронологического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить изменения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.

Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенденции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восстановить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать закономерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выявляются качественно различные социальные, экономические, политические, культурологические системы общественного устройства в определенных хронологических рамках.

  1. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  2. История Отечества ( первая половина 20 века )

    Документ
    Всероссийский центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ.Тест по истории России.1.В декабре 1922 г.1) подписан Договор об образовании СССР2) принята Конституция СССР3) подписан сепаратный мирный договор с Германией4)
  3. История россии история Отечества с древности до конца XV в

    Документ
    Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди на территории на­шей страны. Города-государства Северного Причерноморья. Кочевые скотоводческие племена.
  4. История отечества Планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2007/08 уч. год

    Документ
    История Отечества: планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2007/08 уч. год/ составители: М.В.Сапронов, Н.
  5. Тематический план по дисциплине «История Отечества»

    Учебно-тематический план
    2. История России: Учебник для вузов/А.А Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н Зуев и др. Под. ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А – М.: Высшая школа. 2004. 614 с.
  6. «История Отечества. Краеведение»

    Пояснительная записка
    В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы.
  7. Программа история Отечества с древности до конца XV в. Народы и государства на территории нашей страны в древности

    Программа
    Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние поселения людей на территории нашей страны. Города-государства Северного Причерноморья.
  8. Планы семинарских занятий по истории отечества томский политехнический университет (1)

    Планы семинарских занятий
    вспомогательные исторические дисциплины, геополитический фактор в истории, историография, исторические источники, летописи, менталитет, общественно-экономическая формация,
  9. Планы семинарских занятий по истории отечества томский политехнический университет (2)

    Планы семинарских занятий
    1. Совместимы ли между собой формационный подход к истории (в марксистском и технократическом вариантах) и цивилизационный подход? В чем сильные и слабые стороны каждого из этих трех подходов?

Другие похожие документы..