Краткое содержание об

ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИЙ

Фундамент организационной концепции образуют три основных «камня» — положение о том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента и наемных работников основываются на определенных этических принципах.

СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. В социологии принято считать, что организации являются социальными системами, деятельность которых регулируется как законами общества, так и психологическими законами. Социальные роли и статус — такой же атрибут человеческой личности, как и психологические потребности. Поведение людей формируется как под влиянием их индивидуальных желаний, так и групп, членами которых они являются. Фактически в организации бок о бок существуют две социальные системы. Одна из них — формальная (официальная) социальная система, другая — неформальная.

Социальная система предполагает, что окружающая среда организации подвержена динамическим изменениям, все ее элементы взаимозависимы и каждый из них подвержен влиянию любого другого элемента.

Рассмотрим воздействия широкой социальной системы на примере инспектора Гленда Ортиза, который наказал работника за нарушение техники безопасности. Поскольку предпринятое действие не выходило за рамки установленных правил, Г. Ортиз оценивает его как исполнение своих служебных обязанностей. Однако в местном профсоюзе уже рассматривался аналогичный случай, произошедший в другом подразделении организации, который был расценен как несправедливое наказание. Поскольку профсоюзу необходимо показать своим членам, что они

Глава 1. Динамика индивидов и организаций

23

не зря уплачивают взносы, проявить солидарность с коллегами из другого подразделения, а также показать менеджменту, что подобное обращение неприемлемо, его руководители подтолкнули нарушителя подать жалобу на действия инспектора, и простой дисциплинарный вопрос обернулся сложной проблемой трудовых отношений, на разрешение которой было затрачено время многих людей.

Концепция социальной системы устанавливает рамки анализа вопросов организационного поведения, способствует осознанию проблем ОП и их устранению.

ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ. Организации нуждаются в людях, в свою очередь, люди нуждаются в организациях. Каждая организация имеет определенные социальные цели. Они формируются и ведут свою деятельность на основе определенной общности интересов их членов. Менеджерам необходимы наемные работники, ибо без них невозможно выполнение задач организации; сотрудники нуждаются в компании, так как она способствуют достижению их личных целей 5. При отсутствии взаимности отсутствует и общая база, на которой создается нечто ценное для социума. Как показано на рис. 1.3, общность интересов определяет сверхзадачу организации, которая решается только объединенными усилиями наемных работников и работодателей.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Для того чтобы привлечь и удержать ценных сотрудников (спрос на которых постоянно возрастает), организации строят свою деятельность на соблюдении этических принципов. Все большее число фирм осознают эту необходимость и разрабатывают различные программы, способствующие обеспечению высоких моральных стандартов как для менеджеров, так и для работников. Компании принимают этические кодексы, проводят обучение этике отношений, поощряют сотрудников за этичное поведение, рекламируют положительные образцы поведения и устанавливают внутренние процедуры, призванные контролировать соблюдение моральных принципов 6. Менеджеры осознают, что, поскольку ОП всегда затрагивает людей, этическая философия неизбежно лежит в основе любого поступка, который они совершают.

Этичность целей и действий организации является основной предпосылкой возникновения системы тройного вознаграждения, т. е. достижения целей индивидов, организаций и общества. Сотрудничество и работа в командах способствуют повышению степени удовлетворения индивидов характером труда, ибо они получают возможность обучения и личностного роста, ощущают, что вносят ценный вклад

Рис. 1.3. Общность интересов определяет сверхзадачу организации

24

Часть 1. Основы организационного поведения

в достижение общих целей. В свою очередь, возрастает и эффективность организации в целом: повышается качество продукции, улучшается обслуживание, сокращаются затраты. Но, возможно, наибольшую выгоду получает общество, пользующееся высококачественными товарами и услугами, возрастают потенциальные возможности его граждан, формируется атмосфера сотрудничества и прогресса.

БАЗИСНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Анализ основных элементов ОП (люди, структуры, технологии и окружающая среда) опирается на фундаментальные понятия о природе человека и организаций. Материал, который мы будем рассматривать в последующих главах книги, основывается на основных теоретических подходах: ориентации на человеческие ресурсы, ситуацию, результаты и системы (табл. 1.2).

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (поддерживающий подход)

Ориентированный на человеческие ресурсы подход предполагает анализ личностного роста и развития индивидов, достижение ими все более высоких уровней компетенции, творческой активности и исполнительности, поскольку человек — основной ресурс организации и общества. Традиционный (разработанный в начале XX в.) подход к управлению предполагает, что решение о цели принимается менеджером, который жестко контролирует выполнение задания работником. В данном случае управление носит директивный и контролирующий характер. Напротив, ориентированный на человеческие ресурсы подход является поддерживающим. Предполагается, что задача менеджмента состоит в обеспечении возможностей совершенствования навыков работников, повышении их чувства ответственности, создании атмосферы, благоприятствующей увеличению их вклада в достижение целей организации. Таким образом, развитие способностей работников и предоставление им возможностей для их реали-

Таблица 1.2. Основные теоретические подходы, на которых основывается организационное поведение

Ориентированный

на человеческие ресурсы

(поддерживающий)

Поддерживается рост и развитие работника

Ситуационный

Для достижения нужного результата в различных обстоятельствах необходим акцент на специфических видах поведения

Ориентированный на результаты

Программы ОП оцениваются по их результатам

Системный

Все части организационного взаимодействия должны быть увязаны в комплексе

Глава 1. Динамика индивидов и организаций

зации непосредственно ведет к повышению их производительности и степени удовлетворения трудом. По существу, ориентация на человеческие ресурсы означает, что гармонично развитые, руководствующиеся высокими моральными принципами индивиды при выполнении рабочих заданий достигают более высоких результатов, или, как утверждает старинная пословица:

Дайте человеку рыбу, и вы обеспечите его пищей на один день.

Научите человека ловить рыбу,

и вы обеспечите ему пропитание на всю жизнь.

Подход, ориентированный на человеческие ресурсы, называют также поддерживающим подходом, так как он предполагает переключение основного внимания менеджера с контроля над работниками на активную поддержку их роста и показателей работы. Более подробно поддерживающую модель ОП мы рассматриваем в гл. 2.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Традиционное управление опиралось на принципы обеспечения «единственно верного метода» руководства, основывавшегося на «правильных» целях, распределении властных полномочий и рабочих заданий, которые рассматривались как универсальные для организаций всех типов и действенные для всех возможных ситуаций. Первоначально теория ОП основывалась на тех же «универсальных» принципах. В частности, было распространено мнение о том, что вне зависимости от складывающихся обстоятельств руководство, ориентированное на работника, существенно предпочтительнее менеджмента, ориентированного на решение задач. Теория допускала некоторые исключения из правил, но базисные концепции не подвергались сомнению.

Сегодня превалирует мнение о равноценности нескольких всеобъемлющих концепций ОП. Большинство ученых считают, что традиционные теории преуменьшали сложность реальных управленческих ситуаций, которые могут требовать различных поведенческих концепций, что привело к возникновению ситуационного подхода к ОП, утверждающего, что достижение эффективности в различных ситуациях предполагает специфические образцы поведения.

Тщательный анализ возникшей ситуации позволяет идентифицировать ее значимые факторы и определить наиболее эффективные в данных обстоятельствах методы ОП. Преимущество ситуационного подхода состоит в том, что он поощряет проведение анализа сложившихся в организации условий, выводы которого ложатся в основу принимаемых решений, т. е. данная концепция побуждает к отказу менеджмента от универсальных предположений относительно поведения сотрудников. Использование ситуационного подхода предполагает обращение к расширенному кругу научных дисциплин, системность и ориентацию на исследования. Таким образом, он способствует практическому применению всех имеющихся в «арсенале» менеджеров знаний о поведении людей в организациях.

ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ

Каждая организация стремится к производству каких-то конкретных продуктов или достижению определенных результатов. Доминирующей целью для многих является

26

Часть 1. Основы организационного поведения

выполнение своей функции, т. е. основой ОП является ориентация на результаты. Понятие производительности, в самом простом изложении, представляет собой отношение того, что получено на выходе, к тому, что вложено на входе (обычно в соответствии с неким заранее заданным стандартом). Если при неизменности ресурсов на входе выпуск увеличивается (при том же объеме на выходе уменьшение ресурсов на входе), показатели производительности организации возрастают. Понятие производительности отнюдь не предполагает обязательного увеличения объема на выходе; скорее, речь идет о мере эффективности производства конечного продукта. Следовательно, более высокая производительность означает повышение эффективности использования общественных ресурсов. Сокращение отходов производства и экономия ресурсов — результаты, которые высоко оцениваются обществом.

Производительность часто измеряется в терминах экономических затрат на входе и результатов на выходе, однако не менее важное значение имеют также человеческие и социальные затраты и результаты. Например, в тех случаях, когда совершенствование практики ОП позволяет повысить удовлетворенность сотрудников процессом труда, имеет место выход, или результат, в плане человеческого фактора. Таким же образом, если реализация программ обучения работников организации косвенным образом способствует личностному развитию членов общества, достигается ценный социальный результат. Обычно при принятии решения по ОП учитываются человеческий, социальный и/или экономический факторы, поэтому в данной книге мы рассматриваем ряд ориентированных на результаты последствий эффективного организационного поведения.

Многие из этих мер используются в практике управления тотальным качеством (УТК), направленным на повышение качества продукции компании или ее услуг посредством различных управленческих воздействий и обучения работников.7 Обычно внимание менеджмента концентрируется на достижении высокого уровня удовлетворенности заказчиков посредством установления партнерских отношений с поставщиками, постоянного поиска возможностей совершенствования методов работы за счет обучения сотрудников применению статистических методов контроля и осознанного их участия в командной работе.

ФОРМУЛА ОП. Анализ ряда рассмотренных нами факторов и их взаимодействий позволяет нам более точно определить роль ОП в достижении организационных результатов (табл. 1.3). Прежде всего рассмотрим способности работника. Принято считать, что способности сотрудника есть произведение его знаний и умения использовать их в своей деятельности (уравнение 1). Способности персонала могут быть повышены в случае найма на работу перспективных работников (обладающих высоким потенциалом для обучения, опытом и амбициями) или посредством профессио-

Таблица 1.3. Роль организационного поведения в рабочих системах

1. Знания × умения

= способности

2. Позиция × ситуация

= мотивация

3. Способности × мотивация

= потенциальные

результаты индивида

4. Потенциальные результаты × ресурсы × возможности = организационные

результаты

Глава 1. Динамика индивидов и организаций

нального обучения сотрудников. Мотивация есть позиция индивида, проявляющаяся в конкретной ситуации (уравнение 2).

Взаимодействие мотивации и способностей определяет потенциальные показатели индивида в любом виде деятельности (уравнение 3). Конечно, ОП играет определенную роль в мотивировании рабочих к совершенствованию своих способностей. Потенциал человеческих показателей должен быть объединен с ресурсами, и работнику необходимо предоставить возможность принять участие в достижении результатов организации (уравнение 4). Ресурсы организации (оборудование, энергия, сырье) прежде всего связаны с экономическими, материальными и техническими факторами, а ОП играет ключевую роль в предоставлении сотрудникам возможности действовать (см. гл. 9).

  1. Краткое содержание об (1)

    Краткое содержание
    Профессор Джон В. Ньюстром более двадцати лет читает курс лекций по управлению человеческими ресурсами в Школе бизнеса и экономики Миннесотском университете, г.
  2. Краткое содержание об (3)

    Краткое содержание
    Дж. Ньюстром был избран президентом отделения Академии менеджмента, входил в совет директоров Американского общества по обучению и развитию. Он работал обозревателем в таких изданиях, как: «Academy of Management Journal», «Academy
  3. Краткое содержание лекций по курсу «Объектно-ориентированный анализ и проектирование»

    Краткое содержание
    Программное обеспечение (ПО) – это система, включающая в себя: компьютерные программы; документацию; данные, необходимые для корректной работы программ.
  4. Краткое содержание дисциплины «физика»

    Краткое содержание
    Кинематика. Динамика материальной точки и твердого тела. Работа и энергия. Законы сохранения в механике. Поле тяготения. Основы специальной теории относительности.
  5. Краткое содержание курса лекций «Организация малого предприятия»

    Краткое содержание
    Для понимания реалий современного предпринимательства необходимо на него взглянуть через призму истории. Предпринимательство зародилось в древней Руси в конце девятого века и неуклонное развивалось и крепло по настоящее время.
  6. Краткий отчет об итогах научно-практической деятельности южно-уральского института биофизики за 2011 год

    Содержательный отчет
    В 2011 году в Федеральном государственном унитарном предприятии Южно-Уральский институт биофизики проводились работы в соответствии с утвержденными Федеральным медико-биологическим агентством календарными планами по 16 контрактам.
  7. Краткое содержание романа Т. Драйзера «Американская трагедия»

    Краткое содержание
    Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения
  8. Краткие сведения об авторе книги1

    Документ
    Внимание! Распространять представленный перевод книги в коммерческих целях без личного разрешения переводчика запрещено. Разрешается распространять книгу ради Аллаха, а не с целью извлечения прибыли.
  9. Краткое содержание по роману "Обломов"

    Краткое содержание
    Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Другие похожие документы..