Краткое содержание об

ПРЕДИСЛОВИЕ

Большинство современных студентов имеют опыт работы, по крайней мере временной, в различных организациях. Вы быстро понимаете, что не все поступки — ваши ли собственные, вашего начальника или ваших коллег — являются абсолютно рациональными. И, возможно, вы размышляете над рядом вопросов, связанных с тем, что вы видели и ощущали, а именно:

♦ Почему люди ведут себя так, как они себя ведут?

♦ Могут ли индивиды, группы и организации работать более эффективно в условиях постоянных корпоративных перемен, реструктуризации, уменьшении размеров компаний и развивающейся глобальной конкуренции?

♦ Что могут сделать менеджеры для того, чтобы мотивировать работников к повышению производительности труда?

Какие достижения теории, результаты исследований и опыт других руководителей могут быть использованы нами для повышения управленческой квалификации?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в десятом издании книги «Организационное поведение: поведение человека в процессе труда».

Теория организационного поведения постоянно развивается, она вышла за пределы применения поведенческой науки к рабочим ситуациям. Это развивающаяся сфера, в которой остается множество вопросов и возможностей для усовершенствования. Наша книга предлагает анализ вопросов, связанных с поведением человека в процессе труда, а также с различными ситуациями в организациях.

В новое издание включены многие идеи, предложенные теми, кто давно познакомился с нашей работой. Научные работники и менеджеры предложили нашему вниманию множество актуальных идей, цифр и примеров. Для того чтобы эта книга стала более совершенной, мы обращались за отзывами как к преподавателям, так и к студентам. Мы слушаем, мы очень внимательно относимся к вашим мнениям и мы стараемся использовать их, чтобы впоследствии предложить вам «продукцию» высочайшего качества. Если у вас появятся какие-либо комментарии, идеи или вопросы мы приглашаем вас связаться с указанным первым автором этой книги по почте (University of Minnesota-Duluth, Duluth, Minnesota, 55812, USA), по телефону (218-726-8762) или через Интернет (jnewstro@d.umn.edu).

БЛАГОДАРНОСТИ

Свой вклад в эту книгу внесли многие ученые, менеджеры и студенты и мы выражаем им огромную признательность за помощь. В некотором смысле это их книга, а мы были только посредниками, подготовившими книгу к печати. Мы особенно благодарны за глубокие и высококвалифицированные отзывы на эту книгу С. Бранзу, Э. Фризу (Общественный колледж Уолтона); С. Гроверу (Университет Индианы); Л. Махеру (Университет штата Нью-Йорк в г. Освего); Дж. Мелло (Университет Голден Гейт); К. Солано (Университет Нотистерна); М. Смит (Общественный колледж Кеквуд); П. Уилкенсу (Университет штата Флорида). Их комментарии, вопросы и предложения были тщательно изучены, признаны весьма существенными и включены в соответствующие разделы текста.

Многие из наших коллег продемонстрировали понимание, которое было очень ценно для нас, оказывали поддержку и постоянно вдохновляли нас в нашей работе. Мы хотели бы выразить особую благодарность Дж. Пирсу, С. Рабенфилду и Д. Роду Ливано из Миннесотского университета, г. Дулут.

ДЖОН В. НЬЮСТРОМ КЕЙТ ДЭВИС

основы

ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

глава 1

£4

ДИНАМИКА ИНДИВИДОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГЛАВЫ

♦ Значение организационного поведения

♦ Определяющие его силы

♦ Основные понятия организационного поведения

♦ Научные подходы к организационному поведению

♦ Влияние организационного поведения на эффективность деятельности организации

Наилучший способ существования в быстро изменяющемся высококонкурентном мире — построение организации на проверенных временем принципах.

Герб Келлехер 1

Важнейшее качество лидера — умение управлять хаосом, возникающим в процессе радикальных преобразований основ бизнеса компании (в культурном, структурном и эмоциональном аспектах).

Джон Хой 2

По окончании колледжа Крис Гофман устроилась на должность торгового представителя компании IBM. Первые несколько месяцев работы запомнятся ей навсегда: она посещала различные курсы, изучала выпускаемую компанией продукцию и усиленно старалась разобраться в сложном и переменчивом характере своего менеджера.

Однажды, вновь вернувшись домой поздно вечером, девушка долго не могла уснуть. В голове «крутилось» множество вопросов: «Почему некоторые мои коллеги добиваются больших успехов, чем другие? Можем ли мы действовать как единая команда, если работаем самостоятельно и общаемся преимущественно посредством электронной почты? Справлюсь ли я со стрессом, если не выполню план по продажам? Почему моя коллега Керри отказывается помочь мне? Почему менеджер постоянно интересуется моими предложениями, но никогда их не использовал? Чем культура IBM отличается от традиций других организаций? И почему она постоянно изменяется?»

14

Часть 1. Основы организационного поведения

Крис начинает осознавать некоторые важные моменты деятельности любой компании. Организация — сложная система. Если ты стремишься к тому, чтобы быть эффективным работником, а затем и менеджером, ты должен разобраться в устройстве действующих в ней механизмов. Компании, подобные IBM, умеют наиболее эффективным способом объединить человека и технологии. Принимая во внимание быстрое развитие науки, управление технологиями само по себе является достаточно трудной задачей. Рассматривая их во взаимодействии с индивидами, мы получаем чрезвычайно сложную социотехническую систему. В то же время общественный прогресс в значительной степени определяется нашим пониманием таких систем и эффективностью управления ими. Крис обратила внимание, что поведение человека в процессе труда в значительной степени непредсказуемо. Поведение ее коллег, начальника и заказчиков проистекает из глубоко заложенных в них потребностей, жизненного опыта и индивидуальных систем ценностей.

Все это так. Но, обратившись к научным инструментам менеджмента, социальной психологии и других дисциплин, мы имеем возможность начать исследование поведения человека в организации и его различных граней, в чем и заключается цель этой книги. Как вскоре поймет Крис, идеальных решений организационных проблем не существует и не может быть. Однако работники любой компании имеют возможность усовершенствовать трудовые отношения. Да, этот процесс отнюдь не прост, но его результаты стоят прилагаемых усилий.

Возможно, Крис испугается трудностей и у нее возникнет желание уйти со своей работы. Но нравится ли Крис поведение ее коллег и менеджеров или нет, она не может позволить себе роскоши не работать или не взаимодействовать с другими людьми. Поэтому ей необходимо узнать как можно больше о поведении людей, исследовать возможности улучшения межличностных отношений и научиться управлять взаимоотношениями с коллегами. Именно в этих областях знание законов организационного поведения поможет Крис значительно увеличить эффективность своей деятельности.

ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

Для того чтобы приступить к исследованию происходящих в процессе труда процессов, необходимо определить цели, движущие силы и наиболее важные характеристики организационного поведения (ОП). Затем мы рассмотрим связанные с ним основные понятия и опишем используемые в этой книге научные подходы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Организационное поведение — это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. Исследования ОП позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. Организационное поведение — научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концеп-

Глава 1. Динамика индивидов и организаций

туальных разработок. И в то же время ОП — прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях. Наука об организационном поведении предоставляет набор используемых на различных уровнях анализа инструментов. Например, она позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник—подчиненный»). Кроме того, знания об ОП чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных). В ситуациях, когда необходима координация усилий двух и более групп (например, технических служб и отдела продаж), менеджеров интересуют возникающие межгрупповые отношения. И наконец, организации могут рассматриваться и управляться как целостные системы, основу которых образуют внутриор-ганизационные отношения (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).

ЦЕЛИ

Большинство научных дисциплин (и ОП не исключение) преследует четыре цели — описание, осознание, прогнозирование и контроль над определенными явлениями. Наша первая задача — систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях. Вторая цель нашей научной дисциплины состоит в объяснении причин поступков индивидов в определенных условиях. Вряд ли кого-либо из менеджеров устроит положение, когда он, имея возможность обсуждать поведение своих сотрудников, не понимает причин, лежащих в основе их поступков. Предсказание поведения работника в будущем — еще одна цель ОП. В идеале менеджеры не отказались бы иметь возможность точно знать, кто из сотрудников сегодня будет работать увлеченно и продуктивно, а кто не выйдет на службу, опоздает или будет весь день «глядеть в окно» (для того, чтобы руководители могли предпринять предупредительные меры).

Конечная цель изучения ОП — овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование. Менеджер несет ответственность за результаты выполнения рабочих заданий, а значит, возможности воздействия на поведение работников и деятельность команд имеют для него жизненно важное значение.

Некоторые исследователи высказывают опасения, что инструменты ОП могут быть использованы для ограничения свободы сотрудников организаций и ущемления их прав. Действительно, такой сценарий развития событий возможен, но, с нашей точки зрения, он маловероятен, поскольку действия большинства менеджеров находятся под пристальным контролем общества. Менеджерам следует помнить, что ОП — инструмент получения взаимной выгоды индивидов и организаций.

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ СИЛЫ

Природа организации формируется в процессе взаимодействия различных сил, многообразие видов которых может быть классифицировано по четырем направлениям — люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда, в которой действует данная организация (рис. 1.1). Выполнение рабочих заданий сотрудниками организации

16

Часть 1. Основы организационного поведения

предполагает координацию их усилий, а значит, в компании должна быть создана определенная структура формальных отношений. Поскольку в процессе труда обычно используется производственное оборудование, в рабочем процессе взаимодействуют люди, организационные структуры и технологии. Кроме того, рассмотренные нами элементы подвержены влиянию внешней среды и, в свою очередь, оказывают воздействие на нее.

ЛЮДИ. Сотрудники организации образуют ее внутреннюю социальную систему, включающую в себя индивидов и группы (большие и малые, формальные и неформальные) . Одна из основных характеристик групп — их высокая динамика (формирование, развитие и распад). Люди (сотрудники) — это живые, думающие, чувствующие существа, деятельность которых направлена на достижение поставленных перед организацией целей. Мы должны помнить, что организации существуют, чтобы служить людям, и никак не наоборот.

Современные организации существенно отличаются от своих предшественниц. В частности, качественно иной, более разнообразный характер приобретает рабочая сила (высокие личные способности и уровень образования, видение перспектив). Менеджерам приходится решать все более сложные задачи. Кто-то из работников выражает свою индивидуальность через постоянную смену одежды и ювелирных украшений, другие — через брань и пьянство, третьи верят в свою исключительность и ставят личные цели выше обязательств перед организацией. Менеджеры должны не только осознавать неизбежность различных образцов поведения сотрудников, но и быть готовыми адаптироваться к ним.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА. Организационная структура определяет формальные отношения между людьми и позволяет использовать их для достижения целей компании. Осуществление различных видов деятельности предполагает, что в организации трудятся представители самых разных профессий, занимающие различные должности, — менеджеры и рабочие, бухгалтеры и уборщицы. Эффективная координация их усилий предполагает разработку некоей структурной схемы. Отношения индивидов внутри этой структуры создают сложные схемы сотрудничества — согласования, принятия и реализации решений.

Рис. 1.1. Основные определяющие организационное поведение силы

Глава 1. Динамика индивидов и организаций

Некоторое время назад возобладала тенденция упрощения многих организационных структур, в основном за счет сокращения должностей менеджеров среднего звена, вызванная необходимостью снижения издержек при сохранении конкурентоспособности компании. Кроме того, набирает силу процесс укрупнения организаций (преимущественно в форме слияний и поглощений). Отдельные организации проводят эксперименты по найму временных (так называемых ситуационных) сотрудников для выполнения конкретных задач 3 (см. «Страничку менеджера»). Наконец, многие фирмы переходят от традиционной структуры организации к структуре, ориентированной на командную работу (см. гл. 14).

ТЕХНОЛОГИЯ. Технологическое обеспечение представляет собой материальные ресурсы, вовлеченные в процесс управления и производства. Довольно трудно собирать компьютеры голыми руками под открытым небом, поэтому мы строим здания, проектируем оборудование, разрабатываем схемы работы и выбираем ресурсы. Уровень техники и технологий оказывает значительное влияние на трудовые отношения. Работа на конвейере существенно отличается от труда в исследовательской лаборатории, обязанности преподавателя университета — от должностных инструкций медсестры. Техника позволяет сделать больше и работать лучше, но она же накладывает и ограничения (по уровню квалификации сотрудников), т. е. ее применение сопряжено как с выгодами, так и с издержками. Повышение роли робототехники и компьютеризация производства, перераспределение рабочей силы из сферы производства в сферу услуг, повсеместное внедрение компьютеров и разработка ориентированного на пользо-

Страничка менед>к7Г

В работе «Персонал — конкурентное преимущество организации» Джефф Пфеффер, профессор организационного поведения Стэнфордской высшей школы бизнеса, предпринимает попытку обосновать тезис о том, что традиционные источники достижения конкурентных преимуществ исчерпали себя. Компаниям все труднее удерживать лидерство, разрабатывать новые продукты, уникальные технологии, защищать завоеванные на рынках позиции, получать особый доступ к финансовым рынкам или осуществлять широкомасштабную деятельность. И все чаще ключевым фактором успеха становятся не технологии, а работники организации.

В частности, фирмы все шире используют новую структурную альтернативу — ситуационных сотрудников, занятых на временной работе, неполную рабочую неделю или по договору подряда, что позволяет предприятиям обходить собственные ограничения по максимально допустимой численности работающих. Кроме того, в данном случае существенно снижаются издержки на оплату труда (низкие ставки заработной платы; небольшие, если они вообще есть, премии; минимальные потребности в рабочих площадях). Использование временных работников помогает создавать буфер, поглощающий колебания спроса на рабочую силу (уменьшается опасность сокращений штатных работников). Основная проблема состоит в том, что ситуационные сотрудники обычно в гораздо меньшей степени вовлечены в процесс труда, имеют существенно более низкую производительность, нередко совершают грубые ошибки (из-за ограниченного тренинга и худшего знания специфики работы).

Источник: Jeff Pfeffer, Competitive Advantage through People, Cambridge, Mass.:

Harvard Business School Press, 1994.

18

Часть 1. Основы организационного поведения

вателя программного обеспечения, быстрое развитие возможностей сети Интернет — все эти факторы оказывают все возрастающее давление на ОП, усложняя проблемы обеспечения бесконфликтного равновесия технической и социальной систем.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. «Жизнь» организации протекает в «рамках» внутренней и внешней среды. Каждая организация существует не сама по себе, а является частью большей системы, содержащей множество элементов — государство, семью и другие институты. Все новые требования, предъявляемые к современным организациям, порождают многочисленные изменения в окружающей среде — граждане все чаще требуют от менеджмента проведения социально ответственной политики; новые товары быстро «пересекают» границы отдельного города или государства и распространяются по всему земному шару; ослабевает прямое влияние профессиональных союзов; растет уровень образования... Все эти и многие другие факторы влияют друга на друга самым непредсказуемым образом, обусловливая высокую изменчивость среды.

Ни одна из организаций, будь то завод или школа, не имеет возможности избежать влияния внешней среды, воздействующей и на положение индивидов, и на условия труда, порождающей острейшую конкуренцию за доступ к ресурсам и энергии. Поэтому при изучении поведения человека в организациях следует обязательно принимать во внимание воздействие многочисленных факторов внешней среды.

  1. Краткое содержание об (1)

    Краткое содержание
    Профессор Джон В. Ньюстром более двадцати лет читает курс лекций по управлению человеческими ресурсами в Школе бизнеса и экономики Миннесотском университете, г.
  2. Краткое содержание об (3)

    Краткое содержание
    Дж. Ньюстром был избран президентом отделения Академии менеджмента, входил в совет директоров Американского общества по обучению и развитию. Он работал обозревателем в таких изданиях, как: «Academy of Management Journal», «Academy
  3. Краткое содержание лекций по курсу «Объектно-ориентированный анализ и проектирование»

    Краткое содержание
    Программное обеспечение (ПО) – это система, включающая в себя: компьютерные программы; документацию; данные, необходимые для корректной работы программ.
  4. Краткое содержание дисциплины «физика»

    Краткое содержание
    Кинематика. Динамика материальной точки и твердого тела. Работа и энергия. Законы сохранения в механике. Поле тяготения. Основы специальной теории относительности.
  5. Краткое содержание курса лекций «Организация малого предприятия»

    Краткое содержание
    Для понимания реалий современного предпринимательства необходимо на него взглянуть через призму истории. Предпринимательство зародилось в древней Руси в конце девятого века и неуклонное развивалось и крепло по настоящее время.
  6. Краткий отчет об итогах научно-практической деятельности южно-уральского института биофизики за 2011 год

    Содержательный отчет
    В 2011 году в Федеральном государственном унитарном предприятии Южно-Уральский институт биофизики проводились работы в соответствии с утвержденными Федеральным медико-биологическим агентством календарными планами по 16 контрактам.
  7. Краткое содержание романа Т. Драйзера «Американская трагедия»

    Краткое содержание
    Канзас-Сити, жаркий летний вечер. Двое взрослых и четверо детей распевают псалмы и раздают брошюры религиозного содержания. Старшему мальчику явно не нравится то, чем он вынужден заниматься, но его родители с жаром отдаются делу спасения
  8. Краткие сведения об авторе книги1

    Документ
    Внимание! Распространять представленный перевод книги в коммерческих целях без личного разрешения переводчика запрещено. Разрешается распространять книгу ради Аллаха, а не с целью извлечения прибыли.
  9. Краткое содержание по роману "Обломов"

    Краткое содержание
    Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Другие похожие документы..