Отчет по оценке потребностей Для Центральноазиатского учебно-информационного центра по снижению вреда

Нет четких структур для координации технической помощи. Межправительственные и исполнительные агентства постоянно информируют друг друга о своих планах через свои координирующие органы или неформально. Отдельные организации специализируются в конкретных профильных сферах. Например, ЮНОДК работает в сфере лечения наркомании и создания благоприятной среды для профилактики ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков и заключенных; AFEW специализируется на работе в тюрьмах, ведении случаев и сочетанных инфекций ВИЧ/ТБ; ИОО и Фонды Сороса профилируются на инновационных услугах и адвокации; CARHAP специализируется в сфере расширения охвата, вопросах качества и разнообразия услуг на базе учреждений, предоставляющих низко- и высокопороговые услуги по снижению вреда, CAAP больше ориентирован на проведение политического диалога на региональном уровне, ВОЗ предоставляет поддержку в виде клинических протоколов и оценки программ опиоидной заместительной терапии. В то время, как такая специализация очень нужна и полезна, иногда происходит дулирование деятельности.

Инициативы усиления потенциала зачастую разрабатываются с учетом планов каскадного тренинга, т.е. обученные специалисты, работающие в данной службе, будут далее обучать своих коллег и совместно с ними применять новые знания и навыки для улучшения качества услуг. Опрошенные технические советники отметили, что обычно такая практика отсутствует, и при планировании будущих мероприятий, необходимо все это принять к сведению и учитывать.

Каждой стране удалось создать команду национальных тренеров и, в меньшей мере, технических советников, за последние три или более лет. Существующие тренеры обычно адаптируют свои инструменты к условиям на национальном уровне, при этом ни один представитель опрошенного агентства не отметил, что имелись обучающие инструменты по вопросам снижения вреда, переведенные на национальные языки. Тренеры являются опытными, их высоко ценят и признают. Тем не менее, некоторые отметили необходимость обновить команду тренеров, повысить квалификацию и навыки тренеров и внедрить более узкую специализацию среди тренеров. Также они отметили необходимость создания нового поколения тренеров и технических советников, особенно учитывая высокую нагрузку некоторых работающих национальных и региональных консультантов на данном этапе расширенных потребностей в обучении.

В отчетах и интервью было отмечено, что стратегии усиления потенциала, в основном, ориентированы на менеджеров и, в меньшей мере, ориентированы на других сотрудников. Существует повышенная потребность в обучении сотрудников среднего и младшего звена, в частности, социальных и аутрич работников, по крайней мере, в Кыргызстане.

Инвестиции в навыки и знания по адвокации, а также по вопросам объединения в сети, на сегодня достаточно ограничены. Фонды Сороса, особенно Фонд Сороса в Кыргызстане, в сотрудничестве с международной программой IHRD Института Открытого Общества и CARHAP, частично заполнили этот пробел. Некоторые предыдущие тренинги по адвокации, такие как тематические тренинги для поставщиков услуг, не дали ощутимых результатов в отношении разработки планов адвокации и данный вопрос необходимо рассмотреть в будущем.

3.3Техническая помощь и обучающие потребности

Имеющиеся или запланированные

Пробелы

Обучающие инструменты

Используемые обучающие инструменты:

  • Организационное управление

  • Управление программами снижения вреда (включая мониторинг и оценку)

  • Аутрич работа (серии пособий и справочников)

  • Программы обмена шприцев

  • Консультирование ДКТ

  • Консультирование по вопросам наркопотребления

  • Консультирование по вопросам ВИЧ

  • Ведение случая

  • Адвокация снижения вреда

  • Опиоидная заместительная терапия (международные, но также и национальные)

  • Профилактика синдрома «сгорания» у специалистов по снижению вреда

  • И т.д..

Различные организации разработали некоторые инструменты по той же тематике. Не проводится сравнительный анализ качества или рекомендуемого применения инструментов. Эксперты-суб-подрядчики CAAP разработали набор из 16 инструментов для широкого использования в ЦАР.

Все разработанные инструменты имеются только на русском языке (или на английском). Нет ни одного инструмента на национальных языках стран ЦА.

Национальные эксперты разработали серии руководств по широкому кругу вопросов, которые адаптированы к потребностям страны или региона. Все опрошенные заинтересованные стороны выразили заинтересованность в обмене и продвижении своих инструментов для более широкого применения. Необходимо собрать и сопоставить существующие пособия и справочники, а также систематизировать их. При возможности, инструменты должны быть доступны для общественности с краткой аннотацией.

Во время посещения стран были выявлены определенные отсутствующиетемы средиинструментов, используемых в Центральной Азии. Они включают, но не ограничиваются следующими: лечение ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков, консультирование по вопросам ВГС, ухода и лечения, управление закупками и поставками оборудования и материалов для снижения вреда (в том числе, медикаменты для опиоидной заместительной терапии, качественные иглы), методология работы с молодыми, случайными или экспериментальными потребителями инъекционных наркотиков, а также профилактика инъекционного потребления, при этом учесть потребности потребителей наркотиков-женщин (среди секс работников), разработка наркополитики. Эти пробелы частично могут быть заполнены при помощи некоторых международных обучающих инструментов, но большинство из них, как минимум, требует серьезной адаптации к условиям стран ЦА.

Была выявлена растущая потребность в некоторых инструментах, которые нужно перевести на национальные языки длятого, чтобы содействовать проведению тренинга на национальных языках, особенно в более отдаленных и сельских регионах. Необходимо перевести презентации и раздаточные материалы, хотя другие материалы , может быть, достаточно перевести на русский язык, так как тренеры хорошо владеют русским языком.

Стандарты снижения вреда

Были разработаны ряд стандартов низкопороговых программ снижения вреда и пособия по опиоидной заместительной терапии. В Кыргызстане, Узбекистане стандарты для низкопороговых программ снижения вреда находятся на стадии утверждения в министерствах здравоохранения. Руководства и протоколы по ОЗТ были разработаны в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане.

В регионе разработан набор стандартов. Не было высказано насущной потребности в дополнительных стандартах.

Были сделаны рекомендации пересмотреть клинические протоколы ОЗТ в Узбекистане, тем не менее, это нужно провести параллельно с дальнейшим диалогом в отношении будущей ОЗТ в стране.

Методологическая поддержка работников низкопороговых программ

CARHAP разработаны инструменты для контроля качества и определенные группы были обучены применению их на практике.

Была выявлена потребность в методологической поддержке на местах. Некоторые представители высказали пожелание, что было бы хорошо разработать пособие, охватывающее различные услуги, в частности, для решения проблемы высокого уровня ротации кадров и серьезные обучающие проблемы при предоставлении услуг. Может быть, такие материалы нужно перевести на национальные языки.

Инструменты для технической помощи

Существуют определенные модели передовой практики по предоставлению технической помощи. Ои также получают определенную методологическую поддержку (в таких проектах как AFEW, CARHAP, некоторые общие руководства для работы НПО).

Отсутствует комплексное методологическое руководство по оказанию технической помощи, тем не менее, это не является приоритетной потребностью на данном этапе. Зачастую такая потребность удовлетворяется посредством кураторства технической помощи и встреч технических советников.

Обучение тренеров

За последние три года, поставщики ТП инвестировали в создание команды тренеров нарегиональном или национальном уровнях. Были предоставлены серии тренингов для тренеров. Будущее подготовки региональных тренеров (ToT) не ясно, так как некоторые из основных региональных инициатив планируют закрыться в текущем году.

Используемая схема каскадного обучения: подготовка тренеров, которые дальше будут проводить национальные тренинги для поставщиков услуг, а последние, как предполагается, поделятся знаниями и навыками со своими коллегами. Каскадные тренинги, по словам опрошенных, не всегда срабатывают, особенно на последнем этапе.

Отдельные организации создали базу данных тренеров. В CARHAP имеется база данных, которая включает 30 тренеров только по Кыргызстану и база данных постоянно обновляется.

Необходимо и в дальнейшем проводить обновленную и углубленную подготовку тренеров, включая инновационные темы. Повышенное внимание нужно обратить на подготовку и внедрени новых тренеров и усиление тренерских навыков (также для опытных тренеров, по словам опрошенных). Нужны дополнительные инвестиции в подготовку тренеров по лечению наркомании. Подготовка тренеров должна быть сертифицирована и подготовленных тренеров нужно мотивировать, чтобы они прошли национальную аккредитацию как тренеры.

Необходимо сделать инвестиции и рассмотреть причины, почему каскадные тренинги непомогают охватить команду подготовленных поставщиков услуг и/или почему не приводят к улучшению услуг или не способствуют распространению усилий и мер по адвокации.

Консолидированная база данных тренеров и консультантов былабы полезной и может быть создана, используя инструмент carisa.info или разработать базу данных не в режиме реального времени, используя модель CARHAP. Необходимо набрать дополнительную команду тренеров, особенно русскоговорящих, которые могли бы обучать инновационной тематике. База данных тренеров и других консультантов должна содержать такие аспекты, как их профильная специализация, рабочие языки (с учетом национальных языков в странах ЦАР), навыки тренерства или консультирования.

Технические советники

Большинство программ не систематически используют технических советников, чтобы курировать (поддерживать) новые или другие службы, хотя и некоторые поставщики ТП включили интегрированную ТП в свои меры по усилению потенциала и они удовлетворены достигнутыми результатами, при этом отмечалось, что это принесло больше результатов, чем просто тренинг. Но в целом инвестиции в ТП остаются ограниченными.

Необходимо привлечь дополнительные средства для предоставления технической помощи. Нужно больше использовать услуги технических советников, которые могут выезжать и проводить больше времени на местах и посредством электронной почты, курировать программы, чтобы способствовать внедрению новых знаний и навыков или улучшению качества, охвата и спектра имеющихся услуг.

Техническим советникам могут понадобиться дополнительные навыки и инструменты для предоставления ТП максимально эффекивным образом, учитывая растущее число программ и ограниченных ресурсов для ТП.

Технические советники нужны не только для низкопороговых программ, но также нужны клинические советники для программ опиоидной заместительной терапии.

Учреждения с передовой практикой

В Центральной Азии существует ряд учреждений с передовой практикой, включая Кыргызстан, в области ОЗТ и работы в тюрьмах, а также по работе через аптеки и с правоохранительными органами. Эти пункты и учреждения уже используются в качестве модели для направления деятельности других учреждений. В некоторых случаях, например, в рамках программы CARHAP, проводится обмен опытом между поставщиками услуг среди стран Центральной Азии. Программа CARHAP разработала целый набор критериев, описывающих учреждения с «передовой практикой» в странах ЦА.

Учреждения с передовой практикой для внедрения новых услуг, мобилизации политической поддержки и усовершенствование применяемой методологии, включая Краков для сочетания услуг по снижению вреда, реаилитации и работы с бывшими заключенными, Вильнюс – внедрение опиоидной заместительной терапии и других.

Необходимо разработать список учреждений с передовой практикой с реквизитами и контактной информацией в регионе и за его пределами. Список должен включать учреждения, которые удволетворяют новые потребности, такие как лечение ВИЧ для потребителей инъекционных наркотиков, разработка подходов для лечения сочетанной инфекции ВИЧ/ТБ для потребителей инъекционных наркотиков, профилактика гепатита C, диагностика, уход и лечение, интегрированные подходы при лечениии наркомании и снижении вреда, разработка политики, способствующей снижению вреда, профилактике и смягчению передозировки, также удовлетворение потребностей потребителей наркотиков-женщин. Нужно и важно продвигать и пропагандировать такие учреждения в ЦАР, но также продвигать передовую практику стран ЦА за пределами региона. Это может быть в виде описания таких учреждений и используемых подходов, а также организация посещения таких учреждений.

Существует потребность для практикующих специалистов посмотреть и поделиться опытом передовой практики в странах Центральной Азии, так как это может положительно повлиять на усовершенствоание существующей практики и установления связей и отношений. Воздействие и результаты посещения учреждений могут быть достаточно ощутимыми, если организовать такие выезды в учреждения для тех лиц, которые раньше вообще не выезжали, для ознакомления с передовой практикой.

Национальные и местные тренинги

Круг региональных и национальных заинтересованных сторон предоставляют тренинги для поставщиков услуг. Только программа CARHAP предоставила 16 национальных тренингов для 397 поставщиков услуг и поставщиков ТП в трех странах в 2008 г.. в Таджикистане, Республиканский Центр СПИД обучил и подготовил всех аутрич работников на 4-х дневных семинарах. Аналогично, в Казахстане национальная система обучения создана Респуликанским Центром СПИД для подготовки поставщиков услуг, которые получили гранты для предоставления услуг. В некоторых организациях, такие как World Vision, обучение и получение знаний привязаны к заработной плате и системе стимулирования кадров.

Национальные тренинги обычно не проходят аккредитацию, при этом больше внимания обращается на сертификацию и аккредитацию по мере того, как больше «формальных» профессий, как семейные врачи, участвуют в снижении вреда. В Узбекистане планируется интеграция предметов в формальные пост-дипломные программы и программы переподготовки врачей; ЮНОДК планирует работать в этом направлении и интегрировании снижения вреда в учебную программу подготовки социальных работников во всех четырех странах.

Основные пробелы в национальных тренингах сохраняются при подготовке персонала среднего и младшего звена из-за высокого уровня текучети кадров.

В ходе оценки были выявлены такие проблемы как отсутствие национальных тренингов на других языках, кроме русского языка, в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане.

Поставщики услуг должны рассмотреть возможность поощрения своих сотрудников стремиться к получению новых знаний через привязку к заработной плате/системе мотивации и знаний.

Аккредитация обучающих курсов и сертификация их участников не были признаны приоритетными в странах, кроме таких профессий, как медицинские и социальные работники, которые составляют исключение. Некоторые респонденты указали, что это было бы желательно, хотя в краткосрочном периоде, это может быть не так важно.

Тренинги для смежных услуг и агентств

В 2008 г., CARHAP обучила 600 специалистов в Кыргызстане. Тренинг для сотрудников пенитенциарной системы (в дополнение к медицинским работникам) был проведен в четырех странах AFEW и, как отмечается в отчетах, были далее распространены каскадным методом. Более того, в Кыргызстане были разработаны обучающие руководства по снижению вреда, наркопотреблению и ВИЧ/СПИД для Академии Министерства Внутренних Дел при участии редакционной коллегии под руководством Министра Внутренних Дел и были внедрены с начала 2009 г. Интегрированный курс был разработан и внедрен в систему повышения квалификации и усовершенствования компетенции сотрудников пенитенциарной системы в странах ЦА при поддержке AFEW.

Имеется определенный опыт обучения и подготовки семейных врачей, в том числе тех, которые напрямую не участвуют в работе по снижению вреда через тренинги и пост-дипломные курсы.. В Узбекистане есть большие планы подготовить много семейных врачей и интегрировать вопросы ВИЧ, наркопотребления в программы переподготовки медицинских кадров.

ЮНОДК планирует усилить работу по институционализации снижения вреда в официальную образовательную систему подготовки медицинских кадров, в том числе программы пост-дипломной подготовки и повышения квалификации в 2009-2010 гг..

В то время как предпринимается ряд инициатив, все еще острой остается потребность в обучении милиционеров, особенно тех, которые патрулируют на улицах.

Обучение и информирование большого количества врачей по вопросам наркотической зависимости будут рассмотрены, тем не менее, их тренеры/педагоги должны быть должным оразом подготовлены, а также разработаны соответствующие курсы, наряду с внедрением подходов, основанных на доказательствах и передовой региональной практике (при этом необходимо учитывать культурный контекст).

Координация работы среди доноров

На национальном уровне работают Технические Рабочие Группы по вопросам ПИНов при фасилитировании ЮНОДК, которые потенциально могут быть использованы для улучшения координации, если они получат достаточный оъем технической помощи и мандата.

На национальном уровне, национальные ассоциации по снижению вреда созданы во всех странах ЦА, кроме Узбекистана, тем не менее, необходимо инвестировать в усиление их потенциала.

Существует необходмиость дальнейшего укрепления сотрудничества среди поставщиков ТП.

Существующие национальные сети снижения вреда нуждаются в финансовой и технической помощи – для стратегического планирования, усиления своих структур, прозрачного финансового менеджмента, и внедрения внутренних и процедурных руководств/пособий в отношении передовой практики (особенно для тех, кто заинтересован стать основным реципиентом грантов Глобального фонда), чтобы помочь им проводить адвокацию и стратегию усиления потенциала, а также разработать тактические планы.

В целом, признана потребность в установлении связей и отношений между прогрессивными и передовыми специалистами в области снижения вреда.

Информационные инструменты

Выпускаются и издаются национальные бюллетени для освещения новостей, особенно в рамках деятельности, финансируемой Глобальным Фондом (по вопросам ВИЧ, ТБ, малярии). Также проекты издают определенные информационные листы. Большинство из них адресованы широкой общественности, не адресованы конкретно поставщикам услуг или защитникам/адвокатам снижения вреда.

При поддержке проекта «ПОТЕНЦИАЛ», были также разработаны вебсайты для определенного ряда групп. Например, Республиканский Центр СПИД в Казахстане имеет свою страницу в интернете, где новости регулярно обновляются, в том числе освещаются последние события, имеется богатая библиотека правовых и других документов, и т.д.. Предполагалось, что база данных carisa.info заполнит пробелы в координации информационных инструментов, базе данных тренингов, экспертов, до сих пор ее содержание остается незавершенным. В проекте также имеется достаточно хорошая база данных по СПИД-сервисным организациям. После завершения проекта «ПОТЕНЦИАЛ», будущее этой базы данных неизвестно.

Материалы по лечению наркомании отсутствуют, что вызывает серьезные информационные пробелы. Большинство наркологов не владеют средствами и навыками пользования интернетом. Более того, имеющееся ограниченное количество вебсайтов на русском языке по лечению наркомании, не всегда основаны на доказательствах и данную проблему необходимо решать. Статьи по доказательной базе зачастую являются неофициальным переводом. Необходимо внедрить более структурированный и лучше формализованный способ предоставления мирового опыта и знаний по данному вопросу, либо в виде научного журнала на русском языке. Также необходимо представить теорию и практику снижения вреда и лечение наркотической зависимости в журналах, издаваемых в странах ЦА.

В то время как имеющиеся инструменты охватывают достаточно большой спектр потребностей, подавляющее большинство респондентов отметили необходимость в хорошей информационной службе через интернет, где освещаются новости, имеется библиотека, ресурсы для адвокации, истории успеха и имеется возможность получить ответы на заданные вопросы о снижении вреда. Некоторые думают, что русского и английского языков будет достаточно, при этом другие отметили, что растет нереализованная потребность в ресурсах и материалах на национальных языках.

Также на региональном уровне существует неоходимость в регулярных информационных листах. Они нужны как в электронном и бумажном формате (или в формате, удобном для распечатки или размножения) для того, чтобы удовлетворить потребности НПО, которые зачастую имеют доступ к интернету и государственных учреждений, которые менее оснащены возможностями доступа к информационным материалам в интернете.

Поддержка работы по адвокации

Как было отмечено выше, существуют определенные структуры для адвокационной работы, такие как национальные сети снижения вреда и Технические Рабочие Группы по работе с ПИН, но они нуждаются в дальнейшем усилении в плане потенциала и их роли/мандата.

Работа по адвокации развивалась в течение многих лет. Значительный прогресс был достигнут в отношении внедрения новых услуг, в частности, низкопороговых услуг на базе сообществ и, в последние годы, также программы опиоидной заместительной терапии.

Неоходимо проводить долгосрочное планирование и определить приоритеты по адвокации снижения вреда. Также существует необходимость в совместных национальных планах по адвокации и содействии их реализации.

Политики и исполнительные органы в министерствах юстиции, внутренних дел и здравоохранения должны стратегически взаимодействовать и участвовать в диалогах по политике вопросов снижения вреда и наркополитике.

Документирование эффективности снижения вреда в ЦАР необходимо для того, чтоы получить местные доказательства достигнутого, как это можно улучшить и почему нужно продолжать оказывать поддержку снижению вреда. Необходимо распространить доказательства среди среди широкой общественности и они должны быть адресованы политикам, наркологам, и т.д. Такие доказательства и другие материалы по адвокации должны быть усилены для проведения работы по адвокации на местном, областном и национальном уровнях.

Существует насущная потребность в документировании интегрированной комплексной наркологии, основанной на доказательствах. В учетной документации должны быть указаны веские ссылки и и должны быть указаны авторитетные источники, такие как ВОЗ и ЮНОДК.

Тренинги по адвокации

Региональные и национальные тренинги были проведены в 2008 г.. Есть опытные тренеры по адвокации, а также есть инструменты для проведения тренингов по адвокации.

Инвестиции в адвокацию в виде тренингов не увенчались блестящей работой по адвокации. Поэтому их нужно подкреплять финансовой и технической поддержкой для проведения работы по адвокации.

Вовлечение коллег из правоохранительных органов, политиков может придать дополнительную ценность адвокации и усилиям по установлению диалога по политике.

Встречи по проведению диалога по политике

ЮНОДК и CAAP планируют определенные встречи по снижению вреда, которые включают политиков и технических экспертов в 2009 г.

Необходимо предпринимать усилия для вовлечения высокопоставленных политиков и представителей исполнительной власти, а также лиц, представляющих сообщества потребителей инъекционных наркотиков. В общем, потенциал встреч должен быть использован должным оразом с последующим отслеживанием, с привлечением опытных фасилитаторов, международных докладчиков по мере необходимости и рассмотрения вопросов политического характера. С стратегической точки зрения, важно привлекать экспертов из стран, которые используются в качестве модели в пользу или против программ снижения вреда (напр., Россия).

Поддержка представителей сообщества потребителей наркотиков и их роль в политике

В странах ЦА существуют несколько групп сообществ. Группы ЛЖВ лучше организованы и недавно они объединились в ЦА региональную сеть ЛЖВ. Группы ЛЖВ получают определенную поддержку через реализуемые проекты ГФ, другие инициативы.

Сообщества потребителей наркотиков получают меньше поддержки. Тем не менее, CARHAP выделил средства для усиления потенциала по вовлечению сообществ, как приоритетную задачу в оставшийся последний год своей деятельности (в Кыргызстане и Таджикистане).

Необходимо увеличить финансовую и техническую помощь для поддержки сообществ потребителей наркотиков и ЛЖВ. Необходимо признать и усилить их роль посредством их участия в СМКК, ключевых органах ведущих организаций.

  1. Отчет по оценке потребностей Для Центральноазиатского учебно-информационного центра по снижению вреда (1)

    Содержательный отчет
    В странах Центральной Азии накопился значительный объем опыта и уникальных экспертных знаний в области снижения вреда. Необходимо постоянно совершенствовать политику и практику и повышать качество и расширять охват услугами для смягчения
  2. Федерации Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина» (1)

    Документ
    «Через трупы врага на благо народа». «Кулацкая опера-4-56 ция» в Украинской ССР 1937-1941 гг.: в 2 т. Т. 1: 1937 г. Под­готовка приказа № 00447, первый этап «кулацкой операции» /
  3. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (1)

    Реферат
    Материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-право-вые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государ-ственного управления в условиях глобализации».
  4. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (2)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  5. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (3)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  6. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (4)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Отчет о выполнении медиа-плана по III астанинскому экономическому форуму на тему: «Устойчивый экономический рост в посткризисный период»

    Содержательный отчет
    С 1 по 2 июля 2010 года В Астане (Дворце Независимости) состоялся III Астанинский экономический Форум. В рамках Форума организовано и проведено 7 пресс-конференций и брифингов, интервью в конференц-залах Дворца Независимости.
  9. Информационный бюллетень №9 июнь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Мы подготовили доклад «Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир», чтобы, выявив основные тенденции, движущие их факторы, их направления и варианты взаимодействия, способствовать обдумыванию будущего в стратегическом ключе.

Другие похожие документы..