Отчет по оценке потребностей Для Центральноазиатского учебно-информационного центра по снижению вреда

2.4Другие услуги снижения вреда

Все страны распространили низкопороговые услуги для потребителей инъекционных наркотиков, достигнув среднего уровня охвата потребителей инъекционных наркотиков (20-60 % охвата в соответствии с определением ВОЗ/ЮНОДК/ЮНЕЙДС). Спектр предоставляемых услуг включали базовые услуги на базе пунктов обмена игл, такие как доступ к чистым иглам и сбор использованных игл, направления для ДКТ на ВИЧ (или даже проведение ДКТ на базе пункта), предоставление презервативов и консультирование. Во всех странах есть специализированные программы для работников коммерческого секса, охватывая также тех, которые потребляют инъекционные наркотики. В рамках пилотных программ были внедрены подходы по ведению случаев, обучение и предоставление налоксона для профилактики и ведения случаев передозировки, а также вмешательства или мероприятия, с использованием подходов «от друга к другу» были внедрены при финансовой и технической поддержке международных исполнительных агентств. Учитываются специальные потребности и нужды лиц, потребляющих наркотики, таких как бывшие заключенные и женщины, и такие нужды удовлетворяются благодаря определенным видам услуг в Таджикистане и Кыргызстане. Используются инновационные подходы для внедрения схем обмена игл на базе аптек. В Узбекистане, налоксон был включен в национальный перечень жизненно важных лекарств, и с учетом этого, расходы на данный препарат могут быть покрыты из государственного бюджета. Пока данный препарат можно получить у наркологов и в отделениях неотложной помощи. Практика предоставления налоксона напрямую сообществам потребителей наркотиков, друзъям и семьям еще широко не расространена, хотя была успешно реализована пилотная программа в Хороге, Таджикистан. При поддержке CARHAP в Кыргызстане начат пилотный проект по предоставлению налоксона работниками пунктов программ снижения вреда, реализуемых государственными учреждениями здравоохранения.

Пока еще нет увязки между «низкопороговыми» программами и лечением ВИЧ. В рамках реализуемых программ пока еще существует необходимость лечения гепатита С, доступ к лечению которого пока еще отсутствует. В последнее время все больше внимания обращается таким вопросам как усиление взаимосвязей между туберкулезом и ВИЧ услугами с тем, чтобы помочь потребителям наркотиков с множественными сочетанными заболеваниями.

В большинстве стран, НПО и государственные учреждения реализуют программы обмена игл. Только в Узбекистане, подавляющее большинство из 237 пунктов доверия, расположены при больницах и, в последнее время, перешли под юрисдикцию национальной системы Центров СПИД. Эффективность используемых подходов для максимального охвата потребителей наркотиков в регионе еще не была тщательно анализирована. Хотя в Таджикистане, адресная социальная работа, как аутрич работа, является основной движущей силой для привлечения клиентов, при этом до 80 % клиентов обращаются благодаря аутрич работе. В муниципальной программе г. Алматы (Казахстан), было отмечено, что аутрич работа также является основным средством привлечения клиентов. Несмотря на свою эффективность, статус аутрич работников как профессии, пока еще не институционализирован. Хотя данная единица и включена в штатное расписание и политику, и разработаны стандарты для подготовки таких специалистов (т.е. 2-х дневное обучение в Центре СПИД в Таджикистане). Аналогично в Узбекистане, статус социального работника пока еще не институционализирован.

В Узбекистане, были разработаны стандарты в отношении услуг снижения вреда (низкопороговые программы), но пока Министерство здравоохранения еще их не утвердило. Такие стандарты существуют в Казахстане и Кыргызстане. Были разработаны системы мониторинга и оценки (МиО). В Кыргызстане, утверждение единой национальной системы МиО было запланировано на август 2009 г.. В Узбекистане, собранные данные в рамках деятельности ПАРК, которая выполняет аналитическую функцию для СМКК, теперь включают данные из НПО и они будут использованы для анализа эффективности программ.

Качество программ признано как одна из важных задач и в трех странах разрабатываются специальные инструменты, а в Кыргызстане и Таджикистане они уже пилотированы.

В отношении поставки шприцев наблюдаются определенные трудности. Во время посещения одного из пунктов доверия в Ташкенте, Узбекистан, не было шприцев в наличии в течение больше, чем один месяц, и менеджер и аутрич работники не располагали никакой информацией о том, когда ситуация может измениться.

Талица 3. Доступные «низкопороговые» услуги по снижению вреда

Страна

Тип услуг

Реализуется

Охват

Основные услуги

Казахстан

Стационарная аутрич работа

В основном государственными организациями (СПИД центры), но также и НПО

35% в 2008 г. (168 пунктов в 2009 г.)

Иглы и другие материалы для инъекционного потребления наркотиков, презервативы ДКТ или направления на ВИЧ тесты, направление к врачу, консультации «от друга к другу» или «равный равному, информационные материалы. Специализированные программы для работников коммерческого секса. Некоторые программы по ведению случаев, интегрированное ведение ВИЧ/ТБ.

Кыргызстан

Стационарная аутрич работа, а также организована работа через аптеки

26 НПО32 и 23 государственые учреждения

60.9% ПИНов за пределами пенитенциарной системы в конце 2008 г. 33

Чистые иглы и другие материалы для инъецирования, презервативы, направления в другие службы, ДКТ при ВИЧ или направления, информационные материалы, юридическое консультирование, психологическое консультирование.

Интегрированные программы для секс раотников, бывших заключенных, женщин-потребителей наркотиков, профилактика передозировки. Некоторые программы по ведению случаев, ВИЧ/ТБ

Таджикистан

Стационарная аутрич работа, некоторые предоставляют мобильные услуги (в том числе ездят на велосипедах)

24 государственные организации, 14 НПО

Нет данных (38 пунктов)

Чистые иглы и материалы для инъецирования, презервативы , направления в другие службы, ДКТ на ВИЧ или направления, информационные материалы.

Специальные программы для секс раотников, бывших заключенных. Некоторые программы по ведению случаев, ВИЧ/ТБ, профилактика передозировки.

Узбекистан

В основном стационарные пункты с аутрич работниками, некоторые услуги предоставляются мобильной командой

В основном государственные учреждения в структуре СПИД Центров (расположенных при больницах), одна НПО

35% в 2008 г. (237 пунктов доверия в структуре СПИД Центров)

Чистые иглы и материалы для инъецирования, презервативы, направления в другие службы, ДКТ при ВИЧ или направления, информационные материалы.

Интегрированные программы для секс раотников. Некоторые программы по ведению случаев, ВИЧ/ТБ.

2.5Снижение вреда в пенитенциарной системе

Программы ОЗТ действуют в учреждениях пенитенциарной системы в Кыргызстане. По словам главного врача, программа ОЗТ реализуется в исправительной колонии No 47, в июле 2009 г. в трех колониях пенитенциарной системы 122 пациента имели доступ к ОЗТ, и общее число клиентов в течение указанного периода, начиная с августа 2008 г. составляло 160. В настоящее время программы реализуются в исправительных учреждениях и СИЗО. В то время как программа успешно реализуется и получает поддержку и помощь со стороны Республиканского Центра Наркологии, на программу негативно повлияло 25-дневное прерывание поставок метадона в страну. С расширением опыта лечения возникают некоторые клинические вопросы (н-р, большое число пациентов теряют вес и около 10-15% пациентов страдают от геморроя). В остальных трех странах Центральной Азии пока еще отсутствует опиоидная заместительная терапия.

Программа обмена игл также реализуется только в тюрьмах Кыргызстана, но такой программы нет в Казахстане, Таджикистане или Узбекистане. Один опрошенный, тем не менее отметил, что чистые иглы и презервативы доступны в медицинских пунктах пенитенциарной системы в Узбекистане. В Кыргызстане было открыто 14 пунктов обмена шприцев в 10 исправительных учреждениях и в одной колонии.

В исправительных учреждениях всех стран были открыты учреждения или пункты добровольного консультирования и тестирования. Существуют и другие наркологические службы (в Узбекистане, в основном, предусмотрено обязательное наркологическое лечение), но, в основном, они сводятся к детоксификации и профилактике наркопотребления, а также предоставление информации о ВИЧ. В Узбекистане, лица, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, уже обучены и информированы о ВИЧ, и затем, проверяются их знания. Некоторые представители НПО выразили обеспокоенность в отношении качества обучения и проверки знаний, а также спектра освещаемых проблем и вопросов. В Узбекистане, как и в других странах, очень трудно для НПО получить доступ в исправительные учреждения. Такие проблемы были отмечены в Таджикистане. В Кыргызстане, с другой стороны, одна группа гражданского общества, работающая в исправительных учреждениях, в сотрудничестве с Министерством Юстиции и его Главным Управлением Исполнения Наказаний, установили долгосрочные отношения сотрудничества и взаимодейтсвия.

2.6Адвокация снижения вреда, объединение в сети, финансирование

В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане существуют национальные сети, занимающиеся вопросами снижения вреда. Объединение в сети в целях снижения вреда очень хорошо развито в Кыргызстане, где поставщики услуг снижения вреда и специалисты по адвокации объединились в Ассоциацию “Партнерская Сеть” и сообщества объединили свои усилия в рамках Сети Снижения Вреда. Ассоциация объединяет 26 организаций-членов сети и не имеет стратегического плана. Сеть функционирует в соответствии с рабочим планом, в котором основное внимание уделяется качеству ДКТ и их расширению. Также сеть находится в процессе организационного развития для того, чтобы подготовиться стать основным реципиентом в пердстоящем раунде ГФ. Также сеть оказывает помощь и поддержку организационному развитию ряда НПО и сообществу ЛЖВ. В будущем, они планируют работать больше по проблеме ВГС. Сеть Снижения Вреда, которая объединяет сообщества лиц, потребляющих наркотики и людей, живущих с ВИЧ, разработали свою стратегию и работают в сфере адвокации, усиления потенциала своих членов и реализуют определенные инициативы. Также существует более широкое объединение/союз организаций, сотрудничающих в сфере ВИЧ, так называемая Ассоциация НПО “АнтиСПИД.” Наличие нескольких сетей в небольшой стране не способствовало их более оперативному сотрудничеству в целях адвокации снижения вреда и усиления потенциала, но при этом сотрудничество и взаимоотношения между ними крепнут.

В Таджикистане, национальная сеть снижения вреда имеет низкий потенциал, в нее входят 7 организаций-членов и, в настоящее время, она переживает реструктуризацию. Она принимает участие на встречах/совещаниях и является членом СМКК, но не имеет четкой программы и повестки адвокации. В Казахстане, национальная Ассоциация Организаций, работающих в сфере ВИЧ/СПИД и потребления наркотиков, объединяет 16 организаций из 12 областей. Они участвуют в заседаниях СМКК и фокусируются на создании системы профессионального роста организаций-членов ассоциации.34 В Узбекистане, существует Национальная ассоциация НПО, работающая по широкому кругу вопросов. Она выступит в качестве основного реципиента в рамках механизма финансирования «удвоенного отслеживания» по компоненту уязвимых групп, включая снижение вреда, если заявка, поданная через Механизм непрерывного финансирования (по-английски, Rolling Continuation Channel), будет одобрена Глобальным фондом. Если она будет одобрена, объединение в сети в стране значительно усилится.

Основные задачи адвокации должны включать усиление политической поддержки снижения вреда политиками и другими руководителями на национальном и суб-национальном уровнях. Достижение понимания о снижении вреда в системе правоохранительных органов, в том числе на уровне высшего руководства и операционных сотрудников правоохранительных органов, является другой важной задачей, обозначенной во всех странах. Документация эффективности и экономичности услуг по снижению вреда обозначена как необходимая составляющая адвокации во всех странах. Для этого необходимо укреплять и улучшать системы мониторинга и оценки (МиО), что и запланировано. Более того, существует необходимость усилить потенциал по интерпретации данных МиО для отслеживания результатов, анализа издержек/сэкономленных средств и показать воздействие оказываемых услуг, а также использовать их для улучшения качества услуг. В Кыргызстане, определена важная задача по адвокации - это добиться признания НПО, работающих в сфере снижения вреда, как партнеров, и предусмотреть финансовую поддержку их деятельности. Закупки препаратов в рамках опиоидной заместительной терапии необходимо улучшить и проводить активную адвокацию данного вопроса. В Кыргызстане, НПО начнут отслеживать расходы Глобального фонда, а также работу по улучшению представленности НПО в СМКК и СМИ. Некоторые партнеры в Кыргызстане готовы к более конструктивной конфронтации, другими словами, к более агрессивной адвокации. Другие задачи адвокации включают рассмотрение вопросов прав человека в отношении лиц, потребляющих наркотики и способствовать действенному вовлечению сообществ лиц- наркопотребителей.

Большинство финансирования предоставления услуг по снижению вреда поступает со строны Глобального фонда. Например, в Кыргызстане это составляет 80% от всего объема финансирования таких услуг. Другие источники финансирования, которые способствуют становлению и развитию специфичных услуг включают: CARHAP/DFID (в Кыргызстане, Таджикистане, и ранее в Узбекистане по внедрению новых услуг, пилотированию систем контроля качества, разработка стандартов снижения вреда, обучающие инструменты); СПИД Фонд Восток-Запад (AFEW) (во всех странах по внедрению схемы лечения сочетанной инфекции ТБ/ВИЧ, по ведению случаев, деятельность в пенитенциарной системе); небольшое государственное финансирование (н-р, финансирование мэрии г. Алматы). В Узбекистане, проект при финансировании ГФ оказывает поддержку только 100 пунктам доверия, а остальные >100 пункты доверия работают при поддержке международного и государственного финансирования. Существует необходимость в постоянной адвокации повышения государственного финансирования и планировании долгосрочной устойчивости программ.

Доноры, межправительственные агентства, такие как ЮНОДК, ВОЗ, ЮНЕЙДС, а также международные организации, такие как, CARHAP, AFEW, CAAP, играют важную роль в адвокации. Национальные ассоциации начинают проводить работу по адвокации, но нуждаются в постоянной поддержке для того, чтобы в будущем играть более значимую роль. На местах имеются структуры, которые могут быть использованы для развития работы по адвокации снижения вреда, такие как технические рабочие группы по работе с ПИН, но их потенциал пока еще не был полностью реализован. При дополнительной административной поддержке, при наличии четкой программы и консенсуса партнеров использовать такую структуру, потенциально они могут стать основными органами по планированию адвокации и координации деятельности в отношении технической поддержки на национальном уровне.

  1. Отчет по оценке потребностей Для Центральноазиатского учебно-информационного центра по снижению вреда (1)

    Содержательный отчет
    В странах Центральной Азии накопился значительный объем опыта и уникальных экспертных знаний в области снижения вреда. Необходимо постоянно совершенствовать политику и практику и повышать качество и расширять охват услугами для смягчения
  2. Федерации Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина» (1)

    Документ
    «Через трупы врага на благо народа». «Кулацкая опера-4-56 ция» в Украинской ССР 1937-1941 гг.: в 2 т. Т. 1: 1937 г. Под­готовка приказа № 00447, первый этап «кулацкой операции» /
  3. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (1)

    Реферат
    Материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-право-вые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государ-ственного управления в условиях глобализации».
  4. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (2)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  5. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (3)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  6. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (4)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Отчет о выполнении медиа-плана по III астанинскому экономическому форуму на тему: «Устойчивый экономический рост в посткризисный период»

    Содержательный отчет
    С 1 по 2 июля 2010 года В Астане (Дворце Независимости) состоялся III Астанинский экономический Форум. В рамках Форума организовано и проведено 7 пресс-конференций и брифингов, интервью в конференц-залах Дворца Независимости.
  9. Информационный бюллетень №9 июнь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Мы подготовили доклад «Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир», чтобы, выявив основные тенденции, движущие их факторы, их направления и варианты взаимодействия, способствовать обдумыванию будущего в стратегическом ключе.

Другие похожие документы..