Отчет по оценке потребностей Для Центральноазиатского учебно-информационного центра по снижению вреда

Большинство инвестиций в техническую помощь и обучение было сделано теми самыми агентствами, которые предоставляют финансовые ресурсы для предоставления услуг. Межправительственные агентства, такие как ЮНОДК, ВОЗ и ЮНЭЙДС, также предоставляют основную техническую помощь в таких направлениях, как пилотирование ОЗТ, разработка клинических протоколов, проведение адвокации и политического диалога по общим вопросам снижения вреда среди руководителей в секторе здравохранения и других секторах. Инициативы других организаций и программ, такие как «ПОТЕНЦИАЛ», Международная программа развития снижения вреда (IHRD) и Фонд Сороса, направляют свои усилия на такие вопросы, как организационное управление и адвокация, соответственно.

В странах Центральной Азии имеются большие потребности в технической помощи и обучении, но не все эти потребности должны быть охвачены Центром. Центр должен определить роль для себя с целью максимизации «дополнительной ценности» как организация с региональным масштабом деятельности. Во всех направлениях своей деятельности жизненно важно, чтобы Центр не дублировал деятельность и усилия других организаций, а скорее взаимодополнял их. Центр в своем становлении должен быть преобразован в “центр совершенствования”, предоставляя самые эффективные инструменты, опыт, практику и специалистов для использования в регионе, продвигая использование существующих эффективных ресурсов и заполняя пробелы или устраняя недостатки, при необходимости. Центр должен осуществлять свою деятельность в следующих направлениях: предоставление инструментов и методологической поддержки для проведения обучения и предоставления технической помощи; обучение и подготовка тренеров и технических ассистентов; оказывать поддержку (национальным) тренингам и техническую помощь для руководителей и сотрудников службы снижения вреда; стать хранилищем обучающих материалов для руководителей и сотрудников смежных служб (правоохранительные органы, и т.д.); обмен информацией и объединение в сети; а также поддерживать информированный политический диалог по снижению вреда. Конкретные рекомендации (страницы 33-38) включают возможные роли и виды деятельности для Центра на 20-летний период. На основе этих рекомендаций будет разработан бизнес план Центра. На встрече заинтересованных сторон в сентябре 2009 были рассмотрены данные рекомендации и завершена разработка бизнес плана для Центра. Результаты деятельности Центра пройдут оценку после 1 года деятельности, а после 2-х лет - роль должна быть пересмотрена с учетом контекста текущих потребностей и среды.

1Цель и методология

Отчет написан с целью описать потребности в усилении потенциала и возможности удовлетворения таких потребностей для того, чтобы оказать поддержку имеющимся и будущим эффективным наработкам в области снижения вреда в четырех странах Центральной Азии. Предполагается предоставить информацию для поставщиков технической помощи, доноров и, непосредственно, Центральноазиатскому учебно- информационному центру по снижению вреда, о приоритетах усиления потенциала, а также о возможности совместной деятельности заинтересованных сторон в регионе для достижения эффекта синергии. Данный отчет был подготовлен по заказу Проекта по контролю СПИД в Центральной Азии (CAAP).

В рамках данного отчета, снижение вреда, как определено Евразийской сетью снижения вреда, это комплекс политики, программ, услуг и мер, которые призваны снизить вред от наркотиков для отдельных лиц, сообществ и общества в целом. Цели деятельности по снижению вреда включают следующее:

  • Укрепление здоровья (т.е. улучшить доступ к профилактике и лечению таких инфекций, как ВИЧи гепатит, случаев абсцесса/гнойников, или передозировки, и доступ к услугам психического здоровья или лечения наркотической зависимости)

  • Социальные проблемы (т.е. противодействие социальной изоляции и стигме, поддержка мобилизации сообщества)

  • Вопросы справедливости/безопасности (т.е. снижение уровня преступности, совершаемых из-за наркотиков, декриминализация потребителей наркотиков, продвижение прав гражданина и человека, в том числе право на здоровье)

  • Экономические проблемы (т.е. снижение уровня безработицы, текучести кадров, а также использование бюджетных средств на реализацию неэффективной наркополитики или политики, приводящую к обратным результатам)

Данная оценка была проведена с июня по июль 2009 г., в ходе которой была изучена учетно-отчетная документация при поддержке регионального и страновых офисов CAAP, а также Центральноазиатского учебно-информационного центра по снижению вреда. Были проведены интервью во время посещений стран в регионе. Для сбора данных был использован полуструктурированный опросник. В тех случаях, когда не удавалось провести интервью лично с респондентом, были сделаны запросы через телефонные звонки и электронную почту, для получения мнения экспертов и фактической информации (Не удалось посетить Кыргызстан из-за определенных объективных обстоятельств). Всего 47 экспертов из четырех стран Центральной Азии и международных агентств было опрошено посредством интервью или в ходе общения. В приложении приводится список опрошенных респондентов. Кроме этого было проведено картирование через интернет. Отчет прошел оценку партнеров в августе и был представлен на рассмотрение на встрече в сентябре 2009 г.

В дополнение к отчету, в результате оценки были разработаны следующие продукты: бизнес план для Центральноазиатского учебно-информационного центра по снижению вреда, предварительный список экспертов, список тренингов, проведенных и запланированных на период 2008-2010 гг., список текущих доноров, исполнительных агентств и действующих проектов, направленных или охватывающих вопросы снижения вреда в Центральной Азии.

Данная оценка была проведена Шоной Шоннинг и Раминтой Штуйките в тесном сотрудничестве с Айнурой Есенамановой и Эриком Ирискулбековым, сотрудниками Центральноазиатского Учебно-информационного центра, а также при содействии Чынары Сейталиевой, Татьяны Сурдиной и их коллег из проекта CAAP. Данный отчет был бы невозможен без участия и поддержки многочисленных заинтересованных сторон в регионе.

2Обзор реализации снижения вреда

2.1Потребление инъекционных наркотиков, виды рискованного поведения и вреда

В странах Центральной Азии, по оценочным данным, сообщается о среднем и низком уровне распространенности потребления инъекционных наркотиков. Проблемные потребители наркотиков это, в основном, потребители опиоидов, при этом, героин является основным наркотиком, который выбирают для парентерального введения. В 2006 г., по оценкам ЮНОДК, уровень распространенности потребления инъекционных наркотиков на национальном уровне составлял 0.45% среди взрослого населения в Таджикистане и 0.96% в Казахстане.67 Общее количество потребителей инъекционных наркотиков во всех четырех странах составляет 220 000. Средний возраст начала потребления инъекционных наркотиков варьирует от 16.5 до 19 лет. Данные показывают, что большинство лиц, являющихся проблемными наркопотребителями, это представители мужского пола. В результате исследования ЮНОДК было выявлено, что 13.9% проблемных потребителей наркотиков в странах Центральной Азии составляют представительницы женского пола. Подавляющее большинство лиц, проблемных наркопотребителей, как минимум, имеют среднее образование. Почти одна треть из них это безработные. В Казахстане, растет потребление стимуляторов типа амфетамин; 69% лиц, проблемных наркопотребителей, сообщают об опыте потребления метамфетамина.

Рискованная практика потребления инъекционных наркотиков все еще наблюдается во всех странах Центральной Азии, при этом, только 37-41% лиц, потребляющих инъекционные наркотики сообщили, что пользовались стерильными иглами во время последнего эпизода инъецирования в 2007 г.. В Кыргызстане, процент людей, использующих безопасную практику наркопотребления, увеличился в 2006 по сравнению с 2005 г. В Казахстане и Таджикистане ситуация кардинально улучшилась в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом, при этом наблюдалось небольшое снижение в 2007 г..8 В результате исследования ЮНОДК, был выявлен целый перечень видов рискованного поведения при инъекционном потреблении наркотиков, включая совместное использование воды, ваты или игл; практику не обработки или чистки игл; и использование одного варочного аппарата, и т.д.. Принимая во внимание различия между странами, в целом, существует необходимость дальнейшего улучшения поведения и практики потребления инъекционных наркотиков. В отношении сексульной практики или половых отношений ПИН, имеется меньше информации.

Во всех 4 странах, инъекционное потребление наркотиков остается основным путем передачи ВИЧ и уровень распространенности ВИЧ среди ПИНов9 варьирует между 3.9% в Казахстане и 19.4% в Таджикистане. Во всех странах, кроме Казахстана, уровень распространенности ВИЧ среди ПИН составляет свыше 5%, что означает, что в этих странах удалось «сконцентрировать» эпидемию ВИЧ. Самый высокий уровень распространенности вирусного гепатита С (ВГС) среди ПИН составляет 50.9% в Кыргызстане.1011 Данные об уровне распространенности ВГС в других странах отсутствуют, хотя, одна программа в Узбекистане сообщила о более низком уровне распространенности, примерно 30%, среди своих клиентов. Передозировка обычно является основной причиной смертности среди потребителей опиоидов и, по сообщениям, имеется ограниченный доступ к эффективным средствам профилактики (налоксон). В отчете Евразийской сети снижения вреда (ЕССВ) сообщается, что такая проблема наблюдается в Кыргызстане и Таджикистане.12 Доступ к лечению ВИЧ существенно улучшился за последние годы. Доступ к лечению гепатита C остается низким в Кыргызстане, при этом, на такое лечение вообще не выделяются средства из государственного бюджета. По словам руководителя Республиканского Центра СПИД, в Узбекистане предпринимаются определенные предварительные меры по внедрению лечения гепатита С у лиц с сочетанной инфекцией ВИЧ/ВГС. Другими распространенными заболеваниями среди ПИН являются гепатит B, инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), проблемы с венами, туберкулез и проблемы психического здоровья. Социальные и правовые вопросы также являются серьезной проблемой, такие как утерянные документы, удостоверяющие личность, отсутствие жилья, и безработица.13

Спрос на лечение наркотической зависимости остается высоким. В Узбекистане, например, примерно 67% проблемных наркопотребителей нуждаются в лечении.14

Большое число лиц, потребляющих наркотики, отбывают срок в местах лишения свободы. В 2006-2008 гг., примерно 5-25% заключенных прошли диагностику на наркотическую зависимость и, по оценкам, было выявлено, что 30-35% лиц, отбывающих наказание в тюрьмах, являются потребителями наркотиков. Определенное количество людей, отбывающих срок в тюрьмах, заражаются ВИЧ инфекцией до тюремного заключения (до 30% всех ЛЖВ находятся в тюрьмах и 20-50% всех зарегистрированных случаев ВИЧ были выявлены в тюрьмах).15

2.2Нормативно-правовая среда, наркополитика и ВИЧ

Большинство опрошенных экспертов отметили, что политическая поддержка деятельности снижения вреда, особенно со стороны парламентов и министерств стран региона, необходимо усилить во всех четырех странах, хотя и имеются примеры открытой политической поддержки, такие как недавнее заявление депутатов Парламента Кыргызской Республики, сделанное на международной арене, после серии консультаций с национальными заинтересованными сторонами.16

Во всех четырех странах, снижение вреда, в определенной степени, институционализировано в национальные системы, обычно как неотъемлемая часть ответных мер стран на ВИЧ/СПИД.171819 В Узбекистане, это четко изложено в Национальной Программе по борьбе с наркоманией и наркотрафиком.

В других документах также упоминается о снижении вреда или даже разрабатываются руководства/пособия для этого, такие как Приказ Министра Здравоохранения «О штатной структуре центров по профилактие и борьбе со СПИД» в Казахстане20, а также Указ Президента, в котором определена роль Центров СПИД в Узбекистане21.

Система лечения наркотической зависимости обычно включает ряд элементов снижения вреда, но не всегда низкопороговые программы. Исключение составляет Кыргызстан, где в центрах наркологии производят обмен игл и предоставляют консультирование о методах безопасной практики. Также в Таджикистане, недавний приказ министра здравоохранения о наркологической службе, включал внедрение практики обмена шприцев в спектр услуг, предоставляемых наркологическими клиниками в рамках финансирования 8 раунда гранта Глобального фонда. Системы служб наркологии продолжают вести учет потребителей наркотиков, практика, как известно, препятствующая доступу к уходу и лечению, что в некоторых случаях, как например в Узбекистане, закреплено законодательно.

Повышенная поддержка со стороны правительств государств деятельности по снижению вреда демонстрируется через определенные объемы государственного финансирования таких услуг. Например, заработная плата некоторых «аутрич» работников, работающих в городских Центрах СПИД, финансируется из муниципального бюджета города Алматы. В Узбекистане, ряд низкопороговых служб или пунктов (так называемые пункты доверия) получают определенную поддержку из государственного бюджета.

Все страны, подписавшие конвенции и договора ООН по наркотикам, разработали нормативно-правовые акты и законы для борьбы с оборотом наркотиков и решения проблем, имеющих отношение к наркотикам, в своих Административных и Уголовных Кодексах. В то время как в Кыргызстане проведена гуманизация уголовных кодексов и нормативно-правовых актов, тем не менее, в других странах продолжают действовать законодательные барьеры для осуществления деятельности по снижению вреда. Например, в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, наличие при себе чрезвычайно малых доз героина, подлежит уголовному преследованию, и такая практика закреплена законодательно. По словам одного из опрошенных, это препятствует возврату использованных шприцев клиентами по обмену игл, так как они содержат небольшое количество наркотиков. Это делает среду потребления наркотиков менее безопасным, так как зараженные шприцы не утилизируются должным образом. Это также создает трудности для служб в плане достижения индикаторов, приведенных в перечне услуг, предоставляемых при финансировании ГФСТМ, в рамках которых необходимо сообщать о количестве возвращенных шприцев. По словам опрошенных лиц, ни в одной из стран, потребление незаконных наркотиков не входит в разряд противозаконных.

  1. Отчет по оценке потребностей Для Центральноазиатского учебно-информационного центра по снижению вреда (1)

    Содержательный отчет
    В странах Центральной Азии накопился значительный объем опыта и уникальных экспертных знаний в области снижения вреда. Необходимо постоянно совершенствовать политику и практику и повышать качество и расширять охват услугами для смягчения
  2. Федерации Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина» (1)

    Документ
    «Через трупы врага на благо народа». «Кулацкая опера-4-56 ция» в Украинской ССР 1937-1941 гг.: в 2 т. Т. 1: 1937 г. Под­готовка приказа № 00447, первый этап «кулацкой операции» /
  3. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (1)

    Реферат
    Материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-право-вые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государ-ственного управления в условиях глобализации».
  4. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (2)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  5. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (3)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  6. Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации 29 октября 2010 года Астана, 2010 (4)

    Реферат
    В сборнике помещены материалы Международной научно-практической конференции «Государственно-правовые основы политической системы Республики Казахстан и ее влияние на сферу государственного управления в условиях глобализации», проведенной
  7. Учебное пособие для вузов (9)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов
  8. Отчет о выполнении медиа-плана по III астанинскому экономическому форуму на тему: «Устойчивый экономический рост в посткризисный период»

    Содержательный отчет
    С 1 по 2 июля 2010 года В Астане (Дворце Независимости) состоялся III Астанинский экономический Форум. В рамках Форума организовано и проведено 7 пресс-конференций и брифингов, интервью в конференц-залах Дворца Независимости.
  9. Информационный бюллетень №9 июнь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Мы подготовили доклад «Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир», чтобы, выявив основные тенденции, движущие их факторы, их направления и варианты взаимодействия, способствовать обдумыванию будущего в стратегическом ключе.

Другие похожие документы..