Итоги переходного периода муниципальной реформы и пути совершенствования местного самоуправления в Томской области

Итоги переходного периода муниципальной реформы и пути совершенствования местного самоуправления в Томской области

А.М. Емельянов, Председатель Совета муниципальных образований Томской области, глава Кожевниковского района

Уважаемый Виктор Мельхиорович! Уважаемые коллеги! Уважаемые, гости и приглашенные!

Мы переживаем непростое и неоднозначное для российского местного самоуправления время. Трудным был 2008 год, нет оснований рассчитывать, что 2009-й год будет легче.

Но нет ничего более стойкого, чем местное самоуправление, опирающееся на неиссякаемый человеческий потенциал. Поэтому мы можем и должны сегодня не только оценить практику переходного периода по реализации муниципальной реформы, но и предложить пакет мер по совершенствованию существующей муниципальной практики, определить пути нашего развития с учетом финансового кризиса.

Сегодня, при всех неизбежных издержках и оговорках, нельзя отрицать главного - муниципальная реформа в Томской области, как и в России в целом, состоялась.Впервые публичная власть начала полноценно работать на самом близком к населению уровне в масштабах сельских и городских поселений. И можно смело сказать, что поселенческие органы местного самоуправления заработали и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах. За три года ими накоплен определенный опыт функционирования, который, конечно же, требует дальнейшего развития и совершенствования.

Надо признать и тот факт, что общая социально-экономическая ситуация в стране, на фоне которой осуществлялись процессы реформирования в переходный период, в основном благоприятствовала стабилизации экономики муниципальных образований Томской области.

Прорывные направления, связанные с реализацией федеральных, областных и районных программ по строительству и капитальному ремонту жилья, улучшению жилищных условий граждан укрепили положительные тенденции в развитии территорий.

2008 год стал стартовым для исполнения Программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Политика органов государственной власти области в плане социально-экономического развития муниципальных образований, совместные усилия органов местного самоуправления, бизнеса, общественности позволили муниципальным образованиям закрепить в 2008 году позитивные тенденции экономического развития своих территорий.

Как следствие, увеличился объем промышленного производства в малом бизнесе, платных услуг, розничной торговли, появились новые рабочие места, дополнительные поступления налогов в муниципальные бюджеты.

В поселениях уменьшалось количество брошенного жилья. Хотя цены на жильё росли, шло активное индивидуальное жилищное строительство.

Результатом практической реализации национальных проектов стало укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, увеличение объема диагностических и лечебных возможностей, улучшение качества медицинских услуг, создание условий для рождения здоровых детей, внедрение инновационных образовательных технологий.

В 2008 году исполнялись без задолженности все социально значимые расходы.

Уважаемые коллеги!

Оценить влияние финансового кризиса на ход реформы местного самоуправления мы сможем только спустя какое-то время. Несомненно, финансовый кризис внесет коррективы в нашу работу. Поэтому в своем докладе я хочу отказаться от традиционного отчета о деятельности Совета. Отчет у Вас на руках. Да и все мы являемся участниками проектов и мероприятий, проводимых Советом.

Я не хочу сегодня заострять внимание на «проблемных узлах» муниципальной практики, они изложены в докладе Губернатору, который мы с вами писали и обсуждали, его печатное издание - у вас на руках, о них будут говорить сегодня выступающие. Тем более что «проблемные узлы» в реализации наших полномочий, в основном, возникают из-за несовершенства Федерального законодательства инесоответствия финансово-экономической базы муниципальных образований объему исполняемых полномочий.

Я хочу остановиться на путях совершенствования муниципальной практики, заострить внимание на неиспользуемых нами возможностях и ресурсах.

«Один в поле не воин» - этот универсальный принцип свою особую остроту приобретает именно на уровне местного самоуправления. «Объединяйтесь!», - вот лозунг, который должен быть вышит на знамени российского местного самоуправления. Объединяйтесь не ресурсами, которых у каждого из нас и без того не хватает. В первую голову объединяйтесь возможностями, которые – если вглядеться – у муниципалов безграничны. А само объединение – это важнейшее средство введения этих потенциальных возможностей в реальный муниципальный оборот. С этой точки зрения межмуниципальное сотрудничество и межмуниципальную кооперацию сложно переоценить.

Многочисленные поправки в 131-й закон расширили сферы пересечения полномочий муниципальных районов и поселений. Создалась ситуация, в которой по ряду сфер практически невозможно определить, кто, за что и в какой мере отвечает. В условиях разграничения полномочий на уровни муниципальный район-поселение, это ведет к конфликту интересов.

Где же выход? Многие вопросы местного значения, и в первую очередь по «организации библиотечного обслуживания населения», «созданию условий для организации досуга», «градостроительства и архитектуры», «утилизации твердых бытовых отходов» можно и нужно решать без централизации полномочий - на условиях межмуниципальной кооперации.

Попытки создания межмуниципальных культурно-досуговых учреждений в нашей области есть. Но фактически они являются разновидностью все тех же учреждений районного уровня. К сожалению, практики юридически грамотного создания межмуниципальных организаций по исполнению полномочий, как и положено, с долевым участием поселений, района, с разграничением функций, объема ответственности и механизмом влияния каждого участника на процесс исполнения полномочий, пока мало. Наша задача ее наработать. Тогда поселение и район станут по- настоящему партнерами.

В законодательстве Российской Федерации появилась возможность создания новой организационно-правовой формы – автономных учреждений. Их финансовое обеспечение из местных бюджетов осуществляется только на основе муниципального задания и договоров возмездного оказания услуг населению. В результате преобразования бюджетных учреждений в автономные возможна экономия средств местных бюджетов на выполнение муниципальных социальных услуг при повышении качества их предоставления населению. Эта организационно-правовая форма хорошо подходит для объединения возможностей муниципальных образований на совместное решение вопросов местного значения. Правда, пока процесс преобразования бюджетных учреждений в автономные недостаточно четко отработан. Поэтому, особое значение приобретает анализ и обобщение практики осуществления таких преобразований, а также опыта работы автономных учреждений в муниципальных образованиях Томской области и других регионах. Это еще одно перспективное направление деятельности Совета.

Огромный пласт возможностей представляет межмуниципальная кооперация в рамках взаимодействия соседних городов между собой (агломераций), городских округов с прилегающими муниципальными районами, формирования и совместной эксплуатации территорий пригородных зон, а также взаимодействия между соседними сельскими и городскими поселениями. Определенные совместные действия в этом направлении начали предпринимать муниципальные образования город Томск, ЗАТО Северск и Томский район.

Создание межмуниципальных хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, предусмотренных федеральным законом 131-ФЗ, позволило бы отдаленным от областного центра муниципальным образованиям на взаимовыгодных условиях осуществлять сбор, переработку и реализацию дикоросов, сельхозпродукции ЛПХ и другого сырья, предоставлять населению транспортные, коммунальные и другие услуги.

Как видите, потребность в интеграции и кооперации возможностей возникает в достаточно распространенных ситуациях, когда муниципальные образования испытывают дефицит ресурсов для достижения намеченных целей развития.

В то же время интеграционные и кооперационные процессы даже в российском межмуниципальном пространстве идут достаточно медленно, причем одним из существенных факторов торможения выступает здесь недостаточная степень правового и методического обеспечения решения проблем межмуниципального взаимодействия. Все это заставляет муниципалов использовать далеко не самый эффективный метод «проб и ошибок», но даже таким образом межмуниципальная кооперация заслуживает того, чтобы нарабатывать практику и максимально использовать ее выгоды.

Уважаемые Коллеги!

Президент Российской Федерации важнейшей задачей, напрямую связанной с темпами и качеством развития страны, каждого региона, каждой территории России в контексте стратегии развития – 2020, ставит повышение социальной активности граждан в решении местных проблем.

Безусловно, что качество жизни и комфортности проживания населения в конкретном муниципальном образовании зависит от полноты и качества услуг, которые оказываются властью всех уровней и другими организациями в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований. Но оно во многом зависит и от степени активности самих жителей в выработке и принятии решений по обеспечению комфортности и качества жизни, от степени их участия в этих процессах в своем поселении.

Такую возможность участия должна обеспечивать людям местная власть. А это предполагает переход от старой модели взаимоотношений власти и населения, построенной на вертикали власти (с минимальным участием населения), к новой, которая базируется на совместном принятии решений.

Главы могут сказать – на каждой территории проводится масса мероприятий с населением: праздники, слушания, собрания, ярмарки и еще много чего. Но я говорю о другом принципе работы с населением. Его можно сформулировать так: «Желая увлечь людей, нужно идти не впереди них, а строго наоборот: навстречу». То есть, наши действия должны стимулировать инициативу населения. Такой подход требует нового видения своей деятельности работниками органов местного самоуправления.

В органах местной власти Томской области постепенно назревает понимание того, что эффективно управлять муниципальным образованием невозможно без активного вовлечения граждан в процесс управления муниципальным хозяйством. Процесс этот, однако, идет медленно и чрезвычайно неравномерно в разных муниципальных образованиях области. И только там, где первым руководителям муниципальных образований удалось избавиться от традиционного мышления и стереотипных механизмов управления, понять неограниченные возможности общественного участия, как реального ресурса развития территории, начал накапливается опыт системного подхода к работе с населением, и появились позитивные результаты.

Наиболее ярким и точным проявлением общественно-гражданской жизни выступают инициативы населения, направленные на позитивное преобразование среды своей жизни и деятельности. Конкурсное предоставление муниципальных грантов для стимулирования инициатив населения и общественных организаций результативно используют городские округа Томск, Стрежевой, Колпашевский и Кривошеинский районы.

Практика социального партнерства власти и бизнеса активно нарабатывается в Асиновском, Томском, Первомайском, Кожевниковском, Зырянском, Парабельском, Бакчарском и других районах.

Возросла роль территориального общественного самоуправления (ТОС) в благоустройстве территорий и организации жизни во многих сельских поселениях области. Здесь особенно хотелось бы отметить опыт Зырянского поселения, Красноярского поселения Кривошеинского района, Зоркальцевского поселения Томского района, где эта работа носит системный характер и дает хорошие результаты.

Результативная практика самообложения граждан наработана в Побединском поселении Шегарского района.

Совершенно новый подход к вовлечению граждан в решение вопросов местного значения внедряет Кривошеинский район. С 2006 года им реализуется целевая программа "Развитие общественных инициатив района». Проводится обучение муниципальных специалистов и лидеров общественного мнения механизмам вовлечения населения в решение вопросов местного значения. За 2 года здесь созданы Инициативные советы поселений, ассоциация собственников жилья, большое количество молодежных и общественных объединений. Появились новые услуги для пенсионеров, малоимущих, молодежи, сделанные руками жителей игровые и спортивные площадки, парки отдыха.

Но главное - в каждом населенном пункте района появилась инициативная группа людей, которая научилась эффективно взаимодействовать с властью.

И хотя практика показывает, что итоговые результаты проектов, инициированных жителями и поддержанных муниципалитетами, многократно превышают все запланированные расходы, лишь некоторые муниципалитеты выделяют средства на эти цели. Крайне неохотно идут в эту сферу рубли малого и среднего бизнеса.

Медленно растет понимание того, что работа с населением все более уходит из сферы волонтерства в сферу профессионализма, нуждаясь, помимо энтузиазма и готовности жителей, в приходе в эту сферу профессиональных организаторов. Возникает острая потребность в подготовке таких организаторов.

Следует отметить весьма слабую готовность всех уровней власти вкладывать средства в просвещение и обучение населения.

Для развития общественной активности в системе местного самоуправления области нужны принципиально новые модели и механизмы обучения муниципалов принципам «вовлечения» граждан. Нужна разработка и внедрение новых механизмов взаимодействия граждан с муниципальной властью.

На наш взгляд, необходимо подготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению граждан.

Требуется более активное включение в процесс развития общественной активности представителей СМИ.

Необходимо в нашем регионе создать систему по воспитанию новых лидеров местного самоуправления.

Нужны рекомендации для муниципальных образований по созданию системы поддержки общественных инициатив.

Нужна система поощрения для муниципалитетов, наиболее эффективно работающих с общественностью. Может быть даже - включение показателей развития этой системы в национальную систему показателей эффективности работы муниципальных образований.

Мы бы хотели иметь, и более четко обозначенную позицию органов государственной власти области по этому вопросу. Может быть в виде региональной программы развития и стимулирования общественной активности, грантовой поддержки сельских инициатив, стратегических векторов движения в этом направлении.

Только тогда вовлечение граждан в процессы управления муниципальным хозяйством даст нам реальную возможность постепенно перейти от управления жалобами к управлению инициативами.

Уважаемые коллеги!

Для обеспечения эффективного развития территорий нужны квалифицированно подготовленные кадры, прежде всего на уровне муниципальных образований.

Благодаря целенаправленной кадровой политике, отлаженной системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и ее финансовой поддержке органами госвласти, области удалось, на наш взгляд, добиться хорошего образовательного и управленческого уровня муниципальных кадров. Администрация области выступает в роли единого заказчика на оказание образовательных услуг, выставляет общие требования, контролирует процесс обучения. Практически все заинтересованные ВУЗы являются участниками конкурса для получения ежегодного областного госзаказа на реализацию обучающих программ. Второй год реализуется подобный госзаказ на обучение муниципальных служащий в форме стажировок. Кроме того, Департаментом по работе с муниципальными образованиями Администрации области совместно с Советом муниципальных образований Томской области накапливаются и систематизируются лучшие практики муниципального управления, отбираются и распространяются перспективные направления преобразований в сфере муниципального хозяйства, социально-экономического развития муниципальных образований.

Для обучения муниципальных служащих широко используются возможности видеоконференций.

Переход области на дистанционную основу обучения значительно снизит финансовые затраты муниципалитетов на переподготовку и повышение квалификации своих служащих

Но мы предлагаем взглянуть на проблему с позиции участия наших ВУЗов и использования их научного потенциала в становлении и развитии местного самоуправления.

Муниципальное сообщество области ждет от наших ВУЗов активного сотрудничества по разработке современных инновационных технологий управления муниципальными образованиями, основанных на последних достижениях в области точных и общественных наук. Таких, как:

  • Технология преобразования муниципального имущества в инвестиционно значимые активы;

  • Технология повышения деловой активности на территории муниципального образования;

  • Технология проведения мониторинга по оценке качества предоставления муниципальных услуг;

  • и другие.

Настало время заинтересовать Томские ВУЗы и направить их усилия на формирование тематики научно-исследовательских работ, касающихся технологических разработок решения проблем в сфере муниципальной деятельности.

Нам представляется, что заинтересованные ВУЗы могли бы развернуть работу не только по созданию инновационных модельных технологий муниципальной деятельности с учетом особенностей и возможностей нашей территории, но и по внедрению их в повседневную практику муниципальной деятельности совместно с руководителями и специалистами соответствующих муниципалитетов, по распространению этих передовых технологий путем демонстрации практического опыта и результатов их применения.

Таким образом, в области появилась бы система возможностей по оказанию муниципальным образованиям помощи в подборе и внедрении на их территории инновационных технологических разработок деятельности муниципальных образований и последующего их массового распространения.

Уважаемые коллеги!

Вместе с вновь созданными муниципальными образованиями постепенно становится на ноги и крепнет Совет муниципальных образований Томской области. Налаживаются его вертикальные и горизонтальные связи, выстраиваются конструктивные партнерские отношения, полезные для муниципальных образований области.

Совет имеет своих представителей в Совете при Президенте Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, в Общероссийском совете муниципальной службы, направлены представители Совета для работы в составе палат Общероссийского Конгресса муниципальных образований.

Советом заключены и активно реализуются соглашения о сотрудничестве.

С Фондом «Институт экономики города» Совет обменивается методическими разработками. В Центр Технологий Муниципального Управления (ЦТМУ) Совета – Фондом бесплатно передана серия сборников с технологиями реализации актуальнейших муниципальных тем.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов предоставила Совету возможность пользоваться своей великолепной информационно-правовой базой, накопленной за более чем двадцатилетний период своего существования.

Результатом информационного обмена с журналом «Местное самоуправление: теория и практика» и газетой «Местное самоуправление» стали постоянные бесплатные публикации на страницах данных очень популярных и авторитетных изданий российского масштаба материалов нашей корпоративной газеты «Вестник Совета».

В рамках соглашения с Томским филиалом СибАГС Исполнительная дирекция Совета ведет занятия со слушателями по двум направлениям – «Правовые аспекты управления муниципальным хозяйством в условиях его реформирования» и «Роль общественности муниципального образования в решении ключевых вопросов управления муниципальным хозяйством».

Совместно с Межрегиональным общественным фондом «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» Совет продвигает современные технологии вовлечения населения в решение задач социально-экономического развития, позволяющие повысить эффективность управления муниципальным образованием. Недавно, на совместном семинаре опытом вовлечения граждан в процессы развития территорий с томскими муниципалами делились гости из Тюменской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края.

В рамках соглашений с советами муниципальных образований Новосибирской, Кемеровской областей и Красноярского края Исполнительная дирекция Совета организовала межрегиональные стажировки.

С участием Департамента по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области Совет проводил обучение муниципальных служащих в виде стажировок на площадках лучшей практики муниципального управления области.

Недавно соглашением определены совместные действия Совета и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области по совершенствованию практики муниципального нормотворчества.

Таким образом, за небольшой период своего функционирования, Cовет продемонстрировал свой потенциал, как центр, помогающий входящим в него муниципалитетам – прежде всего из числа вновь созданных - получить доступ к новым информационным и управленческим технологиям, лучшим муниципальным практикам.

Ассоциация постоянно ищет новые формы и практики решения проблем, возникающих в различных областях деятельности муниципалитетов, в том числе активно реализует возможность совместного обсуждения волнующих нас вопросов с органами государственной власти области. Только в 2008 году Президиумом и Комиссиями Совета было рассмотрено более 20 таких вопросов.

Советом муниципальных образований совместно с Департаментом модернизации и экономики ЖКХ Администрации Томской области были рассмотрены такие проблемные вопросы, как:

- реализация в Томской области ФЗ-185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»,

- подготовка муниципальных образований к очередному отопительному сезону,

- модернизация коммунальной инфраструктуры Томской области. Организован семинар для муниципальных специалистов в сфере ЖКХ, где изучался практический опыт оформления документов для Фонда содействия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

С Департаментом финансовобсуждены темы:

-«Формирование местных бюджетов: от управления затратами к управлению результатами»,

-«О межбюджетных отношениях и формировании бюджетов муниципальных образований Томской области на 2009 год».

С Департаментом экономики:

- обсуждались механизмы участия муниципальных образований Томской области в реализации Программы государственной поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений;

- совместно выпустили методический сборник «Бюджетные целевые программы и инвестиционные проекты на объекты капитального строительства».

С Департаментом по социально-экономическому развитию села:

– изучали практику взаимодействия органов местного самоуправления и потребительской кооперации в части закупок сельскохозяйственной продукции от населения Томской области.

С Департаментом строительства и архитектурыобсуждались актуальные вопросы:

- территориального планирования в муниципальных образованиях,

- разработки и утверждения генеральных планов поселений,

-подходов по созданию и ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в муниципальных образованиях,

- создания условий для жилищного строительства.

Говорили о возможностях и механизмах привлечения средств федерального бюджета на строительство дорог, коммунальной и социальной инфраструктуры на площадках комплексной жилищной застройки.

Не менее волнующие темы обсуждались с участием областных департаментов:

  • природных ресурсов и охраны окружающей среды,

  • развития предпринимательства и реального сектора экономики,

  • социальной защиты населения,

  • семьи и детей,

  • Федеральной службой государственной статистики по Томской области

  • и другими.

Практически рассмотрение всего перечня вопросов проходило с участием представителей Департамента по работе с муниципальными образованиями Томской области.

Совет серьезно относится к решению Губернатора Томской области, предоставившего ему право давать заключение на проекты Законов и иных нормативных правовых актов Томской области, связанных с вопросами местного самоуправления в Томской области. В 2008 году были даны заключения на 27 проектов законов Томской области. Муниципальные образования направили в Исполнительную дирекцию 126 письменных экспертных оценок по данным проектам законов для учета их мнения в обобщенных заключениях Совета. Наиболее активно использовали свое право городские округа - Кедровый, ЗАТО Северск, Стрежевой, город Томск, муниципальные районы - Колпашевский, Зырянский, Чаинский, Шегарский, Томский, Тегульдетский; Александровское и Инкинское сельские поселения.

Президиум Совета направил 57 представителей от муниципальных образований для работы в составе комиссий Государственной Думы Томской области. По данным председателей комитетов Государственной Думы Томской области в работе комитетов и комиссий активное участие принимали: Емельянов А.М. - глава Кожевниковского района, Карлов А.Л. - глава Парабельского района, Выходцева В.В. - глава Бакчарского района, Рожков А.М. - глава Каргасокского района, ЗубаревМ.В. - мэр города Кедрового, Кальсин Ю.А. - глава Сайгинского сельского поселения Верхнекетского района, Костин А.В. - глава Моряковского сельского поселения Томского района; Панасюк С.Я.- заместитель мэра города Томска, Зайцев Н.И. - директор ООО «Кожевниковское ТВ», Чириков В.И. - директор муниципального образовательного учреждения «Поросинская средняя общеобразовательная школа» Томского района.

Как видите, наше объединение дает нам не только возможность обсуждать и сообща решать возникающие на местах проблемы местного самоуправления, но и реальную основу для организации переговорных площадок всех ветвей власти.

30 декабря 2008 года был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данным документом вносятся изменения в 28 законов Российской Федерации и федеральных законов. В том числе внесены дополнения в Федеральный закон № 131-ФЗ, согласно которым полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию с Советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации должны определяться законами субъектов Российской Федерации.

Совет муниципальных образований Томской области надеется, что Закон Томской области предоставит муниципальному объединению:

- полномочие в части законодательной инициативы в Государственной Думе области;

- полномочие по составлению заключений на проекты законов по вопросам местного самоуправления;

- определит механизм влияния Совета на межбюджетные вопросы;

-предусмотрит возможность обеспечения Совета данными регионального статистического наблюдения за ходом реформы местного самоуправления.

Мы очень надеемся, что этот закон еще больше укрепит партнерские отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти, ведь все мы работаем на одно большое дело – благополучие и развитие Томской области.

  1. «Об Общественной палате Томской области» (2)

    Доклад
    Гражданское общество является сферой, в которой реализуются разнообразные интересы и потребности граждан, их объединений независимо от государства, но во взаимодействии с ним.
  2. «Об Общественной палате Томской области» (3)

    Доклад
    Ключевым для понимания гражданского общества является понятие гражданина. Гражданин в отличие от просто жителя, подданного страны или трудящегося понимается как личность более ответственная и масштабная.
  3. Администрация Томской области Департамент по работе с муниципальными образованиями

    Документ
    II. Создание эффективной системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Томской области с органами местного самоуправления Томской области,
  4. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.
  5. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (30)

    Информационный бюллетень
    Дмитрий Медведев, призывая российских губернаторов перенять опыт Гонконга по отключению света после десяти часов, говорил об отключении подсветки рекламных конструкций, но не жилых домов и улиц, как писали некоторые СМИ.
  6. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (50)

    Информационный бюллетень
    Президент России Д.Медведев поддержал идею введения обязательного тестирования старшеклассников и студентов на предмет употребления наркотиков на заседании президиума Госсовета в Иркутске 18 апреля 2011 года.
  7. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (3)

    Информационный бюллетень
    Президент России Д.Медведев по итогам встречи с начальником Контрольного управления Константином Чуйченко дал ряд поручений, касающихся дальнейшего развития и контроля за финансированием коммунального комплекса.
  8. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (49)

    Информационный бюллетень
    Премьер-министр РФ Владимир Путин призывает региональные и муниципальные власти «грести синхронно» для достижения общего результата. «Мы должны научиться вместе, синхронно грести и работать, чтобы весь наш корабль государственный двигался
  9. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по соглашению с окмо с февраля 2008 г (27)

    Информационный бюллетень
    Модернизация российской экономики стала красной нитью в ежегодном послании Президента РФ Дмитрия Медведева. На этом пути не исключены очередные дополнительные антикризисные меры.

Другие похожие документы..