Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 100103. 65 «социально-культурный сервис и туризм»

домодедовский филиал

негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский новый университет»

(Домодедовский филиал НОУ ВПО «РосНОУ»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________ Н.В. Бондаренко

«____»_____________ 2011 г.

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

100103.65 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»

Одобрено на заседании

кафедры сервиса и туризма

Протокол № от 2011 г.

2011 г.

Разработана на основе Программы итогового междисциплинарного экзамена по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», утвержденной Советом Российского нового университета.

Программа предназначена для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» очной и заочной форм обучения и включает содержание итогового междисциплинарного экзамена, вопросы и список рекомендованной литературы, требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника.

Рекомендовано Советом Домодедовского филиала НОУ ВПО «Российский новый университет»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки выпускника

Содержание экзамена и список литературы

Вопросы к экзамену

Критерии оценки знаний студента

1. Пояснительная записка

Нормативными документами, регламентирующими организацию и проведение государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, являются:

- Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ;

- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»;

- Учебный план специальности.

В соответствии с нормативными документами по высшему образованию итоговый государственный экзамен по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» является одним из видов аттестационных испытаний в составе итоговой государственной аттестации выпускников. Он проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки студентов и наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин учитывает также общие требования к знаниям и умениям выпускника по циклам дисциплин, предусмотренные Государственным образовательным стандартом по специальности 1001035.65 «Социально-культурный сервис и туризм».

Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм».

Перечень вопросов составлен с учетом требований, предъявляемых к знаниям и умениям выпускника и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста.

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме.

  1. Требования к уровню подготовки выпускника

Выпускник по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» должен отвечать следующим требованиям:

знать возможности современных научных методов познания природы и владеть технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

знать основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;

знать законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;

знать эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, уметь учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;

знать нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

обладать способностью продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

обладать знаниями по созданию условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий;

иметь научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

знать возможности современных информационных технологий и владеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме;

принимать участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности их деятельности;

принимать управленческие решения в рамках компетенции и осуществлять связь с общественностью; участвовать в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма;

понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний; внедрять современные научные знания, передовые технологии в социально-культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности;

быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; уметь приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;

быть способным обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму;

уметь разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;

использовать несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;

обеспечивать комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма;

владеть приемами и методами формирования системы межличностного общения;

обладать знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;

владеть знаниями организации и обеспечения контроля качества оказываемых услуг социально-культурного сервиса и туризма;

обеспечивать систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;

владеть знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях,

3. Содержание экзамена

Раздел 1. Сервисная деятельность

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека. Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности. Вопросы истории развития сервиса в России. Услуга как продукт. Факторы, влияющие на формирование услуги. Составляющие качества услуги. Понятие и содержание сервисных технологий. Новые виды услуг. Инновационные подходы к проектированию технологий сервиса. Виды сервисной деятельности. Взаимоотношения специалиста по сервису и туризму и клиента в процессе осуществления сервисной деятельности.

Теория организации обслуживания. Предприятия, оказывающие услуги населению. Разновидность услуг и их характеристика. Теория и практика сервиса с учетом национальных, региональных, этнических, демографических и природно-климатических особенностей обслуживания. Индивидуальное обслуживание как самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Профессиональная этика работников сферы социально-культурного сервиса и туризма. Морально-психологический климат в коллективе и его динамика. Этика деловых отношений в коллективе. Принципы выделения главных психологических особенностей клиента (потребителя). Основные техники и технологии установления контакта с (клиентом) потребителем - партнером по общению.

Литература:

  1. Коробкова С.Н. Сервисная деятельность /Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2005.

  2. Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность.- М., Март, 2006.

3. Осокина И.В., Цветлюк Л.С.Теоретические основы образовательного сервиса. Гриф УМО по образованию в области сервиса и туризма. - М.: Московский гос. университет сервиса, 2008.

4. Романович Ж.А. Сервисная деятельность. – М.: Дашков и К, 2006.

5. Свириденко Ю.П., Соловьев В.Н., Бабурин В.А. Сфера сервиса: особенности развития, направления и методы исследования. Гриф УМО по образованию в области сервиса и туризма. – М.: Московский гос. университет сервиса, 2008.

6. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма. Гриф УМО МО РФ. – М.: Магистр, 2008. – 493 с.

Раздел 2. Экономика и предпринимательство в СКСиТ

Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма. Материальное состояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования; источники, принципы и порядок финансирования социально-культурной сферы; социальные льготы; налогообложение; благотворительное финансирование социально-культурной сферы.

Предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Предпринимательство в процессе сервисной деятельности. Идеология и история развития предпринимательской деятельности. Типология и структура предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Организационные и государственно-правовые основы и формы предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма. Особенности развития и совершенствования малых предприятий в сфере сервиса и туризма Формы государственной поддержки развития малого предпринимательства и их совершенствования. Социальная защита предпринимателей и охрана прав потребителей. Экономические основы функционирования предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма в условиях рынка. Основные и оборотные фонды предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма.

Расчет себестоимости туристского продукта и услуг социально-культурного сервиса. Налогообложение в социально-культурном сервисе и туризме. Финансовые результаты деятельности предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма. Показатели эффективности деятельности предприятий (организаций) социально-культурного сервиса и туризма. Прогнозирование и планирование деятельности предприятия (организации) социально-культурного сервиса и туризма. Назначение, состав и структура бизнес-плана в СКСиТ.

Литература:

1. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в СКСиТ. – М., Академия, 2004.

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. Учебное пособие. - М. , Финансы и статистика, 2002.

3. Дмитриенко Ю.В., Кармашкова Н.В., Чернова Т.В.Основы туристского бизнеса. Хабаровск: ДВГУПС, 2003.

4. Экономика и организация туризма: международный туризм / под ред. Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой, И.А. Рябовой. М.: КНОРУС, 2005.

Раздел 3. Менеджмент и маркетинг в СКСиТ

Понятия, сущность и функции менеджмента, опыт менеджмента за рубежом, возможность его использования в России. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма. Цели и задачи управления предприятием, организация работы по управлению предприятием. Стратегическое и текущее планирование. Методы принятия решений. Риск-менеджмент.

Принципы управления персоналом на предприятиях СКСиТ. Современные технологии подбора и отбора персонала в организацию. Организационная структура управления туризмом в РФ на современном этапе. Качество менеджера, работа менеджера, создание системы мотивации труда, организация контроля за деятельностью подчиненных, инновационная программа менеджера,

Инновационная политика. Задачи и функции управления инновациями. Выбор инновационной стратегии. Семь источников инновационных возможностей: неожиданное событие; несоответствие; нововведения, основанные на потребностях процесса; изменения в структуре отрасли или рынка; демографические изменения; изменения в восприятии и настроениях потребителей; новое знание

Основные этапы эволюции маркетинга. Эволюция маркетинговых концепций: совершенствование производства, совершенствование товара, интеграция коммерческих усилий, концепция чистого маркетинга, социально-этический маркетинг, концепция партнерских отношений. Специфические черты услуг как товара и их структура с позиций маркетинга. Источники и носители маркетинговой информации. Методы сбора маркетинговой информации. Цели и задачи исследований. Виды маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования. Сегментация туристского рынка. Позиционирование туристского продукта Маркетинговые стратегии. Исследования конкурентов.

Современные подходы к ценообразованию на предприятиях СКСиТ. Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Особенности рыночного ценообразования. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.

Литература:

1. Булыгина И.М., Гаранин Н.И.Менеджмент туристской и гостиничной анимации. М.: Советский спорт, 2006.

2. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Минск: ООО «Новое издание», 2001.

3. Организация и управление гостиничным бизнесом / Под ред. Лесника А.Л., Чернышева А.В. Том 2. – М.: Изд. Дом «Альпина», 2001.

4. Организация и управление гостиничным бизнесом. / Под ред. Лесника А.Л., Мацицкого И.П., Чернышева А.В. Том 1. – М.: Изд. Дом «Интелуниверсал», 2000.

5. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. – М.: ЮРИСТЪ, 2001.

Раздел 4. Реклама и продвижение продукта в социально-культурном сервисе и туризме

Предмет, сущность и задачи современной рекламы в СКС и Т. Сравнительная характеристика личных продаж, стимулирования сбыта, связей с общественностью и рекламы, их достоинства и недостатки, особенности применения в сфере СКС и Т. Классификация видов рекламы в СКС и Т. Средства распространения рекламы в СКС и Т и их особенности. Творческая концепция и новаторство в рекламе. Товарный знак и его функции в СКС и Т. Законодательство о товарных знаках. Фирменный стиль.

Рекламные кампании и их классификация. Методы формирования рекламного бюджета. Медиапланирование. Типы рекламных агентств и их функции. Организационная структура рекламного агентства. Выбор рекламного агентства. Взаимодействие рекламодателя и рекламного агентства.

Общая характеристика законодательного регулирования рекламы. Роль государственных антимонопольных органов по контролю в области рекламы.

Понятие эффективности рекламы, основные показатели оценки эффективности. Оценочные исследования рекламы. Психологическая эффективность применения рекламы. Оценка экономической эффективности рекламных мероприятий.

Литература:

1. Картер Г. Эффективная реклама. - М., 1998.

2. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. - М.- Новосибирск, Инфра-М, 2000.

3. Морозова Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие. - М.: Изд. РосНОУ, 2002.

4. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. - М., Мастерство, 2003.

5. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. - М., 1999.

6. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: теория и практика. - Спб.: Питер, 1999.

  1. Программа государственного экзамена по специальности 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм специализации 100103. 65-07 Гостиничный сервис 100103. 65-09 Ресторанный сервис

    Программа
    1. Требования к государственному экзамену для студентов, обучающихся по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» специализации «Ресторанный сервис»,
  2. Программа государственного экзамена для специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Программа
    В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
  3. Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников филологического факультета тгпи им. Д. И. Менделеева по специальности 100103. 65«Социально-культурный сервис и туризм»

    Документ
    2.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие им виды государственных аттестационных испытаний 7
  4. Программа государственного экзамена по специальности 100103. 65

    Программа
    Программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 100103.
  5. 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Документ
    В соответствии с приказом ректора ИГУ №256 от 30.09.2010г. на факультете сервиса и рекламы в период с 01 октября 2010 по 20 ноября 2010 проведено самообследование по профессиональной образовательной программе 100103 «Социально-культурный
  6. Программа итоговой государственной аттестации по специальности «100103 Социально-культурный сервис и туризм» Екатеринбург 2010

    Программа
    Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 100103 –Социально-культурный сервис и туризм. ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
  7. Программа государственного экзамена по специальности (3)

    Программа
    Программа государственного (комплексного, междисциплинарного) экзамена составлена на основании ГОС ВПО специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм».
  8. Программа опережающего профессионального обучения и повышения квалификации (опо и пк) «социально-культурный сервис»

    Программа
    Требования к промежуточным (поэтапным) комплексным испытаниям (аттестации) обучающихся (слушателей) на соответствие их подготовки ожидаемым результатам по программе ОПО и ПК «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ сервис»
  9. Программа дисциплины опд. Ф. 01 «Человек и его потребности (Сервисология)» Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Выявление психо - социального результата удовлетворения потребностей и сферы сервисного обслуживания, ее ме­тоды и влияние различных факторов на развитие.

Другие похожие документы..