Учебно-методический комплекс по дисциплине базы данных (название)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра ИНФОРМАТИКИ

Мамбетова Альбина Борисовна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

БАЗЫ ДАННЫХ

(название)

Специальность: 050720.65 Физическая культура и спорт___

(код по ОКСО) (наименование специальности)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол № 1

«____» _____________ 200__ г. « 2 » октября 2008 г.

_________________________ Зав. кафедрой информатики

__________Вашакидзе Н.С.

ЮЖНО-САХАЛИНСК

Автор-составитель: Мамбетова Альбина Борисовна, старший преподаватель кафедры информатики

Учебно-методический комплекс ___БАЗЫ ДАННЫХ_

составлен в соответствии с требованиями Основной образовательной программы по специальности 050720.65 Физическая культура и спорт.

Дисциплина входит в национально-региональный компонент цикла естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

Согласовано:

Декан ФМФиИ ______________________________________ О.А. Федоров

(подпись)

Директор библиотеки________________________________ Е.В. Квитченко

(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цель и задачи курса

Идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресное бюро, телефонные справочники, словари – все это информационные системы.

В современной информатике рассматриваются такие информационные системы, которые используют для хранения и обработки информации компьютерную технику.

К информационным системам относят:

  • информационно-справочные и информационно-поисковые системы;

  • системы, обеспечивающие автоматизацию документооборота и учета;

  • автоматизированные системы управления;

  • экспертные системы;

  • системы автоматизации научных исследований и автоматизированного проектирования.

Общей функцией всех информационных систем является сбор, накопление и хранение информации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме.

Важнейшими подсистемами информационных систем являются банки информации. Ведущее направление развития информационных систем – совершенствование их интеллектуальных функций, облегчающих работу с ними, а также их сопровождение и развитие.

В программе данного курса предусмотрено рассмотрение понятия «база данных» как элемента в структуре информационных систем. В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а базы данных как средство повышения производительности и эффективности работы людей. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров.

Наиболее широко базы данных используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Данный курс направлен на формирование представления о базах данных (БД), возможностях систем управления базами данных (СУБД) и их использовании. Основные функциональные возможности и технологические операции работы в СУБД рассматриваются на конкретном программном продукте — Microsoft Access.

2. Требование к уровню освоения знаний

Студенты в результате изучения курса должны знать:

  • Информационные модели данных: фактографические, реляционные, иерархические, сетевые;

  • Последовательность создания информационной модели;

  • Взаимосвязи в модели;

  • Типы моделей данных;

  • Проектирование баз данных;

  • Концептуальная модель предметной области;

  • Логическая модель предметной области;

  • Определение взаимосвязи между элементами баз данных;

  • Первичные и альтернативные ключи атрибутов данных;

  • Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы;

  • Физическое описание модели;

  • Словарь данных;

  • Администрирование баз данных;

  • Обзор возможностей и особенностей различных СБД;

  • Методы хранения и доступа к данным;

  • Работа с внешними данными с помощью технологии ODBC (BDE);

  • Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных;

  • Введение в SQL;

  • Использование SQL для выборки данных из таблицы;

  • Создание SQL-запросов;

  • SQL-сервер;

  • Использование технологии «клиент-сервер»;

  • Разработка пользовательских программ в среде баз данных.

уметь на практике применять полученные знания.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

При изучении предмета предусматривается проведение семинарских и практических занятий; выполнение тематических контрольных работ, консультации. Итоговой формой аттестации является зачет по дисциплине.

Программа курса «Базы данных» рассчитана на 76 (19*) часов:

  • 38 (10*) учебных часов на лабораторные занятия,

  • 38(9*) часов на самостоятельную и индивидуальную работу со студентами.

* - для заочной формы обучения

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

№№ семестров

4

9

Аудиторные занятия:

38

10

лекции

-

-

практические и семинарские занятия

-

-

лабораторные работы (лабораторный практикум)

38

10

Самостоятельная работа

38

9

Всего часов на дисциплину

76

19

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

Промежуточная аттестация – 4 семестр

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Зачет – 4 семестр

Зачет – 9 семестр

3.2 Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

лабораторные

Раздел 1. Информационные модели данных.

16(2*)

8 (1*)

8(1*)

Тема 1.1. Информационные модели данных.

2

Тема 1.2. Последовательность создания информационной модели.

2

Тема 1.3. Взаимосвязи в модели.

2

Тема 1.4. Типы моделей данных.

2

Раздел 2. Базы данных.

Тема 2.1. Проектирование баз данных. Создание информационной модели. Создание структуры БД. Ввод и редактирование данных. Обработка данных. Вывод информации из БД.

32(6*)

18(4*)

2

14(2*)

Тема 2.2. Концептуальная модель предметной области.

2

Тема 2.3. Логическая модель предметной области.

1

Тема 2.4. Определение взаимосвязи между элементами баз данных. Первичные и альтернативные ключи атрибутов данных.

2

Тема 2.5. Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы.

2

Тема 2.6. Словарь данных.

1

Тема 2.7. Извлечение данных из БД с помощью запросов.

2

Тема 2.8. Обработка данных с помощь сортировки.

2

Тема 2.9. Вывод информации из БД с использованием отчетов

2

Тема 2.10. Разработка и создание БД

2

14

Раздел 3. Администрирование баз данных

8(2*)

4(1*)

4(1*)

Тема 3.1. Обзор возможностей и особенностей различных СБД.

2

Тема 3.2. Методы хранения и доступа к данным.

1

Тема 3.3. Работа с внешними данными с помощью технологии ODBC (BDE).

1

4

Раздел 4. Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных.

6(2*)

2(1*)

4(1*)

Тема 4.1. Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных. Основные положения. Основы объектного программирования.

2

4

Раздел 5. Доступ к данным посредством языка SQL.

8(4*)

4(2*)

4(2*)

Тема 5.1. Введение в язык запросов SQL.

1

4

Тема 5.2. Использование SQL для выборки данных из таблицы.

1

Тема 5.3. Создание SQL-запросов

1

Тема 5.4. SQL-сервер.

1

Раздел 6. Технология «клиент-сервер».

6(3*)

2(1*)

4(2*)

Тема 6.1. Использование технологии «клиент-сервер».

1

4

Тема 6.2. Разработка пользовательских программ в среде баз данных.

1

ВСЕГО:

76(19*)

38(10*)

38(9*)

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы технической диагностики» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Целью преподавания дисциплины «Основы технической диагностики» является овладение студентами теоретическими основами технической диагностики, принципами построения технических средств диагностирования вагонов, практическими навыками
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «технология конструкционных материалов» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа для студентов 4 курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования, в соответствии государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине теоретические основы управления (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 190402 Автоматика,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление дошкольным образованием» (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление дошкольным образованием» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление дошкольным образованием» (название) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Управление дошкольным образованием» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине рынок ценных бумаг (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 080102 Финансы и кредит
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Клиника интеллектуальных нарушений (название)

    Учебно-методический комплекс
    Патология и дефектология, их связь в медико-педагогическом комплексе. Медико-генетическое консультирование. Этиология и патогенез различных форм интеллектуальной недостаточности.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы автоматического управления» (название)

    Учебно-методический комплекс
    составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 190303 Электрический транспорт железных дорог (ЭПС)
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Основы социальной работы (название) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы социальной работы» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности

Другие похожие документы..