Основная образовательная программа начального общего образования моу угодичской сош 2011 год

Программа внеурочной деятельности

в МОУ Угодичской сош в рамках ФГОС второго поколения

Спортивно-оздоровительное направление

Духовно-нравственное направление

ПРОГРАММА «ТЕАТРУЛЯ»

Адаптированная дополнительная образовательная программа театрального коллектива «Веснушка» (для детей 8-14 лет). Срок реализации: 3 года.

Автор-составитель: Адомайтис Галина Федосеевна, педагог дополнительного образования, Ростов, 2005 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Искусство – всегда познание, но особое эмоциональное познание, доставляющее человеку эстетическую радость. Искусство очищает и возвышает, позволяет отвлечься от бытовых проблем, почувствовать себя свободнее, взглянуть на мир другими глазами. Театральное искусство, основанное на творческом восприятии и отражении жизни, завораживает и притягивает не только зрителя, но и актера. Именно актеры ведут зрителя за собой, рождают в нем высокие чувства, поднимают его волю, обостряют разум. Только на такого рода активность и должен рассчитывать театр.

Ребенок, оказавшийся в роли актера-исполнителя, может пройти все эти этапы художественно-творческого осмысления мира, а это, значит, задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, и зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть. Драматическое искусство обладает исключительными возможностями воздействия на человека. «Цель этого искусства - заставлять людей быть внимательными друг к другу, смягчать сердца, облагораживать нравы, как считал известный режиссер С.Б. Вахтангов. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ними.

Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность и способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их потенциальных возможностей, формированию коммуникативных навыков, развитию психических и физических способностей, расширению познавательного интереса и имеет вариативный характер. Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Уставом МОУ ДОД ЦВР, Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей.

За основу взяты программы педагогов Семеновой Е.В. и Рещиковой О.Ю. (Ярославской области).

Отличительная особенность.

Через занятия происходит влияние на такие важные сферы жизнедеятельности, как:

- общение с окружающим миром через организацию деятельности по интересам;

- сферу здоровья, где с помощью речевых тренингов ребенок может застраховать себя от простудных заболеваний, а занятия пластикой помогают поддерживать организм в хорошей физической форме;

- сферу самовыражения, в которой ребенок ищет свое дело по душе.

Данная программа реализуется среди детей, проживающих на территории военного городка при ремонтном заводе №751 города Ростова. Возраст детей, которые посещают дворовый театр 8-14 лет.

Срок реализации данной программы 3 года.

Цель образовательной программы – развивать художественные и творческие способности детей через приобщение к театральному искусству.

Задачи:

Учебные:

- давать детям знания, умения и навыки необходимые в актерской деятельности: актерское мастерство, сценическое движение, техника речи.

Воспитательные:

- способствовать формированию общей культуры, потребности в самопознании, саморазвитии.

- формировать театрально-исполнительское мастерство, эстетический вкус и чувства через знакомство с музыкой, литературой.

Развивающие:

- создавать условия для возможностей творческого, интеллектуального, физического и личностного развития через основы актерского мастерства;

- способствовать развитию сценической речи через

  • постановку дыхания;

  • постановку голоса (звучание, диапазон);

  • развитие дикции;

  • исправление речевых недостатков;

  • формирование внутренней и внешней техники словесного действия.

- развивать навыки сценического движения, гибкости, чувства темпа и ритма;

- способствовать формированию умения импровизировать.

Формы и режим занятий:

1 год обучения 2 раза в неделю по 2 часа.

2 и 3 год обучения 2 раза в неделю по 3 часа.

Дети принимаются в театральное объединение по желанию.

В условиях самодеятельного театрального коллектива руководителю сложно распределить учебное время так, чтобы проводить отдельно занятия по «актерскому мастерству», «сценической речи», «сценическому движению». В реальной педагогической практике, в условиях занятий, элементы различных разделов этих предметов переплетаются. Чаще всего учебное занятие – это единый (комплексный) технический тренинг.

Основная форма образовательного процесса – учебное занятие, в котором сочетаются различные виды учебно-творческой деятельности.

Структура занятия:

1 Актерский тренинг.

- игры и упражнения, развивающие внимание, воображение, фантазию, артистическую смелость.

- упражнение на развитие координации движения, пластики рук.

2 Речевая разминка:

- разминка артикуляционного аппарата;

- работа над фокационным дыханием;

- работа над дикцией;

- чистоговорки, скороговорки.

3 Самостоятельная работа или работа с педагогом над этюдами.

4 Работа над спектаклем или мини – спектаклем.

5.

Большое значение в реализации программы предаются выбору репертуара. Он зависит от возрастных особенностей детей и их интереса. Инсценируемое произведение должно иметь динамический сюжет, стройную и определённую композицию, диалоги и монологи, в которых полно раскрываются характеры персонажей.

Мониторинг образовательных результатов.

Объектом мониторинга является образовательный процесс направленный на развитие актёрских способностей.

Предмет мониторинга – это образовательный результат.

Параметром мониторинга являются актерские способности.

Критерии и показатели:

- свобода движения по сцене, умение сочетать словесное и физическое действие;

- четкость и ясность речи;

- налаженное, правильное дыхание при произношении текста.

- владение актерскими навыками.

- гибкость и пластичность тела.

Предполагаемые результаты.

1 – год обучения

Знания:

- знать основы построения мизансцены, этюда;

- от 5 до 10 упражнений дыхательной системы Стрельниковых и гимнастики речевого аппарата;

- от 5 до 10 упражнений на развитие голосового диапазона, координации движения, гибкости, пластики;

- от 5 до 10 скороговорок;

- основы художественного чтения;

- этапы постановочной работы и работы над образом.

Умения:

- уметь самостоятельно освобождаться от мышечных зажимов;

- уметь концентрировать внимание;

- действовать на сцене в условиях «публичного одиночества»;

- действовать с верой в предлагаемые обстоятельства;

- свободно двигаться по сцене, сочетая словесное и физическое действие;

- уметь пользоваться средствами выразительности речи (тембр, интонация).

Навыки:

- соблюдение осанки;

- сохранение ровного дыхания в движении;

- овладение четкой и ясной речи;

- овладение навыками внутренней собранности, готовности включиться в творческий процесс (выполнения поставленных задач перед воспитанниками, ведущих к какому – либо действию);

- навык индивидуального и коллективного построения этюда и мизансцены.

2 год обучения

Знания:

- основы работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом;

- правила выполнения различных падений;

- законы построения логической речи;

- орфоэпические правила.

Умения:

- описывать и истолковывать эмоции испытываемые героем;

- концентрация внимания в условиях сценического действия;

- умение точно выполнять упражнения на память физических действий

- создавать словесно-речевой образ;

- осваивать сцену в различных предлагаемых обстоятельствах;

Навыки:

- навык сочинительства, импровизации при выполнении этюдов;

- овладение навыками коллективного творчества;

- навыки переключения дыхания при переходе от медленной к быстрой речи и обратно;

- построения пластической композиции.

3 год обучения

Знания:

- знание законов логического построения речи;

- знание основ декламации и применение их в работе с текстом;

- знание основ искусства пантомимы.

Умения:

- умение правильно поставить смысловое ударение;

-умение поддержать диалог с партнером;

- умение работать в коллективных этюдах;

- умение правильно оценивать поступки героев, выстраивать образы действующих лиц;

- умение импровизировать и самостоятельно выстраивать мизансцены.

Навыки:

- навык работы с прозаическим, поэтическим и драматическим текстом;

- навык безопасного падения в предлагаемых обстоятельствах (обморок, от выстрела, удара, с использованием предметов);

- навык работы в группе.

Способы отслеживания результатов:

- открытые занятия (два раза в год)

- концертная деятельность (в течение года)

- игровые тесты (игровые ситуации для выявленного лидера)

- индивидуальная беседа (в течение года)

- методики (карта «Психологическая атмосфера в коллективе»)

- опросник («Мотив прихода ребенка в объединение»)

- наблюдение

- анкета для детей (определение рейтинга учителя)

- анкета для родителей.

I. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Актерское мастерство

Мышечный зажим

Сценическое внимание

Вера в предполагаемые обстоятельства

Сценическое общение

Основы мизансцены

Этюды на заданную тему

Итоговое занятие

27

3

3

4

5

5

5

2

10

1

2

2

2

2

-

1

17

2

1

2

3

3

5

1

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Сценическое движение

Основы дыхания во время ходьбы, бега

Координация движения

Пластика рук

Соблюдение осанки

Упражнение на гибкость

Итоговое занятие

20

4

5

4

3

3

1

7

2

2

2

-

1

-

13

2

3

2

3

2

1

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

Сценическая речь

Дикция и артикуляция

Скороговорки

Гимнастика речевого аппарата

Звуковой посыл

Голосовой диапазон

Дыхательная система Стрельниковых

Итоговое занятие

24

4

3

4

4

2

5

2

10

2

1

2

2

-

2

1

14

2

2

2

2

2

3

1

5.

Индивидуальная работа с чтецами

22

10

12

6.

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

Постановочная работа

Чтение текста

Распределение ролей

Работа над текстом

Работа над образом

Мизансценирование

Прогоны без остановок

37

1

2

5

8

10

10

6

-

1

2

3

-

31

1

2

4

6

8

10

7.

Концертная деятельность

10

-

10

8.

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

144

46

98

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу угодичской сош 2011 год (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373
  2. Публичный доклад начальника управления образования о состоянии и результатах деятельности системы образования Ростовского муниципального района в условиях модернизации общего образования

    Доклад
    2011 год – это год существенных изменений в системе образования. Вступает в силу новый закон «Об образовании», новые правила лицензирования образовательных учреждения, новый порядок аттестации педагогических и руководящих работников,

Другие похожие документы..