Комплекс по курсу «право европейского союза» для студентов всех форм обучения на 2011-2014 учебные годы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»

КАФЕДРА

ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
ПО КУРСУ
«ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

на 2011–2014 учебные годы

Соглашение о гранте 2010-4211 проект N°177573

МОСКВА 2011

Составители:

д.ю.н., профессор С.Ю.Кашкин

к.ю.н., доцент П.А. Калиниченко

к.ю.н., доцент А.О.Четвериков

Ответственный редактор:

д.ю.н., профессор С.Ю. Кашкин

профессор кафедры Жана Монне (Европейский Союз)

Этот проект осуществлен при финансовой поддержке Европейской комиссии. Публикация выражает только позиции авторов, и Комиссия не несет ответственности за использование информации, содержащейся в данной публикации.

СОДЕРЖАНИЕ

Этот проект осуществлен при финансовой поддержке Европейской комиссии. Публикация выражает только позиции авторов, и Комиссия не несет ответственности за использование информации, содержащейся в данной публикации.

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

ПРОГРАММА КУРСА

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
для студентов очной формы обучения – 26 часов

для студентов очно-заочной формы обучения Института правоведения – 16 часов

для студентов Института прокуратуры и очно-заочной формы обучения Института целевой подготовки – 12 часов

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
(4 часа)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ контрольных работ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


Методические указания к выполнению контрольных работ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ ЗАЧЕТУ

ВВЕДЕНИЕ

Право Европейского Союза – самостоятельная правовая система. Ее возникновение и развитие связано с процессами полномасштабной социально-экономической и политической интеграции, которые происходят в современной Европе. Во многом по этой причине в учебной и научной литературе право Европейского Союза нередко именуют в последнее время «европейским правом» (последний термин, однако, имеет и другие значения).

Нормы права Союза регулируют общественные отношения на территории 27 европейских стран, являющихся государствами-членами организации Европейский Союз (Австрия, Болгария, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония) а также (частично) на территории Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии – государств-участников Европейского экономического пространства (кроме Швейцарии) и Шенгенского пространства.

В последующие годы территориальная сфера действия права Союза еще более расширится благодаря вступлению Исландии, Македонии, Хорватии (государства-кандидаты на вступление в Европейский Союз), а также, возможно, других стран Балканского полуострова. Официальный статус государства-кандидата, кроме того, имеет Турция, однако прием этой страны в Европейский Союз вызывает большие споры и, если состоится, то не ранее 2015 г.

В качестве самостоятельной учебной дисциплины право Европейского Союза (или «европейское право») преподается сейчас во всех ведущих юридических учебных заведениях и факультетах Западной и Восточной Европы, США. В силу ряда исторических и политических факторов в Российской Федерации данная учебная дисциплина начала вводиться в качестве отдельного курса только в конце 1990-х годов и пока находится на этапе становления.

Необходимость изучения права Европейского Союза в России обусловлена в первую очередь потребностью в повышении общей правовой культуры отечественных юристов, важной составляющей которой является знание основных концепций, понятий, категорий зарубежного права.

Не меньшее значение имеет также возможность использования полученных знаний в практической работе. В силу географической близости и тесных исторических, экономических, культурных связей народов России и зарубежной Европы интеграционные процессы в рамках Европейского Союза, в том числе правовая интеграция, непосредственно затрагивают важные интересы нашей страны и ее граждан. В качестве примера можно указать, в частности, такие отрасли и институты права Союза, как право внутреннего рынка, таможенное право, право экономического и валютного союза (включая правовой режим «евро»), Шенгенское право, энергетическое право ЕС и др.

Целый ряд концепций и юридических конструкций «европейского права» могут быть использованы в ходе регулирования интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР и при осуществлении дальнейших шагов правовой реформы в Российской Федерации.

В Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина учебная дисциплина (курс) «Право Европейского Союза» изучается студентами всех форм обучения в течение одного семестра. По итогам студенты сдают экзаменационный зачет.

В качестве форм текущего и промежуточного контроля знаний используются опросы на практических занятиях, выполнение контрольных и курсовых работ, подготовка докладов и рефератов, а также другие формы, допускаемые в учебном процессе Академии.

Учебный курс «Право Европейского Союза» ставит перед собой в качестве главных целей ознакомление студентов МГЮА:

– во-первых, с правовыми основами формирования, устройства и деятельности организации Европейский Союз;

– во-вторых, с системой источников и норм права Европейского Союза, регулирующих многообразные виды общественных отношений с участием государств-членов и граждан Союза, других физических и юридических лиц.

Для успешного освоения всех разделов программы курса студенты должны изучить необходимые учебные и нормативные материалы, которые подготовлены (переведены) в целях учебного процесса на кафедре права Европейского Союза МГЮА.

Для лучшего уяснения предмета наряду с основной (обязательной) литературой студенты могут использовать учебник «Европейское право: Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека» под ред. Л.М. Энтина (М., 2011), учебные пособия Энтина Л.М. «Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009 – 2017 годы» (М., 2009), М.Н. Марченко и Е.М. Дерябиной «Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории» (М., 2010), монографию М.М. Бирюкова «Европейское право до и после Лиссабонского договора» (М., 2009), а также другую учебную и монографическую литературу, указанную ниже в списке литературы.

Большой объем полезной и новейшей учебной, методической и научной информации содержится на Интернет-странице кафедры , которая открывает дополнительные возможности для изучения права Европейского Союза, в том числе с расширяющимся использованием методик дистанционного обучения.

Вниманию студентов!

1 декабря 2009 г. вступил в силу «Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» (подписан 13 декабря 2007 г.). В этой связи литература, не учитывающая поправок Лиссабонского договора, является устаревшей. Эта литература, изданная до 2007 г., однако, может представлять интерес для изучения историко-правовых особенностей возникновения ЕС и его правовой системы.

Ряд изменений в учредительные документы Союза также планируется внести в ближайшие два – три года. В целях учета этих изменений, а также нового законодательства ЕС, содержание отдельных вопросов учебной дисциплины может быть скорректировано.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Тематический план очной формы обучения Института Правоведения, Международно-правового института, Института адвокатуры, Института финансового и банковского права

№ п/п

Наименование тем

Всего часов (аудит.)

Лекций (час.)

Семинарских занятий

(час.)

Самост. работы студентов

(час.)

1.

Европейский Союз и его правовая система: основные этапы исторической эволюции.

6

2

4

6

2.

Правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и Европейского Союза

4

2

2

4

3.

Право Европейского Союза: понятие, принципы, источники, система

6

2

4

6

4.

Компетенция и сферы деятельности Европейского Союза

6

2

4

6

5.

Институты, органы и учреждения Европейского Союза

8

4

4

8

6.

Основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе

4

2

2

4

7.

Правовой режим единого внутреннего рынка ЕС

4

2

2

4

8.

Правовой режим экономического и валютного союза и единой валюты ЕС «евро»

4

2

2

4

9.

Правовое регулирование отдельных сфер общественной жизни

4

2

2

4

ИТОГО:

46

20

26

46

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «финансовое право» Самара. 2009

    Учебно-методический комплекс
    В работе даны методические указания к изучению курса, программа курса, тематика и планы семинарских занятий с приложением перечня рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к зачету (экзамену), методические указания по выполнению
  2. Отчет о деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих свою деятельность в режиме ресурсных центров, за 2011/2012 учебный год

    Содержательный отчет
    Отчет о деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, осуществляющих свою деятельность в режиме ресурсных центров,
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Источниковедение истории Казахстана» специальность 050114 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно - методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Ку­зембайулы, магистранткой исторического факультета второго года обучения Мукужановой Айзадой на основании
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» Специальность 050114 «История»

    Документ
    Рабочая программ дисциплины составлена профессо­ром кафедры истории Казах­стана, доктором ис­торических наук Аманжолом Кузембай­улы на основании государствен­ного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Казахстана» для неисторических специальностей Костанай, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлена доктором исторических наук, профессором Кузембайулы А., доктором исторических наук, профессором Абилем Е.
  6. Учебно-методический комплекс по предметам федерального компонента 17 Учебно-методический комплекс по предметам регионального компонента 38

    Учебно-методический комплекс
    Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме, проводимойтерриториальной экзаменационной комиссией,
  7. Публичный отчет гбоу центр образования «Школа здоровья» №2005 о реализации Программы развития 2011/2012 учебный год

    Публичный отчет
    Устав образовательного учреждения – редакция № 4 принята на конференции школы, протокол № 1 от 30.08.2011г. ГБОУ Центр образования « Школа здоровья» № 2005, ОГРН зарегистрирован 03.
  8. Программа развития образовательной деятельности Мурманского государственного гуманитарного университета на 2011-2014 гг

    Программа
    Программа развития образовательной деятельности МГГУ является организационной основой реализации комплекса взаимосвязанных мер в течение 2011-2014 гг.
  9. Об утверждении программы социально-экономического развития томской области на 2006 2010 годы и на период до 2012 года

    Статья
    1. Решение Высшего экономического совета при Главе Администрации (Губернаторе) Томской области от 30 июня 2004 года о разработке Стратегии развития Томской областидо 2020 года.

Другие похожие документы..