Методическое пособие по дисциплине Психология и педагогика по самостоятельной работе студента Автор и составитель пособия доктор педагогических наук, профессор Иванова Г. П

Методическое пособие по дисциплине
Психология и педагогика

по самостоятельной работе студента

1. Автор и составитель пособия – доктор педагогических наук, профессор Иванова Г.П.

2. Общий объем самостоятельной работы студента по дисциплине -66 часов.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии

Тема 1.1 . Предметно-проблемное поле современной психологии (8 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. С чем связано возникновение психологии как научной отрасли знаний?

2. Раскройте особенности становления психологии в России.

3. Каковы особенности основных направлений западной социологии ?

4. Каким образом и в каких сферах деятельности знания по психологии может применять специалист с высшем образованием?

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа предполагает ознакомление студента с сущностью и содержанием понятий «социально-педагогическое консультирование», «социально-психологический риск», «потенциальные клиенты». Студентам необходимо изучить особенности социально-педагогического консультирования, его связь с другими видами консультирования, обращая особое внимание на психологическое.

В процессе самостоятельной работы студенты должны проанализировать организацию и содержание индивидуальной и груп­повой психотерапии, вре­менной консультативной помощи. Проанализировать подходы к пониманию

результативности социально-педагогического консультирования.

Основная литература: 1 (c. 6-130), 3 ( c. 10-20)

Дополнительная литература: 1 ( 57-70), 6 ( c.15-30 )

Тема 1.2 . Психология развивающейся личности

(7 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. По каким признакам можно судить об особенностях психики человека

2. Что представляет собой мир психических явлений человека?

3. Каковы предпосылки и условия возникновения сознания?

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа студентов в рамках обозначенной темы предполагает знание сущности и содержания понятий «профессиональное образование консультанта», «опыт проведения практического консультирования», «кодекс профессиональ­ной этики». Рекомендуется подготовить доклады на следующие темы: Успешное консультирование, Особенности многоканального кон­сультирования. Студентам необходимо показать взаимосвязь кодекса профессиональной этики и результативности социально-педагогического консультирования.

В процессе самостоятельной работы студенты должны подробно ознакомиться с этапами социально-педагогического консультирования с позиции реализации личностных качеств консультанта на каждом из них.

Основная литература: 1 (с. 133-170), 2(с.46-68 ), 3 (с. 102-104)

Дополнительная литература: 4 (с. 4-18), 5 (с.29-50), 6 (с. 31-75)

Тема 1.3. Психические процессы

(6 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. Что общего и различного между мышлением и восприятием как познавательными процессами?

2. Каковы формы мыслительной деятельности?

3. Какое влияние на восприятие оказывает наш прежний опыт?

4. Как воспитывает воля?

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа студента предполагает ознакомление с сущностью и содержанием специальных знаний профессионально подготовленного консультанта, специальных умений профессионально подготовленного консультанта, содержание общей и профес­сиональной подготовки консультанта. Студентам важно обозначить основные способы получения знаний как в системе высшего, так и послевузовского образования.

В процессе самостоятельной работы студентам важно уяснить основные аспекты профес­сиональной подготовки консультанта, характеристики профессиональной квалификации. Рассмотреть организацию и содержание консультационной службы в условиях образовательного учреждения.

Основная литература: 3 (с.102- 104)

Дополнительная литература: 4 (с.4-18), 5 (с.145-167), 6 (с.31-75)

Тема 1.4. Психотипические и индивидуально-психологические особенности

( 6 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. Покажите влияние темперамента на познавательную деятельность, чувства и волю человека

2. Проанализируйте особенности характера личности в зависимости от устойчивых ее отношений

3. Раскройте понимание способностей как психического свойства личности

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа в рамках обозначенной темы предполагает активную индивидуальную работу по изучению учебного материала.

В процессе самостоятельной работы студенты должны изучить проблемы, связанные с организацией оптимального режима работы консультации, оптимальной организацией индивидуальной работы консультанта, средними нормами затраты вре­мени, деловым взаимодействием консультанта с другими специалистами-консультантами, взаимодействием специалистов-консультантов различного профиля.

Основная литература: 2 (с. 105-126), 4 (с. 125-130)

Дополнительная литература: 1 (с. 109-118), 2 (с. 132-149)

Тема 1. 5 .Психология малых групп и групповых отношений (7 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. Что общего и отличного в понятиях «группа», «коллектив»?

2. Какова классификация малых групп?

3. Дайте характеристику сплоченности как социально-психологическому феномену

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с понятием подготовка к социально-педагогическому консуль­тированию, техническое обо­рудование консультации, регистрационный журнал консуль­тации. Студентам важно проанализировать содержание этапов социально-педагогического консультирования, процедур социально-педагогического консультирования. Рассмотреть особенности социально-педагогического консультирования в зависимости от возраста клиента.

В процессе самостоятельной работы студентам важно изучить модели консультационного взаимодействия: оберегающая, преодолевающая, инструктирующая, побуждающая, актуализирующая диалог.

Основная литература: 1 ( с. 233-312), 4 (с. 4-18)

Дополнительная литература: 2 (с. 12-38), 3(с. 25-48)

Раздел 2. Теоретико-методологические основы педагогики

Тема 2.1 . Педагогика в системе наук о человеке

(8 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. Что изучает психология?

2. Раскройте сущность понятия «образование»

3. Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа студентов в рамках обозначенной темы предполагает активную индивидуальную работу по изучению учебного материала.

В процессе самостоятельной работы студенты должны изучить сущность и содержание понятий техники и технические приемы социально-педагогического консультирования, этапы и процедуры социально-педагогического консультирования, общая подготов­ка консультанта. Проанализировать использование техник в процессе социально-педагогического консультирования, связанных с ними технических ошибок в социально-педагогическом консультировании, процеду­р тестирования.

Основная литература:3( с.54-65), 4(с.29-39)

Дополнительная литература: 6(с. 7-13), 7(с.5-20)

Тема 2.2. Педагогический процесс: система и целостное явление

(7 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Раскройте противоречивую природу педагогических явлений

  2. Что означает закономерность в педагогике?

  3. Как связаны закономерности, принципы и правила педагогического процесса?

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с понятием коррекции черт характера, сфера личных взаимоотношений клиента, опыт личного взаимодействия. Студентам важно проанализировать причины типичных случаев обра­щения клиентов. Рассмотреть особенности практических рекомендаций клиентам, обусловленных их возрастными, половыми различиями, социальным опытом.

В процессе самостоятельной работы студентам важно изучить проблемы межличностного взаимодействия в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель» и разработать рекомендации для их разрешения.

Основная литература:1 (с.315-363),3(с. 54-65)

Дополнительная литература: 1(с. 113-142), 7(с. 80-107)

Тема 2.3. Воспитание в целостном педагогическом процессе

(6 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  1. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?

  2. В чем сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей?

  3. Проанализируйте соотношение цели воспитания и потребностей общества и личности .

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с сущностью и содержанием понятий проблемы консультирования детей и подростков, типичные конфликты между родителями и детьми-под­ростками, консультирование родителей. Студентам важно проанализировать причины появления проблем у детей различных возрастных групп, характерные особенности конфликтов между родителями и подростками с точки зрения причины и путей их устранения в процессе социально-педагогического консультирования, консультирование родителей в зависимости от возраста ребенка, сложившейся ситуации и проблемы, которую необходимо решить.

В процессе самостоятельной работы студентам важно изучить содержание типичных случаев и ситуаций обращения в консультацию родителей, уметь проводить психологический анализ конфликтной ситуации. Рассматривать тактику социального педагога в процессе консультирования во взаимодействии с субъектами.

Основная литература: 3(с.54-65), 4( с.282-313)

Дополнительная литература: 3 (с. 95-114), 7 (с.107-128)

Тема 2.4. Дидактика как теория обучения

(7 часов на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. Дайте характеристику образовательной, воспитательной развивающей функции обучения

2. Назовите основные виды обучения и их характерные черты

3. Раскройте особенности структуры деятельности учителя и учащихся

Рекомендации по освоению материала:

Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с сущностью и содержанием понятий результативность социально-педагогического консульти­рования, критерии оценки результатов социально-педагогического консультиро­вания, процедуры практического оценивания результатов консультирования. Студентам важно определить критерии и показатели результативности социально-педагогического консультирования применительно к детям различного возраста, проблемы, типологию причин, способствующих некачественной реализации данного процесса, связанных с личностными и профессиональными качествами консультанта, клиента, сложившейся ситуацией, возникшей проблемой.

В процессе самостоятельной работы студентам важно изучить сущность неправильных действий клиента, призна­ков и способов оценивания итогов социально-педагогического консуль­тирования.

Основная литература:2 ( с. 144-149), 4(с.130-171)

Дополнительная литература: 1(с.87-94), 5 (с.168-189)

Тема 2.5. Семья как субъект и социокультурная среда воспитания и развития личности

( 4 часа на самостоятельную работу студента)

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

1. Обоснуйте возможности, условия и направления активизации воспитательной роли семьи.

2. Дайте характеристику типичным профилям родительского отношения к ребенку

3. Каковы модели воспитательного воздействия в семье появились в современных условиях?

Основная литература: 1 (с.315-363), 3(с. 54-65)

Дополнительная литература : 1 (с. 8-17), 2 (с. 115-130), 7(с.35-52)

4. Примерная тематика рефератов (тема 1.3)

  1. Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов

  2. Механизмы развития и тренировки памяти.

  3. Внимание и рассеянность

  4. Управление вниманием

  5. Природа мышления.

  6. Интеллект.

  7. Развитие и виды интеллекта

  8. Техника воображения

  9. Индивидуальные особенности мышления

  10. Характерные особенности творческого процесса

  11. Восприятие времени и пространства Нарушение восприятия.

Примерная тематика рефератов ( тема 1.4)

1. Формирование и развитие способностей

2. Одаренность, талант, гениальность

3. Физиологические основы темперамента

4. Структура и черты характера

5. Акцентуации характера подростков

6. Характеристика типов акцентуации

7 Формирование характера

8.Учет свойств темперамента в практической деятельности

9. Характер и темперамент

10. Творческие способности

Примерная тематика рефератов ( тема 2.3)

1. Субъектность ребенка как цель современного воспитания

2. Диалог и понимание как методы воспитания

3. Инновационные модели воспитания

4. Содержание воспитания культуры межнационального общения

5. Личность как субъект социального воспитания

6. Современное понимание патриотизма и проблемы его формирования

7. Копилка современных форм воспитательной работы

8. Реализация принципа народности в воспитании

9. Свобода самоопределения

10. Воспитательное взаимодействие

Контрольная работа ( тема 2.3)

1. Дайте определение понятию «воспитание»

2. Что такое воспитание в узком и широком смысле слова?

3. Что включает в себя содержание воспитания?

4. Что включают в себя движущие силы процесса воспитания?

5. Каковы особенности процесса воспитания?

6. Какова система принципов воспитания?

7. Какие факторы влияют на постановку цели воспитания

8. Дайте определение понятия «метод воспитания»

9. В чем сущность методов наказания и поощрения?

10.Каковы основные направления современного воспитания?

Контрольная работа ( тема 2.4)

1 Дайте определение понятию «обучение»

2. Какой фактор является системообразующим в процессе обучения?

3 В чем особенности преподавания и учения?

4. Какова система принципов обучения?

5. Какова структура процесса обучения?

6. Каковы классификация методов обучения

7. В чем состоит единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения?

8. Каковы формы организации процесса обучения?

10.Примерные вопросы к экзамену:

1.Психология: предмет, объект и методы психологии.

2. Структура психологии

3. Мозг и психика .

4. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

5. Понятие о сознании

6.Индивид, личность, субъект, индивидуальность

7. Современные теории личности

8. Психическая регуляция поведения

9. Деятельность

10. Ощущение

11. Восприятие

12. Внимание

13. Мышление и интеллект

14. Воображение.

15. Эмоциональные процессы

16. Память.

17. Речь

18. Темперамент, его типы и свойства

19. Характер личности и его формирование

20. Способности

21. Общение

22. Понятие группы. Психология малых групп

23. Межличностные отношение и общение

24 Межгрупповые отношения и взаимодействия

25.Педагогика: объект, предмет, функции, методы

26. Основные категории педагогики

27. Образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность

28. Современное состояние образование в мире

29. Система образования в России

30. Система непрерывного образования

31. Содержание образования и источники его формирования

32. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения

33. Формы организации обучения

34. Педагогический процесс

35. Основы управления образовательными системами

36. Сущностные характеристики воспитания

37. Воспитание как целостный педагогический процесс формирования и развития личности

38. Цель воспитания

39. Движущие силы логика воспитательного процесса

40. Система принципов воспитания

41.Семья как субъект и социокультурная среда воспитания и развития личности

42.Трудности детско-родительских отношений

43. Условия, направления активизации воспитательной роли семьи

11.Литература

11.1 Основная литература

1. Корниенко Н.А Психология и педагогика.- Новосибирск,,2004(**)

2 Психология и педагогика: Военная психология / под ред. А.Г. Маклакова- СПб., 2007(* **)

3. Мошкина Л.Д Психология и педагогика.- Екатеринбург., 2005

4. Реан А.А. Психология личности.- СПб.,2007(***)

11.2 Дополнительная литература

1.Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей.- Ярославль.,2004 (**)

2. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы.- М.,2009 (**)

3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности.- М.,2004

4. Копейкин Г.К. Психодиагностика личности.- СПб.,2004

5. Нартова- Бочар С.К. Введение в психологию развития.- М.,2005

6. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология.-М.,2005(* *)

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.- М.,2002 (***)

*- гриф

**- наличие в библиотеке

  1. М. Ж. Буркеев, доктор хим наук, профессор

    Интернет справочник
    Н 34 Научные исследования в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А.Букетова: Справочник / под ред.Е.К.Кубеева; сост.: М.Ж.Буркеев, Р.
  2. А. К. Быков, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник фгу нии семьи и воспитания Российской академии образования

    Монография
    Г.Ф.Гребенщиков, доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновационным технологиям Таганрогского государственного педагогического института.
  3. Л. П. Качалова доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии

    Реферат
    Содержание учебного пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине блока ОПД «Современные средства оценивания результатов обучения».
  4. Л. Л. Баранова, доктор филологических наук, профессор

    Документ
    Материалы сборника посвящены актуальным проблемам преподавания иностранного языка делового общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам,
  5. В. И. Дружинин ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    ректор Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ
  6. Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология: учеб пособие для студентов

    Учебное пособие
    В пособии приведены тексты и извлечения (выдержки), раскрывающие психолого-педагогические особенности детей с различными речевыми нарушениями и определяющие пути коррекционного психолого-педагогического воздействия.
  7. Учебно методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика» для специальности Физика

    Документ
    Психология и педагогика является интегративной дисциплиной в системе общей и профессиональной подготовки будущих специалистов, основная цель которой - формирование систематизированного представления об общих основах психологии и педагогики,
  8. Е. А. Гаричева > С. А. Рымарь > А. Э. Дубоносова > С. Д. Трифонов Рецензент: доктор филологических наук, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого А. В. Моторин Записки Филиала рггу в г

    Документ
    Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск 8. Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность: Материалы международной научно-практической конференции / Филиал РГГУ в г.
  9. Ременных исследований сборник научных статей Под редакцией доктора филологических наук, профессора А. Э. Еремеева Омск ноу впо «ОмГА» 2012

    Документ
    В сборник включены статьи участников VI Международной научно-практиче­ской конференции «Наука и общество: проблемы современных исследований», состо­явшейся 25 апреля 2011 года на базе НОУ ВПО «ОмГА».

Другие похожие документы..