Решение не только образовательных, но и развивающих задач (развитие умений формулировать свою точку зрения, обобщать, систематизировать, анализировать материал, договариваться, развивать самостоятельную активность)

Нестандартные методы обучения на уроках технологии

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Рассмотрим некоторые формы и методы проведения нетрадиционных уроков.

Метод мозговой атаки. Применяя этот метод, группа может быстро создать внушительный лист идей, проблем, задач, требующих разработки, быстро их объяснить и сделать оценку. Существуют следующие фазы мозговой атаки: генерация идей, уточнение и оценка. Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве идей, а не на их качестве. Мозговая атака - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды.

Метод проектов в учебной деятельности. Практическая проектная деятельность не только интересна, но полезна для каждого ребенка, поскольку он приобретает очень важные умения, которые будут востребованы обществом, в нашей стране.

Можно выделить ряд преимуществ в работе с учащимися в проектной деятельности: сочетание самостоятельной работы учащихся в парах, группе, коллективе;

использование дифференцированных знаний, для детей разного уровня подготовки (посильное задание для каждого);

использование поискового и исследовательского методов;

развитие познавательных навыков, умение самостоятельно добывать информацию;

решение не только образовательных, но и развивающих задач (развитие умений формулировать свою точку зрения, обобщать, систематизировать, анализировать материал, договариваться, развивать самостоятельную активность);

актуализация знаний в различных образовательных образах, что способствует интеграции предметов;

предоставление возможности детям выбрать вид деятельности, средства обучения; социальная значимость выполненной деятельности; стимулирование творческого подхода к выполнению задания; повышение мотивации учащихся к образовательному процессу,

Принимая во внимание уникальность метода, его можно часто использовать на уроках, разрабатывать краткосрочные проекты по организации урочной деятельности.

В своей работе с учениками используют различные виды проектов: индивидуальные, образовательные, коллективные, социальные: «Жизнь прекрасна без алкоголя», парные и коллективные, творческие: «Подарок ко дню рождения».

Встречи с передовиками производства. Такие встречи, как правило, проводятся в самой школе. Организует их методист или преподаватель. Завод для проведения таких мероприятий выделяет передовиков производства - инженеров, мастеров и кадровых рабочих. С ними предварительно проводится краткий инструктаж, в котором объясняется цель встречи, вопросы, на которые следует обратить внимание, и методика проведения беседы.

Беседы и консультации.Большое значение в работе по профориентации имеют групповые беседы и индивидуальные консультации о предприятии.

Контрастные вставки в учебный материал.Суть положительного эффекта этого приема состоит в значительной активизации учащихся при резком контрасте изучаемого материала.

Из психологических и дидактических исследований известно, что объем и качество усвоения учебного материала в течение занятия постепенно снижаются. Изменение учебной обстановки (перемена рода работы, изменение объекта труда, переход к новому материалу) активизирует внимание учащихся и повышает эффективность обучения. Таким активизирующим фактором может быть контрастная вставка. В частности, фрагментарное сообщение о содержании работы по той или иной профессии, показ оригинальных инструментов и приспособлений, необходимых работам той или иной специальности, и т.п. Такая вставка может тематически и не согласовываться с основным программным материалом, а, наоборот, резко контрастировать с ним. Именно яркий контраст и создает условия для активизации внимания учащихся и запоминания материала. Следует, однако, учитывать, что на такую вставку нельзя отводить много времени, чтобы информация не заслоняла основной учебный материал.

Проведение учебных занятий специалистами производства. Отдельные элементы учебной программы: освоение приемов работы с машинами, станками, инструментами и приспособлениями, способов изготовления отдельных изделий, ознакомление с конструкцией изучаемых объектов, с технологическими процессами и т. п. - могут быть успешно реализованы при совместной деятельности учителя и специалиста производства. Участие рабочего в учебном процессе при надлежащей организации хода обучения будет способствовать более эффективной ориентации учащихся на труд по соответствующему профилю.

Ход занятия, на котором планируется присутствие специалиста производства, следует тщательно разработать. В его структуре надо четко определить место и содержание обучающей деятельности специалиста.

Экскурсии.Чтобы экскурсии были эффективными, необходимо: конкретно определить тему экскурсии и ее целевую направленность, предварительно провести ее тщательную подготовку, в ходе экскурсии ознакомить учащихся с конкретными объектами, после экскурсии провести закрепление полученных сведений и знаний.

Учебной программой по технологии не предусмотрены специально экскурсии на производство. Но очевидно, что дать учащимся полное представление о современном пооизводстве без его посещения весьма трудно. Многие проблемы могут быть

представлены в понятной для учеников наглядной форме только при соприкосновении с реальной производственной средой. В условиях учебных мастерских школьники, как правило, не имеют, возможности знакомиться с современными способами обработки материал Экскурсии - часто единственно возможный путь приобщения учащихся к современной технике, технологии и организации производства.

Экскурсии могут иметь различное назначение - в зависимости от ставящихся целей. Они могут быть общеознакомительными целевыми.

В любом случае в методике проведения экскурсии можно выделить следующие основные вопросы: подготовка к экскурсии, проведение экскурсии и подведение итогов. Подготовка экскурсии обязательно включает в себя:

• определение учебных целей, которые предполагается достичь, выбор места экскурсии;

• определение ее маршрута с обязательным совместным решением с представителем производства об обеспечении безопасности передвижения учащихся и по территории предприятия, и при посещении производственных помещений (естественно, и сами школьники должны быть ознакомлены с привалами поведения во время экскурсии).

В проведении экскурсии принципиальная роль экскурсовода. Хорошо если это сам учитель, но часто, он оказывается, недостаточно подготовлен к разъяснению всех особенностей конкретного производства - тогда привлекается работник предприятия. Его выбор не может быть случайным. Он должен знать цели экскурсии. Подводить итог экскурсии можно по-разному. Заключительная беседа, письменные отчеты, выпуск технических бюллетеней альбомов с фотографиями и письменными материалами по истории производства, сведениями о .выпускаемой продукции, и т.п.

В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, которые могут возбуждать познавательный интерес и переходить в самостоятельную продуктивную работу.

Можно привести следующие типы уроков:

Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок - «дублер начинает действовать» и т. д.

Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс - конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.

Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок - сюрприз и т. д.

Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн - ринг», диспут и т. д.

Интегрированные уроки.

Трансформация традиционных способов организации урока: лекция - парадокс, парный опрос, экспресс - опрос, урок - защита оценки, урок - консультация, урок - практикум, урок - семинар и т. д.

В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

А Уроки творчества: урок изобретательства, урок - выставка, урок - сочинения, урок -творческий отчет и т. д.

А Уроки, созвучные с общественными тентенциями: урок- общественный смотр знаний, урок - диспут, урок - диалог и т. д.

А Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

А Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок - бенефист, урок - исторический обзор, урок - портрет и т. д.

А Театрализованные уроки: урок - спектакль, урок воспоминаний, урок - суд, урок -аукцион и т. д.

А Игровые уроки: урок - деловая игра, урок — ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок - соревнование, урок - путешествие и т. д.

А Вспомогательные уроки: урок - тест, урок для родителей, урок - консультация и т. д.

Виды нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):

Урок - деловая игра; -пресс конференция; -соревнование, -консилиум, -зачет, -КВН, -суд, аукцион, -экскурсия, -семинар, - театральное представление, -консультация, - блок-схема, -лекция.

В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

-подготовка методических материалов к уроку;

-выступление на уроке родителей специалистов по изучаемой проблеме;

-организация родителями экскурсий на предприятие и т.д.

Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

( Выступление Голдиной Ларисы Николаевны – учителя технологии СОШ № 3)

Руководитель РМО учителей технологии Жорина Н.И.

  1. Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования

    Документ
    Сборник научно-практических материалов по итогам Всероссийского семинара «Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями Примерной общеобразовательной программы воспитания,
  2. Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (1)

    Образовательная программа
    6.4. Информационно-коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся
  3. Образовательная программа начального общего образования гбоу сош №411

    Образовательная программа
    Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 411, рассмотрена и принята на заседании педагогического совета
  4. Образовательная программа начального общего образования (ооп ноо)

    Образовательная программа
    Программа составлена педагогическим коллективом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 города Тюмени в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
  5. Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие гоу сош №802 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 802 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  6. Образовательная программа начального общего образования моу сош №65 на 2011 2015 гг

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №65 разработана педагогическим коллективом начальной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
  7. Образовательная программа начального общего образования по новому федеральному государственному образовательному стандарту 2010 год

    Образовательная программа
    Статус муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Веселовская средняя общеобразовательная школа как базовая школа образовательного округа предусматривает преемственность программ, методов и форм организации дошкольного
  8. Основная образовательная программа начального общего образования г. Томск 2011 год

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  9. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №37 г. Томска Содержание

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №37 г.Томска разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Другие похожие документы..