Диалектика и синергетика – онтологическое и эпистемологическое единство

ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА – ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ
И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

Н.В. Поддубный1

Современный этап науки характеризуется парадигмальными сдвигами, существенным моментом которых является проблема соотношения диалектики и синергетики. Этот вопрос актуален в нескольких аспектах. Во-первых, с возникновением и развитием синергетики ряд ученых перенесли методологическую роль с диалектики на синергетику. Во-вторых, другие отечественные исследователи, как и некоторые западные, стали подвергать сомнению саму методологическую роль диалектики. В-третьих, ученые, отстаивающие прежние позиции диалектики в науке, пытаются найти в синергетике подтверждение, углубление и конкретизацию некоторых положений диалектики. В-четвертых, отдельные ученые, по-видимому, совсем не связывают эти два научных направления.

В нашей работе обосновывается еще один подход, согласно которому диалектика и синергетика являются двумя взаимосвязанными ветвями единой методологии. Данная точка зрения близка третьей, однако имеет и достаточно существенное отличие, сближающее ее частично со второй. Основанием этой позиции являются развиваемая нами концепция самоорганизации и ее применение к науке как самоорганизующейся системе [1, 2]. Мы в значительной степени согласны с мнением Л.Ф. Матюшонка, который пишет, что сравнение категориального аппарата “старой” диалектики и общих понятий синергетики приводит к выводу о том, что в рамках синергетики складывается своеобразная форма стихийной диалектики, нуждающаяся в тщательном рассмотрении через развитую систему “забываемой” диалектики [3].

В данной статье мы проведем сопоставление диалектики и синергетики лишь в наиболее существенных аспектах:

1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.

2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.

3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе “единство в многообразии”, т.е. в субстанциональной организации материи. В диалектике субстанция выступает основой внутреннего единства и взаимодействия составляющих целое частей. Субстанция, как причина самой себя, является интегральным имманентным качеством целого. Лежащая в основе взаимодействия всех его сторон, она есть “имманентная причинность”, “субъект” взаимодействия. Известно высказывание Ф. Энгельса по этому поводу: “Спинозовское: субстанция есть causa sui – прекрасно выражает взаимодействие...” [4]. Согласно диалектике, с исследования взаимодействия начинается и заканчивается познание.

Поэтому исходной единицей и категорией анализа в нашем исследовании служило понятие взаимодействия, так как оно предельно абстрактно и в то же время предельно конкретно, имеет всеобщий характер. Ю.А. Жданов подчеркивает, что природе в ее целостности присуще универсальное взаимодействие и задача науки заключается в том, чтобы познать его во всем богатстве форм, многообразии, разносторонности [5]. Взаимодействие включает в себя такие системные понятия, как элемент, структура, цель, информация, энергия, а также исходные диалектические категории – бытие (существование), тождествои различие, движение и покой.

Но к этому пришло и современное естествознание. В точке начала развития мира, согласно современным космогоническим представлениям, качественное многообразие отсутствовало и единственной формой качества выступало взаимодействие как проявление энергии. П. Дэвис пишет по этому поводу: «С точки зрения “наивного реалиста”, Вселенная представляет собой совокупность объектов. Для специалистов по квантовой физике это подвижная единая ткань, состоящая из всплесков энергии, и ни одна из частей этой “ткани” не существует независимо от целого, а это целое включает и наблюдателя» [6]. Современная физика рассматривает вещество как “запертую” энергию, так как оно возникает и исчезает, но всегда остается энергия.

Идея взаимодействия элементов является исходной и во всех концепциях самоорганизующихся систем, т.е. в синергетике.

Но что лежит в основе взаимодействия? Диалектика говорит о противоречии взаимодействующих сторон. Движение, взаимодействие, выступает формой существования материи. В этом философском обобщении заключен глубочайший смысл диалектического противоречия – чтобы сохраняться, нужно изменяться. Сохранение имплицитно содержит в себе изменение, а изменение означает и сохранение. Синтез этих противоположностей в диалектике находит отражение в понятии развития. Так диалектика доказывает неизбежность развития материи. Этот абсолютный диалектический принцип и составляет субстанциональную основу всеобщего закона взаимодействия.

В развиваемой нами концепции самоорганизации субстанциональной основой взаимодействия элементов системы является системообразующий фактор – то, для чего объединяются элементы в систему. Определение системообразующего фактора позволит объяснить организацию систем, взаимосвязь между ее структурными уровнями, механизмы и логику развития, т.е. реализовать монистический подход к исследованию. Понятие системообразущего фактора будет для нас исходным понятием теории, ее началом. Как отмечает М.С. Орынбеков, пока не обосновано фундаментальное понятие теории, невозможно говорить о теоретическом познании [7]. Поэтому основой является проблема правильного понимания и обоснования исходного принципа теоретического познания. Этот исходный принцип и должен отражать всеобщее основание единства системы, ее субстанцию. Философский анализ и элементарный здравый смысл показывают, что исходной идеей науки, лежащей в основании всех логических построений о мире и его частях, является идея самого существования мира, его самосохранения, или принцип сохранения материи. Эта мысль имплицитно присутствует во всех научных рассуждениях, ибо если нет предмета, то нет и его анализа.

С точки зрения системного подхода, мир в целом представляет собой метасистему – систему систем и, как замечает Н.Н. Моисеев, любые гипотезы несистемного характера Вселенной непроверяемы в принципе и поэтому должны быть отброшены [8]. Мир как целое, как система имеет предельно всеобщий характер, поэтому имеют место самообоснование и самодетерминация через ее атрибут – движение, которое выступает единственным способом существования мировой системы. Понятие система отражает форму организации существования материи. Следовательно, само существование материи и мира является системообразущим фактором, их субстанцией. Как утверждал еще Спиноза, существование Бога и сущность его – одно и то же [9].

В.И. Кузнецов, Г.М. Идлис также подчеркивают, что все законы природы, по существу, сводятся к соответствующим законам сохранения, ибо все существующее существует лишь постольку, поскольку оно способно самосохраняться и противостоять внешним воздействиям, направленным на его изменение [10]. Это находит отражение в принципе Ле Шателье-Брауна, согласно которому внешние воздействия, выводящие систему из термодинамического равновесия, вызывают в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия. Принцип этот имеет универсальный характер, но различную форму своего проявления на разных уровнях развития материи.

А.П. Назаретян, рассматривая движущие силы прогрессивной эволюции материи, приходит к выводу: “... необходимую и в основном достаточную предпосылку феноменов самоорганизации составляют два диалектически противоположных фактора: законы сохранения – фундаментальное обобщение современной естественнонаучной теории – и активность материи, раскрытая философской теорией на основе многообразных данных естествознания” [11, с. 53]. Поэтому, считает он, развитие следует выводить не из “стремления к развитию” или “стремления к самоорганизации”, приписываемых материи в качестве самостоятельных атрибутов, а из стремления к сохранению, которое хорошо согласуется с известными естественными зависимостями, четко выделив в проблеме сохранения неравновесный аспект [11, с. 64]. Идея устойчивости форм является центральной и в построении тектологии у А.А. Богданова [12].

В синергетике аналогом системообразующего фактора выступает определенная область устойчивого состояния самоорганизующейся системы, называемой аттрактором. Так, Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов [13] отмечают, что они под аттракторами понимают реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных средах. Структуры аттракторов выглядят как цели эволюции. Аттрактор в самоорганизующихся системах, как пишет Е.Я. Режабек, становится интегрирующим системообразующим фактором [14].

Большой эмпирический материал и теоретические обобщения отдельных наук подтверждают философские выводы о принципе сохранения материи и демонстрируют многообразие форм его проявления. Следовательно, сущностью системообразующего фактора является стремление системы к максимальной устойчивости, самосохранению. Понятие “стремление” в данном случае имеет телеономический смысл, т.е. отражает направленность системы на конечный результат. Теперь нам остается конкретизировать физический смысл устойчивости, т.е. системообразующего фактора.

Логика развития науки показывает, что ее общим направлением является объяснение как можно большего количества фактов и явлений одним принципом. Системный подход служит конкретизацией монистического, субстанционального подхода к изучению мира, как системы, поэтому системообразующий фактор мира как системы, должен совпадать с наиболее обобщенным, универсальным энергетическим принципом (законом), принципом организации взаимодействия, т.е. движения, из которого будут выводиться все законы самоорганизующихся систем. Таковым, на наш взгляд, и является экстремальный принцип наименьшего действия, экономии энергии, сформулированный еще Лейбницем и де Мопертюи в физике, а в химии – Ле Шателье, который, по сути, является отражением диалектики взаимодействия двух фундаментальных законов мира – закона сохранения энергии (1-й закон термодинамики) и закона возрастания энтропии (2-й закон термодинамики).

Универсальность этого принципа заключается в том, что он однозначно отражает характер протекания любого процесса. “После всего того, что нам известно о законах, управляющих процессами в физических системах, мы можем охарактеризовать протекание всякого процесса во всех подробностях, утверждая, что из всех мыслимых процессов, которые переводят систему, находящуюся в определенном состоянии в другое состояние, реализуется тот, для которого интеграл определенной величины, взятый во времени (так называемая функция Лагранжа), имеет минимальное значение. Другими словами, если знать выражение функции Лагранжа, то можно полностью предсказать, как будет протекать процесс в действительности”, – пишет М. Планк [15, с. 33]. Лейбниц и Мопертюи, открыв этот закон, считали, что они нашли реальный признак проявления Высшего Разума, а Планк прямо отождествлял этот закон с Божественным началом: “И в самом деле, принцип наименьшего действия вводит в понятие причинности совершенно новую идею: к Causa efficiens (причине, действие которой простирается из настоящего в будущее и представляющей поздние состояния обусловленными более ранними) добавляется Causa finalis, которая, наоборот, делает будущее, т.е. цель, к которой определенно стремятся, предпосылкой тех процессов, которые приводят к этой цели” [15, с. 34 ]. таким образом, как замечает он, развитие исследований в области теоретической физики исторически привело к формулировке физической причинности, которая обладает явно выраженным телеологическим характером [15]. Основное преимущество принципа наименьшего действия состоит в том, что он не нуждается для своей формулировки в определенной системе отсчета, и в этом и его универсальность.

С учетом физической конкретизации теперь можно сформулировать сущность системообразующего фактора следующим образом. Системообразующим фактором самоорганизующейся системы является ее стремление к устойчивости, самосохранению, физический смысл которых составляют организация и взаимодействие между ее элементами в соответствии с принципом наименьшего действия, или экономии энергии.

Таким образом, всеобщий диалектический принцип стремления к разрешению противоречия получает естественнонаучную конкретизацию во всеобщем принципе наименьшего действия. Ведь противоречие между элементами системы выводит ее из состояния равновесия, возбуждает, и ее функционирование происходит с дополнительными затратами энергии, что противоречит системообразующему фактору, принципу экономии энергии, и поэтому система стремится вернуться к состоянию максимальной устойчивости. Следовательно, в этом исходном пункте всякого взаимодействия и источника развития систем диалектика и синергетика имеют единое основание.

На большом фактическом материале мы показали, что системообразующий фактор, как субстанция, является не только основой взаимодействия и единства всех составляющих систему элементов, источником развития системы, но и определяет все закономерности этого развития [1]. Кроме того, системообразующий фактор определяет и структурно-функциональное единство самоорганизующих систем, которое в синергетике называется фрактальностью. В существующих концепциях синергетики пока еще не выявлены как причины фрактальности, так и конкретная принципиальная, первичная структура организации систем и их элементов. Мы показали, что единая первичная структура всех самоорганизующихся систем определяется системообразующим фактором и имеет трехчленное строение – два взаимодействующих элемента, между которыми находится третий, облегчающий это взаимодействие, выступающий посредником. Эта трехчленность полностью совпадает с диалектической триадой как по форме, так и по своей природе, сущности. Чтобы это пояснить, возвратимся к исходному пункту наших рассуждений – процессу взаимодействия.

Взаимодействие может иметь место только между элементами, которые хотя бы минимально различаются. Нет различия – нет самих элементов и нет взаимодействия, и наоборот. Основной постулат диалектики гласит: если есть одно, то, значит, должно быть и другое, отличное от него. Так фиксируются различие и, следовательно, элементы, части. Это исходное противоречие, которое и должно быть сведено к минимуму, согласно закону экономии энергии, но которое принципиально неустранимо. В этом состоянии система находится в максимальной устойчивости. Примером может служить модель химических часов Белоусова-Жаботинского. Но поскольку одно и другое отличаются, то, следовательно, они могут быть принципиально сравнимыми, а значит, в них есть и общее. Так фиксируется тождество. А так как о различии и тождестве можно говорить лишь при условии взаимодействия сравниваемых элементов, то единство тождества и различия образует целое, систему. Так фиксируется само движение. Поэтому неизбежность и необходимость диалектического противоречия являются следствием единства принципов целостности и различимости.

А.Ф. Лосев отмечал, что определение всякого предмета мысли возможно только тогда, когда он четко отграничен от всего иного. Это значит, что предмет всякого определения есть он сам и предполагает свое инобытие, от которого он четко отличается. Возможно это только потому, что между ним и его инобытием проведена граница. Отсюда, по его мнению, неизбежность и абсолютная логическая необходимость основной диалектической триады: бытие, утверждение (тезис), инобытие, отрицание (антитезис), определение, ограниченное бытие, отрицание отрицания (синтез) [16]. Следовательно, диалектическая логика, диалектическая триада, изначальна, отражает целое, систему и его принципиальную первичную структуру и вытекает из самой возможности всякого взаимодействия.

Для нас существенно понятиеграницы, которая выступает первым синтезом бытия и небытия, т.е. того, что внутри и вне ее. Граница дает первую возможность деления, различения и взаимодействия. Она выступает посредникоммежду взаимодействующими сторонами, а так как, согласно основному физическому закону, любое взаимодействие должно протекать с минимальной затратой энергии, то граница, как посредник, должна быть катализатором, облегчающим это взаимодействие. Эту роль она может исполнить лишь при условии включенности в ее природу особенностей взаимодействующих сторон, а это и есть диалектический синтез.

Методологической основой данных рассуждений может служить разработанное в диалектике положение о том, что взаимопереход противоположностей, образующих противоречие, осуществляется с помощью опосредствующего звена, которое и выступает сущностью единства этих противоположностей. Как подчеркнул В.Е. Давидович, восходящая к Гегелю идея о том, что сущность есть опосредствованное бытие, обладает мощной концептуальной силой, задает тон синтетическому ходу мысли. Он отмечает также, что опосредствующее звено выступает как связь различного, в которой каждая сторона противоречия представлена в качестве “своего другого”, и это опосредствующее движение и создает ту диалектическую пульсацию, которая является сущностью конкретного предмета [17]. Данное диалектическое положение в развиваемой нами концепции самоорганизации конкретизируется и уточняется.

На универсальный характер “связки”, как посредника, третьего звена в любом взаимодействии обратил внимание А.А. Богданов в тектологии и придавал этому большое значение. Он называл это ингрессией, отражающей принцип непрерывности. “Мировая ингрессия, – писал он, – в современной науке выражается как принцип непрерывности. Он определяется различно; тектологическая же его формулировка проста и очевидна: между всякими двумя комплексами вселенной, при достаточном исследовании, устанавливаются промежуточные звенья, вводящие их в одну цепь ингрессии”[18, с. 141-142].Другие формулировки, по его мнению, могут быть сведены к этой. Указав на всеобщий, универсальный характер посреднического звена во взаимодействии, А.А. Богданов не развил эту мысль, не показал структурного и функционального значения посредника в образовании, функционировании и развитии самоорганизующихся систем. Современная физическая теория доказала, что любое взаимодействие сил осуществляется путем обмена частицами, т.е. одни частицы, взаимодействуя с другими, обмениваются третьими частицами. На этом основано физическое единство материи.

Таким образом, на границе любого взаимодействия должны возникать структуры, облегчающие это взаимодействие, а эволюция этого взаимодействия и заключается в развитии данных катализаторов, посредников. Яркими примерами этого могут быть возникновение живого на границе взаимодействия планеты Земля и Космоса, появление техники, как посредника во взаимодействии человека и природы, второй сигнальной системы в психике человека, которая также служит посредником взаимоотношений между людьми.

Следовательно, и в понятии посредника, катализатора, границы мы имеем тождественность смысла диалектического понятия, синтез противоположностей с физическим законом наименьшего действия. Отсюда и тождественность структуры диалектической триады со структурой любой самоорганизующейся системы. В этом проявляется и структурно-функциональное единство мира как самоорганизующейся системы, конкретизируется диалектический принцип единства в многообразии, субстанциональная организация материи.

При взаимодействии двух элементов системы с помощью третьего (катализатора) имеет место и диалектическое проявление второго закона термодинамики – чтобы высвободить большее количество энергии, необходимо часть энергии связать, сконцентрировать в определенную структуру – катализатор. При этом происходит общееснижение термодинамического потенциала системы из трех элементов за счет рассеивания части энергии при частичном разрушении двух взаимодействующих элементов, и это разрушение будет тем большим, чем больше будет развитие, упорядочивание третьего элемента-катализатора.

В развиваемой нами концепции самоорганизации роль посредника, катализатора, диалектического синтеза выполняет ядерный элемент системы. Это понятие отражает структурную и функциональную особенности определенной части самоорганизующейся системы (как правило, центральной). Ядро имеют самые различные системы – элементарная частица, атом, молекула, живая клетка, организм в целом, плоды растений, общество, наука, биосфера, Галактика, Вселенная. Можно сказать, что ядро – обязательный атрибут всякой самоорганизующейся системы. “Образование зародышевой формы целостности выступает как процесс собирания элементов вокруг некоторого объединяющего центра или пункта их взаимного опосредования(выделено мной. – Н. П.)”, – пишет Е.Я. Режабек [19]. В других своих работах он прямо использует понятие ядра и периферии [14, 20]. Следует отметить, что не только данный автор употребляет эти понятия. При анализе научных текстов из самых различных областей знания нами было установлено, что в большинстве работ эта терминология имплицитно используется и, как будет показано ниже, это не случайно.

  1. Онтологический и ценностный аспекты

    Документ
    Общество риска и человек: онтологический и ценностный аспекты: [Монография] / Под редакцией д.ф.н., проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: Саратовский источник, 2006.
  2. Синергетика: становление нелинейного мышления (1)

    Документ
    Человеческая деятельность стала оказывать необрати­мое воздействие на природу значительно раньше, чем че­ловек начал об этом догадываться. Сейчас, когда глобаль­ны сами масштабы этой деятельности, необходимость при­ведения процесса
  3. Синергетика: становление нелинейного мышления (2)

    Документ
    Человеческая деятельность стала оказывать необрати­мое воздействие на природу значительно раньше, чем че­ловек начал об этом догадываться. Сейчас, когда глобаль­ны сами масштабы этой деятельности, необходимость при­ведения процесса
  4. │ Christof Gunzi H. Struktur und existenz. Гюнцль Кристофер Структура и Экзистенция doc

    Документ
    doc │ Michael A.De Budyon - Гитлер и Христос.txt │ Michael A.De Budyon. Гитлер и Христос.htm │ Pavla Jonssonov - Gender and Culture.doc │ Tragedy, Satyr-Play, and Telling Silence in Nietzsche s Thought of Eternal Recurrence.
  5. Возможности приложения синергетики и теории информации к исследованию экономических систем

    Документ
    Приложение 1. О возможности использования информационного коэффициента корреляции для анализа экономической информации при условии априорно нелинейных связей между элементами исходного массива.
  6. Некоммерческий методический сайт "синергетика" создан бакалавром

    Документ
    СИНЕРГЕТИКА Некоммерческий методический сайт "СИНЕРГЕТИКА" создан бакалавром Международного Университета природы, общества и человека "Дубна" А.
  7. Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления (2)

    Документ
    Человеческая деятельность стала оказывать необратимое воздействие на природу значительно раньше, чем человек начал об этом догадываться. Сейчас, когда глобальны сами масштабы этой деятельности, необходимость приведения процесса освоения
  8. Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления (1)

    Документ
    Человеческая деятельность стала оказывать необрати­мое воздействие на природу значительно раньше, чем че­ловек начал об этом догадываться. Сейчас, когда глобаль­ны сами масштабы этой деятельности, необходимость при­ведения процесса
  9. Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург

    Планы семинарских занятий
    - познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли,

Другие похожие документы..