Учебное пособие разработал и. Н. Пустынский В. А. Шалимов 2012 г. 2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

(ТУСУР)

Кафедра телевидения и управления

(ТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ТУ, профессор

_________________И.Н. Пустынский

«______»___________________2012 г.

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СЕРВИС»

Учебное пособие

РАЗРАБОТАЛ

_________ И.Н. Пустынский

____________В.А. Шалимов

«______»____________2012 г.

2012

Пустынский И.Н., Шалимов В.А. Введение в специальность «Сервис»: Учебное пособие. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 104 с.

© И.Н. Пустынский, В.А. Шалимов, 2012

© Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1. Краткая история г. ТОМСКА и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники 8

1.1. Город на Томи 8

1.2. Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) 12

1.3. Радиотехнический факультет 15

1.4. Вопросы для самопроверки 20

2. Потребности человека и виды услуг 21

2.1. Потребности человека 21

2.2. Виды услуг 24

2.2.1. Услуга как форма общения 24

2.2.2. Услуга как полезное действие 26

2.3. Вопросы для самопроверки 29

3. СЕРВИС БЫТОВОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ (БРЭА) 30

3.1. Развитие бытовой радиоэлектронной аппаратуры и средств передачи информации 31

3.2. Международные организации и соглашения 36

3.3. Диапазоны частот и длин волн 37

3.4. Бытовая радиоэлектронная аппаратура в информационных системах 41

3.5. Вопросы для самопроверки 47

4. Сервис аудиовизуальной и микропроцессор-ной техники 48

4.1. Сервис аудиовизуальной техники 48

4.2. Микропроцессоры в бытовой РЭА и аудиовизуальной технике 51

4.3. МП в системах управления 52

4.4. МП в системах обработки сигналов 55

4.4. Вопросы для самопроверки 56

5. Управление персоналом на предприятиях сервиса 57

5.1. Специалист по сервису – будущий руководитель 57

5.2. Подготовка кадров 63

5.3. Вопросы для самопроверки 66

6. Обеспечение безопасности предприятия
сферы сервиса 67

6.1. Наша действительность 67

6.2. Защита информации 68

6.3. Вопросы для самопроверки 71

Литература 72

ПРИЛОЖЕНИЕ А 73

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
230700 СЕРВИС 74

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 76

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230700 СЕРВИС 76

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ
СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СЕРВИСУ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230700 СЕРВИС 77

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
230700 СЕРВИС 96

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230700 СЕРВИС 97

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230700 СЕРВИС 103

ВВЕДЕНИЕ

Основные сферы человеческой жизнедеятельности включают в себя: производственную сферу, которая охватывает все формы организа-ции производственных благ; социальную сферу, объединяющую разнооб-разные способы удовлетворения социальных потребностей людей; институциональную сферу, которая охватывает все институты государст-венного управления и местного самоуправления; сферу услуг, в которую входят все виды производства самых разнообразных услуг.

Сфера услуг по своей значимости в экономически развитых странах не уступает отраслям материального производства. К концу XX века доля услуг в валовом внутреннем продукте развитых стран составила около 70%.

Сфера услуг в последние годы чаще стала называться сферой сервиса. В Государственном образовательном стандарте (ГОС) по специи-альности «Сервис» (см. приложение А) принято, что «Сервис – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребнос-тей потребителя посредством оказания индивидуальных услуг». Однако сервис может быть направлен на удовлетворение потребностей не только отдельных людей, но и организаций.

Поэтому наиболее общим определением сервиса, на наш взгляд, целесообразно считать следующее: «Сервис – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей отдельных людей или организаций посредством оказания им услуг». Это определение близко к определению, которое приведено в работе [1].

Специальность 230700 «Сервис» (новый номер 100101) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 года. ГОС по этой специальности утвержден заместителем министра образования РФ В.Д. Шадриковым 27.03.2000 г. (№ 292-с13/сп). Выпускникам данной специальности присваивается квалификация – специалист по сервису.

В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники специальность «Сервис» со специализацией «Сервис электронных систем безопасности (информации, личности, имущества)» открыта в 2001 г. Она открыта на базе специальности «Сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры», по которой в вузе велась подготовка специалистов с 1995 по 2000 гг. Профилирующей кафедрой этих специи-альностей является кафедра телевидения и управления (ТУ), имеющая значительный опыт в области разработки и обслуживания различных видов радиоэлектронной аппаратуры и электронных систем безопасности.

Проблема обеспечения безопасности становится с каждым годом все более актуальной. В целях повышения уровня безопасности в настоящее время внедряются в практику интегрированные системы обеспечения безопасности личности, имущества и информации, в состав которых включаются телевизионные системы наблюдения, системы управления доступом, охранная и пожарная сигнализация, интегрирован-ные системы жизнеобеспечения зданий и т.д.

Многие зарубежные фирмы представляют на российском рынке различные электронные средства безопасности, кроме того, все большее число отечественных организаций работают над созданием систем безопасности, важность которых в настоящее время трудно переоценить. Рынок предоставляет огромный выбор самых различных технических устройств.

Потребность в специалистах по сервису электронных систем безопасности с каждым годом все увеличивается. Практически на каждом предприятии нужен такой специалист, который смог бы грамотно оценить степень угроз, спроектировать систему безопасности, правильно выбрать необходимое оборудованной, обеспечить его грамотную эксплуатацию и сервис на высоком уровне.

Будущим специалистам по сервису необходимо изучать особен-ности функционирования и обслуживания основных видов бытовой радиоэлектронной аппаратуры, аудиовизуальной техники, электронных систем безопасности, компьютерной и другой офисной и телекоммуника-ционной техники, а также особенности организации и осуществления сервисной деятельности.

Цель преподавания дисциплины «Введение в специальность» для студентов специальности «Сервис» – ознакомить первокурсников с историей города и вуза, где они учатся, т.е. города Томска и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРа), со сферами и видами будущей профессиональной деятельнос-ти, с общими требованиями к образовательной программе подготовки выпускников и с перечнем дисциплин, которые необходимо освоить в процессе обучения.

Кроме дисциплин, указанных в ГОС, студенты будут изучать целый ряд других дисциплин: «Электромагнитная совместимость и безопасность радиоэлектронной аппаратуры», «Защита аудиовизуальной и компьютер-ной информации», «Электронные системы безопасности личности и имущества», «Основы телевидения», «Групповое проектное обучение» и др., а также приобретут навыки работы в коллективе и организации собственного дела.

Выпускники специальности «Сервис» получают знания и навыки, позволяющие выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

а) сервисная;

б) производственно-технологическая;

в) организационно-управленческая;

г) научно-исследовательская.

В XXI веке экономика будет опираться на инновационный путь развития, основанный на получении и внедрении новых знаний при производстве товаров и услуг. Наиболее важными темпами будет разви-ваться сфера сервиса, так как удовлетворение потребностей личности является главной задачей каждого развитого государства.

В конце изучения дисциплины «Введение в специальность» студент получает зачет по результатам выполнения контрольных работ и других заданий на основе положения о рейтинговой системе.

Авторами разделов являются: Пустынский И.Н. (введение, разделы 1, 2, 6), Шалимов В.А. (разделы 3, 4, 5).

1. Краткая история г. ТОМСКА и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

1.1. Город на Томи

Город Томск расположен на правом берегу реки Томи, в 60 км от впадения ее в реку Обь. Он основан в 1604 г. по личному повелению царя Бориса Годунова, который принял просьбу князя Тояна, главу небольшого племени томских татар, и послал наказ сургутским воеводам построить русскую крепость в землях Тояна [2]. Отряд казаков во главе с Г.И. Пи-семским и В.Ф. Тырковым в июне 1604 г. высадился на берег Томи в устье реки Ушайки и начал строить крепость, которая была завершена
27 сентября (7 октября по н.с.) 1604 г. В течение всего XVII в. Томск был военной крепостью. Отсюда уходили отряды казаков на новые земли и обеспечивали присоединение их к Русскому государству. Томские казаки основали Кузнецкую крепость, Ачинск, Красноярск, Енисейск. В середине XVII века отряд под предводительством Д.Е. Копылова ушел далеко на восток, в Якутию, основал там Бутальское зимовье. И.Ю. Москвитин с казаками первым среди русских вышел на берег Тихого океана. Из Томска уходили дипломатические миссии в Китай и Монголию.

Вплоть до начала XVIII в. Томск представлял собой скученные, бессистемные постройки. Город часто подвергался нападениям кочевни-ков, страдал от пожаров. Томская крепость не раз горела и вновь восста-навливалась. Военно-политическое обслуживание интересов центральной власти формировало в томских служилых людях мужество, а также лихость и молодечество. И первым проявлением городского общества было объединение ради бунта против воевод. Только бунтом можно было добиться царева жалования, как это происходило во время волнения в 1637 г. и городского восстания в 1648 г. В XVIII в. русские границы отодвинулись далеко на юг и восток и Томская крепость утратила свое военное значение. Стержнем городской жизни стал Сибирский торговый тракт, связавший центр страны с сибирской окраиной. Томск превратился в место транзитной торговли. Развивалось ремесленное производство, хотя часть горожан продолжала еще заниматься земледелием и скотовод-ством. Город стал привлекателен для проживания и довольно быстро рос, став к концу XVIII в. одним из самых крупных в Сибири. Доминирующую роль в томском обществе приобрели купцы. Другую значительную группу населения составляли мещане (лица податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников) и цеховые (узкие профессионалы). В XVIII в. в Томске, как и других крупных российских городах, появились зачатки городского самоуправления, хотя полномочия царских чиновников по-прежнему охватывали все сферы городской жизни. Утратив лихость и бунтарство предшествовавших времен, горожане сосредоточились исключительно на «материальных интересах» жизни, нередко пренебрегая интересами духовно-нравственными, которые в те времена олицетворяла Церковь. Тем не менее, с ее деятельностью связаны первые ростки культуры в городе: первая библиотека появилась в XVIII веке в Алексеевском мужском монастыре на Юрточной горе. Там же открылась в 1746 г. первая школа.

В 1804 г. Томск стал центром обширной Томской губернии, в сферу административного и управленческого влияния которой входила по отдельным направлениям вся Западная Сибирь, а в ряде случаев и Казахстан. В XIX – начале XX в. наблюдался стремительный рост населе-ния города. В 1897 г. Томск стал самым многонаселенным в Сибири, к 1914 г. он входил в число 20 самых крупных городов страны. Торговля по-прежнему играла ведущую роль в экономике Томска, в ряду других городов Сибири Томск занимал первое место по размеру торговых оборотов. В торговле формировались крупные капиталы томских купцов. Во второй половине XIX в. усилился приток капиталов в промышлен-ность, в городе сложился комплекс промышленных предприятий ориенти-рованных в основном на переработку сельскохозяйственного сырья. Томск развивался и как транспортный узел региона, появились новые средства связи – телеграф (1863 г.) и телефон (1892 г.), формировалось банковское дело, в 1901 г. открылась первая в Сибири товарная биржа. В начале XX в. Томск выступал как один из самых крупных торгово-промышленных центров Сибири. Изменился и его внешний облик, получивший истинно городские черты.

Экономическое становление Томска сопровождалось, а в ряде случаев и подталкивалось, превращением его в культурно-образователь-ный центр всей Сибири в связи с открытием здесь первых в азиатской части страны высших и ряда профессиональных учебных заведений. В 1888 г. был открыт Томский государственный университет (ТГУ) как Императорский Сибирский университет, в 1900 г. – Томский политехни-ческий университет (ТПУ) как Томский технологический институт, а в 1902 г. – Томский учительский институт, который в последствии (в 1933 г.) стал государственным педагогическим институтом, а в 1995 – педагоги-ческим университетом.

Город притягивал к себе учащуюся молодежь, творческую интелли-генцию, в Томске жили и работали многие замечательные деятели науки, культуры, искусства. На рубеже XIX и XX вв. в Томске формировалась прослойка интеллектуальной элиты, настроенной оппозиционно по отношению к царскому правительству. В начале XX в. город стал одним из центров либерализма в Сибири. Вместе с тем в общественных настрое-ниях горожан нарастала полярность, классовая нетерпимость, появилось стремление к отстаиванию своих прав и интересов в борьбе. Рабочее движение, демонстрации студентов, подпольные кружки, затем полити-ческие партии – все это определяло бурную общественно-политическую жизнь Томска.

  1. Кафедра телевидения и управления (1)

    Учебное пособие
    Пособие предназначено для студентов радиотехнических специальностей «Аудиовизуальная техника» и «Бытовая радиоэлектронная аппаратура», обучающихся на всех формах обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Другие похожие документы..