Н. Э. Баумана (мгту им. Н. Э. Баумана)” Военное обучение в мгту им. Н. Э. Баумана 85 лет Москва Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 2011

Каждый цикл состоял из 7-10 преподавателей в зависимости от количества студентов, проходивших военную подготовку. Офицерский состав общевойскового цикла - это бывшие командиры полков, батальонов, имевшие большой опыт боевых действий. Среди них были Герой Советского Союза полковник Супрун, полковники Корельцев Григорий Федорович, Алексанов Николай Иванович, канд. воен. наук полковник Федоренко, канд. пед. наук подполковник Лепявко П.С.

Преподавательский состав технических циклов состоял в основном из бывших преподавателей танковой и артиллерийской академий, а также руководителей военных приемок.

В эти годы по учебным планам на военную подготовку отводилось 500 ч и предусматривалось три экзамена и четыре зачета. Для целого ряда специальностей военной кафедрой проводились всего лишь 150-170 ч учебных занятий. Остальные 330-350 ч передавались соответствующим гражданским кафедрам, где проводились занятия по отдельным темам, предусмотренным программой военной подготовки. Как правило, это была тематика, связанная с конструированием и проектированием соответствующей военной техники. Военной кафедрой в этом случае излагались вопросы только боевого применения, эксплуатации, хранения и сбережения техники.

С назначением в 1956 году начальником кафедры докт. техн. наук генерал-майора ИТС Арефьева Михаила Георгиевича произошла постепенная передача тематики и учебных часов, предусмотренных программой военной подготовки, на военную кафедру. Эта передача вызвала ряд организационных и методических изменений как на кафедре, так и в училище в целом.

В этот период на кафедре было 7 циклов. Заместителем начальника кафедры был генерал-майор Ажгибков В.В., начальником учебной части - полковник Григорьев В.Г., а затем полковник Даниленко И.Ф., начальниками циклов и старшими преподавателями работали полковники Прозоров, Алексанов Н.И., Пучев В.О., Унт, Вандышев П.Г., Гинкен Георгий Николаевич, Березин Б.О., Рязанский В.В., Карасев, Орловский Борис Леонидович, Осадчий А.М., Костылев А.В. и др.

Потребовалось внесение изменений в учебные планы, что в свою очередь привело к изменениям в штатных расписаниях ряда кафедр, в том числе и военной. Кроме того, необходимо было в сжатые сроки разработать почти всю методическую документацию.

Написанию курсов лекций по вводимым новым темам предшествовали заседания кафедр, на которых детально обсуждались вопросы глубины изложения материала с учетом устранения излишнего дублирования. Большое внимание уделялось вводным лекциям, которые разрабатывались лично начальниками кафедры и циклов. Обсуждение этих лекций и широкая практика проведения показных и открытых занятий явились хорошей школой методического мастерства и способствовали быстрому вводу в учебный процесс большой группы новых офицеров, прибывших из войск в связи с увеличением технических тем программ, отрабатываемых непосредственно на кафедре.

В курсах лекций большое внимание уделялось вопросам эксплуатации техники, ремонту и восстановлению ее в заводских и полевых условиях.

К каждой лекции, проводимой на кафедре, предъявлялось требование - кроме полного раскрытия вопросов программы содержали элементы патриотического воспитания. Если учесть, что эти элементы должны быть неназойливыми и органически вытекающими из содержимого лекции, то задача была не из простых.

В течение летнего и зимнего семестров в основном проходили теоретические занятия. Это было связано с тем, что кафедра для проведения занятий имела несколько специализированных аудиторий, в которых могли разместиться отдельные элементы тяжелой техники. По мере увеличения аудиторного фонда в Училище ректорат выделил кафедре дополнительно ряд аудиторий в южном крыле, что позволило размещать тяжелую технику в сборе.

Практическая часть учебной программы отрабатывалась во время учебных сборов в войсках, на базах и арсеналах. Учебные сборы проводились отдельно для артиллерийского и танкового профилей. Танковый профиль проводил учебные сборы в соединениях МВО, где студенты компактно размещались в летних лагерях. Для этих сборов дивизией выделялось необходимое количество техники, офицерский и сержантский состав. В сборах также принимали участие начальник учебной части, начальник цикла и весь преподавательский состав цикла.

Все это позволяло проводить сборы на должном уровне. Студенты отрабатывали практические вопросы программы, имели возможность получить практику вождения танков. За период учебы на кафедре студенты получали водительские права, что было предусмотрено программой военной подготовки.

Для этой цели в составе цикла была создана группа инструкторов по ПДД и практике вождения. Руководил группой инструкторов инженер Краснослободский.

Преподаватели цикла за время учебных сборов дополнительно изучали образцы новой техники, поступающей в войска, и вводили необходимые изменения и дополнения в теоретическую документацию в соответствии с новыми приказами и успехами войск в боевой подготовке.

Студенты артиллерийского профиля проводили сборы на базе арсенала, где после общего ознакомления и изучения правил техники безопасности привлекались к выполнению полного комплекса работ по ремонту артиллерийской техники, начиная с дефектации и заканчивая сдачей работникам технического контроля.

К этим работам студенты в подавляющем большинстве относились с интересом, а хорошая теоретическая подготовка не только позволяла выполнить работы в соответствии с требованиями, но и вносить рационализаторские предложения в технологические процессы, направленные на сокращение сроков операций, а также обеспечение гарантированного качества выполнения работ менее квалифицированным персоналом.

В выходные дни студенты с успехом принимали участие в художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях. Все эти мероприятия позволяли в полной мере почувствовать ритм жизни войск, их будни и праздники.

Учебные сборы сопровождались перевозкой большого количества людей различными видами транспорта, практической ездой, боевыми стрельбами из различного оружия, работами в условиях повышенной опасности. Все это требовало от преподавательского состава четкой организации и поддержания высокой дисциплины. Преподаватели имели большой опыт службы как в мирное, так и в военное время и с этими задачами успешно справлялись. За многие годы проведения сборов в войсках не было ни одного чрезвычайного происшествия.

Военная кафедра как одна из структурных составляющих Училища принимала самое активное участие во многих мероприятиях, проводимых в его стенах.

Так, в период освоения целинных и залежных земель преподавательский состав кафедры, имея большой опыт передислокации личного состава войск, принимал участие в организации и перевозке студенческих отрядов в Казахстан, организации питания в пути, а также проведения работ на местах. В этих мероприятиях наиболее активное участие принимали преподаватели Богомолов А.А., Солярский Владимир Петрович, Машков Виктор Михайлович, Кошкин Владимир Аркадьевич и др. Многие из них были награждены медалью «За освоение целинных земель».

В связи с увеличением набора студентов расширяется и состав военной кафедры. Вводятся новые профили подготовки и совершенствуются учебные программы. С 1948 по 1957 год было введено в процесс обучения четыре программы подготовки, в связи с чем обучение планировалось по переходным планам. Все это вызвало рост количественных и качественных потребностей кафедры по совершенствованию учебно-материальной базы. Появилась необходимость в новой учебной литературе и методических разработках. Органы артиллерийского и бронетанкового снабжения МВО давали все необходимое, но наличие малого аудиторного фонда сдерживало развитие кафедры.

Еще одно обстоятельство усложняло работу в тот период. В учебных планах пятидесятых годов военная подготовка проводилась на младших курсах, а техника и вооружение стали уже настолько сложны, что требовали основ инженерных знаний. Кафедра вынуждена была давать основы технических дисциплин, что приводило к их дублированию в учебном процессе. Этот вопрос в тот период неоднократно обсуждался руководством училища.

К 1956 году на военной кафедре сложился сильный методический и учебно-воспитательный коллектив.

Стал учитываться конкретный опыт войны и развития военного дела, началась комплексная разработка программ обучения, приобщение преподавателей и студентов к научно-исследовательской работе. Обновился состав преподавателей кафедры. На кафедру пришли опытные методисты, осведомленные в вопросах развития военной науки, имеющие высокую специальную и техническую подготовку (среди них кандидаты наук генерал-майор Янов Владимир Георгиевич, полковники Лепявко Петр Савич, Федоренко, Гинкен Г.Н., Березин Б.О., Виноградов Алексей Николаевич, Глубоков и др.).

Было разработано и написано много учебных пособий, лекционных курсов, лабораторных разработок. На кафедре была обеспечена высокая воинская дисциплина. Командирской подготовке уделялось самое серьезное внимание.

Широко проводилась методическая работа.

Научно-исследовательская работа была направлена прежде всего на решение задач повышения качества учебного процесса. Организовывались комплексные теоретические конференции.

3. ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В МВТУ В ПЕРИОД 1958-1988 годов

В начале этого периода (1959-1961 годы) происходит дальнейшее качественное изменение в военной подготовке МВТУ. На кафедру направляются новые преподаватели, перед которыми ставится задача введения новых профилей подготовки для войск ПВО страны. Заместителем, а затем, с 1961 по 1964 год, начальником кафедры назначается инженер-полковник Соколов Павел Васильевич, преподавателями, а затем старшими преподавателями - подполковник Печеный Борис Михайлович, майор Морковкин Иван Петрович, капитаны Василенко Владимир Абрамович, Колеснев Игорь Владимирович, Борисов Виктор Григорьевич и др. С 1963 года заместителем начальника военной кафедры стал инженер-полковник Пирумов Ремаль Николаевич, начальником учебной части - полковник Троицкий Сергей Михайлович.

Квалификация преподавательского состава повышалась.

Вновь сформировавшийся и прошедший переподготовку преподавательский состав проводят большую работу по совершенствованию учебного процесса.

Развертывается НИР на кафедре, проводятся первые защиты кандидатских диссертаций (Василенко В.А., Лахов Владимир Ильич), создаются авторские коллективы по написанию первых учебных пособий по новым военным профилям.

В 1964 году начальником кафедры назначается генерал-майор ИТС Привезенцев Сергей Николаевич, имеющий большой опыт инженерно-технической службы на полигоне



Привезенцев Сергей Николаевич

  1. Н. Э. Баумана (мгту им. Н. Э. Баумана) Военное обучение в мгту им. Н. Э. Баумана 85 лет Москва Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 2011

    Документ
    Авторы: В.Л. Власов, В.И. Горелов, А.Ю. Кабардинский, В.А. Кузнецов, А.А. Лахтиков, Н.Д. Максименко, И.П. Малышев, С.П. Остриков, В.Ф. Резничек, А.В. Родионов, М.
  2. Им. Н. Э. Баумана

    Документ
    Не обеспечивается специальное получение отправлений (например, на почте бандеролей и посылок, писем с указанной ценностью, в посольствах, постпредствах и т.
  3. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (1)

    Содержательный отчет
    8"После заявления Лукашенко, Кудрин четко заявил, что мы не дадим кредит Белоруссии. Но надо сказать, что это решение предполагалось, и так бы не дали"6 Октября 2009Русская служба новостейМосква0,
  4. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  5. Анализ работы гоу сош с углубленным изучением английского языка №1246 в 2010/2011 учебном год

    Документ
    Принципы и концепция осуществления воспитательной работы и дополнительного образования в образовательном учреждении, наличие планов, программ и локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.
  6. План работы Южного окружного управления образования на 2011-2012 учебный год цель, задачи и приоритеты развития окружного образования в 2011-2012 учебном году

    Документ
    Цель: создание условий и инновационных механизмов развития системы окружного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.
  7. Документация на открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по комплектованию библиотечного фонда на 2011 год

    Документ
    Настоящим приглашаются к участию в открытом аукционе в электронной форме (далее аукцион), полная информация о котором указана в Информационной карте аукциона, юридические лица субъектов малого предпринимательства.
  8. Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

    Информационный бюллетень
    June 2011: Secretary General Ian Johnson presented “an agenda for action to 2050” to the National Associations in Spain and Japan as well as to the EU Chapter in Brussels.
  9. План работы центрального окружного управления на второе полугодие 2011 года

    Документ
    Всего проведено не менее 500 плановых мероприятий, в которых приняло участие не менее 55650 обучающихся (воспитанников) и работников образования округа.

Другие похожие документы..