Методические рекомендации по выполнению курсовых проектов (курсовых работ) для студентов специальностей 240901 «Биотехнология» и260204 «Технология бродильных производств и виноделие» всех форм обучения Бийск 2007

7.7 Основные решения по архитектурно-строительной

части проекта

При проектировании зданий и сооружений предприятий студенты пользуются общероссийскими нормами и правилами проектирования промышленных предприятий.

В этом разделе курсового проекта указываются конкретные источники, которыми студент руководствовался при выполнении представляемого к защите проекта. Кроме того, в нем приводится краткая характеристика производственных зданий, в которых располагается проектируемый цех, указывается их объем, размеры, этажность и др. Дается описание компоновочных решений в отношении размещения основного оборудования, взаимосвязи различных производственных, бытовых, складских и административных помещений. Перечисляются конструктивные решения элементов здания: колонн, стен, фундамента, балок перекрытий и т. д. Указывается специфика отделочных работ в производственных и бытовых помещениях (штукатурка, окраска стен, потолков и др.).

7.8 Генеральный план

Генеральный план – горизонтальная проекция участка застройки, а также ближайших подходов и подъездов к нему, на которой изображаются все здания, сооружения, площадки с твердым покрытием, озеленением.

На генеральном плане показывают здания основного и вспомогательного производства, проезды для автотранспорта, железнодорожные и автомобильные рампы, резервуары для воды (пожарные, технологические) и т.п.

В левом верхнем углу помещают розу ветров, указывая стрелкой направление преобладающего ветра.

На листах с изображением генеральных планов приводят перечень зданий и сооружений по форме 2 ГОСТ 21.501-93. Условные графические изображения и обозначения выполняют в соответствии с ГОСТ 21.501-93.

7.9 Безопасность жизнедеятельности

В этом разделе студент излагает инженерно-технические решения вопросов промышленной санитарии, техники безопасности и противопожарной профилактики. Особое внимание должно быть обращено на пожарную безопасность проектируемых объектов.

Мероприятия по охране труда должны быть разработаны в соответствии с системой стандартов безопасности труда и правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования. Раздел должен содержать анализ опасных и вредных факторов, возможных на производстве или при работе оборудования, и разработку конкретных решений по предотвращению их воздействия, а также по обеспечению оптимальных условий, методов и средств труда.

Следует также осветить проблемы электробезопасности при работе выбранного электрооборудования и электроосвещения.

В этом же разделе затрагиваются вопросы эстетики, особенно при проектировании бытовых помещений, искусственного и естественного освещения помещений.

Отдельно рассматриваются вопросы охраны окружающей среды. Студент приводит перечень связанных с деятельностью предприятия в целом возможных выбросов в окружающую среду (механических, химических, тепловых, шумовых и др.), дает их характеристику и способы предохранения среды от этих выбросов.

Если на предприятии предусмотрена безотходная технология и замкнутый цикл водоснабжения в целом или на отдельных участках производства, то этот вопрос рассматривается детально.

При выполнении раздела «Безопасность жизнедеятельности» необходимо учесть следующее:

1) текстовая часть раздела должна соответствовать графической части (при наличии графической части);

2) в текстовой части при обосновании безопасных и вредных условий труда необходимо ссылаться на справочную и нормативную литературу. Полное наименование источника указывается в общем списке использованной литературы.

7.10 Метрология и стандартизация

В этом разделе следует описать общие задачи системы технохимического и микробиологического контроля производства. Далее надо установить, на каких участках и конкретно в каких точках процесса необходимо осуществлять контроль, определить объекты контроля (сырье, вспомогательные материалы, технологические емкости и пр.), измеряемые показатели (температура, давление, показатели химического состава и др.), а также установить необходимую частоту контрольных замеров, методы и приборы для проведения анализов. Все эти данные лучше оформить в виде схемы.

При проектировании системы контроля студент должен решить вопрос о наличии на заводе, помимо общезаводских, также цеховых и экспресс-лабораторий. Необходимость таких лабораторий определяется в зависимости от типа и мощности предприятия, ассортимента выпускаемой продукции, а также от принятых компоновочных решений.

7.11 Заключение

В заключении приводят основные выводы по всем разделам записки и графической части, которые должны отражать особенности дипломного проекта. Кратко формулируют, за счет каких технологических, технических и инженерных решений достигается повышение качества выпускаемой продукции, совершенствование технологических процессов, рациональное и безотходное использование сырьевых ресурсов и т. п.

7.12 Список использованных источников

В списке использованных источников следует указать современную отечественную и зарубежную техническую и патентную литературу по теме проекта (работы), а также перечень нормативных документов: государственных и отраслевых стандартов, технических условий и технологических инструкций, методических указаний и рекомендаций, использованных в курсовом проекте (работе). Правила оформления списка использованных источников приведены в 11.2.6настоящих методических рекомендаций.

8 Содержание курсовой работы

Курсовая работа состоит из пояснительной записки и графической части. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

В пояснительной записке студент дает четкое и достаточно подробное обоснование цели работы, описывает применяемые методы исследования и методику постановки своих опытов, приводит результаты проведенных экспериментов и дает толкование на основе изученных литературных данных.

Для пояснительной записки курсовой работы рекомендуются следующие основные разделы:

- Введение;

- 1 Аналитический обзор;

- 2 Материалы и методы;

- 3 Экспериментальная часть;

- 4 Безопасность жизнедеятельности;

- 5 Метрология и стандартизация;

- Заключение;

- Список использованных источников.

Общий объем работы должен составлять не менее 30 страниц.
В отличие от проекта научная работа и по содержанию разделов, и по объему подвержена значительным колебаниям. Например, если в работе используются новые оригинальные методы исследования, то методическая часть с их описанием может значительно возрасти. Иногда при соответствующей тематике и наличии данных в работу могут быть включены разделы с описанием новейших технологий или оборудования, а также дан расчет экономической эффективности. Все эти моменты должны быть оговорены с руководителем курсового проектирования при составлении программы работы.

Графическая частькурсовой научной работы является иллюстративным материалом к результатам аналитических и экспериментальных исследований и представляется тремя-пятью чертежами.

Графическая часть может быть представлена в виде схем планирования, организации и проведения эксперимента; экспериментальных установок, технологических схем изучаемого процесса; фотографий; диаграмм; графических зависимостей; таблиц с рецептурами; результатами оценки качества, а также экономическими показателями.

9 Требования к структурным элементам

курсовой научной работы

9.1 Общие сведения

На первом этапе еще во время получения темы студент совместно с руководителем должен определить цели и задачи исследования, составить предварительную рабочую программу, согласовать методы исследования и изучаемые объекты.

Далее проводится поиск и сбор литературных данных по теме работы, а также их обработка и анализ, с учетом чего уточняется программа работы.

При использовании в работе новых (для студента) методов анализа проводится наладка соответствующих приборов, подготовка реактивов и освоение навыков работы с данными методами.

Основной, самой ответственной и существенной частью работы является постановка экспериментов, сбор и анализ их результатов, на основании которых составляются выводы.

9.2 Введение к курсовой работе

Во введении, как правило, дают оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы или задачи, основание и исходные данные для разработки темы курсовой работы. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, а также сформулированы цели и задачи исследования.

9.3 Аналитический обзор

Аналитический обзор литературы содержит результаты теоретических исследований по теме работы. Задача студента при выполнении этого раздела – дать исчерпывающее представление о состоянии вопросов, касающихся темы курсовой работы, на основании глубокого и критического анализа отечественной и зарубежной технической и патентной литературы.

При написании самого обзора надо помнить, что он должен быть не последовательным изложением всех собранных материалов, а анализом этих источников, выявлением в них общего и противоречий, отличий, новых направлений. Дословное цитирование источника не допускается, материал надо переработать и изложить своими словами. При проведении аналитических исследований обязательно приводятся основные положения со ссылкой на приведенный источник (цифрой, соответствующей номеру этого материала в списке литературы).

Раздел следует заканчивать критическим анализом представленной информации с формулировкой выводов о возможности использования известных методов исследования, технологических приемов и т.п. для решения конкретных задач, поставленных в научно-исследовательской курсовой работе.

9.4 Материалы и методы

В этом разделе дается характеристика использованных методов исследования и материалов (сырье, вспомогательные материалы, штаммы дрожжей и пр.).

Следует отметить, что при использовании стандартных (общеизвестных) методов подробное описание не дается, достаточно дать название, принцип метода и ссылку на соответствующую литературу (государственный стандарт, технические условия или учебник).

В том случае, когда студент использовал в работе модифицированный или новый метод, его надо подробно описать, включая рисунок установки (прибора), применяемые реактивы и т.д.

Желательно с помощь методов математической статистики оценить точность метода, вычислить доверительный интервал.

9.5 Экспериментальная часть

В начале этого раздела следует описать методику постановки опытов, условия их проведения, режимы работы объекта и прочие данные, необходимые для характеристики данного объекта или процесса.

Далее в виде таблиц или графиков приводятся полученные результаты, которые обязательно должны сопровождаться толкованием, оценкой, сравнением своих данных с известными литературными, на основании чего делается вывод (или предположение) о причинах данного явления, процесса, его течения в том или ином направлении.

При использовании для проведения эксперимента оригинальной установки в этом разделе приводят ее принципиальную схему с описанием устройства и принципа действия.

9.6 Заключение

Этот раздел является очень ответственной частью работы. В заключении приводят основные выводы по результатам исследований. Здесь студент должен привести результаты оценки экономической эффективности и (или) социальной значимости экспериментальных исследований; показать, какое теоретическое и практическое значение имеют результаты его работы. Надо помнить, что выводы должны базироваться именно на полученных в работе данных, а не на собранном литературном материале.

Излагать выводы следует кратко и четко, по пунктам.

Здесь же приводятся и рекомендации производству (использование каких-то режимов, внедрение или производственные испытания новых установок и пр.), а при возможности подсчеты экономического эффекта.

10 Общие требования к оформлению

курсового проекта (работы)

Курсовые проекты должны оформляться в соответствии с требованиями государственных стандартов:

- конструкторские документы – по ЕСКД;

- строительные документы – по СПДС;

- технологические документы – по ЕСТД;

- документы для автоматизированной системы управления – по государственным стандартам систем технологической документации по АСУ (ГССТД по АСУ).

Курсовым проектам (документам) присваивается обозначение. Оно проставляется на титульном листе, всех листах пояснительной записки и на всех чертежах, схемах, диаграммах графической части проекта, имеющих основные надписи.

Обозначение документа состоит из центральной цифровой части, предшествующей и последующей буквенных групп.

Примеры:

КП 260204.04.300 СБ;

КП 260204.04.000 ПЗ,

КР 240901.04.000 ПЗ.

Предшествующая цифровой части буквенная группа обозначает вид учебного документа: КП – курсовой проект, КР  курсовая работа.

Первая группа из шести цифр (260204 или 240901) обозначает шифр специальности в соответствии с перечнем специальностей (направлений подготовки) высшего профессионального образования. Код специальности «Биотехнология» – 240901, специальности «Технология бродильных производств и виноделие» – 260204.

Вторая группа цифр (04) обозначает вариант задания курсового проекта (работы).

Третья цифровая группа состоит их трех основных цифр и, при необходимости, дополнительных двузначных групп, присоединяемых к основной через дробную косую черту или точку. В чертежах основные три цифры, начиная от 001 по 099, – это номер детали, входящей в чертеж. При обозначении документа сборочной единицы указывается цифровая группа от 100 по 900.

В пояснительной записке третья цифровая группа – 000.

При обозначении документа детали указывается цифровая группа типа 305, 507, 608, в которой первая цифра – номер сборочной единицы, вторая и третья цифры от 01 по 99 – номер детали.

Пример:

КП 260204.04.305.

Чертежам узлов и подузлов присваиваются двузначные номера от 01 по 99, помещаемые через дробную черту после обозначения сборочной единицы. Например, КП 260204.04.300/06 СБ – чертеж шестого узла третьей сборочной единицы.

Буквенная группа, стоящая после центральной цифровой группы, обозначает код (шифр, марку) документа.

Примеры:

ПЗ – пояснительная записка;

ГП – генеральный план;

СБ – сборочный чертеж;

При обозначении схем следует руководствоваться ГОСТ 2.701.

  1. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Общая биология и микробиология» для студентов очной формы обучения специальности 240901 «Биотехнология»

    Самостоятельная работа
    Разработаны в соответствии с Государственными образовательными стандартами ВПО для направлений подготовки специальности 240901 «Биотехнология» на основе образовательного стандарта учебной дисциплины «Общая биология и микробиология».
  2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения Бийск

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Введение в технологии продуктов питания» для студентов специальности 260204 «Технология бродильных производств и виноделие» очной формы обучения
  3. Учебно-методическое пособие разработано с целью обеспечения последовательности усвоения профессиональных дисциплин, привития практики самостоятельной работы студентов

    Учебно-методическое пособие
    Каталог учебно-методической литературы, выпущенной издательством Орел ГАУ /сост. О. В. Сбитнева; под ред. А. М. Служеникиной - Орел: НБ Орел ГАУ, 2011.
  4. Методические рекомендации к курсовому проекту по процессам и аппаратам химических и пищевых технологий для студентов специальностей 240706, 260601, 240701, 240702, 260204, 240901 дневной, вечерней и заочной форм обучения

    Методические рекомендации
    Резанов К.Р. Общие требования к содержанию, организации выполнения и оформлению курсового проекта (работы) по курсам процессов и аппаратов химических и пищевых технологий: методические рекомендации к курсовому проекту по процессам
  5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальностей 170104, 240706, 260601, 160302, 151001 Бийск 2009

    Методические рекомендации
    Куничан, Г.И. «Основные требования при выполнении курсовой работы по дисциплине «Машиностроительное черчение»»: Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальностей 170104, 240706, 260601, 160302, 151001 / Г.
  6. Сборник завершенных научно-исследовательских и диссертационных работ (2006-2011 гг.). М.: Издательский комплекс мгупп, 2011. 324 с

    Документ
    В сборнике представлены материалы завершенных в 2006-2011 гг. госбюджетных, хоздоговорных работ научно-исследовательской деятельности и защищенных диссертаций университета.
  7. Ские рекомендации по изучению дисциплин «Физическая химия» и«Физическая и коллоидная химия» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706, 240901, 260601, 260204 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Методические рекомендации по изучению дисциплин «Физическая химия» и «Физическая и коллоидная химия» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 240706,
  8. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 4, 2010 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  9. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 3, 2010 г

    Документ
    Актуальные проблемы физики твердого тела: ФТТ―2009: сборник докладов Международной научной конференции, 20―23 октября 2009 г., Минск: в 3 т. ― Минск: Вараксин А.

Другие похожие документы..