«Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

Отдел образования администрации Батыревского района Чувашской Республики

Доклад начальника отдела образовния администрации Батыревского района В.В.Осипова,

на районной конференции работников образования

«Реализация национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа» в Батыревском районе»

25 августа 2009 года

Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Чувашской Республике

В настоящее время в стране идет активное обсуждение проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», разработанной по поручению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, в органах государственной власти и местного самоуправления, педагогических коллективах, средствах массовой информации.

Инициатива Президента России «Наша новая школа» аккумулировала опыт реализации приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы, региональных программ развития образования. В основу проекта «Наша новая школа» положено пять направлений развития школьного образования:

обновление образовательных стандартов общего образования;

создание системы поддержки талантливых детей;

развитие учительского потенциала;

создание современной школьной инфраструктуры;

обеспечение условий для развития здоровья детей.

Основополагающие, концептуальные идеи «Нашей новой школы» практически совпадают со Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, разработанной по инициативе Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова в 2008 году.

Дошкольное образование: равные стартовые возможности

В 2008/2009 учебном году приняты следующие дополнительные меры по созданию равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста:

в соответствии с поручением Президента Чувашской Республики разработана Концепция развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года;

принята подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2011–2020 годы (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293);

разработаны: «Примерное положение об организации семейных детских садов» (приказ Минобразования Чувашии от 30 марта 2009 г. № 527), «Примерное положение об организации домашних детских садов» (приказ Минобразования Чувашии от 6 мая 2009 г. № 760);

для организации ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей сформирован электронный банк данных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сложившаяся в районе система дошкольного образования представляет собой гибкую многофункциональную сеть дошкольных учреждений, которые оказывают разнообразные услуги с учетом потребностей семьи и общества в целом.

муниципальных дошкольных образовательных учреждений, Работа по программам дошкольного образования организована также в 20 общеобразовательных школах. В том числе в 8 МОУ «начальная школа – детский сад» и 12 групп в составе общеобразовательных школ (11 из них группы кратковременного пребывания).

Дошкольным образованием в районе охвачено 1427 детей. Показатель охвата детей от 1,5 до 6,5 лет дошкольным образованием на конец 2008 года составил 52%. В настоящее время значительно возрос спрос на услуги в дошкольном воспитании и образовании. Как результат - очередь на устройство в детские дошкольные учреждения. Существующая сеть дошкольных учреждений не позволяет охватить всех детей этого возраста дошкольным образованием. На сегодняшний день 71% детей 5-7 лет получают дошкольное образование. В районе ведется целенаправленная работа по увеличению охвата детей старшего дошкольного возраста предшкольным образованием.

Все ДОУ района имеют лицензию на право ведения дошкольного образования и государственную аккредитацию. 5 ДОУ являются детскими садами II категории с приоритетным осуществлением физического (2), личностного (2), интеллектуального (1) развития дошкольников.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ ведется по комплексным программам дошкольного образования, как «Программа воспитания ребенка-дошкольника», «Сообщество», «Программа воспитания и обучения в детском саду».

Совершенствуя содержание дошкольного образования и его качества, в детских садах с.Батырево дополнительно к основной программе идет реализация парциальной программы по физическому развитию дошкольников «Физическая культура – дошкольникам». В детском саду «Шусам» с. Первомайское идет реализация парциальной программы по экологическому образованию дошкольников «Юный эколог».

Выполняя требования обновления содержания дошкольного образования, во многих ДОУ района организованы и ведутся дополнительные бесплатные кружковые занятия по интересам и способностям детей. Целенаправленная деятельность в этом направлении ведется в Большечеменевском, Сугутском, Алманчиковском, Первомайском, детских садах с.Батырево и др.

С целью развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка-дошкольника проводится районный конкурс «Любознайка». Победителем конкурса 2009 г. – стала воспитанница Первомайского детского сада «Шусам» Митта Ксения.

Дошкольные образовательные учреждения активно участвуют во всех районных и республиканских конкурсах.

В 2009 году на ремонт дошкольных образовательных учреждений было выделено 275.017т.р., на приобретение столового оборудования 849т.800 р., мягкого инвентаря – 968т.р.В районе внедряются разные формы методической работы со всеми категориями педагогов и медицинскими работниками ДОУ. Для всех вышеназванных категорий работников организованы районные методические объединения по актуальным вопросам руководства и организации педагогического процесса в ДОУ.

Все ДОУ укомплектованы педагогическими кадрами, в этой сфере работают – 160 педагогов.

В этом году с 29 сентября по 18 октября 2008 г. на базе района прошли курсы повышения квалификации воспитателей. Курсы прошли 31 педагога района. А в течении всего учебного года аттестовались и получили 1 категорию - 9 педагогов, на 2 категорию – 10.

Проделанная за год работа способствовала преодолению единообразия в системе дошкольного образования, более полному удовлетворению интересов и потребностей семьи.

Учитывая, что дошкольное образование является основой дальнейшего процесса обучения ребенка, его физического, нравственного и интеллектуального развития, необходимо продолжить работу над повышением качества образования, сохранять и расширять возможности для развития детей, существенно улучшить финансирование и материальное обеспечение системы.

Ключевые направления развития школьного образования

В 2008/2009 учебном году продолжилось наступательное формирование новой модели школьного образования, современной инфраструктуры и эффективных экономических механизмов организации образовательного процесса:

на строительство и ремонт учреждений образования, обновление учебно-спортивной базы, приобретение мебели, столового оборудования, школьных автобусов и др. в 2008 году направлено 15,671 млн. рублей, а за первое полугодие 2009 года –3,284 млн. рублей, в 2008 году введена в эксплуатацию здание школы в селе Шыгырдан ;

доля школьников, обучающихся в современных условиях (оснащенность новым учебным оборудованием, укомплектованность квалифицированными кадрами, соответствие требованиям строительных и санитарных норм), увеличилась с 51,4% в 2007 году до 84,6% на 1 августа 2009 года;

заработная плата в образовании в целом в январе–мае 2009 года составила 47,695 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 14,3%.

введение новой системы оплаты труда позволило институциализировать создание фондов стимулирования талантливых педагогических работников и регулировать оплату труда учителя в зависимости от качества и результатов труда. Новый механизм оплаты труда стал дополнительной мотивацией для педагогических работников к повышению квалификационных категорий. В истекшем году в 1,5 раза увеличилось количество заявок на добровольное прохождение аттестации по сравнению с 2007 годом. Средняя зарплата учителей в мае текущего года составила 10 795 рублей.

ресурсные центры, базовые школы постепенно превращаются в многофункциональные инновационные комплексы по разработке, внедрению и тиражированию лучших педагогических практик. В 5 школах открыты экспериментальные площадки по проектированию, апробации, тиражированию новшеств, в межшкольном методическом центре организовано обучение педагогов современным образовательным технологиям;

принципы конкурентной среды из режима инноваций перешли в штатный: в прошлом учебном году практически все школы района участвовали в различных всероссийских, межрегиональных, республиканских и районных конкурсах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях За три года в конкурсах национального проекта «Образование» участвовало более 60% школ района;

результаты ЕГЭ выпускников района в 2009 году выше результатов выпускников России в целом: средний балл по математике в районе составляет 53,68 (Чувашская Республика - 53,75, Россия –42,9), по русскому языку – 57,53 (Чувашская Республика - 62,32, Россия – 56,4).

Школьное образование Чувашии в настоящее время представлено 34 дневными муниципальными общеобразовательными учреждениями и 1 вечерней школой.

Одним из ключевых направлений дальнейшего развития общего образования в президентской инициативе обозначено обновление стандартов общего образования, главной задачей которых является внедрение современных требований к структуре образовательных программ, условиям организации образовательного процесса, результатам освоения образовательных программ.

В настоящее время совет по федеральным государственным образовательным стандартам, созданный при Минобрнауки России, рассмотрев несколько проектов ФГОС, предложил для утверждения, после доработки, проект ФГОС начального общего образования, разработанный рабочей группой учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании».

Постепенное внедрение новых ФГОС в начальной школе начнется уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению новых стандартов мы в первую очередь хотим привлекать лучших школ и педагогов района, в том числе и победителей конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» как наиболее подготовленные инновационные площадки.

В целом же для эффективной реализации нового стандарта в системе начального общего образования района созданы все условия: существенно обновлена учебно-материальная база (все школьники обеспечены регулируемой ростовой мебелью, имеется современное оборудование, дидактические материалы).

Важнейшей задачей в новом учебном году становится массовое повышение квалификации учителей начальных классов по введению новых образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей. Этот процессв нашем районе начался уже во время летних каникул.

Одним из характерных признаков новой модели образования является то, что школа становится органичной частью Интернет-пространства, что ИКТ-технологии должны обеспечивать новый уровень качественных результатов образования.

Образовательные учреждения района достаточно обеспечены учебно-компьютерной техникой и интерактивным оборудованием. В настоящее время на один компьютер приходится 11,2 школьников (такая же цифра в среднем по республике), а в базовых школах – практически европейский уровень – 5–8 школьников на один компьютер. (в среднем по России на 1 компьютер приходится 20 чел.). Количество интерактивного оборудования, проекторов в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось в 2,3 раза. В школах имеется 23 единиц интерактивного оборудования, более 100 проекторов.

Одной из актуальных задач является не просто поставить в школы оборудование и программное обеспечение, а сформировать такую среду, чтобы для учителей стало естественным использование компьютеров практически во всех аспектах своей деятельности, и как средство коммуникации, и как средство для получения, хранения и представления информации.

Для создания активной мотивационной среды по использованию ИКТ-технологий ежегодно проводится более 10 республиканских и районных конкурсов для учащихся и педагогов, в которых участвует более 200 человек. Вошло в традицию проведение районного конкурса «Лучший урок с применением ИКТ». Наибольшую активность в использовании компьютеров в своей работе проявляют педагоги Тойсинской, Татарско-Сугутской, Батыревских школ. И в других школах уже нет больших проблем с применением компьютерной техники.

Организация доступа к сети Интернет – один из важных шагов в этом направлении. В рамках нацпроекта «Образование» все школы района в 2006–2007 годах были подключены к высокоскоростному каналу Интернет за счет средств федерального бюджета. По условиям национального проекта «Образование» оплата за пользование школами интернетом осуществляется федеральным бюджетом в течение двух лет с момента подключения. В настоящее время школы района переключились от федерального провайдера к республиканскому. Средства в бюджете на оплату предусмотрены.

Повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса в области IT-технологий повлияло на рост потребления интернет-трафика с января по июль 2009 года. Если среднемесячный трафик на 1 школу Батыревского района на 1.10.2008 г составлял 370.2 Mb, то на 1 мая с.г. эта цифра выросла до 718,1.

В декабре 2008 года в Чувашии начал функционировать образовательный портал «Образование Чувашии», главным преимуществом которого является: организация единой точки входа в сеть Интернет образовательных учреждений, предоставление общеобразовательным учреждениям единого конструктора школьных сайтов, обеспечивающего представительство образовательного учреждения в сети Internet, возможность осуществления контроля статистики обновляемости и заполняемости сайтов, внедрение единой системы отчетов деятельности образовательного учреждения, создание единой почтовой службы с единообразной системой адресации.

Дальнейшее содержательное насыщение информационно-образовательной среды, регулярное проведение Интернет-педсоветов, семинаров, дистанционных олимпиад, фестивалей, конкурсов медиа-проектов и другое активное внедрение ИКТ во все сферы деятельности школы, появление электронных расписаний, журналов, интеграция домашних компьютеров детей и учителей в единую образовательную сеть – насущная задача администраторов образования, педагогических коллективов, управляющих советов.

Одним из главных результатов новой модели образования, «Нашей новой школы», станет формирование нового типа личности, обладающей качествами, присущими гражданскому обществу и гражданской нации – личности свободной, самостоятельной, индивидуально ответственной и толерантной, обладающей развитым чувством собственного достоинства, долга и чести. Для достижения указанных результатов школа должна организационно и содержательно обеспечить единство образовательного и культурного пространства, обеспечить образованием равного уровня и качества весь полиэтничный состав учащихся.

  1. «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (1)

    Доклад
    Добрый день, дорогие коллеги и уважаемые гости нашего традиционного августовского совещания. Доброй нам всем работы, хорошего настроения, улыбок и всего того, чего мы традиционно ждем от начала нового учебного года: талантливых учеников,
  2. Итоги социологического опроса об отношении родительской общественности к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 6

    Документ
  3. План действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Воронежской области в 2011-2015 годах, утвержденный губернатором Воронежской области А. В. Гордеевым 05. 04. 2010. Аннотация

    Доклад
    - План действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Воронежской области в 2011-2015 годах, утвержденный губернатором Воронежской области А.
  4. Доклад Санкт-Петербурга о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

    Доклад
    Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
  5. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010-й год»

    Документ
  6. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (1)

    Доклад
    Информация о выполнении регионального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
  7. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (3)

    Доклад
    1). Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174 утверждена Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк» - «Будущее» (далее – Стратегия развития образования), которая
  8. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (9)

    Доклад
    1. Информация о выполнении регионального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году
  9. «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (15)

    Доклад
    Закон Кемеровской области от 28.12.2 № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» - разграничивает компетенцию Совета народных депутатов Кемеровской области, Коллегии Администрации области по установлению нормативов обеспечения

Другие похожие документы..