Программа курса «Социальная структура и социальная стратификация»

Программа курса «Социальная структура и социальная стратификация»1

О.И. ШКАРАТАН

Журнал «Мир России» продолжает публикацию программ авторских учебных курсов по комплексу социологических дисциплин, которые преподаются студентам социологических факультетов. Эта рубрика была введена журналом по инициативе и при поддержке НФПК в рамках выполнения проекта «Издательская деятельность в поддержку экономико-социологического образования». Основной целью проекта было содействие объединению и консолидации профессиональных научных сил и формированию нового поколения социологов в России посредством издательской деятельности, направленной на развитие социолого-экономического образования, что в свою очередь предполагало публикацию научных статей для преподавателей, научных работников и студентов, специализирующихся в области социолого-экономических и смежных дисциплин; публикацию научных статей ведущих отечественных авторов; публикацию и перевод научных статей ведущих зарубежных авторов; публикацию статей молодых социологов с целью их включение в университетское научное сообщество; публикацию наиболее интересных отчетов о результатах полевых исследований в области экономической социологии в поддержку взаимодействия учебного процесса и научных исследований и т. д. Среди задач проекта была также и публикация новых учебных программ, лекционных курсов и учебно-методических разработок по социолого-экономическим и смежным дисциплинам. Так, были опубликованы программы курсов «Социология организаций» (Н.И. Лапин), «Социальная политика» (Т.Ю. Сидорина, С.Н. Смирнов). В этом номере публикуется программа «Социальная структура и социальная стратификация» (О.И. Шкаратан). В ближайших номерах предполагается публикация программ «Социоэкономика», «Социология потребления» и др.

Задачи курса

Курс «Социальная структура и социальная стратификация» является одним из основополагающих при обучении будущих социологов. Он читается во всех колледжах и университетах США и стран Европы.

Предлагаемый курс предполагает рассмотрение основных подсистем общественной жизни, основных срезов социальной структуры, их внутреннего строения, горизонтальной и вертикальной дифференциации.

На этой основе в курсе раскрывается разнообразие исторически существовавших стратификационных систем, дан очерк развития теорий стратификации. Особое внимание уделено стратификационным системам в обществах советского и постсоветского типа, интенсивно идущим трансформационным процессам в общественных структурах стран Центральной и Восточной Европы, республик бывшего СССР.

Программа курса включает концептуальные подходы выдающихся социологов разных идейно-творческих направлений, приводятся статистические и дескриптивные данные, признанные надежными в социологических кругах. Студенты получают возможность ознакомиться со статистическими данными относительно стратификации доходов и образования, этнической и гендерной дифференциации, со сведениями из представительных исследований стратификационных иерархий, отдельных социальных групп как в целом по России, так и по отдельным регионам.

Данный курс предполагает активную самостоятельную работу студентов, в том числе проработку широкого круга литературы, активное участие в семинарах, имеющих творческий характер, написание реферата (курсового проекта), подготовку эссе. Промежуточный контроль осуществляется на семинарских занятиях, где проверяется качество усвоения материала. Итоговый контроль: экзамен.

В результате работы по курсу студент должен преодолеть дисциплинарную односторонность в изучении и осмыслении социальных структур и стратификационных иерархий, характера их эволюции в различных по цивилизационным и историко-экономическим предпосылкам странах; приобрести системное видение социоструктурной трансформации современных обществ, проходящей на фоне становления глобальной социетальной системы; приобрести (в известных пределах) системное видение складывающихся новых типов обществ и присущих им систем социального неравенства.

Программа курса «Социальная структура и социальная стратификация» подготовлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Курс предназначен для студентов 3-го курса бакалавриата направления «Социология». Он может быть использован для подготовки студентов и по направлениям и специальностям «Политология» и «Менеджмент».

Тематика лекционных занятий

Тема 1. Общество как социальная система

Складывание научных понятий «общество», «общность». Ф. Теннис, Т. Парсонс, Э. Шилз. Общество как определенный тип системы. Понятие системы. Базовые категории системного анализа общества: функции, структура, коммуникации, информация, обмен с внешней средой. Процессы воспроизводства и изменения общества, его эволюции и трансформации.

Предыстория системных представлений об обществе (О. Конт, Г. Спенсер). Марксистская теория социально-экономической системы; основные подсистемы общества – базис и надстройка. Решающие события формирования современной теории систем. Тектология, или «всеобщая организационная наука» А.А. Богданова. Общая теория систем Людвига фон Берталанфи. Кибернетика Норберта Винера.

Т. Парсонс и его теория общества как социетальной системы. Функциональные предпосылки выживания социетальной системы: сохранение образцов, целедостижение, адаптация, интеграция на основе централизованной системы ценностей, поддержание порядка. Механизмы, поддерживающие равновесие в социальной системе – социализация и социальный контроль. Подсистемы общества: культура, социетальная общность, система личности, поведенческий организм. Взаимозависимость элементов системы как иерархии условий (обусловливающих факторов) и иерархии системного управления. Категории анализа общества: роль, статус, норма, коллектив.

Критика Р. Мертоном взглядов Т. Парсонса. Понятия позитивной и негативной функциональности. Аномия. Отклоняющееся поведение. Восполнение Дж. Александером теории социетальной системы Парсонса в 1990-е годы. Концепция гражданского общества как внеэкономической и внесоциальной сферы.

Переход от исследования способов равновесия социальных систем, предопределенности поведения систем (К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс) к изучению неравновесности, непредопределенности поведения систем. Общество как сложная самоорганизующаяся динамическая система, находящаяся в неустойчивом стационарном состоянии. Порядок и хаос в развитии социальных систем (лауреат Нобелевской премии И. Пригожин). Основные понятия из введенных Пригожиным – открытая система, нелинейность, порядок, хаос, точка бифуркации.

Проблема взаимоотношения порядка и хаоса как центральная в понимании поведения общества. Развитие общества как рост степени синтеза порядка и хаоса, обусловленный стремлением к максимальной устойчивости. Социальные кризисы – фактор перехода от порядка к хаосу. Восстановление устойчивости через выбор людьми одного из возможных путей развития. Определяющая роль принципов отбора идеалов, на основе которых формируется новое общество как преобразованная социальная система с новой совокупностью социокультурных ценностей.

Возможности прогнозирования и управления развитием общества как социальной самоорганизующейся системой на основе применения целенаправленного воздействия в момент прохождения им точки бифуркации (=социальные кризисы).

И. Валлерстайн и Н. Луман о системном видении мирового сообщества.

Литература

Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХI века: основные направления исследований. М.: РУСАКИ, 1999. С. 128–143.

Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Там же.

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взамоотношения // THESIS (Теория и история экономических и социальных институтов и систем). Т. 1. Вып. 2. Весна 1993. М.: НАЧАЛА-ПРЕСС. С. 94–122.

Теннис Ф. Общность и общество. Теоретическая социология. Антология / Под ред. С.П. Баньковской. Т. 1. М.: Книжный дом «Университет», 2002. С. 216–248 (то же: Социологический журнал. 1998. № 3–4. С. 207–229).

Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. С. 341–359.

Тема 2. Социальная структура общества и ее динамика

Понятие «социальная структура общества». Два подхода к этому понятию. Становление структурного подхода к обществу. Структурализм, функционализм и структурный функционализм как направления знания в развитии теории социальных структур. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А.Р. Рэдклиф-Браун, К. Леви-Стросс.

П. Сорокин и П. Бурдье. Социальное пространство и его многомерность. Статусы как точки социального пространства. Статусы предписанные и приобретенные. Социальные роли, ролевой набор, содержание, функции и значение, ролевая идентификация.

Структуралистский и интеракционистский подходы, их принципиальные различия. Обоснование выбора структурно-функционального подхода к описанию социальной структуры. Два направления в структурно-функциональном подходе. Социальная структура как совокупность социальных институтов и групп. Социальная структура как совокупность статусов и ролей.

Современные представления о социальной структуре. Социальная и социетальная структуры; макро-, мезо- и микроструктуры общества. Социальные потребности и интересы. Системность и целостность социальных отношений.

Социальные группы и общности. Многозначность понятия «группа». Первичные (малые) и вторичные группы. Строение и функции первичных и вторичных групп. Социальные общности (большие социальные группы). Основные признаки социальной общности и специфика их интеграции. Многообразие социальных общностей. Социальные общности макро- и мезоуровня.

Литература

Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Московского университета, 1994. С. 8–29.

Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // СОЦИС. 1992. № 6.

Шкаратан О.И. Социальная структура // Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996. Глава 1. С. 8–26.

Тернер Дж. Структура социологической теории. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. Часть I. Функциональные теории. Глава 2. Ранний функционализм. С. 42–58. Глава 3. Функциональный императивизм: Толкотт Парсонс. С. 58–100. Глава 4. Функциональный структурализм: Роберт Мертон. С. 101–124.

Эфендиев А.Г. Многообразие социальных общностей; Социальные группы: их сущность и разновидности // Общая социология / Под общ ред. А.Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 272–329.

Тема 3. Основные срезы социальной структуры современных обществ (частные подструктуры общества)

3.1. Организационно-управленческая структура. Административно-государственная организация: бюрократическая иерархия, типы власти и подчинения. Деловая организация как социальная общность: целевая структура, целевые и должностные группы (функции, значение, ролевые характеристики). Формальные, внеформальные и социально-психологические структуры социальной организации.

Новые моменты в развитии деловой социальной организации в условиях информационной экономики.

3.2. Социально-отраслевая структура. Отрасль как социальная общность. Доминирование отраслевых социальных сетей в советском обществе и сохранение их в современной России. Пирамида социально-отраслевой стратификации. Основные мировые тенденции в условиях становления глобальной экономики и информационного общества.

3.3. Социально-территориальная структура.

3.3.1. Территориальные общности, содержание понятия; критерии образования и разделения территориальных общностей; их функции; основные компоненты – потребительские группы.

3.3.2. Территориальные общности и пространственные формы расселения.

3.3.3. Историко-культурные области.

3.3.4. Социально-экономические регионы.

3.3.5. Город – село, городские агломерации, мегалополисы.

3.3.6. Типология городов, процессы урбанизации и постурбанизации, Global Сities.

3.3.7. Социальная география городов, социальная сегрегация; черты городского образа жизни.

3.3.8. Тенденции развития постсоветского города.

3.4. Этнорасовая структура. Многозначность понятия «нация». Факторы образования и признаки этноса. Структура этнического пространства. Этносоциальная стратификация. Горизонтальная этнокультурная дифференциация и ее влияние на трудовое и потребительское поведение. Роль ценностных систем, социальных нормативов и трудовых традиций в условиях индустриальных и информационных экономик.

Место и значение этностратификационных и этнокультурных проблем в экономическом и социальном развитии России в ХХI в.

3.5. Социально-демографическая структура.Элементы рассматриваемой структуры. Основные демографические характеристики людей. Социальные различия в функциях и положении и социальное неравенство демографических групп. Статусные позиции мужчин и женщин в конкретных обществах; ситуация в современной России. Демографические когорты и исторические поколения. Социально-возрастная стратификация. Экономический статус возрастных групп. Кривые эффективности труда по возрастно-половым группам. Социальная типология семей.

  1. Социология (6)

    Документ
    Учебно-методические материалы предназначены для преподавателей и студентов филиала Российского государственного социального университета в г. Электросталь, обучающихся по очной и заочной форме обучения.
  2. Социология (9)

    Документ
    Материалы содержат стандарт и программу курса, учебно-тематические планы, планы групповых занятий, вопросы для самоконтроля, список рекомендуемой для изучения литературы, темы контрольных работ, вопросы для подготовки к экзамену.
  3. Дипломатия 11

    Дипломная работа
    Среди иранцев : путеводитель по нравам и обычаям самой закрытой страны мира / С. Кутлаки ; пер. с англ. А. Ванюкова. – М. : Юнайтед Пресс, 2011. – 257 с.
  4. Программа вступительных испытаний Пояснительная записка Программа по обществознанию по курсу средней школы предназначена для вступительных испытаний на очное и заочное отделения Сургутского государственного педагогического университета.

    Программа
    Программа по обществознанию по курсу средней школы предназначена для вступительных испытаний на очное и заочное отделения Сургутского государственного педагогического университета.
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (201)

    Основная образовательная программа
    способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм и ценностей (ОК-7);
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (223)

    Основная образовательная программа
    способность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации (ОК-14);
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (299)

    Основная образовательная программа
    способность владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной
  9. Нормативный срок освоения программы 4 года Форма обучения очная требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата выпускник должен обладать следующими

    Документ
    способность владеть средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной
  10. Учебно-методический комплекс дисциплины социология для студентов психологического факультета Специальность 350500, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Программа курса «Социология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Социальная работа», утвержденного в 2 г.

Другие похожие документы..