Конспект урока по теме: «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва»

Конспект урока по теме: «Крестьянская война под предводительством

Е. Пугачёва».

Цели:

  1. Показать взаимосвязь между расширением дворянских привилегий в период царствования Екатерины  и усилением крепостной зависимости крестьян.

  2. Проследить взаимосвязь между усилением крепостного гнёта и активизацией народного движения.

  3. Охарактеризовать основные причины, особенности и этапы крестьянской войны.

  4. Продолжить развивать умение сравнивать, анализировать исторические явления, их причины, результаты, умения работать с исторической картой, с историческими документами.

Основные понятия: крестьянская война, самоуправление, казаки, самозванец.

Оборудование: карта «Россия в 1760-1780 гг.», учебник, портреты Е. Пугачёва, компьютер, проектор.

Основные даты и события:

1773-1775 гг.—восстание под предводительством Е. Пугачёва

1773 г.—провозглашение Е. Пугачёва себя императором Петром .

Ход урока.

Изучение нового материала.

План.

1. Причины крестьянской войны.

2. Емельян Пугачев.

3. Этапы крестьянской войны.

4. Особенности и значение крестьянской войны.

1. Причины крестьянской войны.

Целесообразно задать учащимся вопрос:

- Как вы думаете, какая связь прослеживается между увеличением привилегий дворян и катастрофическим положением крестьянства?

Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к пониманию причин крестьянской войны, то есть знакомит с социальной ситуацией в стране.

1) Усиление крепостной зависимости, рост повинностей и налогов вызывали сопротивление крестьян. Одной из форм крестьянского сопротивления было бегство. Например, с 1727 по 1742 гг. бежали от произвола помещиков более 400 тыс. крестьян. Крестьяне бежали в основном на окраины Российской империи: на Урал, в Сибирь, на север, и казачьи области, в степные районы, на Украину и даже за границу.

В 1730-1750 гг. стали организовываться разбойные шайки из Беглых крестьян. Именно они грабили торговые караваны на дорогах, нападали па усадьбы помещиков.

2) 1730-1750 гг. — происходят открытые вооруженные крестьянские выступления. Примерно 37 восстаний против помещиков в 32 уездах. Стали восставать и монастырские крестьяне — 57 восстаний.

В 1760 г. крестьянские волнения активизируются, и только и Московской губернии погибло 27 помещиков.

Активность приобрели восстания крестьян и работных людей на заводах Урала и Карелии.

3) В 1771 г, в Москву с фронта русско-турецкого войны пришла чума. Ежедневно умирало до тысячи человек. Многие богатые люди бежали из Москвы, закрывались фабрики, лавки. Огромные толпы людей, оставшихся без средств к существованию, с большим риском быть зараженными чумой, но в надежде на спасение стали собираться у Варварских ворот у иконы Божьей Матери. Но по приказу московского архиепископа Амвросия икона была убрана. Народная толпа учинила страшный погром в Кремле. Амвросий был убит. Эти события вошли в историю, как «Чумный бунт». Через три дня мятеж был подавлен. Для подавления бунта и принятия прочих мер против распространения чумы в Москву был прислан Г. Орлов с гвардейскими полками. Было убито более 1001 тыс. человек. К концу 1771 г. эпидемия чумы закончилась.

4) Учитель также обращает внимание на факт, что происходившие в 1730—1760 гг. народные выступления были разрозненными, стихийными, без определенных четких целей, а вызывались только местными причинами. Следовательно, они были быстро и легко подавлены правительственными войсками. Но и эти крестьянские волнения свидетельствовали о нарастании в России мощного народного движения.

5) В это время вновь появляются в разных концах Российской империи самозванцы, которые объявляли себя сыновьями царя Ивана, царевичами Алексеями; Петром II, Петром III.

Очень много (шесть претендентов) до 1773 г. объявляли себя! Петром III.

Вопросы классу:

- Почему в народе оказался популярным именно Петр III?

Что могут ответить учащиеся? При­мерно:

а) облегчил положение старообрядцев;

б) пытался перевести монастырских крестьян в государственные;

в) так как был свергнут дворянами.

В народе еще ходили легенды о том, что Петр III был свергнут дворянами, так как заботился о простом народе.

6) Новым явлением становятся волнения работных людей и приписных крестьян.

Один из примеров:

Московский суконный двор. В 1737 г. в течение двух месяцев продолжалась забастовка по причине снижения заработной платы. Была подана челобитная Анне Иоанновне с требованием восстановить прежнюю зарплату. Сенат удовлетворил требования работных людей.

Эти выступления также предшествовали мощному социальному потрясению в России.

7) Затем учитель формулирует главные причины крестьянской войны в России в 1773-1775гг.:

• усиление крепостничества;

• ужесточение эксплуатации крепостных крестьян. Это проявилось в:

а) 1765 г., 1767 г. - указы о ссылке крестьян в Сибирь за жалобы на помещиков;

б) щедрые раздачи помещикам земель с крестьянами;

в) продажа крестьян без земли;

г) увеличение налогов;

д) увеличение барщины до 5-6 дней в неделю, введение «месячины»;

е) увеличение денежного оброка до 10 рублей с мужской души;

ж) жестокие наказания крестьян помещиками;

з) тяжкое положение работных людей;

и) усиление насилия по отношению к народам Поволжья и Приуралья;

к) наступление государства на бывшие вольности казачества.

2. Емельян Пугачев.

Предлагается заслушать подготовленные сообщения учащихся «Из биографии Емельяна Пугачева» (даётся задание заранее).

3. Этапы крестьянской войны.

В крестьянской войне прослеживаются три этапа:

I-сентябрь 1773 г.-март 1774 г.

II-март 1774г.-июль 1774г.

III-июль 1774 г.-1775 г.

В 1773 г. в Яицком (Уральском) казачьем войске Емельян Пугачев провозгласил себя «государем Петром III Федоровичем».

Е. И. Пугачев, донской казак, поднял крестьянство, прибегнув к старому способу: объявил себя справедливым царем Петром III и призвал свергнуть с престола дворянскую императрицу Екатерину 2, которая обманом заняла его (что было правдою).

Но почему поддержку Е. И. Пугачев нашел па Яике? Дон уже утратил свою самостоятельность. Возможно, потому что казаков - людей, умеющих обращаться с ружьем и привыкших к вольности, можно было поднять на антиправительственное выступление. В свою очередь, яицкие казаки поддержали Е. Пугачева - «Петра III

Федоровича».

Учитель знакомит учащихся с первым манифестом Е. И. Пугачева Яицкому войску о пожаловании его рекою, землею, денежным жалованием и хлебным провиантом, 1773 г. 17 сентября. Учащиеся понимают, что в этом манифесте Е. Пугачев обещал казакам восстановить все казачьи вольности и дать землю, реки, денежные жалованья, порох, свинец и т. п. Но самое важное для казаков то, что Е. Пугачев обещал создать «Казацкое царство», в котором казаки станут первым сословием. Это и нашло главный отклик среди яицких казаков.

Царское правительство в 60-е годы XVIII в, ввело монополию государства на ловлю рыбы, продажу вина и добычу соли на Яике (эти жизненно важные для казачества промыслы брали па откуп казацкие старшины и допускали злоупотребления). Злоупотребления коснулись и таможенных пошлин. Казаки жаловались в Петербург, присланные оттуда комиссии занимали позиции богатых казаков. И вот в 1772 г. казаки пришли на Яик просить царского генерала сместить угнетавшего их атамана и восстановить прежние привилегии, но шествие казаков было расстреляно, войсковой круг уничтожен, 85 активных повстанцев были наказаны и сосланы в Сибирь, остальные обязывались платить огромный штраф. Казаки успокоились, но не смирились с ситуацией.

Вариант 1. Учитель сам рассказывает об этапах крестьянской войны.

Вариант 2. Организуется работа вгруппах. Класс делится на четыре творческие группы (по 4 человека). Группы получают задания, в течение определенного времени его выполняют, а затем пред­ставляют. Работа в группе требует личной ответственности и заинтересованности каждого учащегося.

1-я группа: Охарактеризовать первый этап крестьянской войны

О чем могут рассказать учащиеся:

• начало восстания и захват крепостей на степных границах;

• недооценка царским правительством опасности крестьянкой войны;

• осада Оренбурга, действия сподвижников Е. Пугачева:

• присоединение к восстанию башкирок, калмыков;

• действия правительственных войск под командованием генерала В. А. Кара, А. Л. Бибикова.

2-й группа: Охарактеризовать второй этап крестьянской войны

• движение Е. Пугачева на Урале;

• основная социальная опора - башкиры, горнозаводские рабочие;

• захват ряда крепостей, но поражение от действий войск генерала де Колонго.

• поход на запад, к Казани. Осада Казани:

• указы Е. Пугачева (манифест);

• действие правительственных войск под командованием И. М. Михельсона.

3-я группа: Охарактеризовать третий этап крестьянской войны

• Е. Пугачев повернул на юг с целью поднять на восстание Дон

• поддержка действий Е. Пугачева огромной массой крепостных

• в Москве паника с фронта военных действий в русско-турецкой войне вызван А. Суворов;

• изменение социального состава восставших;

• действия правительственных войск под руководством П. И. Панина;

• арест Е. Пугачева яицкими казаками.

4-я группа: Охарактеризовать причины крестьянской войны

Группы выполняют задание, используя учебник, разнообразную дополнительную литературу.

Группы 1—3 получают задание при подготовке к ответу - заполнить соответствующую таблицу:

Этапы крестьянской войны 1773—1775 гг.

Вопросы сравнения

I этап

 этап

 этап

Даты и сроки

Сподвижники Е. И.Пугачева

Социальный состав восставших

Национальный состав восставших

Количество участников восстания

Район, территория действия вос­ставших

Программа, требования (манифест Е. Пугачева)

Степень организованности восставших (органы самоуправления)

Результат

Далее рекомендуется организовать беседу по следующим вопросам:

- Почему Е. И. Пугачев выдавал себя за «доброго царя Петра Фёдоровича»?

- Назовите район (территорию), охваченную крестьянской войной, и покажите на карте.

- Почему Е. Пугачев не пошел в центральные районы России к Москве? Хотя такие планы не исключались.

- Определите, какой период крестьянской войны был успешным? Чем объяснить успехи Е. Пугачева? Почему впоследствии он был разбит?

- Почему менялся социальный состав участников крестьянин войны?

- Почему именно третий период восстания приобрел характер крестьянской войны?

- Что имел в виду генерал А. М, Бибиков, говоря: «Не Пугачёв важен, важно всеобщее негодование».

- Объясните, почему яицкие казаки, которые так активно поддержали Е. Пугачева, выдали своего предводителя правительственным войскам?

4. Особенности и значение крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева,

Учащиеся отмечают, что крестьянская война 1773—1775 гг. отличалась от прежних народных движений

а) самое крупное, мощное народное выступление;

б) охватила огромную территорию;

в) участвовали огромные массы крестьян, казаков, работных людей, горожан, инородцев;

г) выше организованность восставших. Восставшие копировали органы государственного управления в России (то есть Е. Пугачев смог придать своей армии полу регулярный характер):

д) создан штаб, ставка, военная коллегия, в захваченных городах были поставлены коменданты. Пугачев стремился укрепить Дисциплину восставших, боролся с мародерством; в) в манифестах Е. Пугачева «Петра III Федоровича» впервые были сформулированы не только идеи свободы, но и призывы (борьбе с крепостничеством и к истреблению дворянства как сословия, от которого исходило все зло в России;

ж) в восстании активно принимали участие работные люд угнетенные национальные меньшинства.

Учитель обращает внимание на особенности восстания;

• высокая степенно организованности (система органов самоуправления);

• масштабный размах восстания;

• восстание носило локальный характер;

• крестьяне редко покидали пределы своего уезда (то есть постоянное обновление состава восставших);

• военная организация все-таки низкая. А что же было общим?

• Идеалы, которые противопоставлялись идеалам крепкого государства, были утопическими. В манифестах нашла выражение идея «мужицкого царя», но это лишь обновленная идея «доброго царя».

Далее совместно с учителем определяется значение крестьянской войны 1773—1775 гг.:

1) показало глубокие противоречия русского общества;

2) практически не изменила к лучшему положение крестьянства, казачества, народов Поволжья, Приуралья;

3) на некоторых уральских заводах была повышена оплат труда; приняты меры по улучшению условий труда работных людей

4) правительственные мероприятия направлены на укрепление системы управления государством;

5) губернская реформа 1775 г., «Жалованная грамота дворянству» 1785 г., «Жалованная грамота городам» 1785 г.;

6) заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса;

7) оставила глубокий след в народной памяти, прочно вон в сознание господствующего класса России,

Домашнее задание:

Учебник под ред. Т.В. Черниковой §36, вопросы1-7.

Учебник под ред. А.А. Данилова §25, вопросы1-3.

Некоторым учащимся предлагается заполнить таблицу:

Пугачёвщина и прежние бунты и восстания.

Черты сходства

Отличия

или написать сочинение от лица участника крестьянской войны.

  1. Конспект урока истории в 4 классе. Тема: Эпоха преобразований

    План-конспект
    Цель: закрепить знания учащихся о деятельности царя-реформатора Петра I ; познакомить с изменениями в государстве при Елизавете Петровне и при Екатерине II ; познакомить с именами великих военачальников: А.
  2. Урок По теме: «История России XVII xviii в в.»

    Урок
    Цели: закрепить знание учащихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов; помочь
  3. Рабочая программа по «Отечественной истории»

    Методические указания
    Настоящая рабочая программа по «Отечественной истории» составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта и адаптирована применительно к условиям учебной программы ВГАВТ по всем специальностям.
  4. Фонвизин в школе: конспекты уроков и методические рекомендации

    Книга
    Книга содержит широкий историко-литературный и теоретический материал, необходимый учителю для подготовки к занятиям по творчеству великого русского драматурга Д.
  5. По истории. России с древнейших времен до 1613 года.

    Документ
    Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «История» в педагогическом вузе. Она призвана оказать помощь в изучении истории России с древнейших времен до 1613 года в связи с новыми подходами и освещению
  6. Пояснительная записка Отечественная история составляет важнейший компонент исторического курса за 7 класс. Основные темы по истории России в 7 классе

    Пояснительная записка
    Прочитайте краткое изложение этой темы (ее конспект), полученное Вами вшколе. Оно поможет выделить главное в изучаемой теме, понять, на что следуетобратить внимание, что запомнить.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Казахстана» для неисторических специальностей Костанай, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины составлена доктором исторических наук, профессором Кузембайулы А., доктором исторических наук, профессором Абилем Е.
  8. Современные приёмы работы с источниками на уроках истории (2)

    Урок
    Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся события.
  9. Рабочие программы по обществознанию (6-11 классы). Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Данные рабочие программы разработаны на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.

Другие похожие документы..