Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи Москва 2006


В.И. Столяров

СПАРТИАНСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, РЕКРЕАЦИИ

И ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

(теория и методика)

Москва 2006

АНО «Центр развития спартианской культуры»

Центр культуры здоровья и спартианского воспитания РГУФК

В.И. Столяров

СПАРТИАНСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, РЕКРЕАЦИИ

И ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

(теория и методика)

Пособие

для педагогов учреждений социальной защиты населения

и организаторов досуга детей и молодежи

Москва 2006

ББК

УДК

Сто­ляров В.И.

Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности (теория и методика): Пособие для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи / Ред.: Е.В. Стопникова. – Москва: Центр культуры здоровья и спартианского воспитания РГУФК, АНО «Центр развития спартианской культуры», 2006. – 261 с.

Данная работа – пособие для изучающих учебный курс «Теория и методика спартианской социально-педагогической технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности». В первую очередь оно предназначено для студентов, магистрантов и преподавателей институтов физической культуры, а также слушателей Институтов повышения квалификации.

Однако оно может быть использовано всеми специалистами, работающими в области физического воспитания, спорта, олимпийского образования, культуры, организации досуга детей, а также учеными, занимающимися философскими, социоло­гическими, культурологическими, социально-педагогическими проблемами оздоровления, рекреации и развития личности, чтобы познакомиться с инновационной гуманистической системой решения этих проблем.

ISBN 5-276-00086 © АНО «Центр развития спартианской культуры»

© Центр культуры здоровья и спартианского воспитания РГУФК

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………..6

I. Теоретические предпосылки спартианской технологии

оздоровления, рекреации и целостного развития личности……..11

1.1. Идеи, идеалы, ценности гуманизма ………………………………11

1.2. Гуманистический подход к оздоровлению, рекреации и

развитию личности в процессе социализации …………………..14

1.3. Спартианское понимание целостного развития личности ……...27

1.4. Концепция спартианской культуры ………………………………32

1.5. Спартианец как новый культурный образец

развития личности………………………………………………….38

1.6. Теория гуманизации соперничества

(гуманистика соревнования)……………………………………….40

Вопросы для повторения (самопроверки) к разделу I ………………………….46

II. Цели, задачи, «проблемное поле» спартианской

социально-педагогической технологии………………………………...48

2.1. Главная цель спартианской технологии……………………………48

2.2. Основные задачи спартианской технологии ……………………..58

2.2.1. Создание гуманистической системы воспитания и организации

досуга детей и молодежи …………………………………………………58

2.2.2. Повышение физкультурно-спортивной активности населения

и ее гуманистической ценности …………………………………………60

2.2.3. Интеграция спорта и искусства …………………………………….........69

2.2.4. Повышение гуманистической роли игровой деятельности

и соперничества в процессе социализации ……………..………………71

2.2.5. Содействие реализации гуманистически ориентированной

социальной политики в отношении лиц с ограниченными

возможностями (инвалидов) ………………………………………….....75

Вопросы для повторения (самопроверки) к разделу II …………………………79

III. Основные формы и методы спартианской технологии

оздоровления, рекреации и целостного развития личности………81

3.1. Спартианские игры ………………………………………………...81

3.1.1. Соревнования и конкурсы в программе Спартианских игр ……………83

3.1.2. Система определения и поощрения достижений участников

Спартианских игр …………………………………………………………99

3.1.3. Формы игрового сотрудничества участников Спартианских игр………108

3.1.4. Другие элементы программы Спартианских игр………………………...113

3.1.5. Состав участников Спартианских игр ……………………………………114

3.1.6. Специфика Спартианских игр по сравнению с другими

моделями игр и соревнований……………………………………………..116

3.1.7. Творческий подход к организации Спартианских игр …………………..118

3.2. Турниры спартианского мастерства ……………………………….119

3.2.1. Постановка проблемы …………………………………………………......119

3.2.2. Спартианский мастер и основные показатели

спартианского мастерства ………………………………………………….120

3.2.3. Уровни спартианского мастерства и процедура их присвоения………...120

3.2.4. Условия допуска к Турнирам спартианского мастерства………………..123

3.2.5. Организация Турниров спартианского мастерства ………………………124

3.3. Спартианские клубы и школы ……………………………………...125

3.3.1. Спартианский клуб …………………………………………………………125

3.3.2. Спартианская школа ………………………………………………………..140

3.3.3. Авторские программы Спартианских клубов и школ…………………….141

3.4. Спартианское движение как новое гуманистическое движение….159

3.4.1. Общая характеристика движения ………………………………………….159

3.4.2. Кто может стать участником спартианского движения,

для кого это интересно и полезно ………………………………………........160

3.4.3. Шаги на пути участия в спартианском движении ………………………..161

3.4.4. Спартианские ориентиры ………………………………………………......164

3.4.5. Общность идей спартианского движения с концепцией спортивной

педагогики и современного олимпизма Пьера де Кубертена ……….........170

3.4.6. Специфика спартианского движения ………………………………………189

Вопросы для повторения (самопроверки) к разделу III …………………………..198

IV. Значение и сфера применения спартианской технологии……..200

4.1. Значение спартианской технологии……………………………………200

4.2. Нормы научной этики и авторских прав в использовании

спартианских идей, форм и методов ………………………………..212

4.3. Сфера использования спартианской технологии...............................215

Вопросы для повторения (самопроверки) к разделу IV ……………………………217

V. Особенности и этапы формирования спартианской технологии

оздоровления, рекреации и целостного развития личности …………..218

5.1. Особенности спартианской технологии…………………………..218

5.2. Этапы формирования спартианской технологии...........................223

Вопросы для повторения (самопроверки) к разделу V ………………………………227

БИБЛИОГРАФИЯ ……………………………………………………………..228

«Стань спартианцем –

гармонично, всесторонне развитой личностью

и патриотом своей Родины!»

ПРЕДИСЛОВИЕ

О чем эта книга. Главный предмет обсуждения данной работы –теоретические и методические аспекты спартианской инновационнойсоциально-педагогической технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности.

Разработка автором данной технологии и ее воплощение в жизнь имеют ряд причин:

    • во-первых, осознание глубокой значимости в современных условиях идей, идеалов и ценностей гуманизма;

    • во-вторых, уяснение наличия в настоящее время огромных трудностей в их практической реализации во всех сферах жизни;

    • в-третьих, стремление сформировать такую инновационнуюсоциально-педагогическую технологию, которая призвана помочь преодолеть эти трудности и содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей в сфере оздоровления, рекреации и развития личности.

Исходный пункт в формировании этой технологии – новый гуманистический проект «СпАрт», разработанный автором в 1990 г. [Столяров, 1990 в]1.

Основной замысел проекта заключался в том, чтобы «содействовать полной реализации культурного потенциала спорта, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, приобщению спортсменов к миру искусства, деятелей искусства – к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, т.е. органическому синтезу спорта и искусства» [Столяров, 1990 в, С. 13; см. также Столяров, 1991 в, С. 5].

Авторское название проекта связано не с древнегреческой Спартой, а выбрано как производное от английских слов: «Sport» – спорт, "Spirituality" – духовность и «Art» – искусство.

С 1991 г. начинается практическое использование предусматриваемых проектом форм и методов оздоровления, рекреации и целостного развития личности применительно к разным группам населения и для решения различных социально-педагогических и культурных задач.

В разработке материалов проекта «СпАрт» и проведении отдельных акций по его реализации принимала и принимает участие большая специалистов сфер физического воспитания, спорта, культуры, досуга. К числу наиболее активных участников этой деятельности в настоящее время относятся: Байдакова О.А., Баринов С.И., Богословский В.В., Вишневский В.И., Довгань Л.Л., Козырева О.В., Королева С.А., Мосеева И.В., Сагалаков Д.А., Самусенков О.И., Стопникова Е.В., Татаев Г.В. (г. Москва); Егоркина Е.Э. (г. Зеленоград); Чайникова Е.Д. (г. Дубна); Подколзина Л.Н., Ведерникова Л.В., Сапожников К.М., Сизикова Е.В., Тимофеев А.В. (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.); Ерохина З.И. (г. Нижний Новгород); Барибан М.М., Слонова И.А. (г. Краснодар); Афанасьева Н.А. (г. Железногорск-1, Красноярского края); Горбатов А.Н. (г. Саратов); Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Пирожников Р.А., Старовойтова О.Л. (г. Смоленск); Ольхова Т.Г., Стихнина И.П. (г. Сургут); Аллакаева Л.М. (г.Уфа); Гуляев Н.Н. (Республика Саха); Дробинин Г.В., Ефремов В.С., Эфтимович Л.Е. (г. Томск); Горбулина Л.В., Малахов С.В. (г. Курск); Бизина Н.П., Ковалева Е.Г., Шишкин Ю.А. (село Байкалово, Тюменской обл.); Кузнецова З.М. (г. Набережные Челны); Макарова О.С., Чунаев А.А. (г. Ульяновск); Мамскова Л.И. (г. Красноярск-26); Мишанина Н.В. (г. Калуга); Подрез З.В. (пос. Михайловка, Иркутская обл.); Семенова Г.И., Фролова Ю.А. (г. Тобольск, Тюменская обл.); Чагин В.И. (д. Лямино, Тюменская обл.).

За период с 1991 г. достигнуты значительные результаты в реализации проекта «СпАрт»:

    • определены основные направления, формы и методы социально-педагогической деятельности в рамках проекта: Спартианские игры, клубы, школы, игротеки, летние оздоровительные лагеря, спартианское движение;

    • проверена на практике возможность и эффективность использования спартианских форм и методов в работе с различными группами населения (школьниками, студентами, детьми дошкольного возраста, родителями с детьми, инвалидами), для решения различных социально-педагогических и культурных задач: духовного и физического оздоровления, гармоничного и всестороннего развития личности; организации активного, творческого отдыха детей и молодежи; их воспитания и образования (в том числе в условиях летних лагерей, спортивных сборов, санаторного лечения); приобщения к идеалам олимпизма; социальной адаптации и реабилитации инвалидов; профилактики наркомании и других негативных аспектов девиантного поведения детей, подростков, молодежи.

Все это дает основание для вывода о том, что в ходе многолетней практической реализации проекта «СпАрт» и комплекса связанных с ним программ создана инновационная социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности.

Термин «технология» происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука. В словарях и энциклопедиях понятие «технология» обычно определяют двояко: 1) в узком смысле: а) как совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-либо производственных процессов; б) как осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности совокупность операций, из которых складывается процесс обработки материала, изделия; 2) в широком смысле – как совокупность (систему) средств организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования определенной объекта. При этом предполагается, что применение технологии дает определенную гарантию оптимизации, рационализации, предсказуемости и моделируемости процесса деятельности, а также получения планируемых результатов.

В педагогику и социологию все шире вводятся понятия «педагогическая технология» и «социальная технология».

Понятие «педагогическая технология» трактуется по-разному. Под педагогической технологией понимают:

– системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

– последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (В.А. Сластенин);

– совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев);

  1. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука» (1)

    Учебное пособие
    Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н.
  2. Учебное пособие Саратов 2011 г. Ооо «Издательский центр «Наука» (2)

    Учебное пособие
    кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры физического воспитания и спорта Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского В.
  3. Положение о массовых спортивных соревнованиях школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта (1)

    Документ
    Вишневский В.И., Столяров В.И. Система массовых спортивных соревнований школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта: Научно-методические рекомендации/под общей ред.
  4. Положение о массовых спортивных соревнованиях школьников «Команда-класс» по игровым видам спорта (2)

    Документ
    В последние годы в Российской Федерации наблюдается существенное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной
  5. Д. К. Шигапова благосостояние и социальная защита населения

    Документ
    Работа включает проблемы увеличения доходов населения, роли специальной политики в повышении благосостоянии населения и государства, а также место социальной политики и защиты в становлении социального государства как инструмента повышения
  6. Пособие для специалистов образовательных учреждений Под научной редакцией С. А. Лисицына, С. В. Тарасова

    Документ
    Рецензенты: Аганисьян В.М., доктор психологических наук, профессор (ЛОИРО); Матасов Ю.Т., доктор психологических наук, профессор (РГПУ им. А.И. Герцена)
  7. Учебное пособие для студентов (4)

    Учебное пособие
    В современных условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, де­тей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
  8. Учебное пособие для студентов (5)

    Учебное пособие
  9. Практическое пособие для педагогов дополнительного образования учреждений спортивно-технической направленности (1)

    Документ
    Данное издание предназначено для нескольких категорий специалистов системы дополнительного образования детей: педагогов дополнительного образования, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и методистов учреждений дополнительного

Другие похожие документы..