Программы высшего профессионального образования

Программы высшего профессионального образования

Вступительные требования

для абитуриентов, поступающих на первый курс Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И.Чайковского

Специальность 070101.65 Инструментальное исполнительство

Фортепиано

Абитуриенты должны иметь документ государственного образца о среднем или высшем профессиональном музыкальном образовании.

Перечень вступительных испытаний:

  • русский язык (тестирование);

  • литература (тестирование);

  • дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной

направленности.

Институт учитывает результаты ЕГЭ (русский язык и литература) в качестве вступительных испытаний по общеобразовательным дисциплинам.

Перечень дополнительных вступительных испытаний творческой

и (или) профессиональной направленности

  • специальность (исполнение программы, коллоквиум);

  • теория музыки (сольфеджио – письменно и устно, гармония – письменно и устно).

Требования по специальности

Исполнение программы (очное, заочное обучение)

  1. Полифоническое произведение в оригинале: И.С.Бах. ХТК; Д. Шостакович. «24 прелюдии и фуги»; П. Хиндемит. «Ludus tonalis».

  2. Одно произведение крупной формы композитора Венской классической школы.

  3. Виртуозное произведение (по выбору абитуриента).

Коллоквиум

Собеседование, выявляющее общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Тематика коллоквиума

  1. Крупные фортепианные полифонические циклы композиторов ХVIII – ХХ вв. Сходство и различия.

  2. Фортепианное искусство представителей Венской классической школы.

  3. Основные художественные направления и их представители в смежных областях искусства ХIX – ХХ века.

  4. Виднейшие российские педагоги, создатели фортепианных исполнительских школ.

  5. Крупные международные фортепианные конкурсы и их лауреаты.

  6. Виднейшие российские исполнители ХIX – ХХ веков.

Требования по теории музыки

Сольфеджио

Письменно

Запись двухголосного диктанта – инструктивный образец (примерная трудность: Б. Алексеев и Д. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», № 662) или фрагмент музыкального произведения с достаточно развитыми голосами (возможны элементы полифонии), с явной функциональной гармонической основой.

Интонационные сложности диктанта могут заключаться в наличии хроматизмов, отклонений, модуляции в I степень родства.

Время написания диктанта - 25 минут при 10 проигрываниях.

Устно

  1. Определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;

  2. Пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтернационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности.

Примерная степень трудности: Н. М. Ладухин «Одноголосное сольфеджио», №№ 91, 92.

Гармония

Письменно

Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.Примерная трудность – А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149. Возможно выполнение работы в варианте трехсточной гармонизации.

Время написания работы – 1,5 часа.

Устно

  1. Выполнение заданий на фортепиано. Игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода или построения по схеме: показ исходной тональности – отклонение в тональность общего аккорда, модулирующий аккорд – каденционное закрепление новой тональности;

  2. Гармонический анализ с листа. Уровень сложности произведений: Л. Бетховен – сонаты; П. И. Чайковский – Времена года; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов – романсы; С. С. Прокофьев – Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 – из Первой симфонии);

  3. Ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

Специальность 070101.65 Инструментальное исполнительство

Оркестровые струнные инструменты

Абитуриенты должны иметь документ государственного образца о среднем или высшем профессиональном музыкальном образовании.

Перечень вступительных испытаний:

  • русский язык (тестирование);

  • литература (тестирование);

  • дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной

направленности

Институт учитывает результаты ЕГЭ (русский язык и литература) в качестве вступительных испытаний по общеобразовательным дисциплинам.

Перечень дополнительных вступительных испытаний творческой

и (или) профессиональной направленности

  • специальность (исполнение программы, коллоквиум);

  • теория музыки (сольфеджио – письменно и устно, гармония – письменно и устно).

Требования по специальности

Исполнение программы

Скрипка

  1. 3-х – 4-хоктавные гаммы различными штрихами, арпеджио; гаммы в терциях, секстах, октавах и децимах в умеренном темпе.

  2. Два разнохарактерных этюда (уровень сложности: А.Лядова, П.Роде (каприсы), Я.Донта (Соч. 35), П.Гавинье, Р.Крейцера и т. д.).

  3. Две разнохарактерные части из полифонических произведений для скрипки соло И.С.Баха, Б.Кампаньоли, К.Мостраса, М.Регера, Г.Телемана.

  4. I или II – III части концерта и две разнохарактерные пьесы (одна кантиленная, другая подвижная), по степени сложности соответствующие требованиям к выпускным программам средних специальных музыкальных учебных заведений (ССМШ, колледж, музыкальное училище, училище искусств).

Альт

  1. 3-х – 4-хоктавные гаммы различными штрихами, арпеджио; гаммы в терциях, секстах, октавах в умеренном темпе.

  2. Два разнохарактерных этюда, один из которых на двойные ноты (уровень сложности: этюды Б.Кампаньоли, И.Палашко (соч. 77), Р.Крейцера, М.Териана и др.).

  3. Две разнохарактерные части из полифонических произведений в переложении для альта (уровень сложности: И.С.Бах сонаты и партиты для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, прелюдии и фуги М.Регера, фантазии Г.Телемана и др.).

  4. I или II – III части концерта и две разнохарактерные пьесы (одна кантиленная, другая подвижная), по степени сложности соответствующие требованиям к выпускным программам средних музыкальных специальных учебных заведений (ССМШ, колледж, музыкальное училище, училище искусств).

Виолончель

  1. 3-х – 4-хоктавные гаммы различными штрихами, арпеджио; гаммы в терциях, секстах, октавах в умеренном темпе.

  2. Два разнохарактерных этюда: один на различные виды штрихов, другой в двойных нотах.

  3. Две разнохарактерных части из сюит для виолончели соло (уровень сложности: 6 сюит И.С.Баха, прелюдии М.Регера и др.).

  4. I или II – III части концерта и две разнохарактерные пьесы (одна кантиленная, другая подвижная), по степени сложности соответствующие требованиям к выпускным программам средних музыкальных специальных учебных заведений (ССМШ, колледж, музыкальное училище, училище искусств).

Контрабас

  1. 2-х – 3-хоктавные гаммы различными штрихами, арпеджио.

  2. Два разнохарактерных этюда.

  3. I или II – III части концерта и две разнохарактерные пьесы (одна кантиленная, другая подвижная), по степени сложности соответствующие требованиям к выпускным программам средних музыкальных специальных учебных заведений (ССМШ, колледж, музыкальное училище, училище искусств).

Коллоквиум

Собеседование, выявляющее общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.

Абитуриенту может быть предложено прочитать с листа партию оркестрового или камерного произведения средней трудности.

Тематика коллоквиума:

  1. История смычковых инструментов.

  2. История смычкового исполнительства.

  3. Выдающиеся композиторы разных эпох, в том числе и ХХ в., сочинявшие произведения для скрипки, альта, виолончели, контрабаса.

  4. Сочинения разных эпох и стран, написанные для квартета, включая произведения ХХ века.

  5. Симфонические и оперные сочинения разных эпох и стран, включая сочинения ХХ века.

  6. Известные оркестровые соло в оперных и симфонических произведениях для скрипки, альта, виолончели, контрабаса.

  7. Выдающиеся исполнители на смычковых инструментах разных эпох и стран, имена выдающихся дирижёров разных эпох и стран.

  8. Наиболее представительные конкурсы музыкантов-исполнителей, имена лауреатов.

  9. Основные художественные направления и их представители в смежных областях искусства (ХIХ – ХХ вв.).

Требования по теории музыки

Сольфеджио

Письменно

Запись двухголосного диктанта – инструктивный образец (примерная трудность: Б. Алексеев, Дм. Блюм «Систематический курс музыкального диктанта», II изд., М., 1976, № 595) или фрагмент музыкального произведения с явной функциональной гармонической основой (возможны элементы мелодизации басового голоса). Интонационные сложности диктанта могут заключаться в наличии хроматизмов, отклонений, модуляции в I степень родства.

Время написания диктанта - 25 минут при 10 проигрываниях.

Устно

  1. определение на слух однотональных и модулирующих в родственные тональности построений, с возможными отклонениями;

  2. пение с листа одноголосной мелодии в мажоре или миноре с хроматическими (альтернационными) изменениями ступеней, возможными отклонениями и модуляцией в родственные тональности.

Примерная степень трудности: А. Агажанов «Курс сольфеджио», вып. I, № 535.

Гармония

Письменно

Гармонизация мелодии с применением всех диатонических аккордов, аккордов альтерированной субдоминанты, аккордов двойной доминанты (DD), отклонений и модуляций в тональности I степени родства.

Примерная трудность – А. Мутли «Сборник задач по гармонии», №№ 384, 386, 417; А. Мясоедов «Задачи по гармонии», №№ 123, 126, 149. Возможно выполнение работы в варианте трехсточной гармонизации.

Время написания работы – 1,5 часа.

Устно

  1. Выполнение заданий на фортепиано. Игра модуляций в тональности I степени родства в форме периода или построения по схеме: показ исходной тональности – отклонение в тональность общего аккорда, модулирующий аккорд – каденционное закрепление новой тональности;

  2. Гармонический анализ с листа. Уровень сложности произведений: Л. Бетховен – сонаты; П. И. Чайковский – Времена года; М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов – романсы; С. С. Прокофьев – Гавоты (op. 12 № 2 или op. 25 – из Первой симфонии);

  3. Ответы на вопросы по курсу гармонии, возможные в связи с выполнением перечисленных заданий.

Специальность 070101.65 Инструментальное исполнительство

Оркестровые духовые и ударные инструменты

Абитуриенты должны иметь документ государственного образца о среднем или высшем профессиональном музыкальном образовании.

Перечень вступительных испытаний:

  • русский язык (тестирование);

  • литература (тестирование);

  • дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной

направленности

Институт учитывает результаты ЕГЭ (русский язык и литература) в качестве вступительных испытаний по общеобразовательным дисциплинам.

Перечень дополнительных вступительных испытаний творческой

и (или) профессиональной направленности

  • специальность (исполнение программы, коллоквиум);

  • теория музыки (сольфеджио – письменно и устно, гармония – письменно и устно).

Требования по специальности

  1. Высшая школа психологии учебная программа высшего профессионального образования «Психология» Разработка и защита курсовых и дипломных работ 3 и 4 курса (методические указания)

    Программа
    Курсовая работа – самостоятельное научное эмпирическое исследование студента в области психологии, в которой студент демонстрирует свои теоретические знания, умение работать с информационными источниками, навыки научной работы и умение
  2. Программа по биологии для абитуриентов, поступающих в игму на программы высшего профессионального образования. Основы цитологии

    Программа
    Клетка — живая элементарная система, лежащая в основе строения и развития организмов. История открытия клетки. Основные положения клеточной теории. Современные методы исследования клетки.
  3. Программы высшего профессионального образования

    Документ
    Извлечение Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2005 года N 195 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования,
  4. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  5. Программа высшего профессионального образования «Психология»

    Программа
    Каждый студент выбирает тему из данного списка, заполняет заявление (см. форму заявления ниже) на имя директора программы, согласовывает тему с научным руководителем, подписывает у него заявление и сдает его (оригинал) в 201 кабинет 26.
  6. Профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (1)

    Образовательная программа
    Составитель: Золотухин С.Н., декан факультета ветеринарной медицины, доктор биологических наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, эпизоотологии и ветеринарно-санитарной экспертизы
  7. Профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (2)

    Образовательная программа
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы ветеринарно-санитарного врача по специальности 110501 Ветеринарно-санитарная экспертиза при очной форме обучения - 5 лет.
  8. Программа высшего профессионального образования по специальности “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит” (ускоренная форма обучения)

    Программа
    Лицензия Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации № 0018 от 14 июля 2010 г. на право ведения образовательной деятельности по программе высшего профессионального образования по специальности
  9. Программа высшего профессионального образования по специальности “Бухгалтерский учёт, анализ и аудит” квалификация “экономист”

    Программа
    Лицензия Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации № 0018 от 14 июля 2010 г. на право ведения образовательной деятельности по программе высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..