Учебно-методический комплекс дисциплины теория и организация адаптивной физической культуры (наименование дисциплины)
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | ||
7 | 8 | 9 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 200 | 70 | 65 | 65 |
Аудиторные занятия | 98 | 36 | 30 | 32 |
Лекции | 49 | 18 | 15 | 16 |
Практические занятия (ПЗ) | 49 | 18 | 15 | 16 |
Семинары (С) | - | |||
Лабораторные работы | - | |||
И другие виды аудиторных занятий | ||||
Самостоятельная работа | 102 | 34 | 35 | 33 |
Курсовая работа | + | |||
Расчетно-графические работы | - | |||
Реферат | - | |||
И другие виды самостоятельной работы | - | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | Зач. | Экз. | Экз. |
4. Содержание дисциплины
4.1. Тематический план
№ п/п | Разделы дисциплины | Лекции | ПP (или C) |
1. | Понятие об адаптивной физической культуре, история ее становления и развития | 2 | 2 |
2. | Предмет и задачи адаптивной физической культуры | 2 | 2 |
3. | Общие особенности реализации принципов физического воспитания в адаптивной физической культуре | 2 | 2 |
4. | Особенности выбора средств, методов и форм построения занятий | 2 | 5 |
5. | Специфика адаптивной физической культуры и спорта в выборе и составе средств, методов и форм построения занятий | 2 | 2 |
6. | Организация физкультурного движения инвалидов | 2 | 2 |
7. | Федерация физической культуры и спорта инвалидов. | 2 | 2 |
8. | Паралимпийский комитет России | 2 | 2 |
9. | Специальный олимпийский комитет | 3 | - |
10. | Организация деятельности первичных физкультурно-спортивных организаций инвалидов (ФОК) | 2 | 2 |
11. | Организация центров спортивной реабилитации инвалидов | 2 | - |
12. | Формы и методы совместной деятельности государственных и общественных организаций | - | 2 |
13. | Организация физкультурно-спортивной работы в различных звеньях физкультурного движения инвалидов ( дошкольные и школьные специальные учреждения ,на промышленных предприятиях, по месту жительства и т.д.) | 2 | - |
14. | Организационные формы и источники финансирования | 2 | - |
15. | Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья | - | 2 |
16. | Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры | 2 | 2 |
17. | Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры | 2 | 2 |
18. | Функции адаптивной физической культуры | 2 | 2 |
19. | Организация физической реабилитации | 2 | 2 |
20. | Основные виды адаптивной физической культуры | 4 | 2 |
21. | Организация адаптивной двигательной рекреации | 2 | 2 |
22. | Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре | 4 | 2 |
23. | Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья | 2 | 6 |
24. | Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогический) контроль за состоянием занимающихся | 2 | 4 |
Итого: | 49 | 49 |
4.2. Содержание разделов дисциплины:
1. Понятие об адаптивной физической культуре, история ее становления и развития Адаптивная физическая культура в системе высшего и среднего профессионального образования. Высшее профессиональное образование: специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура); магистерская программа 521915 Адаптивная физическая культура в направлении подготовки кадров; 521900 Физическая культура. Среднее профессиональное образование: специальность 0323 Адаптивная физическая культура (базовый уровень, квалификация выпускника - педагог по адаптивной физической культуре) и 0323 Адаптивная физическая культура (повышенный уровень, квалификация выпускника - учитель адаптивной физической культуры). Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе. Высшая школа: интеграция основной образовательной программы по адаптивной физической культуре с программами в области педагогики, медицины, коррекционной педагогики. Средняя школа: объединение программ по адаптивной физической культуре с программами по медицине, специальной педагогике, интеграция с программами высшего профессионального образования. Системы повышения квалификации и переподготовки кадров по адаптивной физической культуре.
2. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»; «образ жизни», «здоровый образ жизни», «естественные факторы внешней среды»; «аксиологические концепции жизни человека и инвалида» -сходство и различия; «реабилитация», «социализация», «социальная интеграция» и др. Предмет, цель, задачи, содержание адаптивной физической культуры. Коррекционные, компенсаторные, профилактические задачи - главная группа задач в адаптивной физической культуре. Оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи - традиционные задачи физической культуры, их адаптация к проблемам лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Роль и место адаптивной физической культуры в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
3. Общие особенности реализации принципов физического воспитания в адаптивной физической культуре. Отличия адаптивной физической культуры (АФК) от физической культуры, медицины, коррекционной педагогики, валеологии, гигиены и др. отраслей знания и практической деятельности; связь АФК с другими областями научных знаний. Декартова система координат как модель пространства научных проблем адаптивной физической культуры (первая ось - виды адаптивной физической культуры, вторая ось - виды заболевания (инвалидности), третья - возрастные периоды жизни человека). Формирование правового и информационного пространства адаптивной физической культуры в Российской Федерации как важнейшее условие обеспечения интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество (предоставление гарантий и возможностей инвалидам, подготовка общества к принятию инвалидов как равноправных членов общества, обладающих самоценностью).
4Особенности выбора средств, методов и форм построения занятий.Критерий для выделения основных видов адаптивной физической культуры - естественные и социальные потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалидов), обеспечивающие его готовность к реализации нормативного для данных общественно-исторических условий образа жизни. Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации трудовой и бытовой деятельности, за счёт формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида. Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философских взглядов гедонизма, освоения ими основных приёмов, способов, средств, методов рекреационной деятельности. Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей за счёт приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта. Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности) за счёт освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучения его умением использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливающие и термические процедуры, и другие средства АФК. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства за счёт освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционной ритмопластики и др. Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счёт освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных видов двигательной деятельности.
Учебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (1)
Учебно-методический комплексДисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — ФизическаяУчебно-методический комплекс дисциплины технологии физкультурно-спортивной деятельности (наименование дисциплины) (2)
Учебно-методический комплексДисциплина «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» относится к циклу дисциплин специальности (индекс ОДС.09) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022500 — ФизическаяУчебно-методический комплекс дисциплины психология болезни и инвалидности (наименование дисциплины)
Учебно-методический комплексВнутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологическойУчебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008
Учебно-методический комплексУчебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельностиУчебно-методический комплекс дисциплины общая патология и тератология (наименование дисциплины)
Учебно-методический комплексОбщая патология устанавливает функциональные взаимосвязи в больном организме, выявляет общие закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов и заболеваний.Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная психопатология и психоконсультирование (наименование дисциплины)
Учебно-методический комплексПредмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти,Учебно-методический комплекс дисциплины общая и специальная гигиена (наименование дисциплины)
Учебно-методический комплексДисциплина «Общая и специальная гигиена» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.Ф.12.) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностиУчебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (1)
Учебно-методический комплексСтроение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности и в периодУчебно-методический комплекс дисциплины биохимия (наименование дисциплины) (2)
Учебно-методический комплексСтроение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности,