Абакумов С. А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу» Гражданское общество и государство: противники или партнеры? Москва

Россия является неотъемлемой частью Европы. Проведение разделительных линий между Европой и Россией неразумно, особенно с позиций новых вызовов, с которыми столкнулась Европа в начале ХХI столетия.

В этих условиях по-новому встают вопросы сотрудничества России и Европейского Союза в регионе Балтийского моря. Расширение ЕС – объективный процесс, который, однако, поставил перед Россией и объединяющейся Европой проблему жизнеобеспечения и развития Калининградской области. Мы также полагаем, что российским властям следует продолжать серьезные усилия по социально-экономическому развитию Калининградской области.

Участники Форума единодушны в том, что данная проблема не должна стать препятствием для партнерства между Россией и Европейским Союзом. Самый западный регион России имеет все предпосылки для того, чтобы стать моделью взаимодействия РФ и ЕС, полем апробации передового опыта сотрудничества. Общность границ является стимулом к интенсивному сотрудничеству, общению между людьми, росту товарооборота, а не поводом к строительству новых разделительных линий. Сегодня открывается возможность объединить экономический, культурный и гуманитарный потенциал Европы и России, что значительно усилит Большую Европу.

России и Европейскому союзу нужно сделать все возможное, чтобы последовательно продвигаться навстречу подписанию соглашения о безвизовом порядке проезда граждан РФ и ЕС по территории России и Евросоюза. Это должно стать стимулом к энергичной работе сторон как на уровне официальных ведомств, так и на уровне гражданских инициатив.

Роль гражданского общества и общественного мнения – искать пути решения этих проблем. Роль государственной власти мы видим в том, чтобы создать постоянно действующие институты для тесного взаимодействия, выработки общих подходов и поиска конкретных решений.

К моменту расширения Европейского Союза в 2004 году решение калининградской проблемы должно быть найдено и воплощено в согласованных документах. Это стало бы свидетельством зрелой способности Европы и России к стратегическому партнерству и сотрудничеству.

Решение проблемы транзитного режима между Калининградом и остальной частью России, включая безвизовый вариант, будет способствовать свободе передвижения граждан Российской Федерации из Калининградской области в другие регионы страны и создавать в глазах россиян положительный образ Европейского Союза в процессе его расширения. При этом должно быть налажено тесное сотрудничество России, ЕС и стран – кандидатов в борьбе с незаконной миграцией.

Мы обращаемся к руководству России, ЕС и стран-кандидатов с призывом установить упрощенный режим пересечения границ на период, пока не найдено окончательное решение вопросов миграционной политики и информационного взаимодействия правоохранительных органов, пограничного контроля и реадмиссии. Мы также полагаем возможным рассмотрение вопроса о безвизовом транзитном поезде при условии, что это не повлияет на гарантии вступления стран – кандидатов в ЕС и Шенгенское пространство. При этом обеспечение граждан транзитными документами должно проходить на равноправной и паритетной основе, путем процедур, не ущемляющих их гражданские права и человеческое достоинство.

Мы обращаемся с призывом ко всем общественным, политическим, деловым, культурным и другим организациям гражданского общества Европы и России всемерно содействовать решению проблем устойчивого развития Калининградской области при расширении ЕС.

Пусть наш Форум станет символом воли к сотрудничеству и взаимному сближению!

РЕЗОЛЮЦИЯ III Российского

научно-общественного Форума

«Гражданское общество и реформа местного самоуправления в России».

Санкт-Петербургский

государственный университет, 2003г.

Девяностые годы ХХ века ознаменовались в России радикальными реформами местного самоуправления. Конституция РФ 1993 г. закрепила принцип автономии местного самоуправления (МСУ) в наиболее последовательной форме, провозгласив в статье 12, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В течение последующих лет Государственной Думой был принят ряд важных законов, направленных на развитие местного самоуправления. В регионах России прошли 1-2 цикла выборов органов МСУ. Казалось бы, в стране началась «муниципальная революция», ведущая к становлению развитой системы местной демократии.

Однако «муниципальная революция» захлебнулась. Сегодня говорить о местной автономии можно только с многочисленными оговорками, а местная демократия ограничена лишь муниципальными выборами, которые зачастую противоречат даже минимальным демократическим стандартам. Государство в лице федеральных и региональных властей отнюдь не стремится передавать часть своих полномочий, наряду с ресурсами для их исполнения, органам МСУ.

Состояние муниципальных финансов почти полностью зависит от отчислений из федеральных и региональных бюджетов, а ставки местных налогов со вступлением в действие Налогового кодекса оказались существенно ограничены.

Неподъемным бременем для местных бюджетов стали объекты социально-культурной сферы, ранее принадлежавшие предприятиям, а теперь переданные в муниципальную собственность. В результате почти 95 процентов муниципалитетов в России оказались убыточными. Наконец, принятые в 2000 году поправки к федеральному законодательству, предоставили Президенту России и главам исполнительной власти субъектов федерации право прекращать полномочия избранных населением органов МСУ в случае нарушения ими федеральных или региональных законов, а это противоречит положениям «Европейской хартии местного самоуправления», к которой Россия присоединилась еще в 1996 году.

Эти обстоятельства и обусловили то внимание, с которым мы – участники третьего Российского научно – общественного форума отнеслись к проекту нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Мы считаем, что настоящая реформа местного самоуправления давно назрела, более того, полагаем участие в ней нашим нравственным долгом, ибо без нее невозможно возрождение нашего Отечества.

В целом, поддерживая заявленные цели реформирования МСУ, мы, тем не менее, считаем своим долгом высказать целый ряд замечаний по конкретным положениям законопроекта и внести ряд поправок. Мы знаем, что по данному законопроекту уже внесено более 7200 поправок, однако, по нашему мнению, это свидетельство не столько недостаточной его проработки, сколько актуальности и важности для судеб страны. Мы считаем необходимым привести законопроект в соответствие с Конституцией РФ и Европейской хартией местного самоуправления. Сама концепция закона противоречива. С одной стороны, авторы стремились к тому, чтобы она открыто не противоречила Конституции, с другой, явно просматривается тенденция к огосударствлению МСУ. Так, участие в местном самоуправлении рассматривается в законопроекте не как право, а как обязанность граждан. В этом смысле гораздо более удачной представляется формулировка действующего закона, где местное самоуправление рассматривается как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Федеральный закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995. Ст.2).

Считаем, что законопроект предполагает слишком высокий уровень вмешательства государства в дела МСУ, устанавливая критерии численности депутатов и жесткую структуру органов муниципального образования.

Это, во-первых, не учитывает того многообразия условий, в которых существует МСУ в нашей мультикультурной, мультиэтнической, мультиконфессиональной стране. При определении типов и видов муниципальных образований необходимо учитывать следующие факторы:

– самоидентификацию местного сообщества

– социально-экономический потенциал территории

– возможность осуществления эффективной управленческой деятельности

– специфику политической и административной культуры современной России и др.

Не следует навязывать единую схему организации МСУ разнородному обществу, необходимо дать регионам право самим определять структуру МСУ.

Во-вторых, реализация законопроекта приведет к значительному увеличению числа муниципалитетов, вследствие чего произойдет дополнительный рост числа чиновников местного уровня (по прогнозам в 2,5 раза), без каких-либо гарантий роста эффективности деятельности МСУ.

Считаем необходимым оставить за местным самоуправлением все полномочия, закрепленные за ним на сегодняшний день, однако, четко определить источники налоговых и финансовых поступлений на деятельность МСУ, то есть осуществить на практике принцип финансовой автономии МСУ.

Считаем необходимым четко прописать в законе порядок создания, расформирования и изменения границ муниципального образования.

Считаем, что принципы, на основании которых городской населенный пункт может являться городским округом, в законопроекте сформулированы слишком расплывчато (ст.11, п.2) и практическая их реализация может привести к целому ряду негативных последствий. В частности, города с населением в несколько сот тысяч человек будут обладать одинаковыми правами с поселениями в несколько сот человек, что нарушает основополагающие демократические принципы.

Считаем, что совершенствование системы местного самоуправления в России должно проходить посредством эволюционной реформы, поскольку радикальная и быстрая ломка уже сформировавшихся структур МСУ может привести к параличу управления на местном уровне. Поэтому полагаем нереалистичными сроки проведения преобразований, заложенные в законопроекте.

Считаем, что основой и инструментом формирования рациональной схемы межбюджетных отношений должна служить целостная общественно-государственная система инфраструктуры социально-экономического развития в регионах и муниципальных образованиях страны (социально-деловые центры регионального и муниципального уровней). Такая инфраструктура должна содействовать формированию управленческих кадров муниципальных образований и государственных структур, способных осуществлять грамотное управление территориями и эффективно использовать её потенциал для социально-экономического развития.

Только команды муниципальных менеджеров способны полноценно использовать ресурсный, имущественный и трудовой потенциал территорий, планировать их развитие на перспективу и обоснованно привлекать средства регионального и федерального бюджетов на конкурсной основе.

Считаем необходимым предусмотреть создание системы гражданского образования для различных категорий населения, которая включала бы обучение населения способам реализации их права на самоуправление.

Местное самоуправление – ключевой элемент политических систем либеральных демократий, поэтому создание его не может быть делом только власти.

Только объединение усилий представителей гражданского общества и власти может привести к созданию взвешенных, эффективных и легитимных «правил игры», согласно которым будет работать местное самоуправление в России.

Социальная хартия российского бизнеса

г.Москва, ноябрь 2004г.

Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, члены Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), являясь гражданами Российской Федерации, понимая и принимая свою долю ответственности за судьбу нашего Отечества, считая, что успешное развитие предпринимательской деятельности невозможно без устойчивого развития общества и неотделимо от него, содействуя успехами своей предпринимательской деятельности увеличению совокупного общественного богатства и социальному прогрессу, заключили настоящую Хартию об основополагающих социальных принципах ведения бизнеса, которым мы намерены добровольно следовать.

Социальная миссия бизнеса

Свою социальную миссию мы видим в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека.

Мы убеждены, что:

– предпринимательские цели, экономическая и социальная ответственность равнозначны, не противоречат, а дополняют друг друга;

– разумная, сбалансированная и результативная социальная ответственность компаний снижает предпринимательские риски, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию предпринимателей, компаний и бизнес-сообщества в целом;

– достижение высоких долгосрочных экономических и социальных результатов возможно только на основе разумного баланса интересов наших акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других сторон, затрагиваемых нашей деятельностью;

– принятие социальных обязательств российским деловым сообществом и отдельными компаниями – не альтруизм и не выкуп «социальной лицензии» на коммерческую деятельность. Социальная ответственность бизнеса может и обязана быть полезна для долгосрочного успеха самих компаний в той же мере, как и полезна для общества в целом;

– важнейшее условие экономического и социального благополучия страны – формирование солидарной ответственности государства, бизнеса и гражданина, в основе которой – демократия, соблюдение гражданских прав и свобод, включая право частной собственности, равенство возможностей, уважение человеческого достоинства и приоритет закона.

– взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом должны строиться на публичной правовой основе.

Основные принципы

Экономическая и финансовая устойчивость

В свободе экономической деятельности, в возможности проявления индивидуальности каждой компании, в честной конкуренции – сила и основная ценность предпринимательства.

Мы выступаем за ответственную свободу предпринимательства, добиваемся долгосрочного и устойчивого развития своих компаний, высоких финансовых результатов, которые создают основу рентабельного развития, а, следовательно, для роста занятости, экономического и социального благополучия страны.

Мы – ответственные налогоплательщики и тем самым вносим вклад в укрепление государства.

Качество продукции, взаимоотношения с потребителями

Смысл нашей деятельности – в надежном и качественном удовлетворении запросов и ожиданий потребителей наших товаров и услуг.

Мы придерживаемся принципов справедливого ценообразования, добросовестной конкуренции и рекламы, соблюдения этических норм ведения бизнеса.

Мы стремимся производить только качественные товары и услуги, благоприятные и безопасные для здоровья потребителей.

Мы используем в своей деятельности безопасные и надежные товары и услуги.

Взаимоотношения с работниками

Мы относимся к жизни человека как к высшей ценности. Для нас нет, и не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли. Безопасность труда и здоровье работника мы относим к ключевым приоритетам.

Мы признаем трудовые права работников как неотъемлемую часть прав человека.

В своей деятельности мы соблюдаем установленные законом права работников в сфере труда, признаем право работника на достойное вознаграждение за результаты труда, содействуем предотвращению любых форм дискриминации и принудительного труда, способствуем раскрытию профессиональных и личных способностей наших работников, поддерживаем их участие в решении принципиальных вопросов развития предприятий.

Мы признаем наемных работников важнейшим активом компании. Мы содействуем раскрытию профессиональных и личных способностей и расширяем возможности наших работников через развитие персонала, создание условий для профессионального и карьерного роста, обучение, поддержание работоспособности, создание стимулов к производительному эффективному труду.

Права человека

Мы признаем неприкосновенность прав человека, не допускаем их нарушения, поддерживаем соблюдение любых прав человека, имеющих отношение к деятельности компаний.

Экологическая безопасность

Мы считаем сохранение природной среды важнейшей общечеловеческой ценностью.

Мы поддерживаем меры по защите окружающей среды; по достижению экологической безопасности производства, экономному потреблению природных ресурсов, а также их повторному использованию и утилизации отходов.

  1. Абакумов С. А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу» Гражданского общество в России. (от древней Руси до наших дней) Москва (1)

    Книга
    В своей новой книге из серии «На пути к гражданскому обществу» автор обращается к анализу истоков и исторических предпосылок возникновения различных форм и прообразов гражданского общества в нашей стране начиная с древней Руси.
  2. Абакумов С. А. Авторская серия «На пути к гражданскому обществу» Гражданского общество в России. (от древней Руси до наших дней) Москва (2)

    Книга
    В заключительной части книги публикуются статьи, фрагменты выступлений автора и его интервью как председателя Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, Национального
  3. Законодательными и судебными органами

    Закон
    В предлагаемой заинтересованному читателю книге из авторской серии «На пути к гражданскому обществу» делается попытка проанализировать процессы зарождающегося диалога и взоимодействия пока еще не до конца сформировавшихся институтов
  4. Программа курса опубликована: система взаимодействия власти и общества

    Программа курса
    Курс «Система взаимодействия власти и общества» относится к циклу специальных дисциплин (СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института
  5. Программа курса «Система взаимодействия власти и общества»

    Программа курса
    Курс «Система взаимодействия власти и общества» относится к циклу специальных дисциплин (СДМ.01 - Дисциплины специализации) и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института
  6. Малахов антон александрович

    Автореферат диссертации
  7. Маяк, новости, 16. 09. 2005, Максимова, 13: 00 14

    Документ
    "НАШ КОМИТЕТ ПОДДЕРЖИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МИНОБОРОНЫ РФ О СОКРАЩЕНИИ ОТСРОЧЕК НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ"., ВИКТОР ЗАВАРЗИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ОБОРОНЕ 79
  8. Курс на «коренизацию» кадров 53 Евреи и большевистский режим

    Решение
    Антисемитизм — это не еврейская проблема. Это—наша проблема. Поскольку мы еще не стали его жертвами — да, мы тоже — мы, должно быть, поистине слепы, если не видим, что это наше дело, как никакое другое.

Другие похожие документы..