Бакалаврская программа кафедра: социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология (разделы «Внимание» и«Память») Статус дисциплины

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА

Кафедра: социальной и дифференциальной психологии

Направление: Психология

Дисциплина: Общая психология (разделы «Внимание» и «Память»)

Статус дисциплины: обязательный курс

Кредит: 4 (2 кредита раздел «Внимание», 2 кредита раздел «Память»)

Курс читается в 3 семестре.

Лекций - 36 часов, семинаров - 36 часов, академических консультаций - часов, самостоятельная работа - 72 часа.

Преподаватели: доктор психол. наук, профессор Изюмова С.А.,

кандидат психол. наук, доцент Маслова О.В.

Телефон:

E-mail: …………@

Описание курса

Цель курса:Раздел Память

Основной целью курса является оказание помощи обучающимся в проведении анализа фундаментальных проблем общей психологии – психологии памяти – ее видов, аспектов, уровней, структуры, природы, механизмов.

Для реализации поставленной цели в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

анализировать различные научные подходы в аспекте рассмотрения природы и сущности памяти; законов памяти; психофизиологических механизмов ее разных видов; моделей репрезентации знаний; места и роли памяти в целостной структуре индивидуальности человека и основных факторов ее развития.

Содержание курса

В курсе рассматривается специфика психологии памяти как дисциплины научного исследования и место в ряду фундаментальных и прикладных направлений психологии. Общие представления о памяти, значении в жизни человека. Основные понятия, категории, виды памяти, новые образования, их функции и качественно новые возможности. Онтогенез памяти: развитие, пути компенсации биологического старения. Теории памяти в психологии. Теоретическое и практическое значение различных подходов к памяти. Законы классической психологии памяти, практические рекомендации, основанные на их учете. Роль памяти в индивидуальном развитии человека. На семинарских занятиях студенты осваивают практические навыки анализа, обобщения материалов литературных источников, ведения дискуссии по основным проблемам психологии памяти. Студенты пишут одну творческую работу.

Организиционно-методическое построение курса.

Курс состоит из лекций, семинаров, самостоятельной работы и академических консультаций. Формат семинара - обсуждение (понимание и критическая оценка) источников, научных статей, работ, книг по курсу, подготовка конспектов и развернутых ответов на вопросы, предложенные преподавателем для обсуждения. Проводится два письменных тестирования (в конце 5-ой - начале 6-ой недели –внутренняя аккредитация; 9-10-й неделе итоговая аттестация) на основе пройденного материала и по дополнительной литературе. Студенты должны выступать с докладами на выбранным темам и принять активное участие в обсуждении докладов.

Обязательнаялитература:

  1. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., МГУ, 2005

  2. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966; Избранные психологические труды: В 2 т.М., 1987

  3. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М., 1976

  4. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей. Изд. «Наука». М., 1995

  5. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М., 1982

  6. Маклаков А.Г. Общая психология (психические познавательные процессы). Учебник нового века. М.-Санкт-Петербург., 2003

  7. Лурия А.Р. Нейрофизиология памяти. М., 1974

Дополнительная литература:

  1. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1997

  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961

  3. Дружинин В.Н. Психология (учебник для гуманитарных вузов) С.-П., 2003

  4. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: (Психофизиологическое исследование), М.»Педагогика, 1980

  5. Познавательные психические процессы. Разделы: память. С.-П., 2001

  6. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. –М., 1980

  7. Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. – М., 1978

  8. Норман Д.Л. Память и научение. – М., 1985

  9. Лурия А.Р. Внимание и память. – М..1975

  10. Лурия А.Р Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968

  11. Познавательная активность в системе процессов памяти //Под ред.Н.И. Чуприковой. – М., 1985

  12. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М. –Л., 1931; Избранные психологические

произведения. В 2-х т. М., 1983

  1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.М., 1984

14. Бочарова С.П. Системный подход к изучению мнемических процессов // Исследование памяти. М.: Наука, 1990. С.7-19; Ляудис В.Я. Психологические проблемы развития памяти,. Там же. С. 20-44

15. Данилова Н.Н. Психофизиология. М., 2000

16. Даниель Лапп. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1996

Условия и критерии выставления оценок:

Студентам необходимо посещать лекции и семинарские занятия, требуется обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Активная работа на семинаре ценится особо: сюда входят умения вести дискуссию, четко формулировать свои мысли, демонстрировать творческий подход. Оцениваются качество подготовки творческих работ, эссе, докладов, контрольных работ и итогового испытания.

Балльно-рейтинговая система контроля успеваемости по

разделу «Память» (всего на раздел 2 кредита – 72 балла)

* Посещаемость 1 балл ----- 9 баллов

* Работа на семинарах 2 балла ----- 16 баллов

* Контрольная работа --- до 10 баллов

* Письменные домашние задания --- до 12 баллов

(Конспекты первоисточников – 5,

различные определения памяти –1,

примеры индивидуальных особенностей

в различных видах памяти – 1,

таблица «Развитие памяти» -- 2,

схема моделей (и теорий) памяти

в истории психологии - 2,

методы исследования памяти - 1)

* Самостоятельная творческая работа --- до 7 баллов

* Устное сообщение (доклад) на занятии --- до 3 баллов

* Итоговое тестирование --- до 15 баллов

Внутрисеместровая аттестация (по памяти) проводится в середине ноября, итоговая аттестация (по общему курсу) проводится в начале января. Итоговая оценка по всему курсу и будет общей аттестационой оценкой.

Аттестованным по курсу «Память» считается студент, набравший не менее 37

баллов.

Шкала оценок по курсу «Память»:

Менее 25 – неудовлетворительно – F(2)

25 - 36 - неудовлетворительно – FX (2+)

37 - 42 - удовлетворительно - E (3)

43 – 48 - удовлетворительно - D (3+)

49 – 60 - хорошо - C (4)

61 – 66 - отлично - B (5)

66 – 72 - отлично - A (5+)

В зачетку ставится итоговая оценка по обшему семестровому курсу

Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ)

Список тем письменных творческих работ (эссе) и докладов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из данного списка или предложить свою (согласовав с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании. Требования к набранным на компьютере творческим работам: двойной интервал, кегль –14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст эссе должен быть не менее от 8 до 12 страниц.

Творческая работа не должна быть ни в коем случае реферативного, описательного характера, большое место в ней должно быть уделено аргументированому представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно выявить их аналитические способности. То же касается и устного выступления-доклада, который должен представлять собой не пересказ чужых мыслей, а попытку самостоятельной проблематизации и концептуализации определенной, достаточно узкой и конкретной темы, связанной с той или иной категорией теории, методологии или практическими вопросами психологии памяти. Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их умение успешно концептуализировать данные литературных источников, предложенных их вниманию, а также применять полученные знания на практике, в анализе и в процессе «понимания» и оценки разнообразного литературного материала. Поэтому в контрольную работу включены как вопросы, проверяющие степень знакомства и понимания студентами теоретического и экспериментального материала, так и более свободные, творческие задания, рассчитанные на проверку способности студентов к анализу литературных источников. Объем контрольной работы, включая творческие задания, - 2 академических часа.

Академическая этика

Все имеющиеся в творческой работе (эссе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.

Цель курса: Раздел Внимание знакомство с основными понятиями, основными проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии внимания. Задача курса - приобретение студентами базовых знаний по психологии: усвоение основных понятий, классификаций, теорий, фактов, закономерностей, методов исследования внимания.

Содержание курса: в курсе рассматриваются основные понятия и категории психологии внимания. Выделяются особенности внимания как психического процесса, анализируются объективные и субъективные явления внимания и невнимания, свойства и виды внимания. Рассматриваются различные взгляды на проблему внимания в психологии сознания (В.Вундт, У. Джемс, Титченер, моторные теории внимания и др.), в гештальтпсихологии, в когнитивной психологии, в теории деятельности. Даются основные принципы и методы изучения и развития внимания человека..

Организационно-методическое построение курса.

Курс состоит из 18 лекций и 18 семинарских и практических занятий. На практических занятиях проходит обсуждение вопросов и проблем по изучаемой теме, студенческих сообщений по теме семинара, презентация творческих работ. Проводится два контрольных испытания по пройденному материалу.

Обязательная литература:

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.,1999,с.5-79,

с.108-140, с.164-179,с.213-228, с.229-252.

2. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей. Изд. «Наука». М., 1995

3. Психологии внимания / Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова,- М.: ЧеРо, 2001. – 858с. – (Серия: Хрестоматия по психологии).

4. Психологии памяти / Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова,- М.: ЧеРо, 2005. – (Серия: Хрестоматия по психологии).

5. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.М., 1987

6. Маклаков А.Г. Общая психология (психические познавательные процессы). Учебник нового века. М.-Санкт-Петербург., 2003

Дополнительная литература:

1. Величковский Б.М.Современная когнитивная психология. М.,

МГУ, 1982, с.115-184.

2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.с.283-305.

3. Дружинин В.Н. Психология (учебник для гуманитарных вузов) С.-П., 2003

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, М., 2001. с. 231-256.

5. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека М.,1974с.339-354.

6. Наатанен Р. Внимание и функции мозга, М.,МГУ, 1998.

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология, М., 2004. с.213-239.

8. Познавательные психические процессы. Разделы: память, внимание. С.-П., 2001

9. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1997

Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение домашних заданий. Особо ценится активная работа на семинаре, уровень подготовки творческой работы и качество выполнения контрольных работ.

Внутрисеместровая аттестация выполняется в письменном виде. В работу включаются как тестовые задания, так и вопросы, требующие самостоятельных развернутых ответов, которые оцениваются в зависимости от их правильности, полноты и обоснованности.

  1. Бакалаврская программа кафедра: Социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология («Внимание и память») Статус дисциплины

    Программа
    Цель курса: знакомство с основными понятиями, основными проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии внимания и памяти. Задача курса - приобретение студентами базовых знаний по психологии: усвоение основных
  2. Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Управление персоналом». Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Управление персоналом» (4)

    Основная образовательная программа
    «Управление персоналом» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему
  3. Бакалаврская программа № по направлению психология кафедра (4)

    Программа
    Целью данного курса является приобретение студентами базовых знаний в области Антропологии. Следует проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «психология»

    Основная образовательная программа
    В настоящем документе используются термины и определния в соответствии с Законом РФ «Об образовании», федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
  5. Гуманитарный, социальный и экономический цикл (11)

    Документ
    К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины, относятся знания, умения и виды деятельности, полученные в средней школе при изучении истории России и всеобщей истории.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) по направлению подготовки 62Б «Экономика» (профиль «Экономика предприятий и организаций») является системой учебно-методических документов,
  7. Аннотации примерных программ дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки «Психология» квалификация (степень) «Бакалавр» аннотация примерной программы

    Документ
    1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление об объекте и предмете истории, на основе современных знаний дать будущим специалистам систематизированные знания об истории России с древнейших времен до начала XXI в.
  8. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (1)

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Шамшикова О.
  9. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (2)

    Информационно-методическое пособие
    Представлены основные требования по организации, условиям проведения государственной аттестации выпускников факультета психологии по специальности 030301– «Психология», квалификация «Психолог.

Другие похожие документы..