Этнология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и этнографии

ЭТНОЛОГИЯ

программа курса

Для государственных университетов

Специальность 0702 – История

(очное отделение)

Якутск 2002

СоставительГоголев А.И.,

д.и.н., проф.,_зав. каф.

(ученая степень, ученое звание,

должность, Ф.И.О.)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии “___”_________2002 года. Протокол №___

Зав. кафедрой А.И. Гоголев

*Рабочая программа утверждена на заседании методкомиссии ИФ

“_____”_______________2002 года. Протокол №____

Председатель методсовета ИФ Парфенова О.А.

Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ

“_____”________________2002 года. Протокол № ____

Председатель научно-методического совета ЯГУ А.Н. Яковлева

*Примечание: Рабочие программы по дисциплинам, которые преподаются другим специальностям, утверждаются дополнительно на методических комиссиях соответствующих институтов и факультетов

Выписка из учебного плана

Лекции – 20 часов

Практические занятия – 8 часов

Самостоятельная работа – 51 час.

Зачет - нет

Экзамен - II семестр

Раздел I. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО

СПЕЦИАЛЬНОСТИ - 0702 “ИСТОРИЯ”

1.1. Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направлена на изучение мировых цивилизаций, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания социально-политических условий развития современного мира и прогнозирования будущего

1.2. Специалист должен быть подготовлен:

- к освоению профессиональной образовательной программы по специальности “История” 020700;

- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовки.

1.3. Специалист отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и специальных наук, способен научно анализировать специально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, имеет научные представления о здоровом образе жизни:

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, умеет на научной основе организовать свой труд, применяет компьютерную технологию в сфере профессиональной деятельности.

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии и конкретную область его деятельности; методически и психологически готов работе над междисциплинарными проектами.

Раздел II. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ КУРСА

2.1. Принципы построения курса

“Этнология” преподается как обязательная историческая дисциплина, изучающая этнические и культурные процессы в всемирно-историческом плане.

Настоящий курс разработан для студентов I курса очного и II курса заочного обучения ИФ в соответствии с ГОС и на основе типовой программы “Основы этнологии”, утвержденной УМУ Госкомитета РФ по высшей школе.

2.1.1. Главная цель курса

- в общеобразовательном и теоретическом плане изучение “Этнографии” необходимо для понимания закономерностей исторического развития человечества, этнических процессов, начавшихся 40 тыс. лет назад и продолжавшихся в настоящее время, закономерностей формирования и развития этнокультурного многообразия; формирования современной этнической карты мира;

-в практическом плане студент должен изучать разные (в первую очередь, первоисточники) виды источников и пользуясь методами этнографической классификации уметь дать общую этнографическую характеристику как отдельных народов, так и географо-этнографических областей

2.!.2. Ядро курса

- “Этнология” хронологически охватывает продолжительный отрезок времени - с 40 тыс. лет и до современности. Но основное внимание обращается эпохе формирования современных народов и их традиционных культур - II тыс. н.э. на особенности этнических процессов;

- курс лекций представляет собой систематическое изложение основных событий, связанных с ходом общих этнических процессов, приведших к формированию основных современных этносов;

- выделены следующие основные разделы:

1. История формирования этнологической науки.

2. Методы этнографической классификации.

3. Народы Австрии и Океании.

4. Народы Зарубежной Азии.

5. Народы Африки.

6. Народы Америки.

7. Народы Российской Федерации и стран СНГ.

8. Народы Зарубежной Европы.

9. Основные тенденции современных этнических процессов.

2.1.3. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения курса.

Знание отдельных разделов этнографии, в частности:

1. Что изучает этнография.

2. Коренные народы Австралии и Океании.

3. Основные народы Юго-Западной Азии.

4. Современные народы Южной и Юго-Восточной Азии.

5. Народы Восточной и Центральной Азии.

6. Народы Северной и Экваториальной Африки.

7. Современные народы Северной и Южной Америки.

8. Языковая классификация народов РФ и СНГ.

9. Крупные этносы Зарубежной Европы.

10. Формы этносов этнических процессов.

2.1.4. Основные понятия курса:

- в области методики: хозяйственно-культурный, антропологический, языковой, географический, религиозный принципы в сочетании сравнительно-историческим методом изучения этнографической классификации народов мира.

- в области этнических образований: родо-племенная общность, племенные союзы, постплеменная народность, государственно-организованная народность, нация, патрональная организация, соседская община, кланы.

- в области этнических процессов: этногенез консолидационная, интеграционная, ассимиляционная (объединительные) и разъединительные процессы (миграционные, возникновение родственных этнических групп, народов, формирование языковых групп) этнос, этнические доминанта, иерархия, парциация и др;

- формирование национальных культур на базе традиционных; две стороны национальных культур (традиционная и профессиональная); понятия о составных частях культуры: культуры – материальной, социальной и духовной;

- в формировании географо-этнографических областей: роль географической, природно-климатической среды в формировании общих и специфических этнокультурных черт.

2.1.5. Практическая часть курса.

Студент после прохождения курса “Этнография” и практических занятий должен:

- овладеть понятийным аппаратом изучаемого курса;

- формировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы, участвовать в дискуссии;

- представлять результаты полученных знаний удобной для восприятия форме;

адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль по приобретенным знаниям.

2.1.6. Учет индивидуальных особенностей студентов

-подбор индивидуальных заданий разного уровня сложности;

- предъявление обязательных минимальных требований к уровню знаний и умений студента.

2.1.7. Организация контроля

- контроль первоначального уровня знаний (тестирование);

- промежуточный контроль (семинары, контрольные работы, реферат, тестирование);

-итоговый контроль (экзамен - 2 семестр).

2.2.Цель курса

После прохождения курса “Этнология” студент будет:

2.2.1. Иметь представление:

- об этнических и культурных процессах, проходивших и проходящих в человеческих популяциях;

-о закономерностях формирования народов в истории человечества;

- о становлении современных народов мира (о современной этнической карте мира);

- об особенностях национальных культур с учетом географии, природы, мест обитания их носителей.

2.2.2. Знать:

-причины этносоциальных процессов, приведших к формированию современных народов;

- конкретную характеристику традиционных культур крупных современных народов;

- названия основных языковых семей;

- географическое размещение народов;

-принципы этнографической классификации народов мира;

- основные разновидности, формы этнических процессов.

2.2.3. Уметь:

- составлять этнографическую характеристику основных народов мира;

- ставить проблему, формировать задачу и цель, отыскивать нужную информацию;

- конспектировать предлагаемые труды и статьи;

- подготовить сообщение на предложенную тему или оппонировать его на семинарских занятиях.

5.1. Обязательная литература

Арутюнов Ю.В. Дробышева А.М., Сусоколов А.А. Этносоциология, М., 1999.

Этнография. Учебник. М., 1982.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974.

Мурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

Свод этнографических понятий и терминов. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления, Методы. М., 1988.

Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М. 1979.

Львова Э.С. Этнография Америки. М., 1984.

Садохин А.П. Грушевицкая Т.Г. Этнология / Учебн. М., 2000.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Народы Сибири. М., М.-Л., 1956.

Крывелев И.А. История религии. М., 1988. 2-х том.

Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М., 1983. Учебное пособие.

Древние германцы. Сб. документов. М., 1937.

Пучков П.И. Население Океании. М., 1967.

Алексеев В.П., Гохман И.И. Антропология Азиатской части СССР. М., 1984.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Спб., 1991.

Шаманы и вселенная в культуре народов мира.

Спб., 1997.

Культура народов Сибири. Спб., 1997.

Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингиз-хана. М., 1997.

Таводов Г.Т. Этнология / Словарь-справочник. М., 1982.

5.2. Дополнительная литература

Арутюнов С.А. Народы и культура. Развитие и действие. М.,1989.

Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.

Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. М., 1991.

Васильев Л.С. История религии Востока. М., 1983.

Брук С.Н. Население мира. М., 1986.

Гоголев А.И. Этническая история народов Зарубежной Евразии (Древность и раннее средневековье). Уч. пособие, Якутск, 1988.

Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. Пер. с англ. М., 1975.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.

СССР: демографический диагноз. М., 1990.

Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. М., 1980.

Итс Р.Ф. У Янтарного моря. М., 1987.

Кеппелер А. Россия – многонациональная империя. М., 1997.

Дробышева Л.М. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации в 1990 гг. М., 1996.

Кирвуд К. Ренессанс в Японии. Пер. с англ. М., 1988.

Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1989.

Львова Э.С. Этнография Африки. Уч. пособие. М., 1984.

Коренное население Северной Америки в современном мире. М., 1990.

Свод этнографических понятий и терминов. М., 1986; М., 1988; М., 1990; М., 1993.

Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. ППС. Т.24. С. 113-180.

Русские: Историко-этнографический атлас. М., 1990.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1982.

Этнологическая наука за рубежом. М., 1998.

Этнос: традиции и современность. Якутск, 1998.

Этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.

Стинтл М. Тайны индейских пирамид. Пер. с чеш. М., 1982.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. Изд. М., 1986.

Маслова Г.Е. Орнамент русской народной вышивки. М., 1973.

  1. Этнология как наука

    Реферат
    История любой области научного знания с большей или меньшей степенью убедительности свидетельствует, что ее возникновение всегда было обусловлено практическими потребностями людей.
  2. Этнология региона

    Учебный курс
    Учебный курс представляет собой общее введение в этнологию изучаемого региона – арабского Ближнего Востока и Северной Африки. Наряду с кругом важнейших этнографических источников, в ходе курса студенты знакомятся с современным уровнем
  3. Самостоятельная работа (2 ч.) Неделя III: Лекция: Теоретические подходы и направления этнологии (продолжение) (2 ч.) Семинар: Теоретические и практические аспекты обрядов рождения (2 ч.)

    Самостоятельная работа
    ) Неделя VI: Лекция: Классификация этносов (религиозная) ( ч.) Самостоятельная работа ч. Неделя VII: Лекция: Антропогенез, факторы формирования этнических особенностей, этногенез ( ч.
  4. Методический комплекс по этнологии для дневного отделения Составитель

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации,
  5. Учебно-методический комплекс по этнологии для дневного отделения Составитель

    Учебно-методический комплекс
    2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Этнология для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
  7. Рабочая программа по курсу «основы этнологии»

    Рабочая программа
    Документ подготовлен в рамках реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» на 2009-2018 годы.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнология» Костанай

    Учебно-методический комплекс
    2.УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ протокольным решением заседания Республиканского учебно-методического Совета высшего и послевузовского образования МОН РК от 22.
  9. Учебно методический комплекс по этнологии для дневного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Учебно-методический комплекс
    Для обозначения этнологии до 1973 года употреблялся термин «этнография», а термин «народоведение» практически является русским переводом слова «этнология».

Другие похожие документы..