Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «лечебное дело» Нальчик 2011
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Кабардино-Балкарский государственный
университет им. Х.М.Бербекова»
Кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного питания и организации здравоохранения»
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Учебно-методический комплекс
Для студентов специальности 060101 «лечебное дело»
Нальчик 2011
I курс
УДК: 61 (075.8)
ББК: 5 Я 73
Рецензенты:
Хаджимуков Р.Х.
к.м.н. _____________________________ гл. врач РГЦ
Автор: Семенова Ирина Леонидовна
История медицины (для студентов, обучающихся по специальности 060101 «лечебное дело»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011. – к-во с.
Дисциплина «История медицины» является дисциплиной для студентов 1-го курса специальности «лечебное дело». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
«Утверждаю» ____________________________декан медицинского факультета КБГУ
Захохов Р.М.
«Утверждаю»_____________________________председатель УМК медицинского факультета КБГУ
Уметов М.А.
РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методический комплекс по дисциплине ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ специальности 060101 – «Лечебное дело»
Данный учебно-методический комплекс содержит полный объем информации по тематике, структуре занятия. Дает полное представление относительно содержания каждого теоретического и практического занятия, включая перечень изучаемых вопросов.
Курс истории медицины, является направляющим и связующим звеном в изучении всех отраслей медицины, а также способствует формированию диалектико-материалистического мышления и этики студентов, расширяет их идейно-политический, медицинский и общекультурный уровень. Именно эти аспекты во многом определяют содержание учебно-методического комплекса.
Работа с учебно- методическим коплексом способствует формированию у студентов умения в самостоятельном определении основных задач данной дисциплины и формированию навыков саморегуляции.
Данный учебно-методический комплекс отличается серьезностью обсуждаемых вопросов. Болезнь – это жизнь в измененных условиях и правилами этих новых условий необходимо овладевать и усваивать.
Для усиления процесса обучаемости необходимо применять не только традиционные формы в частности поиск таких организационных форм обучения, которые были бы ориентированны не только на среднего учащегося, но и те формы обучения, которые сняли бы единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения.
Рецензенты:
Хаджимуков Р.Х. _____________________к.м.н. гл.врач РГЦ
4. Содержание
Организационно-методический раздел ______________
Учебно-тематический план ________________________
СРС ____________________________________________
Инновационные методы ___________________________
Методические рекомендации _______________________
Форма промежуточного и итогового контроля ________
Учебно-методическое обеспечение дисциплины _______
5. Организационно-методический раздел:
5.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе.
1. Место дисциплины в образовательном процессе:
Курс истории медицины, являясь направляющим и связующим звеном в изучении всех отраслей медицины. Способствует формированию диалектико-материалистического мышления и этики студентов, расширяет их идейно-политический, медицинский и общекультурный уровень.
2.Задачи изучения курса истории медицины:
изучение общих закономерностей развития медицины;
усвоение студентами основных фактических данных из прошлого медицинских наук;
воспитание исторического мышления и понимание процесса развития медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями;
содействие идейно-политическому воспитанию студентов;
усвоение положительных традиций отечественной медицины и ознакомление с жизнью и заслугами ее лучших представителей.
воспитание специалистов, умеющих строить собственные программы изменений и развития основных структур самосознания.
развивать умение планировать, организовывать, соподчинять свои действия и варьировать способы их выполнения.
способствовать формированию навыков саморегуляции на основе мыслительной рефлексии.
затронуть в сознании студентов вопроса бережного отношения к истории медицины и необходимости переноса опыта прошлых лет в сегодняшнюю практическую медицину.
3. Цель изучения курса история медицины:
Воспитание высоквалифицированных специалистов старшего медицинского звена, с системой знаний о мире, о социальных нормах, привитие любви к избранной профессии. Создание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека, что определяется направленностью активности студента на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих историю медицины.
Курс истории медицины неразрывно связан со всеми изучаемыми по специальности «лечебное дело» дисциплинами.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Анатомия и физиология Патологическая анатомия
человека
Гистология
«ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ»
Терапия Хирургия Нервные болезни
Психические болезни Акушерство и гинекология
Геронтология Инфекционные болезни Педиатрия
По завершению курса «История медицины» студент должен:
ЗНАТЬ:
Историю отечественной медицины в контексте всемирной истории.
Достижения отечественной медицины на фоне всемирной истории и культуры.
УМЕТЬ:
Определять приоритеты научных открытый.
Прослеживать преемственность в передаче медицинской информации.
ВЛАДЕТЬ:
Логикой развития медицинского знания в целом.
Системностью и динамичностью знаний по аспектам исторического развития медицины.
5.2. Объем дисциплины и вид учебной работы;
Виды работы | Осенний семестр | Весенний семестр | Кредиты за год |
Лекции (Л) | 18 | - | 0,5 |
Семинарские занятия (СЗ) | 36 | - | 1 |
Лабораторные занятия | - | - | |
Самостоятельная работа | 56 | - | 3,1 |
Итоговый контроль | экзамен | - | |
Всего часов | 110 | - | 4,6 |
5.3. Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Аудиторные занятия. В т.ч. | Самостоятельная работа студентов | |
Л | С/З | ||||
1. | История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе. | 4 | 2 | 2 | |
2. | Врачевание в Древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия). | 4 | 2 | 2 | |
3. | Врачевание в Древнем Египте. | 4 | 2 | 2 | |
4. | Врачевание в Древней Индии. | 4 | 2 | 2 | |
5. | Врачевание в Древнем Китае. | 4 | 2 | 2 | |
6. | Медицина и врачевание в Древней Греции. | 4 | 2 | 2 | |
7. | Медицина в Древнем Риме. Развитие зубоврачевания. | 4 | 2 | 2 | |
8. | Медицина в Византийской Империи. Медицина народов Американского Континента до и после конкисты. | 4 | 2 | 2 | |
9. | История медицины в КБР. | 4 | 2 | 2 | |
10. | Введение. История медицины как наука и предмет преподавания. | 4 | 2 | 2 | |
11. | Медицина в эпоху феодализма в России. Медицина в Киевской Руси (9-12 вв.) и Московском государстве (15-17 вв.). Развитие зубоврачевания на Руси. | 8 | 4 | 4 | |
12. | Медицина в России в эпоху развитого феодализма (18в.). | 8 | 4 | 4 | |
13. | Медицина в период разложения феодализма в России (конец 18 – первая половина 19 вв.). | 8 | 4 | 4 | |
14. | Медицина в период развития капитализма в России (вторая половина 19 – начало 20 вв). Развитие теоретических и клинических дисциплин (физиологии, патологии, терапии). | 4 | 2 | 2 | |
15. | 6.Продолжение темы Развитие клинических дисциплин (хирургии), общественной гигиены, земской медицины. | 4 | 2 | 2 | |
16. | Зубоврачевание в период развития капитализма (2 половина 19 века) в России. | 8 | 4 | 4 | |
17. | Медицина и здравоохранение в России и СССР (первые годы советской власти). | 8 | 4 | 4 | |
18. | Создание зубоврачебной подсекции при наркомздраве РСФСР и ее значение в организации стоматологической помощи в России. | 8 | 4 | 4 | |
19. | Международное сотрудничество в области здравоохранения. | 8 | 4 | 4 | |
20. | Успехи отечественной медицины. | 8 | 4 | 4 | |
Всего | 110 | 18 | 36 | 56 | |
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (3)
Учебно-методический комплексГигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 «Лечебное дело» (2)
Учебно-методический комплексБиомедицинская этика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело». - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101 (1)
Учебно-методический комплексОбщественное здоровье и здравоохранение: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 «Лечебное дело»). – Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060101. 65 «Лечебное дело» Нальчик 2011
Учебно-методический комплексБиомедицинская этика: учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060101.65 «Лечебное дело». - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.Рабочая программа учебной дисциплины «история развития медицины и медицинского образования в кабардино-балкарии» Направление подготовки
Рабочая программаРабочая программа дисциплины «История развития медицины и медицинского образования в Кабардино-Балкарии» /сост. А.М. Инарокова, А.М. Шомахова – Нальчик: ФГБОУ КБГУ, 2011.Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность
Рабочая программаБиомедицинская этика: рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности. - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.Библиографический указатель новых поступлений в рнмб март апрель 2011 г
Библиографический указательГигиенические требования к элекрическим и магнитным полям тока промышленной частоты 50 Гц при их воздействии на население : утв. постановлением от 21.Чеченский государственный университет (16)
Основная образовательная программаООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетомЧеченский государственный университет (18)
Основная образовательная программаООП высшего профессионально образования, реализуемое в Чеченском Государственном Университете по направлению подготовки специальности 060101 «Лечебное дело» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом