И дипломатическая деятельность
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ
И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2009 ГОДУ
ОБЗОР МИД РОССИИ
Москва, март 2010 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | - | 3 |
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ | - | 8 |
Участие России в деятельности ООН | - | 8 |
Участие России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИК | - | 15 |
Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами | - | 21 |
Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение | - | 35 |
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование | - | 46 |
Межцивилизационный диалог | - | 54 |
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ | - | 57 |
Пространство СНГ | - | 57 |
Европа | - | 72 |
США и Канада | - | 99 |
Азиатско-Тихоокеанский регион | - | 107 |
Ближний Восток и Северная Африка | - | 125 |
Африка | - | 127 |
Латинская Америка и Карибский бассейн | - | 132 |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ | - | 136 |
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | - | 142 |
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ | - | 151 |
Правозащитная проблематика | - | 151 |
Защита интересов соотечественников за рубежом | - | 157 |
Консульская работа | - | 160 |
Сотрудничество в области культуры и науки | - | 163 |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА | - | 169 |
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО | - | 175 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ | - | 180 |
ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | - | 182 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ | - | 186 |
ВВЕДЕНИЕ
Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества. Все большее число государств приходило к выводу о необходимости коллективных действий в интересах решения общих задач в сфере экономики, финансов, противодействия изменению климата, распространению оружия массового уничтожения и другим глобальным вызовам и угрозам. Наша страна выступила с рядом конкретных инициатив, призванных закрепить наметившиеся положительные тенденции в мировых делах.
В своих выступлениях на64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространениюПрезидент России Д.А.Медведев заявил о приоритетности решения проблемы разбалансированности глобальной системы управления, закрепления в международном праве принципа неделимости безопасности, продвижения процесса многостороннего ядерного разоружения и укрепления глобального режима нераспространения, призвал к созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ и средств его доставки.
По предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами Евро-Атлантики с момента завершения «холодной войны», их перевода в разряд правовых. Российский проект Договора о европейской безопасности был направлен руководителям зарубежных государств и международных организаций, действующих на евроатлантическом пространстве.
Произошло заметное оздоровление российско-американских отношений. Разворот США при администрации президента Б.Обамы к многосторонней дипломатии, более активному участию в коллективных усилиях по поиску решений актуальных проблем современности создал благоприятные условия для налаживания сотрудничества России и США на прагматичной основе. Ведущиеся с мая 2009 года интенсивные российско-американские переговоры имеют целью заключение на основе равноправия и паритетности обязательств сторон нового Договора о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений, который укрепил бы стратегическую стабильность в мире и способствовал позитивным переменам во всей разоруженческой сфере.
Важным итогом года явилась нормализация отношений с НАТО – оживление политического диалога и развитие практического сотрудничества. На первой после Кавказского кризиса 2008 года полноформатной министерской встрече Совета Россия-НАТО было принято решение о проведении совместного обзора общих вызовов и угроз безопасности
в XXI веке.
Реалии качественно новой геополитической ситуации нашли отражение в утвержденной в мае Президентом России Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Основополагающий принцип Стратегии – «безопасность через развитие». В документе подчеркнуто, что Россия будет проводить прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, с опорой на нормы международного права, принцип обеспечения надежной и равной безопасности для всех государств.
Ключевым вопросом мировой повестки дня оставалось преодоление последствий глобального финансово-экономического кризиса, выявившего неустойчивость послевоенной мировой финансовой архитектуры. Представительная «Группа двадцати», в работе которой Россия принимала активное участие, стала ведущим форумом согласования международных усилий по созданию эффективных механизмов глобального управления в сфере экономики и финансов. Не утратила импульс тенденция к укреплению новых центров экономического роста и политического влияния, стремлению этих государств к согласованию действий для отстаивания общих интересов, в том числе через механизмы сетевой дипломатии (включая ШОС, БРИК и РИК). Основа для сохранения за ООН ведущей роли в решении наиболее острых экономических проблем мирового развития была заложена в ходе состоявшейся в Нью-Йорке в июне 2009 года Конференции на высшем уровне по глобальному финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития.
События года подтвердили укрепление еще одной важной тенденции – к регионализации мировой политики, что в перспективе заложит прочную основу для следующего этапа глобализации. Императив укрепления регионального уровня управления в полной мере заявляет о себе в интеграционных процессах на пространстве СНГ, где удалось достичь значительных результатов, среди которых – формирование Таможенного союза в составе России, Казахстана и Белоруссии, решение об учреждении Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, подписание в рамках ОДКБ соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования и начало работы по их созданию.
Развивались другие направления многовекторной внешней политики России, в частности, углубление стратегического партнерства с Евросоюзом, взаимодействие в рамках «Группы восьми», ОБСЕ, Совета Европы, АТЭС, других многосторонних организаций и объединений, отношения с друзьями и партнерами в Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Состоялись первые в истории визиты Президента России в Нигерию, Анголу, Намибию, что позволило вывести взаимоотношения с африканскими государствами на качественно новый уровень.
Придерживаясь принципов разрешения региональных конфликтов политико-дипломатическими средствами на основе вовлечения всех заинтересованных сторон, Россия продолжала вносить активный вклад в международные усилия по нагорно-карабахскому, приднестровскому и ближневосточному урегулированию, стабилизации Афганистана, разрешению кризисных ситуаций в связи с иранской ядерной программой и ядерной проблемой Корейского полуострова.
Активизировались внешнеполитические усилия на таких направлениях, как международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами, включая противодействие терроризму, наркотрафику, торговле людьми, пиратству, другим видам оргпреступности. В центре внимания российской дипломатии оставались вопросы международного взаимодействия в целях преодоления глобальной бедности, включая энергетическую и продовольственную, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. В Москве состоялась Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения.
Предпринимались меры по повышению эффективности информационного сопровождения внешнеполитической работы, противодействию попыткам переписывания истории в ущерб интересам России, расширению участия российских представителей, в том числе от традиционных конфессий, в международном диалоге культур и цивилизаций, а также по вовлечению во внешнеполитический процесс неправительственных организаций и экспертно-политологического сообщества, формированию структур публичной дипломатии.
Отражением инициативной роли нашей страны в мировых делах явилось создание в России новых международных дискуссионных площадок. Под эгидой и с участием Президента Д.А.Медведева в Ярославле состоялась Международная конференция «Современное государство и глобальная безопасность», в которой приняли участие ведущие российские и иностранные государственные и общественные деятели, дипломаты, ученые и эксперты. Выступления и работа секций, посвященных социальной ответственности государства, многообразию демократического опыта, эффективности глобальных институтов, борьбе против терроризма, сепаратизма и ксенофобии, подтвердили востребованность широкого международного дискурса о путях посткризисного развития, в целом коллективного осмысления нынешнего этапа мирового развития.
В статье «Россия, вперед!», ежегодном Послании Федеральному СобраниюПрезидент Д.А.Медведев акцентировал необходимость тесной увязки всей дипломатической работы с потребностями социально-экономического развития России, повышения ее результативности в привлечении зарубежных инвестиций и передовых технологий, гармонизации отношений с иностранными государствами на основе взаимопроникновения экономик и культур, в духе солидарной ответственности. Президентом были даны поручения Правительству и МИДу, призванные поставить на системную основу деятельность по созданию благоприятных внешних условий для реализации долгосрочных целей модернизации России и ее технологического прорыва.
И дипломатическая деятельность (1)
Дипломная работаДля российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.И дипломатическая деятельность (2)
Дипломная работаСобытия года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядкаИ дипломатическая деятельность (3)
Дипломная работаВ международных делах 2010 год был отмечен дальнейшим ускорением процесса формирования нового мироустройства, мощным катализатором которого стал глобальный финансово-экономический кризис.И дипломатическая деятельность (4)
Дипломная работаМеждународные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.И дипломатическая деятельность (5)
Дипломная работаСобытия года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядкаИ дипломатическая деятельность (6)
Дипломная работаВ своих выступлениях на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению Президент России Д.И дипломатическая деятельность (7)
Дипломная работаВ рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированнаяИ дипломатическая деятельность (9)
Дипломная работаДипломатическая и консульская служба
Дипломная работаАктуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.