Краткое содержание курса лекций «Организация малого предприятия»

Краткое содержание курса лекций

«Организация малого предприятия»

преподаватель Лукьянова Т.П.

Для понимания реалий современного предпринимательства необходимо на него взглянуть через призму истории. Предпринимательство зародилось в древней Руси в конце девятого века и неуклонное развивалось и крепло по настоящее время.

Предпринимательство на Руси зародилось во второй половине 9 века. Это было обусловлено несколькими факторами: усилением государственности Руси, расширением международных политических и торговых связей, развитием внутренних и внешних товарных рынков. Об этом свидетельствует и включение в "Русскую Правду" - положений о купле-продаже, личном найме, хранении, поручении.
В 11-13 веках на Руси сформировались межобластные хлебные рынки. С конца 15 века государство начало ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений.
Со второй половины 16 столетия, центром Северо-Восточной Руси становится Москва. В 16 веке первое место по доходности занял Крымский торговый путь.
В начале 17 века в России происходят преобразования Петра I, которые оказали серьезное воздействие на развитие отечественного предпринимательства. Это касается, в первую очередь, сферы промышленного производства.
В первой четверти 18 века было создано около 200 (а по некоторым подсчетам - и до 400) крупных предприятий. Самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 по 1917 год, когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития

В начале 20 века в России наблюдался промышленный подъем и усилия "людей дела" обеспечили высокую концентрацию производства и капитала. Потом резкий разрыв, связанный с приходом к власти большевиков и политикой национализации. Подъем "старого" предпринимательства при Новой Экономической Политике (НЭП) был последним всплеском уходящих сил, представленных во многом прежними собственниками дореволюционного закала. В годы советской власти индивидуальный предприниматель стал персонажем "тени", а предпринимательскую функцию взяло на себя государство. В последние 20 лет опять появилась возможность стать экономическими хозяевами своей судьбы, судеб регионов и страны.

К наиболее известным русским предпринимателям можно отнести такие личности, как: купцы и промышленники – Афанасий Никитин (15 век), династия Строгановых, родовая предпринимательская история которых насчитывает более 500 лет; промышленники Демидовы, более 200 лет, владевшие уральскими заводами и хозяева нескольких мануфактур Морозовы. А братья Сергей и Павел Третьяковы, оставили свой след в истории не только как дельцы - льнянщики, но и как одни из самых известных меценатов, достижениями которых мы с вами и сегодня пользуемся.

Предпринимательство является объектом многих междисциплинарных исследований: это явление изучают экономисты, конфликтологи, социологи, специалистами в сфере экономической антропологии.

Особый интерес представляет респерспектива развития представлений о предпринимательстве.

Концептуально базовые вопросы предпринимательской деятельности были рассмотрены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, фон Тюнена, Макса Вебера, Йозефа Шумпетера, Дж. М. Кейнса, Дж.V. Гэлбрайта. др..

В XVIII веке Ричард Кантильон, впервые ввёл термин предприниматель и определил, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

В последствии этим термином стали пользоваться Адам Смит и Давид Рикардо, основатели науки политэкономии, рассматривая предпринимателя, прежде всего как

носителя рациональности.

Известный французский экономист Жан Батист Сей, показал активную роль предпринимателя в создании продукта. Он считал, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции.
Немецкий ученый 19 века фон Тюнен обосновал специфику деятельности предпринимателя, его функциональной роли, в отличие от управляющего или капиталиста-собственника. У государственного служащего доход гарантирован, а у предпринимателя - нет. Поэтому его риск должен компенсироваться большим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство.

Американский экономист Джон Бейтс Кларк, работавший на рубеже 19-20 веков, утверждал, что основной функцией предпринимателя является координация.
По мнению американского экономиста Ф. Нейта, менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными и он готов к ошибке и личной ответственности.
Основы современного понимания предпринимательства заложил Йозеф Шумпетер. В книге "Теория экономического развития", вышедшей в 1912 году, он показывает что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. И. Шумпетер считает, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства.
Джон Мейнард Кейнс. основным предпринимательским качествам относит: умение соотнести потребления и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. состояние.

Фридрих фон Хайек считал, что функции государства в экономике должны быть ограничится, до минимума, а основой развития экономики являются рыночные отношения и предпринимательская деятельность.

Формы использования предпринимательского потенциала могут быть разнообразными: индивидуальное предпринимательство, партнерское и в рамках предприятий. Важно только то, чтобы они предоставили условия для творчества индивидуума, носителя и реализатора предпринимательской идеи.

Чем отличается предприниматель от бизнесмена?

"Предпринимательство" и "бизнес" в просторечии - почти синонимы. Правильнее было бы считать их фундаментально различными понятиями.

Бизнесмен - занимается товарным производством, торговлей и/или кредитованием, стремясь при этом к получению прибыли.

Предприниматель - использует разнообразные бизнесы не как источники прибыли, а как элементы конструктора для создания предпринимательских схем.

Какими же личными качествами должны обладать люди, способные выполнять непростую предпринимательскую функцию?

Экономисты в первую очередь обращают внимание на психологический склад человека, тип характера. При этом подчеркиваются очень разные свойства:

  • интеллект и нацеленность на новое знание (Израэл Кирцнер)

  • воображение и изобретательность (Дж. Шэкль)

  • личная энергия и воля к действию (Йозеф Шумпетер, Фридрих фон Визер)

  • сочетание ума и фантазии (Вернер Зомбарт)


Современный российский предприниматель имеет глубокие исторические корни, в своей деятельности руководствуются теме же принципами, что и их предшественники.

В 1912 году российскими купцами и промышленниками был выработан документ "Семь принципов ведения дел в России". Это своеобразный кодекс чести предпринимателей.

Семь принципов ведения дел в России

  • Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Уважай законную власть и ее блюстителей.

  • Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

  • Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны.

  • Люби и уважай человека. Такое отношение со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждая людей проявлять себя во всем блеске.

  • Будь верен своему слову - "единожды солгав, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

  • Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.

  • Будь целеустремлен. Предпринимателю ясная цель нужна как воздух. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Введение в предпринимательство

Конституцией Российской Федерации (ст. 34) установлено право каждого человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Предпринимательская деятельность в соответствии с Гражданским Кодексом РФ (ст. 2) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке В соответствии с этим определением предпринимательская деятельность имеет три признака:

  • направленность на извлечение прибыли в имущественных отношениях;

  • деятельность является систематической и осуществляется на постоянной основе;

  • деятельность может осуществляться юридическими лицами и гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.

При этом юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, именуются коммерческими организациями. Предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также эмансипированные несовершеннолетние с 16 лет, то есть полностью дееспособные. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также несовершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей. C 1 января 2004 года несовершеннолетние граждане России с 14 лет могут регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей – предпринимателей без образования юридического лица.

Формы предпринимательства Организационно-правовые формы предпринимательства.

Исходя из практики предпринимательства в промышленно развитых странах, выделяют три основные формы предпринимательства:

  • индивидуальное предпринимательство,

  • партнерства,

  • корпорации.

Единоличные фирмы - бизнес, в котором собственником и предпринимателем является одно и то же лицо. Предприниматель сам организует, управляет производством и несет полную ответственность за результаты этой деятельности, но главным признаком является то, что собственность не отделена от управления.

Партнерство - добровольная, официально зарегистрированная ассоциация или объединение двух или более лиц с целью ведения бизнеса. Участники объединяют денежные средства в так называемый складочный капитал.

Корпорация - это фирма, существующая как юридическое лицо, собственность которой разделена на доли, паи. Характерной ее чертой является то, что она отвечает по своим обязательствам и претензиям к ней только тем капиталом, который она первоначально вложила как долю, как исходный уставный капитал.

Какие преимущества и недостатки имеет каждая форма? Рассмотрим их по нескольким характеристикам:

1. По уровню сложности. Индивидуальные предприятия - самая простая форма. Расчеты осуществляются собственником. Процесс открытия и закрытия предприятия не представляет существенных проблем. При партнерстве более сложно организовано и осуществляется производство, поскольку здесь необходимо подписывать учредительный договор, согласовывать действия и принимать коллективные решения. У корпорации структура еще сложнее, так как для создания корпорации необходимо разрешение властей, подготовка учредительных документов, заручение поддержкой гаранта, осуществление эмиссии.

2. По способности к росту капитала. Наиболее перспективные возможности - у корпораций, наименьшие – у индивидуальных предпринимателей.

3. По ответственности. При индивидуальной форме ее собственник несет полную ответственность всем своим имуществом. Участники партнерства солидарно отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом (полное товарищество). В товариществе на вере (коммандитном) полную ответственность несут полные товарищи, а коммандитисты (вкладчики) - в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

В корпорациях акционер отвечает только в пределах акций, общество - полностью по своим обязательствам, но не по обязательствам акционеров.

4. По степени контролируемости. Наиболее полный контроль обеспечивается при индивидуальном предпринимательстве. В партнерствах присутствует коллективный контроль. Наиболее же сложная форма контроля осуществляется в корпорациях, поскольку высшим органом является общее собрание акционеров, которое решает более двадцати вопросов. Часть вопросов решает Совет директоров, текущие вопросы решает правление, а мелкий акционер вообще не имеет контроля.

5. По налогообложению. Самое простое налогообложение - у индивидуальных предпринимателей; все доходы и расходы учитываются как личные и облагаются подоходным налогом. В партнерстве практическое налогообложение также осуществляется, как и у индивидуальных предпринимателей. Корпорации имеют наиболее сложную систему налогов.

  1. Краткий конспект курса лекций по коммерческой логистике (пробное электронное не форматированное издание)

    План-конспект
    Не так давно в сфере товарного обращения субъектов предпринимательства про­изошли существенные преобразования. В хозяйственную практику стали внедряться все новые методы управления, в том числе, новые методы и технологии доставки товаров.
  2. Курс лекций «Основы экологии и охрана воздушного бассейна» Содержание

    Реферат
    Курс «Охрана воздушного бассейна» читается студентам специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» с 1985 года - значительно раньше того времени, как это появилось в требованиях государственного образовательного стандарта (ГОС).
  3. Курс лекций для руководителей образовательных учреждений Том 1

    Документ
    Охрана труда: курс лекций для руководителей образовательных учреждений / д.э.н., профессор А.Л. Сафонов, В.К.Свиридов, д.э.н., профессор Н.П. Пашин, д.
  4. Курс лекций Минск 2005 удк 614. 876(076. 6) Ббк 22. 383 (1)

    Документ
    П89 Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Часть I: Курс лекций / Пустовит В.Т. –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.
  5. Курс лекций для студентов IV курса Специальности 080507 «Менеджмент организации» (2)

    Реферат
    Лекционный материал снабжен вопросами для самопроверки, практическими примерами и задачами. В связи с инфляцией и частыми изменениями законодательства числовые данные в примерах и задачах носят условный, качественный характер.
  6. Курс лекций Санкт-Петербург 2007 удк 342. 9 Ббк 67. 401 Б83 Рецензенты

    Лекция
    В данной работе изложен материал общей и особенной частей курса «Административное право». Рассмотрены теоретические изыскания виднейших ученых, изучающих проблемы административного права, предложен собственный взгляд авторов на рассматриваемые проблемы.
  7. Курс лекций Минск 2005 удк 614. 876(076. 6) Ббк 22. 383 (2)

    Документ
    Рецензент – профессор кафедры физики факультета радиофизики и электроники Белорусского Государственного университета, доктор технических наук Сидоренко А.
  8. Курс лекций составитель: мигуренко р. А. Тпу 2009 г

    Документ
    УЧР как учебная дисциплина. Соотношение понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами», «человеческий ресурс» и "человеческий капитал»
  9. Курс лекций. Дегтев П. А. Маркетинг Лекция 1

    Лекция
    Центральная проблема современного бизнеса заключается не в дефиците товаров, а в дефиците потребителей. Мировые производители в основной своей массе могут произвести продукции намного больше, чем могут купить мировые потребители.

Другие похожие документы..