Оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них

вступительные испытания

при приЁме для обучения по программе магистратуры

по направлению 050100.68 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Степень (квалификация) – магистр

педагогического образования

Проблемное поле направления подготовки

Литературное образование

Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению образования в магистратуре.

Форма проведения вступительных испытаний – собеседование.

Собеседование проводится по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров направления «050300.62 Филологическое образование» (педагогика, русская литература, зарубежная литература, литературоведение, филологический анализ текста). Основной задачей является выявление уровня развития филологического мышления абитуриента, его понятийного аппарата, культуры речи.

Процедура собеседования оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них.

Критерии оценки уровня подготовки абитуриента

Результаты собеседования оцениваются по стобалльной шкале. Общими критериями для выставления оценок являются:

100-90 баллов – ответсамостоятельный и полный, базируется на достижениях современного литературоведения, демонстрирует владение абитуриента филологическими знаниями, умение сравнивать и оценивать различные научные подходы, пользоваться современной научной терминологией.

89-70 баллов – ответ самостоятельный и полный, базируется на достижениях современного литературоведения, демонстрирует владение абитуриента филологическими знаниями, умение пользоваться современной научной терминологией, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию экзаменаторов.

69-50 баллов – ответ полный, однако наблюдается противоречивость излагаемой позиции, недостаточно аргументированы научные положения, допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный, логически не выстроен.

49-0 баллов – ответ демонстрирует непонимание абитуриентом основного содержания теоретического и историко-литературного материала, поверхностность и слабую аргументацию суждений, допущены значительные неточности в использовании научной терминологии.

Перечень вопросов для проведения собеседования

  1. Древнерусская литература: специфические особенности, периодизация, жанровая система. Взаимосвязь со средневековой западноевропейской литературой.

  2. Классицизм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе.

  3. Сентиментализм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе.

  4. Романтизм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе.

  5. Жанр трагедии в русской и зарубежной драматургии.

  6. Жанр комедии в русской и зарубежной драматургии. Комедия в становлении русского национального театра.

  7. Жанр романтической поэмы в русской и зарубежной литературе.

  8. Концепция личности и формы выражения авторского сознания в лирической поэзии I-ой половины XIX века.

  9. Основные тенденции развития русской и западноевропейской поэзии II-ой половины XIX века.

  10. Реализм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе.

  11. Проблема «маленького человека» в литературе XIX века.

  12. Проблема «лишнего человека» в русской литературе и тип рефлектирующего героя в западноевропейской литературе XIX века.

  13. Проблема нигилизма в литературе XIX века.

  14. Многообразие художественных концепций мира и человека в русской и зарубежной романистике II-ой половины XIX века: мировоззренческий и идеологический аспекты.

  15. Жанр исторического романа в русской и зарубежной литературе.

  16. Оригинальные жанровые формы в русской и зарубежной литературе XIX века.

  17. Проблема осмысления русской и западноевропейской литературы в русской литературной критике.

  18. Проблема творчества и судьба художника в русской и зарубежной литературе XIX и XX веков.

  19. Своеобразие историко-литературной ситуации рубежа XIX-XX веков. Русский и западноевропейский модернизм.

  20. Русский символизм: идеология и поэтика. Влияние западноевропейского символизма на его формирование в русской литературе.

  21. Русский литературный авангард ХХ века: футуризм, ОБЭРИУты. Влияние западноевропейского авангарда на его формирование в русской литературе.

  22. Развитие русской и зарубежной драматургии на рубеже XIX-XX веков.

  23. Художественное осмысление революции в русской и зарубежной литературе.

  24. Жанр антиутопии в русской и зарубежной литературе ХХ века.

  25. Постмодернизм как явление в русской и зарубежной литературе ХХ века.

  26. Нравственно-философская проблематика в русской и зарубежной прозе ХХ века.

  27. Противостояние человека и политической системы в русской и зарубежной литературе ХХ века.

  28. Конфликт цивилизации и природы в русской литературе XIX и XX веков. Взаимосвязь с зарубежной литературой.

  29. Тема войны в русской и зарубежной литературе ХХ века.

  30. Основные тенденции развития поэзии ХХ века.

Программа для проведения собеседования

1. Древнерусская литература: специфические особенности, периодизация, жанровая система. Взаимосвязь со средневековой западноевропейской литературой.

Своеобразие культуры русского средневековья. Специфика мировоззрения средневекового книжника, его эволюция. Периодизация развития древнерусской литературы. Особенности поэтики древнерусской литературы. Отличия древнерусской литературы от литературы Нового времени. Специфика жанровой системы древнерусской литературы, её мировоззренческая основа. Функциональность жанров средневековой литературы. Эволюция жанровой системы. Жанровые черты проповеди, летописи, воинской повести, жития.

Взаимосвязь русской и западноевропейской средневековых литератур.Переводная литература как часть древнерусской литературы. Героический эпос раннего средневековья. Рыцарский роман. Возникновение средневековой драматургии, её основные жанры: мистерия, миракль, моралите.

2. Классицизм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе.

Понятия нормативности и иерархии в западноевропейской культуре ХVII века. Рационализм эпохи как философская база классицизма. Концепция мира и человека в классицизме.

«Поэтическое искусство» Н.Буало – эстетический документ классицизма. Характеристика основных положений «Поэтического искусства»: концепция жанров, концепция героев. «Мизантроп» Ж.Б.Мольера – образец классицистической «высокой комедии» драматурга. Выход за пределы жанра: «Мещанин во дворянстве».

Своеобразие русского классицизма. Периодизация его развития. Основные нормативные акты классицизма (реформа стихосложения Тредиаковского-Ломоносова, «Две эпистолы» Сумарокова, учение о «трех штилях» Ломоносова). Расцвет русского классицизма (творчество А.Д.Кантемира, В.К.Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова). Развитие и кризис классицизма во второй половине XVIII века и формирование в его недрах поэтики нового типа. «Недоросль» Д.И.Фонвизина: своеобразие жанра «высокой комедии» и его поэтика. Разрушение классицистских канонов и демократизация литературы и художественного мышления в творчестве Г.Р.Державина («Фелица»).

  1. Сентиментализм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе.

Возникновение сентиментализма как реакция на господствовавшие классицистические тенденции в западноевропейской литературе. Объединение внешнего мира природы с внутренним миром человеческой души. Категория трогательного у сентименталистов.

Формирование сентиментального романа в английской литературе. Творчество С.Ричардсона: «Памела», «Кларисса» и др. Стихия чувств в романе Л.Стерна «Сентиментальное путешествие». Литературное новаторство Л.Стерна в романе «Жизнь и приключения Тристрама Шенди, джентльмена».Теория «естественного человека» в сентиментальном романе «Новая Элоиза» Ж.Ж.Руссо. «Страдание молодого Вертера» И.Гёте – первый немецкий сентиментальный роман.

Своеобразие русского сентиментализма, его просветительский характер, своеобразие тематики и проблематики. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева в контексте развития западноевропейского романа путешествия эпохи сентиментализма, проблематика и поэтика произведения. Творчество Н.М.Карамзина как центральное явление русского сентиментализма: жанровое многообразие и своеобразие тематики и проблематики. Повесть «Бедная Лиза» как литературный манифест русского сентиментализма: типологический сентименталистский конфликт, своеобразие субъектной сферы произведения, язык и стиль.

4. Романтизм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе.

Культурно-историческая и философская основа формирования романтизма, художественные открытия романтиков. Типологический романтический конфликт, своеобразие романтического героя. Основные категории эстетики романтизма.

Философские и эстетические истоки немецкого романтизма. Творчество Ф.Шлегеля, Ф.Гарденберга (Новалиса), Л.Тика, братьев Гримм, Г. фон Клейста, Э.Т.А.Гофмана и др.Английский романтизм: творчество У.Блейка, представителей «озёрной школы» (У.Водосворт, С.Т.Колридж, Р.Саути), Дж.Байрона, П.Б.Шелли, Д.Китса. Воплощение исторических и эстетических принципов романтизма в произведениях В.Скотта. Неоромантизм в творчестве Т. Майн Рида и Р.Л.Стивенсона. Социальная тематика французского романтизма. Эстетические воззрения В.Гюго и их воплощение в жанре исторического романа.

Роль западноевропейского романтизма в становлении русской романтической традиции. Типологические особенности русского романтизма, основные тенденции его развития. Ведущие жанры литературы романтизма в России: элегия, баллада, поэма. Развитие русского романтизма. Романтизм «отвлеченно-психологического» типа: творчество В.А.Жуковского. Гедонистический романтизм и развитие «лёгкой» поэзии в творчестве К.Н.Батюшкова. Своеобразие гражданско-героического романтизма: творчество К.Ф.Рылеева и В.К.Кюхельбекера. Романтизм философского типа: творчество Е.А.Баратынского. Романтизм А.С.Пушкина, его синтетическая природа. Романтизм М.Ю.Лермонтова как синтетическое явление. Романтические поэмы М.Ю.Лермонтова как итог развития русского романтизма.

  1. Жанр трагедии в русской и зарубежной драматургии.

Жанр трагедии, его генезис и эволюция, жанровые особенности. Проблема трагического в литературе. Понятие о «катарсисе» в «Поэтике» Аристотеля. Труд Ф.Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

Формирование трагедии в культуре античности. Мифологическая основа трагической фабулы. V век до н. э. как период наивысшего рассвета трагедии: творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Магистральный сюжет трагедий Шекспира. Образ Гамлета, многообразие его трактовок в зарубежном и русском литературоведении. Художественное мастерство Шекспира в «Короле Лире», «Макбете». Столкновение личного и государственного как основа конфликта в «Сиде» Ж.Корнеля. Стихия чувств (страстей) в трагедии П.Расина. Черты барокко в религиозно-философских драмах П.Кальдерона «Поклонение кресту», «Жизнь есть сон». Трагедия «Фауст» И.Гёте– особенности композиции, суть конфликта. Трагический пафос и герой в трагедиях Ф.Шиллера «Дон Карлос», «Валленштейн», «Мария Стюарт».

Трагедия в русской литературе XVIII века. Жанр трагедии в творчестве А.П.Сумарокова и своеобразие трагедии эпохи классицизма. Трагедия «Димитрий Самозванец», ее идейно-художественное своеобразие. Развитие жанра трагедии в литературе XIX века. Трагедии А.С.Пушкина. «Борис Годунов» как «шекспировская» трагедия. Тема рока и противостояния трагического героя (царя Бориса) и судьбы, своеобразие художественного конфликта. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина: философская и этическая проблематика.

  1. Жанр комедии в русской и зарубежной драматургии. Комедия в становлении русского национального театра.

Жанр комедии, его генезис и эволюция, жанровые особенности. Комическое в литературе. Условный, фантастический характер фабулы, гротескность персонажей.

Становление жанра в античной литературе: отражение в структуре комедии памяти о культе Диониса, органическое родство древней трагедии и комедии. Аристофан как представитель греческой комедии. Отклик на современные политические, философские, эстетические проблемы времени в комедиях Аристофана. Творчество римского комедиографа Тита Макция Плавта. Игра судьбы и случая в комедиях У.Шекспира. Сюжетные источники комедии «Сон в летнюю ночь», природа конфликта. Комедия интриги в испанской литературе XVII века, творчество Лопе де Веги. Аллегорические фигуры итальянской комедии масок (комедия дель арте). Новое осмысление комедии масок во фьябах Карло Гоцци. Демократическая направленность и оптимизм в комедиях Карло. «Высокая комедия» Жана Батиста Мольера. .Социальный аспект комедийной трилогии П.Бомарше «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», «Безумная мать».

Жанр комедии в литературе русского классицизма. Комедии А.П.Сумарокова, их идейно-художественное своеобразие («Тресотиниус» и др.), определение жанра комедии в «Эпистоле о стихотворстве» Сумарокова. Формирование высокой комедии в творчестве Д.И.Фонвизина («Недоросль»: проблематика и поэтика). Развитие жанра комедии в русской литературе 19 века. «Горе от ума» А.С.Грибоедова»: проблема жанра, своеобразие художественного конфликта, своеобразие образа Чацкого. Жанр комедии в творчестве Н.В.Гоголя: традиции и новаторство. «Ревизор»: проблематика, своеобразие художественного конфликта. Роль А.Н.Островского в развитии русской драматургии. «Народные» («Свои люди – сочтемся», «Бедность – не порок» и др.) и «сатирические» («Бешеные деньги», «Волки и овцы») комедии Островского: природа конфликта, особенности типизации и стиля.

7. Жанр романтической поэмы в русской и зарубежной литературе.

  1. Оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них (1)

    Документ
    Собеседование проводится по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров направления «050300.62 Филологическое образование» (педагогика, современный русский литературный язык, языкознание, филологический анализ текста).
  2. Оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них (2)

    Документ
    Собеседование проводится по дисциплинам, входящим в учебный план подготовки бакалавров направления «050100.62 - Педагогика» (педагогика, психология, технологии начального языкового, литературного, математического, естественнонаучного,
  3. Оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них (3)

    Документ
    Собеседование проводится по дисциплинам учебного плана подготовки бакалавров направления «050100.62 - Педагогика» (педагогика, психология, технологии дошкольного языкового, литературного, математического, естественнонаучного, художественно-эстетического
  4. Оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них (4)

    Документ
    Собеседование проводится по дисциплинам, входящим в цикл ОПД и ДПП учебного плана подготовки бакалавров направления «050400.62 социально-экономическое образование» (педагогика, история древнего мира, история средних веков, история
  5. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

    Документ
    Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.
  6. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (2)

    Документ
    Важную роль в решении этих задач играет образование. Оно не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
  7. Справочник для поступающих в учреждения

    Интернет справочник
    Куда пойти учиться?: Справочник для поступающих в учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования Новгородской области / В.Н. Аверкин, О.
  8. Правила приема в чоу впо «Сочинский институт моды, бизнеса и права» ив колледж «Карьера» при институте на 2009-2010 учебный год

    Правила приёма
    На 2009-2010 учебный год в Сочинском институте моды, бизнеса и права (далее – Институт или СИМБиП) в соответствии с лицензией серия А № 283447 от 23.01.
  9. Приняты ученым. Советом чоу впо «симбиП» Протокол заседания ус.

    Правила при[её]ма
    1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с законами РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.

Другие похожие документы..