Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека

4. Мероприятия по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и их правовому просвещению

    Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
     На запрос Уполномоченного о проводимых мероприятиях по защите прав детей из группы риска более половины муниципальных образований не ответили.
     Развернуто ответила администрация Егорьевского района, осветив совместную работу комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации, комитета по образованию и отдела опеки и попечительства. В 2001-2001 и 2002-2003 учебных годах ими было проведено более 10 организационных, контрольных и профлактических мероприятий направленных на соблюдение прав и законных интересов детей, находящихся в социальном приюте, выявлению и устройству детей оставшихся без попечения родителей, прав учащихся школ, уклоняющихся от получения образования, профилактики безнадзорности и семейного неблагополучия, реализации прав детей на нормальные условия воспитания и содержания их в семьях, формирования законопослушного поведения и здорового образа жизни учащихся, защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, прав и интересов несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
     Министром образования Правительства Московской области был издан приказ от 29.06.2001г. № 278, в соответствии с которым для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно быть организовано «обучение по основам конституционных прав и обязанностей гражданина, основам гражданского, жилищного, семейного законодательства». Наиболее интересны примеры работы в этом направлении следующих детских домов, школ-интернатов, муниципальных образований:
— в Егорьевском районе в 2002-2003 учебном году для детей, оставшихся без попечения родителей были проведены семинары: «Гражданские, экономические, социальные права граждан», «Человек ответственный 
— человек свободный», «Понятие неприкосновенности частной жизни»; деловые игры по темам: «Конфликтные ситуации, как их избежать», «Пойми меня»;
— в Луховицком районе с воспитанниками детского дома через систему классных часов, внеклассных мероприятий проводилась учеба по изучению семейного, гражданского законодательства, вопросов здравоохранения, памятки «Твои права», проведено анкетирование выпускников, состоялись встречи с работниками суда по разъяснению прав и обязанностей выпускников и учащихся профессиональных училищ;
— в Туголесском детском доме, расположенном в Шатурском районе, разработана и с 1999 года реализуется программа «Становление личности», включающая и разделы «Ты и закон», «Защити себя»;
— Красносельская школа-интернат работает по программе ассоциированной школы ЮНЕСКО по направлениям «детская дипломатия» и «права человека»;
— в школах-интернатах Наро-Фоминского района организован лекторий по вопросам гражданского, жилищного и семейного законодательства. Ежегодно для всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проводятся встречи, беседы с работниками правоохранительных органов по вопросам конституционного права.
     По данным администраций муниципальных образований остальные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в системе образования, проводят индивидуальные собеседования по вопросам прав и обязанностей воспитанников, выпускники этих учреждений получают памятку «Твои права».

5.Правовое просвещение взрослого населения

    Генеральная конференция ООН по вопросам образования в ноябре 1976 года приняла «Рекомендации о развитии образования взрослых». Конференция констатировала, что «образование взрослых как неотъемлемая часть непрерывного образования может решительно содействовать экономическому и культурному развитию, социальному прогрессу и делу мира во всем мире».
     На запрос Уполномоченного о мероприятиях по правовому просвещению взрослого населения большинству муниципальных образований ответить было нечего, а один ответ, скорее всего, описывает реальную картину. Цитирую. «Вопросы правового воспитания взрослого населения не входят в компетенцию Администрации района в соответствии с действующим законодательством. Правовое воспитание жителей осуществляется правоохранительными органами, прокуратурой и судом». Однако, согласно Уставу данного района, в полномочия Администрации входит разработка и реализация мер по развитию образования и культуры.
     В последнее время мировая общественность склоняется к представлению, что право на образование — это не социальное право, а личное, и что оно возникает из человеческого достоинства. Как неграмотный в правовом отношении гражданин сможет осуществлять свои права, особенно такие, как на участие в управлении государством или на местное самоуправление?
     По ответам из администраций городов и районов видно, что правовое просвещение взрослого населения чаще всего сводится к проведению бесед с родителями в образовательных учреждениях. Отдельные муниципальные образования сообщили о дополнительных формах правового просвещения родителей. В Краснознаменске разработаны памятки для родителей, конспекты занятий и бесед с детьми: «Ты и твое имя», «Мой дом — моя крепость», «Учиться всегда пригодится», и другие. В Долгопрудном в марте 2002 года состоялся круглый стол на тему: «Работа с родителями по охране прав детей».
     В некоторых муниципальных образованиях правовую грамотность населения повышают с помощью средств массовой информации (газеты, радио, местное телевидение), чаще всего под рубриками «Право», «Закон вступил в силу» и т.п., где освещаются вопросы трудового, гражданского и иного законодательства. Компетентные сотрудники некоторых местных администраций проводят беседы в трудовых коллективах.
     Определенный вклад в правовое просвещение граждан по отдельным вопросам в индивидуальном порядке при осуществлении личного приема осуществляется депутатами и помощниками депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Московской областной Думы, представительных органов местного самоуправления, общественными приемными Президента Российской Федерации, Губернатора Московской области, представителями Уполномоченного в муниципальных образованиях. Аппаратом Правительства Московской области, Советом ветеранов, Обществом защиты прав потребителей Московской области, рядом других общественных и политических организаций гражданам оказываются бесплатные юридические консультации.
     Сотрудники правоохранительных органов приобретают основы знаний по правам человека в основном в рамках служебной подготовки. В подразделениях органов внутренних дел Подольска и некоторых других созданы уголки правовых знаний, имеются стенды с наглядной документацией для граждан.
     Руководители некоторых учреждений в целях правового просвещения своих сотрудников взаимодействуют с общественными организациями. Во Фрязино проводятся семинары по правовой подготовке на базе международного фонда «Правопорядок Центр» для работников общеобразовательных учреждений, органов внутренних дел, социальных служб администрации.
     Знания о правах человека муниципальные и государственные служащие Подмосковья получают в основном в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Московском областном учебном центре «Нахабино» и в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Некоторые главы муниципальных образований практикуют для своих служащих ежеквартальные или ежемесячные семинары, которые проводят сотрудники юридического отдела администрации. Для проведения лекций по ознакомлению слушателей учебного центра «Нахабино» с основами прав человека Уполномоченным разработана и внедрена краткая программа лекций, однако выделяемое время для этой дисциплины явно недостаточно.
     В администрации города Климовска повышение квалификации муниципальных служащих проводится на кафедре «Государственное и муниципальное управление» Института повышения квалификации государственных служащих по программе «Правовая культура государственных и муниципальных служащих».
     В то же время в отдельных муниципальных образованиях правовое просвещение муниципальных служащих вообще не проводится. К сожалению, в Московской области еще не создано единого информационного пространства, в котором можно бы было вести работу по правовому просвещению населения для большинства жителей Подмосковья через средства массовой информации.

7.Заключение

    В докладе представлены различные аспекты состояния правового просвещения. Просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты рассматривались вместе с правовым просвещением в общем смысле этого слова, так как зачастую это деление искусственно.
     В результате анализа существующего положения с правовым просвещением в Московской области можно констатировать, что этот вопрос еще не поставлен на государственный уровень. Правовое просвещение проводится за счет усилий отдельных организаций и энтузиастов в объеме многократно меньшем, чем потребности общества. Областной Программы правового просвещения, основанной на системном подходе, в Подмосковье нет.
     Рекомендации международных организаций в Московской области практически не реализуются. Вместе с тем существует потребность, возможности и резервы развития правового просвещения по многим направлениям.
     Могут быть рекомендованы: следующие меры.
     В части образовательного процесса:
— довести до сведения всех участников образовательного процесса содержание Конвенции о правах ребенка и законов, определяющих правовой статус ребенка, а в дальнейшем — до всех граждан, в том числе самих детей;
— ввести в региональный образовательный компонент Московской области отдельный предмет по изучению прав человека и, в том числе, прав ребенка; — разработать или приобрести и внедрить единую учебную программу по обучению правам человека; — расширить систему обучения и повышения квалификации педагогического состава по правовым дисциплинам и методам их преподавания;
— обеспечить учебные заведения учебными пособиями, правовой литературой;
— внедрить во всех учебных заведениях практические формы обучения правовым знаниям и навыкам, шире внедрять школьное самоуправление и иные формы практической разработки и применения нормативных актов самими учащимися;
— шире вовлекать учащихся в творческие конкурсы и олимпиады по правовым вопросам, распространять опыт подобных мероприятий на все муниципальные образования;
— внедрить систему уполномоченных по правам участников образовательного процесса по опыту Саратовской области;
— обобщить положительный опыт экспериментальных площадок по правовому образованию и распространить его на другие образовательные учреждения.
     В сфере работы с детьми и молодежью вне образовательного процесса:
— способствовать созданию молодежных организаций, ставящих целью распространение знаний о правах и свободах человека и гражданина;
— создать условия организации областных структур ученического, студенческого и молодежного самоуправления, совещательных молодежных органов при органах власти и местного самоуправления;
— включить пропаганду Конституции Российской Федерации в программу патриотического воспитания молодежи;
— расширить сотрудничество с международными, общероссийскими и межрегиональными организациями, заинтересованными в распространении знаний о правах человека, формах и способах их защиты.
     Следует реализовать требования приказа Министра образования Правительства Московской области по правовому образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во всех детских домах-интернатах.
     В целях улучшения правового просвещения в местах лишения свободы необходимо:
— добиться государственного признания проблемы обеспечения права на образование для лиц, находящихся в следственных изоляторах и приступить к решению данной проблемы;
— обеспечить информирование всех находящихся в местах лишения свободы о правах человека и в первую очередь о правах заключенных под стражу, определенных законом;
— обеспечить большую доступность для общественных организаций проведения просветительской работы с лицами, находящимися в местах лишения свободы и персоналом учреждений, исполняющих наказания и поставить эту работу на плановую основу.
Следует разработать и внедрить программу обучения государственных и муниципальных служащих, поверки их знаний в области прав человека и гражданина.
Требуется разработка и внедрение информационных программ, обеспечение доступности правовой информации и правовой помощи для всего населения.
Эти и другие меры, направленные на развитие правового просвещения, требуют внимания со стороны государства, политической воли руководителей всех уровней.
Первым этапом решения проблем в области правового просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты могла бы стать постановка задачи на разработку государственной программы правового просвещения в Московской области. Некоторые меры можно принимать не дожидаясь такой программы.
На 32-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в сентябре 2003 года в Париже, принята стратегия ЮНЕСКО по правам человека, в соответствии с которой предлагается активизировать деятельность системы ООН в области прав человека. В среднесрочной стратегии на 2002-2007 годы поощрение и защита прав человека определены в качестве одного из приоритетов всей Организации ЮНЕСКО в целом. Развитие образования в области прав человека рассматривается в качестве неотъемлемой части права на образование. Надеюсь, что Московская область окажется одним из первых субъектов Российской Федерации, реализовавших такой подход к правовому образованию и просвещению.

*** В завершение доклада хочется поблагодарить большинство глав районов, городов и поселков, давших подробные ответы на запрос Уполномоченного. В то же время не получено ответов из Балашихинского, Дмитровского, Истринского, Павлово-Посадского, Солнечногорского, Талдомского, Шаховского, Чеховского районов, городов Дзержинского, Лосино-Петровского, Щербинки, поселков Котельники и Приокска. Соответственно в докладе могут быть не отражены их достижения в вопросах правового просвещения.

Уполномоченный по правам
человека в Московской области С. Крыжов

Приложение к Специальному докладу
Уполномоченного по правам человека
в Московской области
«О состоянии правового просвещения
в Московской области»


  1. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (1)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  2. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (3)

    Доклад
    Настоящий доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Архангельской области (далее – Уполномоченный) подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Областного закона «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской
  3. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (4)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  4. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (5)

    Доклад
    "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, законодательством
  5. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека (6)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2008 году. Часть 1

    Доклад
    2.2.1. Результаты проверки информации о нарушении прав жителей Ненецкого автономного округа – участников инициативных групп по проведению референдума на территории Ненецкого автономного округа
  7. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году» (1)

    Доклад
    Кризисная ситуация не обошла стороной наших граждан: потеря работы, уменьшение заработной платы, невозможность выплаты кредитов и строительства жилья.
  8. Доклад «о деятельности уполномоченного по правам человека в новгородской области в 2009 году» (2)

    Доклад
    Поэтому на конец года безработица в области составила 2,4%, что не превышает уровень по Российской Федерации, росла в течение года среднемесячная начисленная заработная плата, производство продукции сельского хозяйства составило 118%,
  9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека Свердловской области в 2010 году

    Доклад
    Где тонко – там и рвётся: это показал глобальный кризис 2008-2009 годов. Без серьёзных реформ стране невозможно противостоять любым рискам, которых накопилось много как внутри государства, так и в мировом пространстве.
  10. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 15 апреля 2009 года № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве», в том числе, в целях объективной и открытой оценки ситуации

Другие похожие документы..