Законодательство и конфликты 6

Пока не был принят федеральный закон, субъекты федерации регулировали этот вопрос самостоятельно. Как правило, в регионах действует либо закон, либо постановление исполнительной власти, регулирующие этот вопрос. Так, в Ростове-на-Дону было около десяти отдельных постановлений мэра города, регламентирующих проведение массовых мероприятий, многие пункты которых противоречат друг другу. В Москве действовало временное положение "О порядке уведомления исполнительных органов власти города Москвы о проведении митингов...", которое было утверждено отдельным указом президента РФ в мае 1993 года. Оно дополняется постановлениями правительства Москвы.

Региональные власти нашли еще один способ обуздать выступления трудящихся. Во многих регионах принимаются местные законодательные акты, в которых под предлогом борьбы с терроризмом порядок проведения общественных мероприятий обставляется таким количеством условий, что провести забастовку или митинг, не нарушив местного закона, практически невозможно. Но многие из этих законодательных актов не имеют достаточных юридических обоснований и могут быть оспорены в суде.

28 февраля 2007 года депутаты Мосгордумы одобрили внесенные мэром столицы Юрием Лужковым поправки в законодательство, которые позволяют запрещать проведение митингов вблизи исторических памятников, вводят жесткие нормы "предельной заполняемости территории", а также предписывает согласовывать с мэрией другие "собрания". Оппозиция назвала проект "похоронами демократии" и заявила, что его принятие приведет "к гражданской войне".

Законопроект "Об обеспечении условий реализации права граждан РФ на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" был принят в первом чтении еще в декабре 2005 года. После этого мэрия внесла в документ новые ограничения. В частности, митинги, шествия и другие массовые акции в Москве предложено проводить только с учетом "нормы предельной заполняемости территории". Эта норма запрещает устраивать собрания в помещениях, если число участников планируемой акции превышает "количество посадочных мест". На воздухе же законопроект запрещает собираться пикетчикам более чем по двое на площади в один квадратный метр. Кроме того, были предложены и ограничения на проведение массовых акций вблизи любых "памятников истории и культуры": они, согласно поправкам, должны регламентироваться специальным постановлением мэра города. Наконец, еще одна поправка предполагает, что уведомление в мэрию должны подавать "организаторы собраний", однако о каких видах собраний идет речь, в документе не поясняется.

Законопроект изначально был разработан мэрией города для "адаптации" столичного законодательства к федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Однако уже в первом чтении законопроект был "адаптирован" так, что он устанавливал намного более строгие ограничения, чем федеральное законодательство. В частности, он обязывал организаторов массовых акций, число участников которых превышает 5 тыс. человек или в случае, если акция проводится одновременно в нескольких районах Москвы, согласовывать их проведение непосредственно с мэрией города, а не с префектурами. Кроме того, документ обязывал организаторов митингов предоставлять в мэрию почасовой план проведения акции и копию свидетельства о регистрации организатора мероприятия как юридического лица. В федеральном законодательстве ограничений гораздо меньше. В частности, запрещено проводить публичные мероприятия только на территориях "опасных производственных объектов", в судах и исправительных учреждениях, резиденциях президента РФ, на путепроводах, газопроводах, нефтепроводах и железнодорожных путях, а также в "пограничной зоне". Ограничения на проведение митингов в исторических местах в этом законе не упомянуты, тогда как именно там, в основном и проходят митинги: например, в Новопушкинском сквере у памятника Пушкину, на Славянской площади у памятника Кириллу и Мефодию, на Театральной площади у памятника Карлу Марксу и на Триумфальной площади у памятника Маяковскому.

Кроме того, избавить центр города от манифестантов столичные власти могут при помощи уже упомянутой "нормы предельной заполняемости территории" (такого ограничения тоже нет в федеральном законе). В случае ее применения организаторам многотысячных акций придется либо занижать количество участников в заявке, либо проводить их на периферии. Предложенные мэрией ограничения при проведении публичных мероприятий вызвали бурную реакцию депутатов. В результате полпред Юрия Лужкова в Мосгордуме, вице-мэр Анатолий Петров отозвал законопроект на заключение мэра. Причем это произошло уже после того, как депутаты приняли пакет мэрских поправок и готовились к принятию документа во втором чтении в целом.

Процедура отзыва возможна по регламенту столичного парламента, причем Юрий Лужков может как возвращать законопроект после вынесения своего заключения во второе чтение, так и передавать в третье. И в том и в другом случае мэр может внести в текст документа любые новые поправки. Руководитель юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев назвал законопроект Юрия Лужкова "прямым нарушением Конституции и федерального законодательства". "В законодательстве четко написано, что на местном уровне не могут приниматься акты, ухудшающие положение граждан, в данном случае организаторов митингов и его участников. А этот законопроект как раз и направлен на ограничение проведения митингов.

Мосгордума приняла Закон "О внесении изменения в статью 2 Закона, города Москвы от 4 апреля 2007 года N10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований".

Закон уточняет порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Центрального административного округа Москвы. Изменение не коснулось лишь пикетирования. Органы законодательной и исполнительной власти РФ и города Москвы, посольства и представительства зарубежных стран, к которым, как правило, обращены требования организаторов массовых публичных мероприятий, расположены в основном на территории Центрального административного округа столицы. В связи с этим большинство наиболее значимых публичных массовых мероприятий в городе проводится на территории ЦАО. Исходя из этого, закон предусматривает подачу уведомления на проведение такого мероприятия (за исключением пикетирования) в Правительство Москвы. Как считают разработчики документа, принятие закона будет способствовать повышению ответственности организаторов за проведение публичных массовых мероприятий в центре столицы.

Как к данному вопросу относятся в других странах.

Правила проведения публичных демонстраций и шествий в Западной Европе, США и Канаде обычно не оговариваются общенациональными законами, а определяются органами власти низшего уровня. Даже в пределах одной страны эти правила могут серьезно различаться. Во многих округах и штатах США, к примеру, вовсе не существует особых правил проведения политических или гражданских митингов. Тем не менее, общепринятыми считаются такие меры, как оплата организаторами работы полицейских, охраняющих демонстрации и митинги, а также мусорщиков, которые убирают за манифестантами. Разрешение властей обычно нужно для массовых уличных демонстраций, требующих изменения движения транспорта. Для организации малочисленных пикетов и митингов достаточно лишь уведомить власти о времени проведения мероприятия.

В США конституция запрещает конгрессу принимать любые законы, ограничивающие право граждан на мирные собрания. Поэтому единственной причиной, по которой мероприятие может быть запрещено, является разжигание расовой или национальной вражды. Полиция может прекратить митинг, нарушающий общественный порядок. Для обхода запрета демонстранты не стоят на месте, а перемещаются по улице (в этом случае акция митингом не считается). При этом формально манифестантов можно задержать за бродяжничество, если у них не окажется наличных денег, однако в большинстве штатов достаточно иметь с собой лишь $1.

Во Франции митинги нельзя проводить на проезжей части улиц, и все они должны заканчиваться до 23 часов. Организаторы должны избрать комитет из пяти человек, который несет ответственность за соблюдение порядка и оплачивает расходы коммунальных служб на уборку территории после окончания собрания. Правила, по которым оплачивается работа коммунальных служб, кстати, едины для всей Европы.

В Германии конституция гарантирует право "мирно и без оружия собираться без предварительного разрешения и уведомления", но это касается только собраний в помещениях. Организаторы любых мероприятий под открытым небом должны зарегистрироваться в полиции или ином уполномоченном органе не позднее, чем за 48 часов до мероприятия. Если сам факт проведения мероприятия может стать источником угрозы жизни или здоровью граждан, власти могут запретить мероприятие или поставить перед его организаторами дополнительные условия.

В Великобритании закон разрешает любые собрания и митинги, если они не нарушают прав других людей. Закона о митингах и демонстрациях нет, но есть закон "Об общественном порядке" от 1937 года, позволяющий превентивно запрещать демонстрации и митинги, когда их проведение угрожает здоровью людей, и прекращать митинги, "нарушающие мир" и общественный порядок. При проведении мероприятия должен быть человек (лидер), который отвечает за соблюдение закона. Он обязан подчиняться требованиям полиции по изменению маршрута демонстрации, места проведения митинга или о прекращении мероприятия. Причем для последнего обычно достаточно решения полицейского, который обеспечивает порядок в районе, где проходит митинг.

В Китае, согласно закону "О собраниях, шествиях и демонстрациях" от 1989 года, ответственное лицо должно указать в заявке маршрут, количество участников, содержимое плакатов и лозунгов, под которыми будет проходить митинг. Запрещены акции, темы которых "выражают несогласие с китайским законодательством". Манифестантам запрещается подходить ближе, чем на 300 метров к государственным и военным объектам, иностранным посольствам, теле- и радиостанциям, кроме тех случаев, когда это напрямую разрешено госсоветом КНР или региональными властями.

Социальная база и формы конфликтов

Как уже указывалось, большинство участников трудовых и социальных конфликтов – люди, в своей дореформенной жизни связанные с промышленностью, поэтому подавляющую часть этих конфликтов можно считать превращенной формой рабочего движения.

Если судить по взглядам некоторых социологов, даже занимающихся рабочим движением, не говоря уже об обывательских представлениях и воззрениях теоретиков (сторонников) либерализма, потребность в рабочем движении, если и существовала, то уже отпала. Так, "преодоление государственного социализма", в чем видели назначение рабочего движения в переходный период некоторые исследователи, завершено. В дальнейшей поддержке трудящихся победившее с их помощью общественное устройство, при котором борьба наемных работников за справедливую оплату и достойные условия труда будет признана их неотъемлемым правом, не нуждается. Протестная функция по отношению к существовавшей власти в период разрушения тоталитарного государства выполнена. Осуществление функции гаранта (предотвращение рецидивов тоталитаризма), движение к демократическому капитализму уже не актуально, так как движение происходит к известному, отнюдь не демократическому капитализму.

Действительно, рабочий класс потерял влияние на курс социальных преобразований; в лучшем случае он влиял на выбор средств и темпы перемен, но никак не на их направление, а в настоящее время свергать бюрократический социализм уже поздно. По поводу роли рабочего движения в настоящее время в среде социалистов идет полемика. Отдельные из них считают, что ведущей силой стала интеллигенция, другие – что трудовые и социальные конфликты в настоящее время вообще не имеют под собой классовой основы.

Трудящихся (рабочих наряду с бюджетниками, работниками других сфер народного хозяйства) в альтернативу богатым "новым русским" можно назвать "новыми бедными", депривированными не только в материальном плане, но и во многих других отношениях, в том числе униженных морально. Конечно, отдельные группы могут причислить себя даже к среднему классу. Социальная дифференциация среди трудящихся не менее сильна, чем в обществе в целом. Даже на одном предприятии заработки в разных подразделениях различаются в 3-4 раза. Но большая часть этой социальной группы оказалась в незавидном положении по многим параметрам. Отметим некоторые из них.

Занятость в 1990-е годы постоянно носила кризисный характер. Число безработных рабочих было более высоким, чем в других профессиональных группах (так, в 1998 г. оно достигало 15,7% при среднем уровне безработицы 13,3%). Удельный вес рабочих среди безработных доходил до 60%. Происходили известные массовые сокращения работников, в первую очередь рабочих. Нагрузка на одну вакансию доходила до 27 человек. Неполная занятость в промышленности была в 2-2,5 раза выше средней. Это также касалось, прежде всего, рабочих.

Можно также сказать, что до трети трудящихся в середине 1990-х годов в течение нескольких лет были лишены возможности - полностью или частично - нормально трудиться. В критической зоне рынка труда (КЗРТ), суммирующей незанятость, в 1995-1999 гг. ежегодно находилось от 30% до 45% экономически активного населения. При этом лишь часть безработных были приняты на учет. Еще меньшее число были признаны безработными. Из них не все получали пособие по безработице. Таким образом, далеко не все безработные имели возможность использовать помощь в трудоустройстве от служб занятости, получать пособие. Простои, вынужденные отпуска нередко оплачивались ниже уровня, предусмотренного законом, или не оплачивались совсем. Несмотря на отмечаемое с начала 2000-х годов изменение ситуации с занятостью в сторону ее улучшения, положение трудящихся в этом отношении остается кризисным.

По оплате труда, наиболее важному и одновременно самому проблемному параметру, положение трудящихся в 1990-е годы также было тяжелым. Оно было хуже, чем у других групп экономически активного населения в других сферах народного хозяйства. Номинальная заработная плата повышалась, но реальная постоянно падала. Тенденция сохранилась и к началу 2000-х годов. Индексация заработной платы обычно запаздывает, отстает от инфляции.

В целом, по высказываниям в интервью, трудящиеся воспринимают свое положение как унизительное; лишения, тяготы считают взваленными на них как на наиболее низкую по статусу социальную группу.

Отмечается и прямое моральное унижение, ущемление человеческого достоинства в трудовых отношениях. Эта сторона трудовых отношений в условиях дикого российского капитализма становится весьма актуальной. Опрошенные трудящиеся поставили ее в число наиболее важных. Актуальность обусловлена значительной частотой случаев морального унижения на фоне общего повышения чувства независимости, собственного достоинства.

Если рассмотреть положение трудящихся в ракурсе реализации (соблюдения) их социально-трудовых прав, то эта социальная группа оказывается не только бедной (и униженной), но и бесправной. Правовой аспект обычно выпадает из поля общественного внимания; например, правовую оценку ухудшениям условий труда никто не дает, не звучит тема нарушения прав человека в сфере социально-трудовых отношений. В частности, требования, выдвигаемые при проведении протестных акций, обычно не формулируются как правовые. Правовое поле как будто бы и не существует, хотя понятно, что просто лишения, трудности - это одно дело, нарушение же конституционных прав - нечто другое. В сфере занятости ущемлялось конституционное право на труд, защиту от безработицы.

  1. Отчет о научно-исследовательской работе «разработка концепции развития корпоративного законодательства и корпоративного управления»

    Содержательный отчет
    2.2. Возможность осуществления смешанной реорганизации, как по формам реорганизации, так и по организационно-правовым формам юридических лиц, участвующих в реорганизации.
  2. Корпоративные конфликты и конфликты интересов

    Документ
    Принципы корпоративного права и управления не нашли должного отражения в законодательстве. Существующая доктрина из числа специальных принципов права выделяет только приоритет интересов кредиторов общества и миноритарных акционеров.
  3. Конфликты в информационной сфере. Правовые проблемы

    Документ
    8 февраля 2008 года в институте государства и права РАН состоялся очередной теоретический семинар Сектора информационного права ИГП РАН. Основной темой семинара на этот раз были избраны проблемы конфликтов в информационной сфере.
  4. Правовое и организационное обеспечение разрешения конфликта интересов в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел

    Диссертация
    Защита состоится « » 2009 г., в 14 часов 30 мин., на заседании диссертационного совета Д 203.002.03 в Академии управления МВД России по адресу: 125171, г.
  5. Законодательство италии о банкротстве

    Закон
    1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В СТРАНЕ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ВОПРОСАМИ БАНКРОТСТВА/ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ? (ДА/НЕТ, ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТАКОЙ ОРГАН, КАКИЕ У НЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ?
  6. Законодательство субъектов российской федерации тематический обзор за декабрь 2010 январь 2011 года

    Закон
    Часть 1.Социальное развитие, трудовые отношения, социальная поддержка и социальная адаптация, защита прав детей, культура, образование, здравоохранение
  7. Конфликт на ОАО "Конвейер"

    Документ
    ОАО "Конвейер" – градообразующее предприятие небольшого сибирского города. На момент описанных событий на заводе работало 2069 чел. В течение последних 2-3 лет предприятие работает стабильно и имеет хорошие перспективы для развития.
  8. «Законодательство о центральных банках обзор оптимальной практики»

    Закон
    Настоящий документ составлен из иллюстративных выдержек из национального и международного законодательства нескольких стран по проблемам, обсуждаемым в работе.
  9. Законодательство (14)

    Закон
    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: табачные изделия - изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару,

Другие похожие документы..