Конкурс самодельных кормушек, развешивание их во дворах, школе, дома. Подкормка птиц. Викторина «Птичья столовая». Распознавание деревьев и кустарников в зимнее время

Руководителям

общеобразовательных учреждений

МУ «НМИЦ» направляет программы Школы экологической грамотности. Просим довести их до классных руководителей для проведения занятий с учащимися. Запись тем проведенных занятий необходимо производить не в классном а в отдельном журнале.

1 КЛАСС

1. ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?

Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Разъяснение сущности и значения экологии на ярких наглядных примерах.

2. РАЗВЕДКА ОСЕННИХ ПРИМЕТ (сюжетно-ролевая игра)

Цель занятия - собрать как можно больше примет, фактов, подтверждающих наступление осени во время экскурсии в парк, лес, во дворе. Дети могут представить не только фактический материал, но и зарисовки, рассказы.

3. ПРИРОДА ВОКРУГ НАС.

Знакомство с растениями школьного двора (деревьями, кустарниками, травами, мхами, лишайниками). Следует обращать внимание детей на название растений, стараться найти им объяснение. Это поможет детям лучше запомнить рассмотренные растения.

4. ЗНАКОМСТВО С ЖИВОТНЫМИ, ОБИТАЮЩИМИ В ГОРОДЕ.

Это занятие пройдет особенно интересно, если ребята сами станут определять животных по атласу-определителю для юных натуралистов, а учитель поможет им в этой работе.

5. ДОБРАЯ ЗИМА.

Конкурс самодельных кормушек, развешивание их во дворах, школе, дома. Подкормка птиц. Викторина «Птичья столовая».

6. РАСПОЗНАВАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ.

Определение деревьев, кустарников по не опавшим листьям, плодам, семенам, коре, внешнему виду.

7. ВОЗВРАЩЕННЫЙ ЛЕС.

Детям предлагается решить задачу: «Сколько бумаги идет на учебники, альбомы, тетради. Сколько деревьев надо срубить для этого, сколько лет растет дерево, прежде чем его можно срубить для производства бумаги. В итоге надо решить, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле уничтоженные для учебы леса и вырастить их.

8. СОРНЫЕ СЛОВА.

Экология собственного «Я» включает в себя культуру нашей речи. Чем раньше ребята избавятся от «сорных» слов, тем лучше. Представим, что все слова - сказочные растения. Красивые слова, - благоухающие цветы, плохие - ядовитая сорная трава. При помощи учителя дети «высаживают на клумбы» и красивые, и сорные цветы. Сорняки погибают не сразу, а только тогда, когда «сорное» слово не повторяется в течение нескольких дней (на усмотрение учителя). Всем, кто избавился от «сорняков» вручается в подарок книжка. Проект заканчивается праздником, посвященным Русскому языку.

9. СБЕРЕЖЕМ ЕЛОЧКУ.

Рассказать детям о праздновании нового года в разных странах мира, откуда пошла традиция наряжать, елку что можно противопоставить этому и не рубить ели ради нескольких праздничных дней, устроить оригинальную замену живой ели в новогодний праздник. Можно в классе оформить новогоднюю композицию из елочных игрушек и еловых веток.

10. ОХРАНЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Учитель рассказывает ребятам о редких растениях, произрастающих в нашей области, которых когда-то было в изобилии, но под влиянием изменившихся условий они почти вымерли, какие это условия (изменение климата, сильное потребление человеком из-за красоты или лекарственных свойств). Учитель знакомит ребят с АДОНИСОМ ВЕСЕННИМ, СОН-ТРАВОЙ, КУПАЛЬНИЦЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ.

11 .ОХРАНЯЕМЫЕ ЖИВОТНЫЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Учитель знакомит детей с редкими насекомыми: ЖУКОМ-ОЛЕНЕМ, ЖУКОМ-НОСОРОГОМ, БАБОЧКОЙ АППОЛОНОМ, с образом их жизни, рассказывает о причине сокращения их численности, меры по их охране. Важно подчеркнуть уникальность, неповторимость каждого вида, подвести детей к осознанию трагичности их возможной утраты.

12. ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ.

Уважение к старшему поколению, теплые, дружеские отношения детей и стариков, умение дарить радость - это, и есть экология детской души. На этом занятии ребята делают подарки своим близким: отцу, дедушке к 23 февраля, пожилым одиноким людям.

13. ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ.

На этом занятии ребята изготавливают сувениры мамам, бабушкам к 8 Марта, пожилым и одиноким людям.

14. РАСТЕНИЯ ПЕРВОЦВЕТЫ И ИХ ОХРАНА.

Учитель знакомит детей с растениями: ПРОЛЕСКА, ХОХЛАТКА, МЕДУНИЦА. Нежные весенние цветы нещадно истребляются людьми. Они вянут от тепла наших ладоней, и многие погибнут до того, как их поставят в воду. Поэтому надо научиться правильно вести в природе, любоваться красотой цветов, а не рвать их, и тогда не одно поколение людей будет любоваться ими, а если не соблюдать этого правила, они повсюду исчезнут.

15. ПРИЛЕТАЙ, ПТИЦА.

Учитель беседует с детьми о пользе птиц в природе и сельском хозяйстве, как привлечь птиц на садовый участок, чтобы есть чистые плоды и обходиться без химии, какие гнездовья приготовить птицам.

16. БЕЛЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ.

Выпуск листовок и расклеивание их в местах торговли, на подъездах, разведение ландышей на даче, школьном дворе.

17. ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС.

Знакомство с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, определение увиденных животных.

18. ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС.

Экологический десант, уборка мусора на поляне.

2 КЛАСС

1. КОЛЛЕКЦИЯ УВИДЕННЫХ ЖИВОТНЫХ.

Рассказы детей об увиденных животных летом, об их поведении, образе жизни, интересные или необычные случаи из жизни животных, могут быть представлены рисунки или фотографии животных.

2. ЛЕСНАЯ АПТЕКА.

Познакомить детей с лекарственными растениями нашей области (МАТЬ-И-МАЧЕХА, ЛИПА, КРАПИВА, ШИПОВНИК, МЯТА). Эти и другие растения, которые можно использовать в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

3. ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ ПО НАРОДНЫМ ПРИМЕТАМ.

Создается метеобюро в классе, школьники собирают народные приметы о погоде.

4. ПРОГНОЗ ПОГОДЫ.

Метеобюро ведет свой календарь погоды: составляет прогноз погоды на основе известных примет, а затем отмечает реальную погоду в предсказываемый период (сезон). Каждый ребенок находит какую-то примету, которую проверяет, а затем использует ее для своих прогнозов. 5.ХЛЕБНЫЕ КРОШКИ.

Учитель проводит беседу о бережном отношении к хлебу, но даже хлебные крошки можно использовать для подкормки птиц. Сделать с детьми простейшие кормушки и повесить за окно, а затем наблюдать за птицами, прилетающими в кормушку.

6. ОПЕРАЦИЯ «КАПЕЛЬКА».

Учитель проводит беседу с детьми о бережном отношении к воде, затем детям дается задание: «Где мы теряем воду?» Дети контролируют краны в школе и дома, придумывают, как рационально использовать воду.

7. ЗЕЛЕНЫЕ ЕЖИКИ.

Учитель беседует с ребятами о разнообразии форм и местообитании кактусов. Эти растения всегда вызывают особый интерес у детей. Поэтому можно организовать мини оранжерею на окне класса и наблюдать за ростом и цветением этих растений.

8. НОВОГОДНИЙ БУКЕТ.

Конкурс в классе на лучшую новогоднюю композицию из еловых и сосновых веток, сухоцветов и елочных игрушек.

9. ОХРАНЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Учитель рассказывает детям о редких растениях, произрастающих в нашей области, знакомит с растениями: РЯБЧИК РУССКИЙ, КОШАЧЬЯ ЛАПКА, ВАСИЛЕК БОРОВОЙ. Эти растения когда-то росли повсеместно, теперь стали очень редкими, потому что изменились условия их произрастания, климат. Больше стали рвать их на букеты. Мы еще можем сохранить их для потомков, если перестанем их рвать, не будем вытаптывать лесные поляны. Правильно вести себя в природе. Природа - это не огород или сад, природа - это музей, где ничего нельзя трогать руками.

10. ОХРАНЯЕМЫЕ ЖИВОТНЫЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Учитель знакомит детей с насекомыми: стрекозами, бабочками, живущими в нашей области, раскрывает причины снижения их численности меры по их охране. Важно подчеркнуть уникальность, неповторимость каждого вида, подвести детей к осознанию трагичности их возможной утраты.

11. ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ.

Подарить людям праздничное настроение - цель этого проекта в том, что ребята рисуют праздничные листовки и развешивают на свои подъезды, и в микрорайоне Наибольшую радость получают, и дети и жители микрорайона, если текст поздравления будет оригинальным, искренне детским. Особое внимание - пожилым людям.

12. ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ.

Уважение к старшему поколению, теплые дружеские отношения детей и стариков, умение дарить радость - это, и есть экология детской души. На этом занятии ребята делают подарки своим близким: маме, бабушке. Особое внимание следует уделить одиноким, пожилым старушкам.

13. РАСТЕНИЯ-ПЕРВОЦВЕТЫ И ИХ ОХРАНА.

Учитель продолжает знакомить ребят с внешним видом исчезающих растений нашей области: ПЕРВОЦВЕТ ВЕСЕННИЙ, ВЕТРЕННИЦА ЛЕСНАЯ, КУПАЛЬНИЦА ЕВРОПЕЙСКАЯ. Растения цветут рано весной и особенно привлекают «любителей» букетов, сборщиков лекарственных трав. Сбор этих растений должен быть прекращен. Чтобы они совсем не исчезли, их разводят в ботанических садах. Мы должны заботиться о том, чтобы их не рвали, объяснять тем, кто не знает, что рвать это растение нельзя.

14. ЗАПРЕТНЫЕ ЗНАКИ: «НЕ ХОДИТЕ ПО ГАЗОНАМ!»

Во дворе любой школы есть тропинки, протоптанные по газонам. Цель этого занятия выяснить, сколько квадратных метров земли могли бы быть зелеными, если бы люди не ходили по газонам. Сколько кислорода выделяет 1 кв. метр густой травы, например, за три летних месяца. Сколько же в таком случае кислорода оказалось «вытоптанным» во дворе школы или микрорайона.

15. ЦВЕТОЧНЫЕ ДОРОЖКИ.

Это занятие продолжит предыдущее. После подсчета вытоптанных территорий можно будет попытаться что-то предпринять, чтобы изменить положение дел. С помощью старших школьников можно выполнить наиболее тяжелую работу. А малыши засадят эти тропинки наиболее неприхотливыми яркими ноготками или бархатцами. С них и семена нетрудно собрать на следующий год.

16. МАЙСКИЙ БУКЕТ.

Ребята сами ухаживают за цветами на дачном участке, чтобы утром 9 мая вынести к Вечному огню и вручить ветеранам войны.

17. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР.

Игра, показывающая сформированность экологической культуры. Оборудование: 1. Набор цветных кружков - красного, желтого, зеленого цвета - для каждого учащегося.

Набор карточек с изображениями и описанием деятельности поступков человека на природе.

На видном месте вывешивается таблица.

Красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей. Желтый — предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.

Зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям и животным. Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует соответствующий рисунок. Учащиеся оценивают этот поступок, подняв тот или иной сигнал светофора.

18. ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС.

Задание на лето: сделать записи наблюдений, рисунки увиденных растений и животн

3 КЛАСС

1.ПРОДУМАННОЕ ПИТАНИЕ.

Учитель предлагает детям задуматься над такими вопросами:

- как вы питаетесь дома? соблюдаете ли режим питания?

- что значит экологически чистый продукт? • как мы относимся к импортной продукции?

В процессе дискуссии ребята с помощью учителя находят ответы на поставленные вопросы. Можно на это занятие пригласить врача-диетолога.

  1. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 134 Общие положения

    Документ
    В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г.
  2. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 144 Общие положения

    Документ
    «Требования к структуре основных образовательных программ» определяют, что составной частью основной образовательной программы любого образовательного учреждения общего образования должны быть рекомендации по организации внеурочной
  3. Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности 12 Пояснительная записка 15

    Пояснительная записка

Другие похожие документы..