Конкурс самодельных кормушек, развешивание их во дворах, школе, дома. Подкормка птиц. Викторина «Птичья столовая». Распознавание деревьев и кустарников в зимнее время

7.ЖИВОТНЫЙ МИР БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Познакомить ребят с внешним видом наиболее распространенных животных нашей области (КАБАН, ВОЛК, ХОРЕК, КАМЕННАЯ КУНИЦА, ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ, УЖ, КОРШУН, ЛЕТУЧИЕ МЫШИ И т.д.) Показать их взаимосвязь с местами обитания, главными причинами уменьшения их численности.

8.ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ В ГОРОДЕ И ИХ ОХРАНА.

Учитель начинает беседу с вопроса: «Какие деревья растут на улицах нашего города? Почему садят именно эти деревья? Чем они отличаются от тех, что растут в лесу? Зачем городу нужны деревья? Известно, что один гектар зеленых насаждений очищает от углекислого газа 18 млн. кубометров воздуха и поглощает треть городских шумов.

9.ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ? Викторина.

В каком районе расположена наша область? Чем характеризуется рельеф и климат? Какие хвойные породы растут в нашей области? Какие породы лиственных деревьев встречаются у нас? Какие заповедники расположены в нашей области? Какие растения охраняются в них и, какие животные находятся под охраной? и т.д.

Ю.ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Цель занятия - познакомить ребят с памятниками природы: УКСУСНОЕ ДЕРЕВО по улице Коммунистической, РОДНИК «МОНАСТЫРСКИЙ КОЛОДЕЦ», ДУБ-ДОЛГОЖИТЕЛЬ в сДубовое (возраст свыше 800 лет), РОДНИК «ПРОМЕТЕЙ» и УРОЧИЩЕ «МОНАСТЫРСКИЙ ЛЕС» в 2 км северо-восточнее села Зеленая поляна.

11.ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ КРАЯ.

Зависимость поселений от рельефа местности, исторические предпосылки заселения края. Менталитет народа, селившегося на территории края. Возникновение городов.

12.КАКИЕ МЫ - БЕЛГОРОДЦЫ.

Наше наследие, особенности. Белгородские купцы 18-19 веков - меценаты города. Ученые белгородчины. Лучшие люди - наши современники.

13.НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.

Экскурсия в музей народных промыслов по ул. Мичурина.

14.ВЫРАСТИ СЕБЕ ДРУГА.

Рассказ учителя о комнатных растениях в классе, в доме с точки зрения экологии. Уход за комнатными растениями.

15.РАСТЕНИЯ ПРОСЯТ ПОМОЩИ.

Акция «Берегите первоцветы», выпуск листовок, проведение бесед с младшими школьниками, в детском саду.

16.3ЕЛЕНАЯ АПТЕКА МОЖЕТ ЗАКРЫТЬСЯ.

Правила сбора лекарственных растений с точки зрения не только лекарственных свойств, но и с точки зрения экологии и охраны лекарственных растений.

17.ВОЙДИ В ЛЕС ДРУГОМ.

Учитель беседует с ребятами о правилах поведения в лесу, о том, что в лесу надо чувствовать себя гостем, не кричать, не лазать по деревьям, особенно, если там находится гнездо, не бегать, не утаптывать землю, не рвать растения, не ломать ветки.

18. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ ПО УБОРКЕ ТЕРРИТОРИИ.

6 КЛАСС

1.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Климатические условия в нашей области благоприятствуют произрастанию различной растительности, ведению сельского хозяйства. Однако в последнее время участились метели, гололед, сильные морозы зимой, засухи - летом, шквалистые ветры, ливни, град, поздние -весной, и ранние - осенью заморозки. Как вы думаете, почему это происходит? Кто в этом виноват?

2.НУЖЕН КАК ВОЗДУХ.

Сколько времени человек может прожить без воздуха? Почему? Без воздуха невозможны многие природные явления. Сама жизнь на Земле стала возможной, когда образовалась атмосфера. На экологическое состояние воздуха оказывают влияние природные факторы (пыльные бури, лесные пожары), но в большей степени - техногенные (транспорт, предприятия). Что нужно предпринимать?

3.ВОДА И ЧЕЛОВЕК.

Вода составляет 95% веса растительных организмов и около 68% веса человека на каждые 100 л влаги на Земле. 97 - имеют соленый вкус и наполняют моря и океаны. Из 3 метров пресной воды более 2 л приходится на льды Арктики и Антарктики. Итак, запас воды на Земле ограничен, а спрос на нее постоянно растет... «Самое необходимое в жизни -вода, но ее легко испортить,» - говорил Платон. Какие загрязнители, и как они попадают в воду? Как предотвратить загрязнение воды?

4.КАК ЛЕС ЗАЩИЩАЕТ ПОЧВУ.

Лес как зонт укрывает Землю от дождя и солнца, для некоторых районов земного шара лесной щит - незаменимый страж почвы. Там, где растительность отсутствует, каждая капля дождя, попадающая на оголенную землю, может быть уподоблена взрыву микробомбы: она выбивает в земле впадину и распыляет мелкие частички почвы, которые затем относятся дождевой водой. В жаркую и сухую погоду лучи солнца попадают на ничем не защищенный плодородный слой почвы, он высыхает, растрескивается и рассыпается в пыль. К чему приведет вырубка лесов на равнине, на склонах гор? Как изменится состав почвы? Как пострадают реки?

5.БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ. КАК ЛУЧШЕ ИХ УТИЛИЗИРОВАТЬ?

Что мы называем бытовыми отходами? (упаковка, пищевые отходы, тряпье). Как бытовые отходы утилизируются в нашем городе? Как это делают в развитых странах? Что можно сделать каждому из нас, чтобы отходы утилизировались без потерь? Можно ли отходы превратить в доходы? Да, на Западе утилизация отходов самая доходная отрасль промышленности.

6.ЗАВОДЫ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ.

Какие крупные заводы и предприятия в нашем городе загрязняют воздух, воду, почву? Что нужно сделать, чтобы исключить загрязнение окружающей среда?

7.МОИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ.

Ребята рассказывают о своих любимых животных, об их повадках, поведении, делятся своими наблюдениями. Готовясь к этому занятию, они могут нарисовать или сфотографировать своего любимца.

8.ИСТОРИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ Экскурсия в зал природы краеведческого музея.

9.ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ ОБЛАСТИ И МЕРЫ ПО ИХ ОХРАНЕ. Учитель беседует с детьми о местности, в которой они живут. Где сохранились леса в

нашей области? Какие породы деревьев там растут (СОСНА, ДУБ, БЕРЕЗА, ОСИНА, ОЛЬХА, ЛИПА). Сохранились ли у нас степи? Почти нет, всюду они распаханы и заняты под сельскохозяйственные растения. Степи сохранились только в заповедниках. Лес в последнее столетие неоднократно вырубался человеком. Именно в этот период произошло основное сокращение размеров лесных урочищ. Из-за недостатка лесов люди создают искусственные насаждения, лесопарки: высаживают деревья вдоль дорог, лесополосы, на склонах оврагов, на горных отвалах, т.к. основное значение лесов водорегулирующее, противоэрозийное. Для сохранения естественных лесов в нашей области созданы особо охраняемые природные территории, в них растут виды растений, занесенные в Красную книгу России.

10.БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО НАРОДА

Семья. Глава семьи. Хозяйка дома, роль, облик. Влияние членов семьи друг на друга, характер деятельности. Лучшие люди села - хранители культуры и красоты.

11.ПЕСНИ И СКАЗКИ РУССКОГО НАРОДА О ПРИРОДЕ.

Ребята вспоминают русские народные сказки, песни о природе, с какой любовью русский народ относится к природе. Любовь человека к природе является основой здоровой психики. Подберите пословицы, поговорки, сказки, песни, которые бы в наибольшей степени соответствовали вашему отношению к природе.

12.КРАСНАЯ КНИГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Что такое Красная книга? Цель ее создания? Почему растения и животные оказались на грани исчезновения? Назовите причину. А теперь познакомимся с некоторыми видами растений (ЧЕРЕМША, ПРОЛОМНИК КОЗО-ПОЛЯНСКОГО, КОШАЧЬЯ ЛАПКА, НЕЗАБУДКА) и животных (ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ГИГАНТСКАЯ ВЕЧЕРНИЦА, БАЙБАК ЕВРОПЕЙСКИЙ, ОЛЕНЬ ПЯТНИСТЫЙ, АИСТ ЧЕРНЫЙ, САПСАН,. ОРЕЛ СТЕПНОЙ).

13. ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ.

С древнейших времен люди поняли огромное значение пищи в жизни человека. В правильном питании видели источник здоровья, силы, бодрости, красоты. Пища - это энергетический и строительный материал для нашего тела. Кроме воды человек нуждается в пяти группах питательных веществ: белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах. Нехватка этих веществ или неправильное их соотношение может привести к нежелательным последствиям (недостаток йода, фтора, избыток нитратов). Но эти заболевания можно предупредить. Как это делается?

14.ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании.

15.ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА.

Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в белгородской области: БЕЛЕНА ЧЕРНАЯ - отравление в результате употребления приятных на вкус масляных семян, БОЛИГОЛОВ ПЯТНИСТЫЙ - иногда принимают за дудник, из которого делают свистульки, отравление наступает при попадании стебля в рот, КЛЕЩЕВИНА - ядовиты семена, ДУРМАН - ядовиты семена, у ЖЕЛТУШНИКА ЛЕВКОЙНОГО ядовита подземная часть, у ЛЮТИКА ЯДОВИТОГО - надземная часть, у ПАСЛЕНА СЛАДКО-ГОРЬКОГО -трава и незрелые плоды, у ХОХЛАТКИ ПОЛОЙ ядовиты клубни. Изучение внешнего вида ядовитых растений и меры по предупреждению отравления.

16.КАКИЕ ГРИБЫ СОБИРАТЬ?

Грибы традиционно разделяют на съедобные, условно съедобные , практически несъедобные и ядовитые. Показать детям набор открыток с этими группами грибов. Употребление в пищу значительной массы даже съедобных грибов, а также неправильно приготовленных (без предварительного отваривания), не усолившихся (волнушек, груздей) приводит к серьезным нарушениям работы пищевого тракта, расстройством функции печени, являя собой все признаки отравления. Нельзя собирать грибы вблизи больших городов, рядом с дорогой, т.к. даже съедобные грибы в этих местах накапливают ядовитые вещества.

17.ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ.

Во время экскурсии ребята знакомятся с лесным сообществом, устанавливают различные взаимосвязи. Убирают мусор.

18.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ. Уборка школьной территории, микрорайона возле школы.

7 КЛАСС

1.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЦЕНТРАЛЬНО-­ЧЕРНОЗЕМНОМ РЕГИОНЕ.

Центрально-черноземный регион находится в лесостепной зоне, в зоне интенсивного земледелия. Степи распаханы и заняты под сельскохозяйственные угодья, интенсивная эксплуатация почв приводит к качественному ухудшению почвы. Это обусловливается эрозией, дегумификацией, загрязнением и химическим отравлением почв. В Курской и Белгородской областях развиты горнорудная промышленность, которая изменяет природные ландшафты, что влечет за собой громадные изменения и ухудшение экологической обстановки в регионе. Курчатовская и Воронежская АЭС тоже вносят свой вклад в ухудшение экологической обстановки Центрального Черноземья.

2.ВЛИЯНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ВНЕШНЮЮ СРЕДУ.

Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в городе Белгороде являются АО "Белгородский цемент», АО «Белвитамины», «Белгородасбоцемент», ЖБИ и ЖБК, кирпичные, меловые, асфальтобетонные заводы, сжигание бытового мусора на свалках. Они выбрасывают в атмосферу твердую пыль и химические вещества.

3.ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

На территории области протекает 10500 рек и ручьев длиной более 3 км, но только 4 реки имеют длину более 100 км: ОСКОЛ (220 км), ВОРСКЛА (115 км), СЕВЕРСКИЙ ДОНЕЦ (110 км), ТИХАЯ СОСНА (105 км). В области насчитывается свыше 1000 прудов и водохранилищ. Наиболее крупными являются Старооскольское и Белгородское. Наблюдается тенденция ухудшения экологического состояния водотоков и водоемов. Основными источниками загрязнения являются промышленные предприятия, животноводческие фермы, мойки автотранспорта, сброс бытовых отходов.

4.ПОЧВА-ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.

Почва - это уникальное и легкоуязвимое природное образование. Бесчисленное множество бактерий, микроорганизмов и неутомимых земляных червей занято в ней тем, что постоянно перемешивают минеральные вещества, попадающие в почву при разрушении верхнего слоя земной коры (материнской среды) с органической материей растительных и животных остатков. Почва - плод терпеливого труда природы, это биологическая среда, которая создавалась веками, в то время как невежество, беспечность и особенно жажда наживы могут разрушить ее за несколько лет. Давайте же позаботимся о нашей земле. Что надо делать, чтобы почва не истощалась, а урожаи были высокими и в поле, и на дачном участке?

5.СПРОСИМ МНЕНИЕ САМОГО РАСТЕНИЯ (растения биоиндикаторы)

С развитием экологии растений была показана связь растений с факторами окружающей среды. Растения - индикаторы плодородия почв: высокое - МАЛИНА, КРАПИВА, среднее - МЕДУНИЦА, ДУДНИК, низкое - БЕЛОУС, СИТНИК. Растения - индикаторы кислых почв: ПОДОРОЖНИК, ХВОЩ ПОЛЕВОЙ, ЛЮТИК ЕДКИЙ. Растения - индикаторы нейтральных почв: ПЫРЕЙ ПОЛЗУЧИЙ, ВЬЮНОК ПОЛЕВОЙ, МАТЬ-И-МАЧЕХА. Растения - индикаторы щелочных почв: БУЗИНА СИБИРСКАЯ, БЕРЕСКЛЕТ БОРОДАВЧАТЫЙ.

  1. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 134 Общие положения

    Документ
    В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г.
  2. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 144 Общие положения

    Документ
    «Требования к структуре основных образовательных программ» определяют, что составной частью основной образовательной программы любого образовательного учреждения общего образования должны быть рекомендации по организации внеурочной
  3. Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности 12 Пояснительная записка 15

    Пояснительная записка

Другие похожие документы..