Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология»

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

«Кабардино-Балкарский государственный

университет им.Х.М. Бербекова»

Кафедра « Общей врачебной практики, геронтологии,

общественного здоровья и здравоохранения»

К.м.н., доцент Кимова Л.Ф., к.м.н. Карданова Л.Д.

ГИГИЕНА С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

ЧЕЛОВЕКА. ВГ

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

060105 «Стоматология»

Нальчик 2009

УДК 613

ББК 512

Рецензенты:Кусова А.Р., зав. кафедрой общей гигиены ГОУ ВПО «СОГМА» Росздрава, д.м.н., профессор;

Каранашева В.А., зав. кафедрой нормальной и патологической анатомии, к.м.н., доцент.

К.м.н., доцент Кимова Л.Ф., к.м.н. Карданова Л.Д.

Гигиена с основами экологии, ВГ для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология». Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009. – 173 с.

Дисциплина «Гигиена с основами экологии, ВГ» преподается студентам 3-го курса специальности «Стоматология». В учебно-методическом комплексе представлен тематический план изучения дисциплины, рабочая программа, задания для самостоятельной работы, ситуационные задачи, тестовые задания, учебно-методические указания, программные вопросы для подготовки к зачету и экзамену.

«Согласовано» __________________декан медицинского факультета КБГУ

Захохов Р.М.

«Согласовано» __________________председатель УМК факультета КБГУ

Уметов М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационно-методический раздел 4

1.1. Цель, задачи и место дисциплины в образовательной программе 4

1.2. Объем дисциплины и виды учебной работы ..7

1.3. Учебно-тематический план ..7

2. Программа дисциплины .13

2.1. Темы лекций .13

2.2. Темы лабораторных занятий .19

3. Тематика рефератов и методические рекомендации по

их выполнению .31

4. Используемые инновационные методы в процессе преподавания .35

5. Методические рекомендации по изучению дисциплины .35

6. Формы промежуточного и итогового контроля (экзамен, зачет) и требования при их проведении ..38

6.1. Структура рейтинга (текущий и рубежный контроль) 38

6.2. Формы итоговой аттестации 40

6.3. Перечень контрольных вопросов 40

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ..50

7.1. Рекомендуемая основная литература 50

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 51

7.3. Рекомендуемые сайты 54

8. Приложения 55

1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Цель дисциплины «Гигиена с основами экологии человека. ВГ» - выработка у студентов-стоматологов осознанного понимания связи здоровья человека с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью является необходимой предпосылкой для их активного участия в проведении научно-обоснованных и эффективных лечебных мероприятий, профилактики стоматологических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:

  • изучение студентами-стоматологами гигиенических вопросов эпидемиологии и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии;

  • приобретение умений по использованию факторов окружающей среды и достижений научно-технического прогресса в оздоровительных целях;

  • выработка экологического мышления у студентов-стоматологов с учетом существующей сложной экологической обстановки;

  • формирование у будущих врачей-стоматологов навыков правильного планирования и проведения в жизнь профилактических мероприятий среди обслуживаемых ими контингентов населения.

Место дисциплины в образовательной программе

Преподавание дисциплины «Гигиена с основами экологии человека. ВГ» базируется на знаниях, полученных по предшествующим основным фундаментальным и клиническим дисциплинам.

При изучении курса гигиены студенты получают теоретические и практические знания по всем основным разделам гигиенической науки (гигиена питания, труда, коммунальная, возрастная, военная гигиена) из курса лекций, учебников и учебно-методических пособий.

При изложении курса гигиены обращается внимание на соответствующие статьи Конституции, новые законодательные акты об охране природы и другие государственные решения, оказывающие прямое и косвенное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Чтение лекций и проведение лабораторных занятий на специальности «Стоматология» осуществляется в соответствии с планом; методика их проведения соответствует роли и содержанию дисциплины. В процессе прохождения практического курса осуществляется текущий, промежуточный и заключительный контроль знаний студентов, решаются задачи по утвержденной программе в рамках рейтинговой системы.

Некоторые практические занятия проводятся на объектах (ЛПУ, оказывающие амбулаторно-поликлиническую и стационарную стоматологическую помощь населению).

По завершении курса гигиены

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  • Основы взаимодействия организма и окружающей среды.

  • Особенности влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека, пути их воздействия и формы их проявления.

  • Принципы организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на человеческий организм.

  • Принципы гигиенического нормирования и прогнозирования факторов окружающей среды.

  • Современные гигиенические проблемы профилактики стоматологических заболеваний.

  • Роль гигиены в научной разработке проблем укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизни человека.

  • Гигиенические основы здорового образа жизни.

  • Гигиенические аспекты работы врача-стоматолога в различных медицинских, детских учреждениях, на промышленных предприятиях.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ОЦЕНИВАТЬ:

  • Статус питания и индивидуальное питание с использованием расчетных и лабораторно-клинических методов исследования.

  • Рационы питания организованных коллективов и давать рекомендации по их коррекции.

  • Доброкачественность основных пищевых продуктов и консервов.

  • Санитарное состояние, режим работы пищеблока (соблюдение гигиенических требований при приготовлении, хранении, транспортировке и реализации пищи).

  • Качество питьевой воды по данным лабораторного анализа.

  • Условия пребывания больных в отделении челюстно-лицевой хирургии.

  • Санацию воздуха лечебных учреждений с использованием УФ ламп.

  • Систему радиационной защиты при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.

  • Особенности условий труда врача-стоматолога (микроклимат, шум, вибрация, запыленность, загрязнение химическими веществами) по данным санитарно-гигиенического обследования и лабораторным исследованиям.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:

  • Методикой организации питания в лечебных, детских и других учреждениях.

  • Методикой улучшения качества воды в полевых условиях.

  • Технологией отбора проб пищевых продуктов, биологических материалов на бактериологические исследования при подозрении на пищевые отравления и оформления соответствующей сопроводительной документации.

  • Способами организации гигиенических мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций.

  • Методикой расследования случаев профессиональных заболеваний.

  • Методами проведения санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам среди различных контингентов населения.

1.2. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

виды работы

осенний

семестр - 5

весенний семестр - 6

Кредиты за год

Лекции

14

14

1,0

Лабораторные занятия

26

26

1,5

Самостоятельная работа

20

20

1,0

Итоговый контроль

–––

Зачет

­­­0,5

всего часов

60

60

4,0

1.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

Всего

(часов)

Аудиторные занятия, в т.ч.

СРС

Л

ЛЗ

Предмет гигиены

6

2

__

4

Гигиена питания

26

6

14

6

Гигиена воды и водоснабжения

16

4

12

__

Гигиена воздушной среды

8

__

4

4

Гигиена труда

45

12

16

17

Возрастная гигиена

12

2

6

4

Гигиенические основы ЗОЖ

7

2

__

5

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (1)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011 г.
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (2)

    Учебно-методический комплекс
    История медицины: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 060105 «Стоматология»). – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009 г.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060105 стоматология

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060105 - стоматология).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 060105 «Стоматология» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Токсикология и медицинская защита предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Стоматология». – Нальчик.: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2009.
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов обучающихся по специальности 060105- «Стоматология»

    Учебно-методический комплекс
    «Микропротезирование » Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 060105 – « Стоматология». – Нальчик.: КБГУ, кафедра ортопедической стоматологии, 2008г.
  6. Учебно-методический комплекс по Акушерству и гинекологии для специальности Стоматология, код 060105

    Учебно-методический комплекс
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) По дисциплине- патологическая анатомия

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена по учебному плану с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности лечебное дело- 060101, утвержденного приказом Минобрнауки
  8. Методические указания к составлению учебно-методического комплекса дисциплины (1)

    Методические указания
    Рабочая программа учебной дисциплины – базовый методический документ, регламентирующий содержание и структуру дисциплины, её место и значение в системе подготовки специалиста данного профиля, и составляет основу УМК.
  9. Методические указания к составлению учебно-методического комплекса дисциплины (2)

    Методические указания
    Рабочая программа разрабатывается в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины, отраженным в ГОС, для специальности. Наличие утвержденной рабочей программы учебной дисциплины является обязательным условием, допускающим ее преподавание.

Другие похожие документы..