И дипломатическая деятельность
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ
И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010 ГОДУ
ОБЗОР МИД РОССИИ
Москва, март 2011 года
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | - | 3 |
МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ | - | 9 |
Участие России в деятельности ООН | - | 9 |
Участие России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС | - | 17 |
Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами | - | 25 |
Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение | - | 33 |
Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование | - | 41 |
Межцивилизационный диалог | - | 48 |
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ | - | 51 |
Пространство СНГ | - | 51 |
Европа | - | 62 |
США и Канада | - | 93 |
Азиатско-Тихоокеанский регион | - | 99 |
Ближний Восток и Северная Африка | - | 119 |
Африка | - | 124 |
Латинская Америка и Карибский бассейн | - | 128 |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ | - | 133 |
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | - | 139 |
ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ | - | 147 |
Правозащитная проблематика | - | 147 |
Защита интересов соотечественников за рубежом | - | 152 |
Консульская работа | - | 155 |
Сотрудничество в области культуры и науки | - | 159 |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ И ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА | - | 167 |
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО | - | 174 |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ | - | 179 |
ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | - | 181 |
ИНСПЕКЦИОННАЯ РАБОТА | - | 184 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ | - | 185 |
ВВЕДЕНИЕ
В международных делах 2010 год был отмечен дальнейшим ускорением процесса формирования нового мироустройства, мощным катализатором которого стал глобальный финансово-экономический кризис. Неуклонно укреплялась тенденция к радикальному преобразованию всей системы международных отношений, к смене их парадигмы – от конфронтационно-конфликтной к основанной на сотрудничестве. Центральной задачей внешней политики России, как неоднократно подчеркивал Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, в том числе в выступлении на Совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации 12 июля и в ежегодном Послании Федеральному Собранию 30 ноября, являлось достижение конкретных, понятных гражданам результатов, создание благоприятных внешних условий для всестороннего внутреннего развития страны, качественной модернизации ее экономики и на этой основе – обеспечение России достойного места в новой международной конфигурации. В фокусе внимания российской дипломатии оставались ключевые вопросы укрепления мира и стабильности, совершенствования систем глобальной и региональной безопасности в условиях возрастания рисков во все менее предсказуемом мире.
В рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики
5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированная с учетом положений ранее одобренных Стратегии национальной безопасности и Концепции внешней политики Российской Федерации. Содержание документа приведено в соответствие с современными реалиями переходного этапа мирового развития в процессе формирования новой, полицентричной международной системы и полностью согласуется с базовыми принципами российской внешней политики, нашей линией на утверждение коллективных и правовых начал в мировых делах. 18 декабря главой государства одобрены Основные направления политики Российской Федерации в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества, представляющие собой концепцию взаимодействия России с зарубежными партнёрами в области культуры, образования, науки, спортивных, молодёжных и иных связей, другими словами, на поле того, что принято называть «мягкой силой».
Важнейшим результатом внешнеполитической работы стало заметное оздоровление глобальной ситуации на фоне крепнущего в международном сообществе понимания безальтернативности объединения усилий в поиске ответов на общие вызовы. Состоявшаяся в сентябре в рамках 65-й сессии Генассамблеи ООН общеполитическая дискуссия подтвердила такой настрой, возрастающую востребованность ООН как универсального механизма согласования интересов государств и их объединений. В условиях, когда для всех без исключения государств на первый план выходят вопросы развития, что формирует основу позитивной, объединительной повестки дня в современных международных отношениях, важное значение в работе по консолидации усилий мирового сообщества имело проведение в рамках сессии ГА ООН Пленарного заседания высокого уровня по Целям развития тысячелетия и заседания Совета Безопасности ООН на высшем уровне по тематике поддержания международного мира и безопасности.
Неизменным центральным приоритетом внешней политики России оставалось взаимодействие на пространстве СНГ. Российское председательство в Содружестве помогло придать импульс развитию интеграционных процессов с нашим участием. Прорывное значение имели формирование Таможенного союза ЕврАзЭС в составе России, Белоруссии и Казахстана, работа по формированию Единого экономического пространства с прицелом на создание в дальнейшем Евразийского экономического союза. Последовательно проводилась линия на укрепление и модернизацию Организации Договора о коллективной безопасности в соответствии с требованиями времени. Несмотря на ряд сохраняющихся проблем, на пространстве СНГ множились здоровые тенденции к углублению прагматического сотрудничества в общих интересах, в том числе на основе совпадающих инновационных императивов. Улучшению благоприятной атмосферы в Содружестве способствовала позитивная динамика нашего взаимодействия с Украиной.
В значительной мере улучшению международной атмосферы способствовал позитивный разворот в отношениях России с США при администрации Б.Обамы. В активе на этом направлении – подписание и ратификация нового Договора об СНВ, вступление в силу соглашения по мирному атому, совместные шаги по приданию приоритетности инновационной тематике в деятельности двусторонней Президентской комиссии, прогресс в переговорах по вступлению России в ВТО, целый ряд других конструктивных аспектов двусторонних отношений и взаимодействия в мировых делах на основе равноправия, взаимной выгоды, расширения сферы совпадающих стратегических интересов России и США.
Удалось сформировать неплохой задел на евроатлантическом пространстве, который необходимо сохранять и наращивать. По итогам саммита Совета Россия-НАТО в Лиссабоне была подтверждена растущая востребованность линии на выстраивание в Евро-Атлантике современного конструктивного партнерства на основе приверженности принципу неделимости безопасности, укрепления взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости. Эту тенденцию в целом отражает и проведение после одиннадцатилетнего перерыва саммита ОБСЕ в Астане. Свое значение сохраняла наша инициатива заключения Договора о европейской безопасности, которая, оставаясь крупным фактором евроатлантической политики, продолжала способствовать продвижению усилий по созданию новой архитектуры безопасности в регионе. В числе зримых свидетельств перемен к лучшему – новая атмосфера в российско-польских отношениях и урегулирование вопроса о разграничении морских пространств с Норвегией.
Очевидна императивность дальнейших действий, направленных на закрепление достигнутой динамики конкретными делами. Ключевое значение в этом смысле имеет проект ЕвроПРО. Способность создать совместную ЕвроПРО с участием России и НАТО станет тестом на искренность деклараций о готовности к партнерству, к построению на практике неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности.
Серьезные подвижки наблюдались в выстраивании стратегических взаимоотношений с Европейским союзом. Решения, принятые на саммитах Россия-Евросоюз в Ростове-на-Дону и Брюсселе, позволяли наращивать взаимодействие по всем без исключения направлениям, в том числе в контексте реализации программы «Партнерство для модернизации». Продвижение инновационных партнерств с Евросоюзом в целом и его ведущими странами-членами, в первую очередь Германией и Францией, а также Италией, Финляндией и другими европейскими государствами осуществлялось в рамках реализации задачи качественного обновления всех сторон жизни страны, перевода ее экономики на инновационные рельсы.
Весомый импульс получили связи с государствами и интеграционными объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона. Были осуществлены новые важные шаги по развитию стратегического взаимодействия с КНР и Индией, в том числе в многосторонних форматах. Актуальность сохраняла задача расширения участия России в процессах экономической интеграции в АТР. Активно использовали имеющиеся для этого возможности, в том числе в рамках подготовки нашего председательства в АТЭС в 2012 г. Россия присоединилась к механизму Восточноазиатских саммитов (ВАС), форуму «Азия-Европа» (АСЕМ), Балийскому демократическому форуму. Новое качество приобретала работа по созданию в регионе архитектуры безопасности и сотрудничества, включая продвижение соответствующей российско-китайской инициативы. Продолжали вносить вклад в деэскалацию напряженности на Корейском полуострове.
С учетом сохраняющегося в мире значительного конфликтного потенциала, оказывавшего серьезное негативное влияние на глобальную стабильность, активно участвовали в международных посреднических усилиях вокруг ядерной программы Ирана, по ближневосточному урегулированию, подключались к работе в связи с обстановкой в Афганистане и Пакистане.
Укрепление основ полицентричного мироустройства сопровождалось дальнейшим развитием сетевой дипломатии. Саммиты «Группы двадцати» в Торонто и Сеуле подтвердили ключевую роль этого объединения в усилиях по выводу мировой экономики на траекторию устойчивого и сбалансированного роста, реформированию международной валютной системы и финансовых институтов. Важным ресурсом нашей работы в «многополярном измерении» остается участие в «восьмерке», ШОС, РИК и других форматах, включая БРИК (а теперь – после подключения ЮАР – БРИКС), координация в рамках которого позволила, в частности, обеспечить прорывное решение в «Группе двадцати» о модальностях и алгоритме реформы МВФ.
В прошедшем году внешняя политика России как органичной части глобального мира сохраняла многовекторный, «полифоничный» характер. Мы открыты к углублению сотрудничества со всеми, кто проявляет к этому готовность, на принципах равноправия и уважения интересов друг друга, выступаем за развитие взаимовыгодных отношений со странами Ближнего и Среднего Востока, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна.
Важнейшим аспектом международной жизни в минувшем году стало празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне и во Второй мировой войне. Мы стремились использовать эти даты, чтобы обеспечить широкое современное звучание крупных юбилеев, не позволить исказить значение исторических событий, воздать должное павшим и живым героям. Участие воинских подразделений армий союзников в параде на Красной площади подчеркнуло непреходящую важность общей Победы, опыта антигитлеровской коалиции, который весьма востребован и в современной Европе.
В условиях, когда международные процессы становились все более сложными и многомерными, заметно возрастала ценность аналитической, прогнозной работы, усиливалась роль публичной дипломатии. Осмыслению происходящих в мире перемен способствовала деятельность Мирового политического форума в Ярославле, ставшего важной площадкой международного дискурса по актуальным проблемам современности. На это же будет ориентирована работа учрежденного в 2010 г. Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова и создаваемого Российского совета по международным делам – структур, нацеленных на обеспечение нашего полноценного присутствия в глобальном гражданском обществе.
И дипломатическая деятельность (1)
Дипломная работаДля российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.И дипломатическая деятельность (2)
Дипломная работаСобытия года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядкаИ дипломатическая деятельность (3)
Дипломная работаВ международных делах 2010 год был отмечен дальнейшим ускорением процесса формирования нового мироустройства, мощным катализатором которого стал глобальный финансово-экономический кризис.И дипломатическая деятельность (4)
Дипломная работаМеждународные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.И дипломатическая деятельность (5)
Дипломная работаСобытия года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядкаИ дипломатическая деятельность (6)
Дипломная работаВ своих выступлениях на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению Президент России Д.И дипломатическая деятельность (8)
Дипломная работаПо предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствамиИ дипломатическая деятельность (9)
Дипломная работаДипломатическая и консульская служба
Дипломная работаАктуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.