Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования

Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования

Сборник научно-практических материалов по итогам Всероссийского семинара «Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста»

19-21 мая 2008 года

Москва 2009

ББК

Авторский знак

Под редакцией: Алиевой Т.И., Хайловой Е.Г.

Аннотация.

Сборник научно-практических материалов посвящен обсуждению содержания и первоначальных итогов Федерального эксперимента по апробации вариативной комплексной программы развития, воспитания и обучения детей 5-7 лет и подготовки их к обучению в школе. В нем представлены основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации.

Сборник содержит текст «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста», разработанной в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Программа и сопровождающий ее методический комплект апробировались в дошкольных образовательных учреждениях различных видов в 29 регионах Российской Федерации. На страницах сборника отражены пути организации и содержание деятельности образовательных учреждений по апробации программно-методического комплекта, представлены материалы работы по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей, а также особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендуется руководителям и специалистам системы дошкольного образования, руководителям и педагогам детских садов, студентам и аспирантам.

Содержание

Доронова Т.Н., Алиева Т.И.; Веннецкая О.Е.; Гризик Т.И.; Соловьева Е.В.; Рунова М.А.; Храмцов П. И.; Якобсон С.Г. (г.Москва) ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

Скоролупова О. А. (г.Москва) Основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективы развития системы дошкольного образования в Российской Федерации 32

Алиева Т.И. (г.Москва) Диалог участников апробации Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста. 44

Евстратова Е.А. (г. Новоуральск) Управление рисками в период экспериментального внедрения (апробации) Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста 49

Петрова И.В. (г.Краснокаменск) Анализ Примерной программы по результатам ее апробации: возникающие проблемы и пути их преодоления. 53

Литвинова Р.М., Захарова Р.А., Муль В.И., Аксенова Н.М. (Ставропольский край) Первые результаты федерального эксперимента по апробации Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста 61

Рунова М.А. (г.Москва) Направления работы детского сада по укреплению здоровья и формированию физической культуры детей 69

Рунова М.А., Стецко Н.А.(г. Москва) Итоги работы дошкольных образовательных учреждений по реализации раздела «Здоровье и физическая культура» Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста 71

Гейм В.П., Пятанова Л.А., Кичигина Л.Г., Суханова Ю.В., Вакина Е.И., Митрофанова М.Л. (г.Верх – Нейвинский) Социально-личностное развитие (опыт решения задач воспитания ребенка старшего дошкольного возраста) 78

Казакова Г.И., Сидоренко Т.П. (г. Новоуральск) Описание опыта организации межвозрастного общения детей: изготовление подарков. 83

Шастина С.А., Рыжевская Е.Ю. (г. Новоуральск) Общий взгляд на результаты апробации раздела Программы «Социально-личностное развитие ребенка» 85

Манаева Н.А., Серова Т.Н. (Вологодская область) Букет наших достижений – достоинства есть у каждого ребенка. 87

Шакина Н.В. (г.Тольятти) Традиции детского сада: встречи с интересными людьми 89

Дорохина Н.А. (г.Москва) Работа дошкольного образовательного учреждения со старшим поколением семьи ребенка 94

Криштопа Е.Ф., Яценко С.В., Кучма Н.П., Рубцова И.В. (Краснодарский край) Развитие детских познавательных интересов 101

Севостьянова Н.В. (г.Магнитогорск) Познавательная игротека: календарные праздники 105

Трегубова Л.Н., Подушка В.П (Краснодарский край) Библиотека детского сада – социокультурный центр хутора 109

Мелехова Н.И., Гусева Л.П. (г.Тольятти) Работа по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада 114

Глушкова Г.В. (г.Москва) Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в группах для детей 6 – 7 лет 124

Мусиенко С.И., Топоркова Л.А. (г. москва) Оценка предметно-пространственной среды группового помещения для детей старшего дошкольного возраста 132

Шикова Т.В., Резник Л.И. (Тольятти) Создание модульной развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста 135

Гавриченко Г.И. (г. Москва) Как организовать динамичную предметную развивающую среду в группах для детей старшего дошкольного возраста 146

Шафран Н.М. (г. Москва) Обустройство пространства детской жизни: поиски и находки. 148

Блек Г. Б. (г. Тихвин) Как сделать так, чтобы детский сад стал уникальным и востребованным 153

Кучина И.А, Кузьмина О.А. (г. Челябинск) Пространство, время, предметное окружение в среде дошкольного образовательного учреждения. 158

Круглова Н.Б., Петухова А.А., Аникеенко Л.В., Клешнина А.А., Рыньгач М.А. (г. Апатиты) Создание комфортной жизненной среды в детском саду 164

Денисова И.В. Сидоренко Е.В., Ваганова Т.И., Шумилова Л.И., Адамова О.А. (г.Салехард). Зимний сад под крылом «Синей птицы» 167

Кухарева Т.А., Шинкаренко Т.С, Максимишина В.И., Юлусова В.А. (г. Североморск) Создание условий для развития детской игры 169

Потапова Е.В. (г.Москва) Использование современных изобразительных материалов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. 172

Сведения об авторах 177

Доронова Т.Н., Алиева Т.И.; Веннецкая О.Е.; Гризик Т.И.; Соловьева Е.В.; Рунова М.А.; Храмцов П. И.; Якобсон С.Г. (г.Москва) ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАЗДЕЛ. ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Блок «Здоровье»

Блок «Физическая культура».

Раздел «РАЗВИТИЕ».

Блок «Социально-личностное развитие детей»

Блок «Познавательно-речевое развитие детей».

Блок «Художественно-эстетическое развитие детей».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста – комплексная и охватывает возрастной период от 5 до 7 лет. Цель Программы - сохранение единства образовательного пространства России.

В программе определены основные задачи по подготовке детей к школе, которые необходимо решать независимо от материального достатка их семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста и обеспечения успешного включения в систему начального образования.

Программа – документ, который также служит ориентиром для оценки результатов педагогической деятельности образовательных учреждений, аттестации воспитателей, учителей, специалистов, работающих в  системе дошкольного и дополнительного образования.

Структура Программы

В основу структуры Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста  положены направления развития ребенка, обозначенные в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной  ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.20031, а именно:

• физическое,

• социально-личностное,

• познавательно-речевое,

• художественно-эстетическое.

В Программе данные направления представлены в виде двух разделов.

Первый раздел «Здоровье и физическая культура» представлен двумя блоками: «Здоровье» и «Физическая культура».

Второй раздел  «Развитие» включает следующие блоки: «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Применение Программы

Область применения Программы.

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет:

- в дошкольных образовательных группах, функционирующих на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений системы дополнительного образования,

- в семье.

Программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.

Требования к применению Программы.

Представленное в Программе содержание должно быть реализовано в полном объеме во всех учреждениях, оказывающих образовательные услуги по подготовке к обучению в школе детей 5-7 лет.

Работа по Программе должна осуществляться в соответствии с СанПиН.

Особенности применения Программы.

При реализации Программы необходимо учитывать:

- вид образовательного учреждения;

- режим работы дошкольной образовательной группы для детей 5-7 лет;

В ситуации работы в образовательных учреждениях полного дня необходимо дополнять Примерную общеобразовательную программу теми разделами, парциальными программами, которые соответствуют виду (профилю) данного дошкольного учреждения, его уставным задачам, возможностям кадрового потенциала. При организации работы на основе кратковременного пребывания  не допускается сокращение Примерной общеобразовательной программы.

При реализации Программы содержание работы с детьми дополняется разнообразной свободной самостоятельной деятельностью детей (игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательной). Создаются условия для совместной деятельности детей. Учитываются региональные особенности:

·     при организации режима жизни, системе  физического воспитания, связанных с климатическими и экологическими особенностями;

·     при обучении детей в условиях двуязычия;

·     при отборе дополнительного содержания образования в области познавательного развития (природа родного края, его история и пр.) и художественно-эстетического развития (национальная народная и профессиональная авторская  культура и пр.).

Отдельные программные задачи могут быть успешно решены только при условии достижения детьми шестилетнего возраста (например, умение составлять простые комбинированные высказывания, решать задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка в уме).

Сроки освоения Программы.

Программа может быть реализована в течение одного или двух лет в зависимости от времени пребывания ребенка в дошкольной образовательной группе.

Апробация Программы.

Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста прошла успешную апробацию в 29 регионах Российской Федерации. В эксперименте приняли участие 210 дошкольных образовательных учреждений разного вида; около 350 групп; более 7000 детей 5-7 лет2.

Результаты апробации были обсуждены на Всероссийских совещаниях, семинарах и круглых столах. Полученные замечания, рекомендации и пожелания учтены при доработке Программы.

РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Блок«Здоровье»

Цель. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

Задачи

1.Формировать у детей основы культуры здоровья.

1.1.Формировать культурно-гигиенические навыки.

Формировать умение самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после приема пищи; умение пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время чихания и кашля, отворачиваясь в сторону; пользоваться туалетом. Учить детей следить за своим внешним видом: причесываться своей расческой, следить за своей обувью и одеждой, уметь убирать за собой игрушки, пособия и постельные принадлежности; следить за своим внешним видом (одеждой, прической и др.).

1.2.Формировать культуру питания.

Формировать навыки правильного поведения за столом во время еды: пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом); пользоваться салфеткой в процессе еды; есть аккуратно, медленно пережевывая пищу, правильно и красиво сидеть за столом, не капризничать во время приема пищи. Давать детям представления о здоровом питании: о значении разнообразного питания, пользе овощей и фруктов, каши, соков, молочных, мясных и рыбных продуктов; необходимости своевременного приема пищи и соблюдения режима питания, ценности горячих блюд; о вреде чрезмерного употребления сладостей, тонизирующих и газированных напитков, жевательной резинки, чипсов и др.

1.3. Формировать культуру деятельности и общения как основу психического здоровья ребенка .

Формировать умение найти себе занятие по интересам, привлечь сверстников и самому включиться в их деятельность. Поддерживать проявления активности и доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, эмоциональной отзывчивости, побуждать ребенка регулировать интенсивность своих эмоциональных реакций, учить высказывать свое негативное отношение к чему-либо социально-приемлемыми способами.

Развивать интерес к разным формам двигательной активности (подвижные игры, элементы спортивных игр, прогулки, купание и плавание, утренняя гимнастика, физические упражнения, катание на велосипеде, самокате, коньках, лыжах и др.).

  1. "Реализация права на дошкольное образование: законодательный аспект"

    Закон
    Уважаемые коллеги, уважаемые гости, приглашенные! Мы сегодня открываем парламентские слушания на тему "Реализация права на дошкольное образование: законодательный аспект".
  2. План работы западного окружного управления образования департамента образования города москвы (2)

    Документ
    Научно-практический семинар для учителей физкультуры, председателей методических объединений начальных классов, психологов района Фили - Давыдково по теме: «Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
  3. «Условия и технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении» для специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих начальное и дошкольное образование, специалистов рмк, гмц, курирующих дошкольное образование, руководителей доу

    Документ
    22 августа 2011 года на базе Курского государственного университета состоялась дискуссионная площадка по теме «Условия и технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении» для специалистов
  4. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, п

    Реферат
    Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, пели, слушали и рассказывали сами стихотворения, сказки, то перед школой
  5. Рекомендации специалистов родителям по подготовке детей к школе и коррекции их развития. Издание восьмое, переработанное и дополненное (1)

    Документ
    «Первый раз в первый класс» - сборник справочно – информационных материалов и ответов на наиболее часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников о нормативной базе реализации конституционного права на образование и структуру
  6. Рекомендации специалистов родителям по подготовке детей к школе и коррекции их развития. Издание восьмое, переработанное и дополненное (2)

    Документ
    «Первый раз в первый класс» - сборник справочно – информационных материалов и ответов на наиболее часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников о нормативной базе реализации конституционного права на образование и структуру
  7. Рабочая программа дополнительной подготовки в области семейного воспитания Специальность 050704 Дошкольное образование

    Рабочая программа
    Выпускник специальности 050704 Дошкольное образование с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания готовится к работе в качестве воспитателя детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, а также
  8. Задачи профессиональной деятельности выпускника Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

    Документ
    - Основным видом профессиональной деятельности, к которой готовится бакалавр по направлению Педагогическое образование Профиль Дошкольное образование, является педагогическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях.
  9. Рабочая программа дополнительной подготовки в области воспитания детей раннего возраста Специальность 050704 Дошкольное образование

    Рабочая программа
    Государственный образовательный стандарт средних специальных учебных заведений по специальности 050704 «Дошкольное образование» предусматривает изучение студентами программы дополнительной подготовки в области воспитания детей раннего возраста.

Другие похожие документы..