Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования

Потапова Е.В. (г.Москва) Использование современных изобразительных материалов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это стремлении.

Многие отечественные производители расширяют свой ассортимент товаров, предлагая все больший простор для фантазии и творчества. На прилавках можно встретить как неизвестные ранее материалы, так и разнообразные традиционные в современном исполнении: например, перламутровая акварель, флуоресцентные восковые мелки и гуашь, плавающий пластилин. Все это способствует популяризации изобразительной деятельности и художественного труда среди педагогов и родителей, пробуждает интерес детей к продуктивной деятельности, позволяя им реализоваться в творчестве.

Выбирая продукцию того или иного производителя, взрослый должен помнить следующее:

- материал должен быть безопасным для здоровья детей;

- его качество безусловно влияет на изобразительные свойства, поэтому для получения удачного конечного рисунка и поделки исходный материал должен быть высокого уровня, а удачный результат вызывает у ребенка желание сделать еще что-либо необычное и программирует его на успех;

- при выборе материала следует учитывать возрастные особенности и возможности детской аудитории, например, толщина грифеля карандашей может быть различна для детей 5 лет и 7 лет.

- маленький ребенок испытывает интерес ко всему новому, изучает свойства и качества материала, поэтому он должен быть прочным, доступным для экспериментирования.

- привлекательность продукции для детей, яркая, забавная упаковка вызывает желание взять набор в руки, рассмотреть его, применить его в практике.

При организации деятельности детей следует помнить о том, что:

- изобразительные материалы и обучение технике работы с ними не являются самоцелью;

- предлагаемые изобразительные материалы и показ вариантов их использования должны пробуждать творческое воображение ребенка, помогать ему в создании ярких и выразительных образов;

- получение продукта (поделки, рисунка) – главный результат каждой встречи ребенка с новым изобразительным материалом;

- обучение технике работы с материалом выбирается доступное по сложности и длительности с интересными и занимательными приемами;

- при подборе тематики и содержания работы взрослому необходимо учитывать свойства, качество и первоначальное назначение материала;

- рассматривание произведений искусства, выполненных художниками в данной технике, занимательные рассказы взрослого об истории использования материалов, экспериментирование и изучение свойств и качеств современного изобразительного материала – эффективные методы и приемы сотрудничества взрослого с маленьким творцом.

Отдавая должное классическим техникам, которые продолжают использоваться в дошкольных образовательных учреждениях и методике работы с которыми посвящены многие научные и практические труды, Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста предлагает сочетать этот опыт с новыми подходами. Это обусловлено тем, что современные изобразительные материалы несут в себе мощный потенциал, который можно использовать как для развития ребенка в целом, так и в рамках подготовки детей к школе. Авторы программы предлагают педагогам рассмотреть возможности использования следующих материалов: гель с блестками, восковые мелки, витражные краски, клей ПВА, акриловые краски, темперные краски, гуашь, акварель.

Гель с блестками. В основе этого необычного материала лежит клей с вкраплениями частичек разноцветной фольги, поэтому может применяться дополнительно с целью придания спецэффекта и завершенного вида детской работе. Он используется в декоративных, сюжетных работах, при оформлении открыток и плакатов. Гель легко ложится на бумагу, пластилин, глину, гуашь, акварель и т.д. Техника нанесения может быть различной: с помощью носика на тюбике и растирания кисточкой. Материал способствует поддержанию положительного эмоционального настроя детей.

Например, детям доставляет большое удовольствие украшать наряды Снегурочки и Деда Мороза сверкающими узорами, передавать мерцание ледяных рисунков на зимних окнах, придать привлекательный вид пригласительной открытке или воплотить сказку в элементах замка волшебного города.

Восковые мелки. Этот замечательный инструмент для творчества изготовлен на основе воска. Он является альтернативой привычным цветным карандашам и имеет ряд преимуществ: яркость, прочность, экономичность, разнообразие форм (флуоресцентные, масляные, перламутровые), мягкость фактур (может передавать текстуру поверхности предмета), максимальное удобство для детской руки. Для рисования восковыми мелками желательно использовать более рыхлую, фактурную бумагу. Мелок может быть использован как самостоятельный материал, а для наиболее полного воплощения замысла - в сочетании с другими: акварелью и гуашью. Многообразие приемов и техник работы с ним (фроттаж, граттаж, энкаустика) расширяют изобразительные возможности материала и могут быть использованы для создания ярких, декоративных и сюжетных композиций. Благодаря этому интерес к материалу постоянно поддерживается и побуждает детей продолжать творческий поиск.

Например, дети удивляются волшебному проявлению ископаемых динозавров на фоне акварельного доисторического леса, появлению загадочных космических объектов в безвоздушном пространстве, свечению сказочных деревьев в райском саду. Особенное удовольствие дети испытывают, создавая с помощью мелков настольные игры для себя и друзей.

Витражные краски. Краски по стеклу – это изобразительный материал для детского творчества, который сохраняет главное назначение жанра «витраж»: украшение предметов интерьера и деталей архитектуры с прозрачной поверхностью. Краски имеют жидкую консистенцию, что обеспечивает получение ровной поверхности. Работа с ними требует соблюдений определенной этапности. Они устойчивы к выцветанию, не смазываются, погодостойкие, прозрачные, эластичные, самоклеющиеся, их можно смешивать и получать дополнительные оттенки. Эти свойства позволяют расширить спектр применения витражных красок в детском творчестве, а конечный результат позволяет ребенку вариативно применить его.

Например, дети радуются волшебному свечению фонарика для гнома, возможности украсить витражами окна домов разных сказочных персонажей, подарить другу воздушный шар с необыкновенным рисунком.

Клей ПВА. Представляет собой концентрированную эмульсию, разведенную водой. Клей может быть использован по прямому назначению и в качестве изобразительного материала, как для показа текстуры предмета, так и для ограничения распространения краски. Благодаря определенным свойствам - он не токсичен, практически не имеет запаха, после высыхания его белый цвет становится прозрачным, влагоемок, имеет эластичный клеевой шов, не имеет ограничения по сроку годности - границы его использования широки. В силу универсальности клей ПВА незаменим при изготовлении детьми поделок из разного рода материалов: ткани, бумаги, картона, природного и бросового материала; и разного вида работ: аппликации, мозаики, создании объемных фигур, что вызывает любопытство детей к данному материалу и работе с ним.

Например, для реализации задуманного образа дети с огромным удовольствием и кропотливостью выкладывают на клейкую основу непривычный материал: черные и оранжевые шерстяные нити, изображая тигра, разноцветную яичную скорлупу, украшая сказочную птицу, полоски из журналов и газет, передавая пестрое оперение Курочки рябы.

Акриловые краски. Эта синтетическая краска, ее свойства – эластичность, прочность, влагостойкость, светостойкость – позволяют долго сохранять детские рисунки и поделки. Она может использоваться как альтернатива масляной краски и имеет свои преимущества: быстро сохнет, экономична, хорошо смешивается, ложится на основу как тонким, так и толстым слоем. Акрил хорошо сочетается с акварельной краской (усиливает декор, подчеркивает богатую палитру), может также сочетаться с гуашью, пастелью, карандашом. При использовании перламутровых акриловых красок рисунок приобретает фантастичность и волшебность. Широкий спектр технических возможностей позволяет использовать материал для предметного, сюжетного и декоративного рисования; декоративной росписи объемных предметов, поделок из пластмассы, ткани, кожи, дерева, керамики. Краска хорошо ложится на стекло и применяется в детской декоративно-оформительской деятельности.

Например, дети восхищаются перламутровыми переливами морских обитателей подводного мира, парчовыми узорами платья для Золушки, испытывают удовольствие, придумывая и украшая бусы для мамы.

Темперные краски. Это - одни из самых древних изобразительных материалов. До изобретения и распространения масляных красок они были основным материалом живописи. Темпера занимает промежуточное положение между клеевыми (акварель, гуашь) и масляными красками: так же как и клеевые краски она разводится водой, однако, после высыхания, не растворяется; от масляной краски отличается быстрым сроком высыхания, не трескается, не отслаивается; от гуаши отличается тем, что тонкий слой довольно прозрачен, а сходна в том, что большинство темперных красок светлеет. Благодаря темпере рисунок выглядит мягким и бархатистым. Для детского творчества оптимальной в использовании является поливинилацетатная темпера. Она предназначена для росписи поделок из дерева, камня, глины, используется в декоративных работах, для украшения поделок из пластического материала. Особой популярностью среди детей пользуются поделки, макеты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, выполненные своими руками.

Например, дети с удовольствием играют с сервизом для героев сказки, рассматривают насекомых на лесной лужайке, раскрашивают филимоновских медведей.

Акварель. Традиционная техника, но с появлением новых видов получила вторую жизнь. Это – водная краска на клеевой основе. Основные качества материала – его прозрачность, чистота и яркость цвета. Это достаточно сложный материал для изобразительного творчества дошкольников, поэтому следует вводить его аккуратно и дозировано. Начинающему маленькому художнику необходимо раскрыть «секреты» материала и работы с ним. Разнообразие видов краски (медовая, перламутровая) и приемов работы с ней (рисование по сырому, вливание краски в краску, размывание) позволяет детям создавать выразительный образ. Краска может быть использована в сюжетных и декоративных работах, а также в качестве фона к работе. Для передачи художественных образов акварель можно сочетать с другими материалами: простыми и цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, свечой, гуашью. Акварельная краска требует подбора специальной бумаги и кисточек. Соединение краски с водой приводит ребенка в мир многоцветия и волшебных превращений.

Например, дети радуются золотистой гамме осеннего натюрморта, мягкости пушистой шерстки зверят, замысловатым узорам весеннего дождя, познают законы гармонии изображая цветы в вазе.

Гуашь. Это – плотная, матовая, бархатистая краска различных видов: художественная, плакатная и флуоресцентная. В работе с детьми может быть использована для декоративных и оформительских работ, в сюжетном и предметном рисовании. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере. Краска хорошо сохнет и при высыхании светлеет, образуя однородную текстуру. Одно из самых ценных свойств гуаши – хорошая кроющая поверхность. Разнообразие приемов рисования: высветливание, наложение более светлой на темную краску и наоборот, рисование мазками позволяет детям уже младшего дошкольного возраста создавать яркие красочные работы. Гуашь – самый любимый материал детей, с помощью которого они могут в полной мере реализовывать замысел.

Например, особенно интересны и удачны работы, которые позволяют детям работать в коллективе, создавая изразцовую печь, доисторический лес с динозаврами, сказочный дворец.

Все эти материалы, обладая полярными свойствами, предлагают взрослому неограниченные возможности для воспитания и развития детей.

Сведения об авторах

Доронова Т.Н., зав. отделом дошкольного образования ФГУ ФИРО, кандидат педагогических наук.

Алиева Т.И., зав. лабораторией дошкольного образования ФГУ ФИРО, кандидат педагогических наук.

Веннецкая О.Е., зав. лабораторией раннего детства ФГУ ФИРО, кандидат педагогических наук.

Гризик Т.И., кандидат педагогических наук.

Е.В.Соловьева, ведущий научный сотрудник ФГУ ФИРО; кандидат педагогических наук.

Рунова М.А., зав. лабораторией охраны здоровья и физической культуры дошкольников ФГУ ФИРО, кандидат педагогических наук.

П. И. Храмцов, ведущий научный сотрудник лаборатории охраны здоровья и физической культуры дошкольников ФГУ ФИРО, доктор медицинских наук.

Якобсон С.Г., кандидат психологических наук.

Скоролупова О.А., консультант отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Евстратова Е.А., директор МДОУ, г. Новоуральск, Свердловская область.

Петрова И.В., главный специалист Отдела детских дошкольных учреждений Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», Забайкальский край.

Литвинова Р.М., зав. кафедрой дошкольного образования СКИПКРО, кандидат педагогических наук; Захарова Р.А., социальный педагог; Муль В.И., директор; Аксенова Н.М., зам. директора; МДОУ ЦРР д/с № 48, г. Ставрополь.

Стецко Н.А., ст. науч. сотр. лаборатории охраны здоровья и физической культуры дошкольников ФГУ ФИРО.

Гейм В.П., заместитель директора по УВР; Пятанова Л.А., педагог-психолог; Кичигина Л.Г., Суханова Ю.В., Вакина Е.И., Митрофанова М.Л., воспитатели; МДОУ д/с комбинированного вида «Солнышко», городской округ Верх – Нейвинский, Свердловская область.

Казакова Г.И., Сидоренко Т.П., воспитатели, МДОУ д/с № 11 для детей с нарушением зрения, г. Новоуральск, Свердловская область.

Шастина С.А., Рыжевская Е.Ю.,воспитатели, МДОУ д/с№12, г. Новоуральск, Свердловская область.

Манаева Н.А., Серова Т.Н., воспитатели, МДОУ № 18, поселок Вохтога, Грязовецкий район, Вологодская область.

Шакина Н.В., заместитель заведующей по УМР детского сада № 176, АНО ДО «Планета детства «Лада», г.Тольятти.

Дорохина Н.А., директор ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1649, г.Москва.

Криштопа Е.Ф., Яценко С.В., ЦРР-д/с № 21, Кучма Н.П., Рубцова И.В., ЦРР-д/с № 24, станица Медведовская, Тимашевский район, Краснодарский край.

Севостьянова Н.В., МДОУ ЦРР-д/с № 127, г.Магнитогорск.

Трегубова Л.Н., Подушка В.П, ДОУ № 31, хутор Коржевский, Славянский район, Краснодарский край.

Мелехова Н.И., Гусева Л.П., педагоги детских садов №130 и № 140 АНО ДО «Планета детства «Лада», г.Тольятти.

Глушкова Г.В., зав. лаб. игры и игрушки ФГУ ФИРО, кандидат педагогических наук.

Мусиенко С.И., Топоркова Л.А., ст. науч. сотр. лаб. игры и игрушки ФГУ ФИРО.

Шикова Т.В., заведующая; Резник Л.И., старший воспитатель, д/с № 176 АНО ДО «Планета детства «Лада», г. Тольятти.

Гавриченко Г.И., зав. ГОУ ЦРР-д/с № 2321, г. Москва

Шафран Н.М., ст. науч. сотр. лаб. дошкольного образования ФГУ ФИРО.

зам. директора ГОУ «Начальная школа – детский сад № 1649, г. Москва

Блек Г. Б., зав. ЦРР – детский сад № 3 «Радуга», г. Тихвин, Ленинградская область.

Кучина И.А, ст.воспитатель, Кузьмина О.А., воспитатель, МДОУ №353, г. Челябинск.

Круглова Н.Б., заведующая; Петухова А.А., ст.воспитатель; Аникеенко Л.В., педагог-психолог; Клешнина А.А., Рыньгач М.А. , воспитатели; МДОУ № 56, г. Апатиты, Мурманская область.

Денисова И.В, заведующая; Сидоренко Е.В., Ваганова Т.И., Шумилова Л.И., Адамова О.А., педагоги; МДОУ № 22, г. Салехард.

Кухарева Т.А., методист ИМЦ; Шинкаренко Т.С, заведующая, Максимишина В.И., зам. заведующей, Юлусова В.А., зам. заведующей, МДОУ № 11, г. Североморск.

Потапова Е.В., педагог доп. образования, ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1649, г. Москва.

1Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, Р.Н. Бунеев, Н.Ф. Виноградова (руководитель), А.В. Воронцов, Л.А. Вохмянина, Л.Н. Галигузова, Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, Л.Е. Журова, Л.М. Зеленина, З.А. Клепинина, Л.Н. Комиссарова, Н.М. Конышева, А.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Ю. Мещерякова, П.Г. Нежнов, Б.М. Неменский, И.А. Петрова, Л.В. Поздняк, В.В. Рубцов, Н.Г. Салмина, Е.О. Смирнова, Р.Б. Стеркина, Л.П. Стойлова, Г.А. Цукерман, Е.Г. Юдина, В.Я. Яшина.

2 В Центральном Федеральном округе – Московская (Раменский район),  Тульская (г. Алексин), Липецкая (г. Липецк, Елец), Тамбовская, Орловская области, город Москва;

в Приволжском Федеральном округе – Самарская (г. Тольятти) и Оренбургская области, Пермский край (г.Пермь), Республика Татарстан, Удмуртская Республика;

в Северо-западном Федеральном округе – Вологодская, Мурманская, Ленинградская (г. Тихвин), Псковская (г. Великие Луки) области;

в Сибирском Федеральном округе – Иркутская область, Забайкальский край (г.Краснокаменск), Республика Алтай;

в Южном Федеральном округе – Ставропольский и Краснодарский края, Республика Северная Осетия-Алания;

 в Уральском Федеральном округе – Челябинская (г. Челябинск, Магнитогорск) и Свердловская (г. Новоуральск, Верхневенский район) области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (г. Урай), Ямало-Ненецкий автономный округ (г. Салехард, Муравленко);

в Дальневосточном Федеральном округе – Чукотский автономный округ,  Республика Саха (Якутия).

3 Реализация данного блока предполагает ежедневное чтение детям (не менее 30 мин.) художественной и познавательной литературы.

4 Охват детей дошкольным образованием – доля детей, получающих услуги дошкольного образования, от общей численности детей дошкольного возраста.

5 Показатель удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования – доля детей, получающих услуги дошкольного образования, от общей численности детей дошкольного возраста, нуждающихся в услугах дошкольного образования.

6 О рамочной конструкции среды группового помещения см. Короткова Н.А. Предметно-пространственная развивающая среда для групп старшего дошкольного возраста.//Ребенок в детском саду. – 2007. - № 4.

7 Научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования/Под ред. В.И. Слободчикова. – М., 2005.

8 См. статью Глушкова Г.В., Мусиенко С.И. Новые санитарно- эпидемиологические правила и нормы для ДОУ.// Ребенок в детском саду. -2004. -№ 5.

9 Подробнее об крупных маркерах игрового пространства см. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности в кн. «Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующих» (под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой, М.: Элти-Кудиц, 2003; а об игровых макетах и их значении см.: Н.А.Короткова, И.Л.Кириллов. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1997. - № 6.

10 Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 208 с.

11 См. Короткова Н.А. Предметно-пространственная развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста// Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2007

12 Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах: пособие для дошкольных педагогов и психологов.- М., 2002. - 43 с.

13 Н.А.Короткова. Предметно-пространственная развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста //Из ДОУ в школу/Автор-составитель Т.Н.Доронова – М.:Линка-Пресс, 2007

14 Подробнее см. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности в кн. «Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующих» //Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой, М.: Элти-Кудиц, 2003

  1. "Реализация права на дошкольное образование: законодательный аспект"

    Закон
    Уважаемые коллеги, уважаемые гости, приглашенные! Мы сегодня открываем парламентские слушания на тему "Реализация права на дошкольное образование: законодательный аспект".
  2. План работы западного окружного управления образования департамента образования города москвы (2)

    Документ
    Научно-практический семинар для учителей физкультуры, председателей методических объединений начальных классов, психологов района Фили - Давыдково по теме: «Инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
  3. «Условия и технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении» для специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих начальное и дошкольное образование, специалистов рмк, гмц, курирующих дошкольное образование, руководителей доу

    Документ
    22 августа 2011 года на базе Курского государственного университета состоялась дискуссионная площадка по теме «Условия и технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении» для специалистов
  4. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, п

    Реферат
    Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, пели, слушали и рассказывали сами стихотворения, сказки, то перед школой
  5. Рекомендации специалистов родителям по подготовке детей к школе и коррекции их развития. Издание восьмое, переработанное и дополненное (1)

    Документ
    «Первый раз в первый класс» - сборник справочно – информационных материалов и ответов на наиболее часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников о нормативной базе реализации конституционного права на образование и структуру
  6. Рекомендации специалистов родителям по подготовке детей к школе и коррекции их развития. Издание восьмое, переработанное и дополненное (2)

    Документ
    «Первый раз в первый класс» - сборник справочно – информационных материалов и ответов на наиболее часто задаваемые вопросы родителей будущих первоклассников о нормативной базе реализации конституционного права на образование и структуру
  7. Рабочая программа дополнительной подготовки в области семейного воспитания Специальность 050704 Дошкольное образование

    Рабочая программа
    Выпускник специальности 050704 Дошкольное образование с дополнительной подготовкой в области семейного воспитания готовится к работе в качестве воспитателя детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, а также
  8. Задачи профессиональной деятельности выпускника Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование

    Документ
    - Основным видом профессиональной деятельности, к которой готовится бакалавр по направлению Педагогическое образование Профиль Дошкольное образование, является педагогическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях.
  9. Рабочая программа дополнительной подготовки в области воспитания детей раннего возраста Специальность 050704 Дошкольное образование

    Рабочая программа
    Государственный образовательный стандарт средних специальных учебных заведений по специальности 050704 «Дошкольное образование» предусматривает изучение студентами программы дополнительной подготовки в области воспитания детей раннего возраста.

Другие похожие документы..