Программа по дисциплине «Социология коммуникации» для специальности 020300 социология (шифр и название специальности)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по дисциплине

« Социология коммуникации»

для специальности 020300 - социология

(шифр и название специальности)

факультета социологии и философии

дневной/заочной формы обучения

Очная Заочная

Курс ……………………………………………… 4 3

Семестр …………………………………………. 7 5

Всего аудиторных часов ………………………. 45 16

Лекции, час …………………………………….. 36 12

Практические (семинарские) занятия, час ……..9 4

Самостоятельная работа, час ………………….. 55 84

Экзамен (семестр) ……………………………… 7 5

г. Ижевск

2002

Составители рабочей программы:

Преподаватель курса:

ассистент кафедры социология _________________ Сысоева С.И.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

Консультант (для ассистентов):

Зав. кафедрой, д. филос. н, проф. ________________ Ладыжец Н. С.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры социологии

«________» _______________ 2002 г.

Заведующий кафедрой ________________ Ладыжец Н.С.

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрено методической комиссией факультета социологии и философии

«_________» ______________ 2002 г.

Председатель

методической комиссии ________________ Макарова М.Н.

(подпись) (Ф.И.О.)

Наименование курса «Социология коммуникации»

Распределение часов по темам курса и видам занятий

Тема

Количество часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Введение в теорию социальной коммуникации

Основные теоретические подходы к изучению социальной коммуникации

Модели коммуникации и коммуникативного акта

Типология коммуникации

Функции коммуникации

Семиотика коммуникации

Социологические доминанты коммуникации

Межличностная коммуникация

Групповая и массовая коммуникация

Всего:

4

4

4

4

2

6

4

4

4

36

2

2

2

2

1

9

6

6

6

6

6

6

6

6

7

55

Тематическое содержание курса

Тема 1. Введение в теорию социальной коммуникации( 4 час.)

Происхождение коммуникативной деятельности. Объект и предмет изучения социологии коммуникации: общение, коммуникация и речевая деятельность. Базовые составляющие социальной коммуникации. Коммуникативная деятельность, коммуникативное событие и коммуникативный акт. Определение понятия «социальная коммуникация». Коммуникативная деятельность и ее формы. Виды коммуникативных событий.

Основная литература:

  1. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997 г.

  2. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976 г.

  3. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000 г.

Дополнительная литература:

1. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. М., 1980 г.

Тема 2. Основные теоретические подходы к изучению социальной коммуникации (4 часа)

Информационный подход. Концепции информации в современной науке, единство информационного подхода. Информация как отражение, типы информации. Социальная информация и ее виды. Информационная деятельность и информационное обслуживание.

Семиотический подход. Понятие о семиотике. Символизм. Структурная лингвистика. Семиотический треугольник, семантика, синактика, прагматика, искусственные языки.

Смысловой подход. Определение понятия «смысл». Классификация культурологических смыслов. Познавательное и коммуникативное понимание.

Системный подход .Определение понятия «система». Виды систем. Знаковые и смысловые системы. Социальная информационно-коммуникативная система (СИКС).

Деятельностный подход. Коммуникативная деятельность. Игра и коммуникативная деятельность. Виды коммуникативных игр.

Литература:

  1. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997 г.

  2. Качанов Ю.Л. Резервы и тупики марксистской социологии // Социо-логос. Вып. 1., М, 1991 г.

  3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983 г.

  4. Капустин Б. Г. Неомарксистская социология: поворот или кризис?// Социологические исследования. 1986 № 3

Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М.,1984 г.

Тема 3. Модели коммуникации и коммуникативного акта (4 часа)

Моделирование коммуникации в разных науках. Модель коммуникации К.Шеннона и У. Уивера. Функциональная модель коммуникации Р.О.Якобсона. Нелинейные модели коммуникации.

1.       Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994.

2.       Винер Н. Информация, язык и общество // Кибернетика. М.: Наука, 1983. С.236-248.

3.       Волошинов В.Н. (М.М.Бахтин). Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. М.: Лабиринт, 1993.

4.       Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М.:Прогресс, 1995. С.95-142.

5.       Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994.

Семинарское занятие по теме «Модели коммуникации и коммуникативного акта»

Коммуникативное событие «Экзамен по социологии коммуникации» проанализировать с точки зрения коммуникативных моделей рассмотренных в лекции.

Лекция 4. Типология коммуникации (4 часа)

Единицы анализа коммуникативного процесса: коммуниканты, сообщения, средства коммуникации, условия коммуникации. Формы коммуникации. Виды коммуникации. Уровни коммуникации: семиотический, лингвистический, металингвистический, паралингвистический и синтетический уровни коммуникации. Коммуникативная среда и сферы коммуникации.

Литература:

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.

  2. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991.

  3. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Изд-во Буковского, 1995.

  4. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. М.: Ось-89, 1998.

  5. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.

  6. Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. С. 210-215.

  7. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20

Тема 5. Функции коммуникации ( 2 часа)

Цели коммуникации и человеческие потребности. Функции коммуникации и коммуникативного акта: эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метакоммуникативная. Модель М. Хэллидея «ситуативный тип». Речевое воздействие и речевое взаимодействие.

Литература:

  1. фон Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

  2. Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи // Социальная лингвистика. М.: Аспект-пресс, 1996. С. 7-29.

  3. Расторгуева Л.В., Кашкин В.Б.. Реальный отзвук и коммуникативное взаимодействие (на материале политического дискурса) // Языковая структура и социальная среда. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 5-10.

  4. Якобсон Р.О. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. С. 319-330.

Тема 6. Семиотика коммуникации ( 6 часов)

Основы знаковой теории. Знак и система знаков. «Треугольник Фреге». Разделы семиотики: семантика, прагматика и синтактика. Признаки, сигналы, знаки. Иконические, индексальные и символические знаки. Основные принципы семиотики: принцип принципиальной арбитрарности знака, принцип системно-исторической обусловленности знака,  принцип асимметричного дуализма, принцип границы семиотической системы, принцип многоуровневости семиозиса. Взаимосвязь семантики и прагматики.

Литература:

  1. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: ИПЛ, 1968.

  2. Кондратов А. Звуки и знаки. М.: Знание, 1978.

  3. Мисюров Д.А. Политика и символы. М.: РИП-холдинг, 1999.

  4. Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1998.

  5. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995.

  6. Семиотика. М.: Прогресс, 1990.

  7. Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971.

  8. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, 1995.

  9. Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.

Тема 7. Социологические доминанты коммуникации (4 часа)

Стратификационная группа социологических доминант коммуникации. Основные категории: социальный статус, социальная дифференциация, интеграция и интерференция.

Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Основные категории: коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и коммуникативная установка.

Оценочная группа социологических доминант коммуникации. Основные категории: система ценностей, ценностная ориентация, самооценка.

Функциональная группа социологических доминант коммуникации. Функции коммуникации: контактоустанавливающая, самопрезентации, апеллятивная, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная, перформативная.

Литература:

  1. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984 г.

  2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997

Тема 8. Межличностная коммуникация (4 часа)

Особенности невербальной коммуникации. Структура речевой коммуникации. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки. Модели коммуникативной личности. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный и функциональный.

  1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.

  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.

  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. С.189-198.

  4. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1998. С. 113-170.

  5. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Глава 5. Пресс-секретарь. СПб.: Изд-во Буковского, 1995 (1997).

  6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.

  7. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. С.164 сл.

Тема 9. Групповая и массовая коммуникация (4 часа)

Понятие «Социальная группа». Социальные роли, лидерство, коммуникация. Коммуникация в организации. Система отношений в различного вида организациях. Структура и функции организации. Коммуникационный потоки в организации Деловая коммуникация. Специфика массовой коммуникации и ее функции.

Литература:

  1. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Глава 3. Организация. СПб.: Изд-во Буковского, 1995 (1997). С.20 сл.

  2. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Глава 3. Глава 5. Глава 6. М.: Центр, 1998. С. 296 сл.

  3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. Глава X, XI, XII.

  4. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 1998.

  5. Лапинская И.П. Русский язык для менеджеров. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994.

  6. Язык и массовая коммуникация. М., 1984.

Тематические блоки вопросов к экзамену для студентов

1. Методологические основания изучения социальной коммуникации

2. Основные теоретические подходы к изучению социальной коммуникации

3. Модели коммуникации и коммуникативного акта

4. Типология коммуникации

5. Функции коммуникации

6. Семиотика коммуникации

7. Социологические доминанты коммуникации

8. . Межличностная коммуникация

9. Групповая и массовая коммуникация

Литература и методические материалы для самостоятельной работы

1. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Глава 3. Организация. СПб.: Изд-во Буковского, 1995 (1997). С.20 сл.

2. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Глава 3. Глава 5. Глава 6. М.: Центр, 1998. С. 296 сл.

3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. Глава X, XI, XII.

4. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства (круглый стол)// Социс № 7 2000

  1. Программа по дисциплине «История западной социологии» (название дисциплины) для специальности

    Программа
    Библиографическая справка и источники влияния. Классификация наук. Предмет и задачи социологии. Методы социологии. Социальная статика. Социальная динамика.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  3. Решения заседания Научно-методического совета фгбоу впо «ргутиС» от 22 декабря 2011 года Присутствовали: 50 (явочный лист прилагается) Повестка дня (1)

    Документ
    Постановили: соблюдать установленные в плане сроки предоставления учебно-методических изданий на рецензирование и экспертизу. Корректировку плана изданий осуществлять через служебные записки на имя проректора, курирующего методическую работу (Ананьева Т.
  4. Решения заседания Научно-методического совета фгбоу впо «ргутиС» от 22 декабря 2011 года Присутствовали: 50 (явочный лист прилагается) Повестка дня (2)

    Документ
    всем руководителям ООП в соответствии с Приказом № 76/7 от 15.08.2011 «О структуре образовательной деятельности университета по программам высшего и послевузовского профессионального образования» до 1 февраля 2012 г.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Имиджелогия» является специализированным курсом по выбору. 0н предназначен для более углубленной подготовки студентов по вопросам психологических аспектов конструирования имиджевых характеристик.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Имиджелогия» (ДС.
  7. Социологического исследования (2)

    Книга
    В учебнике рассматриваются методология, методики и техники соци­ологического исследования. Особое внимание уделено видам социологи­ческого исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме
  8. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.
  9. Курсовая работа Парадигмы социального познания

    Курсовая работа
    Понятие «современная социология» далеко не однозначно. Оно употребляется и в самом широком смысле – как социология всего XX столетия, и в сравнительно более узком, но тоже достаточно широком смысле – как социология, сложившаяся лишь

Другие похожие документы..