З. Г. Найденова, кандидат пед наук, зав кафедры проектирования региональных образовательных систем, председатель областной конкурсной комиссии «Школа года» и«Учитель года» (глава 1, § 1)

Школа как
культурно-образовательный центр

Учебно-методическое пособие

Под общей редакцией З.Г.Найденовой и С.А.Лисицына

Санкт-Петербург

2003

Печатается на основании договора № 30 от 06.11.03 на выполнение работ по научно-методическому обеспечению программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы, заключенного между Комитетом общего и профессионального образования и Ленинградским областным институтом развития образования и РИСа ЛОИРО.

Авторы:

З.Г.Найденова, кандидат пед. наук, зав. кафедры проектирования региональных образовательных систем, председатель областной конкурсной комиссии «Школа года» и «Учитель года» (глава 1, § 1);

С.А.Лисицын, профессор, кандидат ист. наук, ректор ЛОИРО, зав. кафедрой истории и социальных наук (глава 1, § 2);

С.В.Тарасов, доктор психологических наук, профессор, член областной конкурсной комиссии «Школа года» (глава 1, § 3).

Авторы-составители:

Л.Б.Куценко-Барскова, кандидат педагогических наук, зав. кабинетом ПОиЭР, член областной конкурсной комиссии «Школа года» и «Учитель года» (ответственный автор-составитель);

Н.К.Бердникова, начальник отдела по работе с педагогическими и руководящими кадрами Комитета общего и профессионального образования, председатель оргкомитета областной конкурсной комиссии «Школа года» и «Учитель года»;

Л.В.Турочкина, методист кабинета ПОиЭР, член областной конкурсной комиссии «Школа года»;

Л.Д.Симонова, директор гимназии г.Кингисеппа;

Е.Я.Каткова, директор Шумской СШ Кировского района.

Рецензенты:

В.П.Коряковцев, канд. пед. наук, зав. ЦНИР ЛОИРО;

И.С.Урсу, канд. социол. наук, доц. каф. социологии РГПУ им. А.И.Герцена

Технический редактор:

Н.В.Чепулис, методист кабинета педагогического опыта и экспериментальной работы.

Школа как культурно-образовательный центр: Учебно-методическое пособие. /Под общ. ред. З.Г.Найденовой и С.А.Лисицына. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 174 с.

В основу учебно-методического пособия «Школа как культурно-образовательный центр» легли материалы по результатам конкурса «Школа года-2003», которые помогут руководителям ОУ лучше освоить теоретические основы управления, изменить взгляд на цели, содержание конкурсного движения, обобщение инновационного опыта и представления документов в соответствии с требованиями данного конкурса.

Данное пособие рекомендовано руководителям ОУ, специалистам методических служб, органов управления образованием и преподавателям институтов повышения квалификации и переподготовки учителей.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 8

Глава 1. Методологические аспекты гуманизации инноваций в региональном образовании 13

§ 1. Педагогические основы
развития регионального образования 13

§ 2. Социокультурное пространство России и региональная образовательная среда творческого развития специалиста 20

§ 3. Образовательная среда школы
и социализация личности 31

Глава 2. Практический опыт
образовательных учреждений 43

§ 1. Модель развития Кингисеппской гимназии 43

1.1. Управление качеством реализации программ 43

  • Общая стратегия, основные направления
    и задачи развития гимназии 47

  • Образовательный процесс в начальной школе (прогимназия) 56

  • Образовательный процесс в основной школе
    (II ступень обучения гимназии) 59

  • Образовательный процесс в старшей школе
    (III ступень обучения гимназии) 65

  • Ресурсное обеспечение реализации образовательных программ 76

  • Организационно-методические условия 78

  • Психолого-педагогические условия 86

1.2. Воспитательная система 90

  • Основы системы воспитания 90

  • Концепция воспитательной системы 91

  • Психологическая служба гимназии 95

  • Медико-оздоровительный центр 105

Приложения 108

  • Характеристика образовательной программы начального общего образования 108

  • Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа
    начального общего образования 110

  • Характеристика гимназической программы основной школы 111

  • Характеристика учащихся основной школы 114

  • Характеристика гимназической программы профильной школы 117

  • Характеристика учащихся профильной школы 119

  • Программа воспитательной системы 120

  • Программа развития гимназии на 2003-2007 гг. 127

  • Структура и направления деятельности психологической и медицинской службы ОУ 130

  • План действий по реализации программы
    Кингисеппской гимназии до 2005 года по направлениям 132

  • Схема взаимосвязей МОУ «Кингисеппская гимназия» с общественностью,
    микрорайоном, образовательными учреждениями 135

§ 2. Модель развития Шумской средней школы
Кировского района 136

2.1. Характеристика социума 136

2.2. Характеристика специфики
содержания образования 144

  • Учебный план школы 149

  • Характеристика образовательной программы
    начального общего образования 150

  • Характеристика образовательной программы основной общеобразовательной школы (2 ступень обучения). 153

  • Характеристика образовательной программы
    полного среднего образования. 156

2.3. Воспитательная система 158

  • Этапы формирования воспитательной системы 162

  • Перспективы развития 171

Приложения 174

  • Структура ученического самоуправления
    МОУ «Центр образования Шумской волости» 174

  • Положение о ученическом самоуправлении 175

  • Структура школьного самоуправления 178

  • Конституция школьной республики 179

  • Диагностика 182

Глава 3. Задания для практических занятий 188

Дополнительная литература 192

Введение

Есть разные истины.

Твоя, моя, его. Наши истины

неодинаковы вчера и сегодня.

А завтра и твоя и моя истина

будут другими.

Я.Корчак.

Святая наука – расслышать друг друга…

Б.Окуджава.

Данное пособие является практико-ориентированным. Оно дает возможность оценить практические аспекты содержательной деятельности педагогических коллективов по формированию культурно-образовательной среды с позиции теории. Содержание учебно-методического пособия, опираясь на критерии оценки Положения о конкурсе «Школа года-2003», структурировано и изложено именно в этой логике.

Глава 1 посвящена методологическим аспектам гуманизации инноваций в региональном образовании, в которой рассмотрены педагогические основы развития системы регионального образования, основные положения, принципы и условия его обновления, взаимосвязи социокультурного пространства России и региональной образовательной среды творческого развития специалиста, подходы к изучению эффективности образовательной среды школы, особенности взаимодействия личности и образовательного учреждения.

С целью конкретизации методологических положений в главе 2 представлен практический опыт гимназии г.Кингисеппа –победителя областного конкурса «Школа года-2003» в номинации «Городская школа» и Шумской СШ Кировского района – лауреата областного конкурса «Школа года-2003» в номинации «Сельская школа», который является ярким примером влияния конкурсного движения на гуманизацию регионального образования.

В современных условиях от педколлективов требуются новые подходы к решению задач образовательного процесса, учет интересов и потребностей ребенка. В описании педагогического опыта гимназии г.Кингисеппа и Шумской СШ Кировского района показано, как новая образовательная парадигма в условиях городской и сельской школы меняет тип социализации личности, формирует новый тип отношений. При этом следует отметить, что цель двух школ как культурно-образовательных центров – это формирование человека, способного к культурному созиданию, продуктивному диалогу с природой, с социумом. Следовательно, авторы-составители попытались показать, как культурно-образовательные идеи обуславливают содержание и направленность педагогической работы, принципы и подходы к построению целостного, ценностно-ориентированного, открытого, саморазвивающегося образовательного процесса, к формированию личности созидательного типа, способной к созданию собственной жизни, преобразованию среды обитания и общения сообразно своей личностной «культуре достоинств» (Л.Выготский)., а также - какие возможности для развития ребенка предоставляют школы как субъекты культуры, какие используются методические средства, повышающие познавательную активность школьника в его взаимодействии с образовательной средой, как происходит продвижение ребенка по ступеням личностного становления, личностного образования, с учетом его психофизиологических и интеллектуальных возрастных особенностей.

В двух главах акцент делается также на то, что понимание ребенка как носителя особого культурного мира, в котором действуют свои законы, ценности, субординации, свой язык, смыслы и символы, требует новых подходов к подготовке и переподготовке учителей, руководителей как носителей педагогического творчества. Именно смена типа педагогического мышления позволит каждому участнику образовательного процесса осознать себя как субъекта педагогической практики, сформировать культурно-образовательную среду школы, направленную на реализацию компетентностного подхода в процессе обучения, саморазвитие.

Какие же они ОУ, руководители, педколлективы-победители, лауреаты конкурса «Школа года-2003»? Ведь детям можно дать только то, чем владеешь сам. Только личность педагога по-настоящему воспитывает личность ученика. Мы живем во времена, когда в обществе бушует озлобленность, недоверие, ожесточенность, безверие, когда на всех уровнях провозглашают, чтобы педколлективы работали с «душой», несмотря на низкую зарплату и полнейшее одиночество со своими нуждами. А на практике «души прекрасные порывы» поддерживаются редко, они не нужны, востребована экспертами результативность обучения и воспитания. При этом все понимают, что любые педагогические технологии без души, без высокой мотивации безжизненны, а настоящие результаты образования всегда отсрочены и оценки выставляет сама Жизнь во всех ее проявлениях. Прав был Платон, когда писал: «Образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки». Каким же тогда должно быть образование в современных школах? В чем особенность данных моделей образовательного процесса? Какие условия созданы для достижения высокого качества образования? Какая культурно-образовательная среда формирует личность учителя и ученика? На эти и многие другие вопросы авторы-составители попытались дать ответ в обобщенном инновационном опыте.

Цель раздела 3 «Задания для практических занятий» не просто дать представление об объеме, характере, направлениях образования, реализуемых в вышеуказанных школах, но выработать свое или коллективное мнение о том, какой может быть развивающая среда, в которой идет обучение, воспитание и развитие личности учащегося, становление и самоактуализация его характера, социального статуса.

Специально подобранные задания направлены на различные виды деятельности обучаемых взрослых, на обсуждение проблем на круглых столах, семинарах для участников конкурсного движения «Школа года», на развитие методологической культуры руководителя школы, освоение теоретических основ инновационного, вариативного образования.

Использование учебно-методического пособия на практических занятиях со слушателями может содействовать плавному переходу от репродуктивного, исполнительского педагогического мышления к продуктивному, самостоятельному, целеосмысленному проектированию образовательного процесса школы как модели социокультурного пространства, где совершается становление личности.

Разработанная система проблемных заданий и ситуаций, включенных в раздел 3, будет также способствовать формированию устойчивых и действенных профессиональных исследовательских знаний и умений, создавать условия для переноса усвоенных способов организации педагогического процесса в собственную практическую деятельность. Авторский коллектив надеется, что результатом практических занятий или самообразования станет новый взгляд на объект, содержание, переосмысление ценностей, основ управления конкретного ОУ, проектирование модели будущего развития школы или территории.

Такая форма научно-методической поддержки как разработка учебно-методических пособий по инновационным моделям школ становится одним из решающих факторов обеспечения успеха модернизации.

В свою очередь, разработчики данного пособия обращают внимание педагогов и руководителей на то, что описание опыта инновационной деятельности своего учреждения – это процесс достаточно сложный, требующий знаний педагогики и психологии, знаний научных исследований, педагогических технологий (новых, традиционных), а также умения показать степень новизны своего опыта. Оформление результатов инновационного педагогического опыта можно осуществлять по следующему алгоритму:

  • краткое обоснование выбора темы и ее актуальность;

  • объект, предмет, цель, гипотеза, основные задачи;

  • основные методы исследования и конкретные методики;

  • этапы (сроки и содержание);

  • критерии результатов;

  • основные аргументированные результаты ОЭР (количественные результаты, доказывается достоверность и обоснованность, дается теоретическая интерпретация);

  • основные выводы и предложения;

  • новизна ОЭР, ее теоретическая и практическая значимость (какие новые, ранее неизвестные педагогические факты открыты в процессе эксперимента, как его результаты влияют на развитие теории, какую практическую ценность они представляют для региональной системы образования);

  • апробация и внедрение результатов эксперимента в практику (рассмотрение результатов ОЭР через конференции, семинары, совещания, отражение их в печати и т.п.).

Авторы еще раз подчеркивают, что методический аппарат данного учебно-методического пособия позволит руководителям ОУ отработать вышеназванные требования к описанию инновационного педагогического опыта как в процессе курсовой подготовке по экспериментальной деятельности, так и в процессе самообразования.

Рекомендуем участникам конкурсного движения, руководителям инновационных школ не копировать обобщенный опыт, а извлечь только идеи.

  1. Ленинградский областной институт развития образования

    Документ
    Печатается на основании договора № 1 от 15.11.05 г. на выполнение работ по научно-методическому обеспечению программы развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы, заключенного между Комитетом общего и профессионального
  2. Итоги 2005 2006 учебного года в чипкро 4 Совершенствование региональной системы специального образования 12

    Документ
    Зинченко В.П., д.п.н., профессор, академик Российской академии образования, почетный член Американской академии искусств и наук, зав. кафедрой психологии Международного университета природы, общества и человека (Дубна).
  3. Л. Б. Куценко-Барскова (предисловие, статья, творческие задания-рекомендации, приложения)

    Статья
    Печатается на основании договора № Д.46.25.06.07.0227 от 25.06.07 г., заключенного между Комитетом общего и профессионального образования и Ленинградским областным институтом развития образования и РИСа ЛОИРО
  4. Методика экспертизы программ основных и специальных курсов 6 Аналитическая справка 15

    Бюллетень
    Цель настоящего издания – информирование об организации системы мониторинга качества образования в ИвГУ, ее документационном, научно-методическом обеспечении и функционировании; систематизация и анализ данных мониторинга внутренней
  5. Методика экспертизы программ основных и специальных курсов 5 Аналитическая справка 14

    Бюллетень
    Цель настоящего издания – информирование об организации системы мониторинга качества образования в ИвГУ, ее документационном, научно-методическом обеспечении и функционировании; систематизация и анализ данных мониторинга внутренней
  6. Кратология – наука о власти к читателю

    Документ
    Данная монография является самостоятельным иссле­дованием возможности и необходимости, особенностей и последствий систематизации научных знаний и представле­ний о власти как уникальном феномене в жизни человече­ского общества, фактически

Другие похожие документы..