Гендерная

Возник феминизм во Франции в период Великой революции — в конце XVIII в. В этот период Олимпия де Гуж "выступила с «Декларацией прав женщин», и это был единственный протест против существовавшего противоречия в законодательстве: с одной стороны, декларация прав человека провозглашала равенство всех людей, с другой стороны, по кодексу Наполеона, женщине отводилось место только в семье (т. е. более низкий общественный статус, чем у мужчин). Декларация прав женщин требовала предоставить женщинам равные с мужчинами избирательные права, право участвовать во всех общественных мероприятиях и право занимать все должности. Конвент разрешил женщинам участвовать в обсуждении политических вопросов и выступать в печати. Однако права голоса женщинам предоставлено не было. Во время революционных событий 1848 г. вопрос об избирательном праве для женщин был поставлен вновь, и вновь в этом было отказано.

В середине XIX в. в Англии активно развивается движение суфражисток (от англ. suffrageголосование). Они добились права участия в муниципальных выборах, но только для незамужних женщин, платящих государственные налоги. В 1867 г. в Лондоне было создано первое международное женское общество. Его президентом стал мужчина — известный ученый и общественный деятель Джон Стюарт Милль.

В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление — аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией. И он в самом деле был отменен — в конце XIX в., хотя аболиционистов и обвиняли в призыве к разврату.

Наибольшего успеха феминистки добились в США: им разрешили быть школьными учителями, и к концу XIX в. среди учителей общественных школ две трети составляли женщины. Избирательных прав пришлось добиваться дольше Важно, что борьба за права женщин шла параллельно с борьбой за отмену рабства.

Политические требования выдвигались параллельно с экономическими и c требованиями предоставить право на образование. В ряде стран женщины доби

16 Глава 1. Введение в гендерную психологию

лись включения их в экономическую жизнь (опять же — незамужние) и обнаружили, что их труд ценится слишком дешево. Были созданы женские профсоюзы — для борьбы за экономические права (в начале XX в. они действовали во многих странах Европы и Америки).

В России движение «равноправок» ставило более узкие задачи — право на образование и трудовую деятельность. В конце 1880-х гг. в Москве, Одессе и Петербурге были открыты высшие женские курсы, которые готовили врачей и учителей (в Петербурге они назывались Бестужевскими — по имени основателя), женский медицинский институт, женский педагогический институт. Хотя избирательное право ряду женщин (по имущественному цензу) было предоставлено, но голосовать от их имени могли только мужчины (мужья или родственники). Были созданы общественные женские организации, которые оказывали помощь нуждающимся женщинам (в жилье, поисках работы, деньгах).

Иногда феминистки (не все) прибегали к эпатажным формам борьбы: демонстрациям, пикетам, поджогам, призывам к отказу от семьи, брака, детей, бойкотированию любых форм общения с мужчинами-поработителями, пропаганде лесбийской любви.

Феминизм на протяжении своей истории неоднороден. Вот некоторые из его направлений:

  1. Амазон-феминизм доказывает физическое равенство (или даже превосходство) женщин над мужчинами. Образ женщины-богатыря противопоставляется традиционному патриархатному стереотипу о слабой и беззащитной женщине. В борьбе используются сила и напористость.

  2. Культурный феминизм пытается доказать, что женщины от природы лучше мужчин, поэтому, если женщины будут у власти, мир будет организован более справедливо — не будет войн, экологических катастроф и т. п. Ориентирован на некоторую изолированность от мужской культуры. Создаются культурные женские клубы, кризисные центры для женщин.

  3. Сепаратизм пропагандирует радикальное размежевание полов — разрыв всех коммуникативных связей с мужчинами. Только в изоляции от мужчин и их постоянного влияния возможен личностный рост женщин. Мероприятия проводят только для женщин. При этом путать сепаратисток с лесбиянками неправомерно.

  4. Радикальный феминизм (появился в 1967 г.) выдвигает положение о том, что дискриминация женщин пронизывает всю человеческую культуру и устранить ее можно только с помощью социальных изменений. Утверждается необходимость разграничения биологических различий между мужчинами и женщинами и культурно созданных гендерных стереотипов, которые приобретают статус обязательной нормы. От последних необходимо избавляться.

  5. Гуманистический, или интеллектуальный, феминизм возник сравнительно недавно. Считается, что маскулинная культура деформирует и подавляет не только женщин, но и мужчин. В ней утверждается культ силы. Мужчинам и женщинам навязываются роли: сильного и агрессивного добытчика и господина и слабой и беззащитной, экономически зависимой подчиненной. Поэтому следует пересмотреть ценности и нормы общества и по-иному выстроить гендерные роли и мужчин и женщин (Усачева, 1994).

Краткая история формирования гендерной психологии 17

Еще одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях (Багрунов, 1981). Это побудило исследователей сравнивать этих представите лей между собой. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий.

Прежде всего появились работы, которые целиком были посвящены одной из этих двух проблем.

В 1899 г. выходят две книги русского автора П. Е. Астафьева — «Понятие психического ритма как научное основание психологии полов» и «Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки». Он выделяет время как важный фактор психической жизни (быстрота смены психических актов и событий). По этому фактору различаются психические типы мужчин и женщин. Женщин отличает более быстрый психический темп, мужчин — замедленный. Эти особенности психического ритма определяют половые различия, которые проявляются в следующих показателях. Для женщин характерны:

1) большее развитие бессознательной сферы;

2) такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практи
ческое мышление, склонность к синтетическому мышлению, меньшая произ
вольность ассоциаций, слитность и эмоциональность представлений;

  1. пассивность чувств, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность;

  2. слабость воли и слабый контроль за эмоциями;

  3. легкая возбудимость;

6) в речи и общении — выразительность движений, мимики, голоса; разговорчи
вость и склонность к повторениям в речи;

  1. большее тщеславие (проявляется в кокетстве, склонности к украшениям);

  2. неспособность к оригинальному творчеству (этим объясняется отсутствие успехов в науке и искусстве, однако женщины могут быть хорошими популяризаторами науки и подражателями в искусстве);

  3. податливость влиянию окружающих;

  1. успехи в качестве актрис и певиц (объясняются эмоциональной выразительностью);

  2. неспособность к политической деятельности.

Таким образом, призвание женщины заключается не в том, чтобы творить, а в том, чтобы быть надеждой общества — женственной женщиной.

Соответственно мужчинам свойственны противоположные характеристики: аналитическое мышление, способность к сосредоточению внимания, сильная воля, краткая речь и т. п.

Для мужчин также характерна индивидуальность во внешности и характере, отсутствующая у женщин. Эти различия объясняются строением тела: у мужчин оно угловатое, определенное, резко очерченное, а у женщин — волнообразное и мягкое.

Последний аргумент мы не рассматриваем в силу его наивности. Что же касается других различий, то они просто плод умозрительных построений автора. Хотя он и ссылается на «доказательства психологов» (в основном на труды немец-

18 Глава 1. Введение в гендерную психологию

кого ученого Рудольфа Лотце, автора «Медицинской психологии» (1852)), в то время психология половых различий еще не располагала подобными доказательствами, так как ее, по существу, еще не было.

В более поздних исследованиях многие предположения о различии полов не подтвердились (в частности, мужчины превосходили женщин по скорости почти всех реакций), другие же получили свое подтверждение (характер речевого поведения мужчин и женщин, большая оригинальность мужчин).

Работа австрийского ученого Отто Вейнингера (1880-1903) «Пол и характер» вызвала бурю споров, которые не утихают до сих пор. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой стороны, некоторые из них совершенно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам).

Сенсационна была сама история появления книги. Выпустив ее, 23-летний Вейнингер покончил с собой. Мысли, высказанные в ней, были новы и нарушали общепринятые нормы морали. Но нас интересуют только те из них, которые были продуктивны для дальнейшего развития гендерной психологии. Это идеи: а) о бисексуальности и андрогинии; б) о половых различиях в психике; в) о гендерных сексуальных взаимоотношениях.

По Вейнингеру (1991), кроме двух основных полов существуют «промежуточные формы пола». Мужское и женское — это два полюса идеальных состояний (подобно физическим состояниям — идеальный газ, к примеру). Они образуют два конца континуума, а между ними располагаются бесчисленные переходные ступени. К примеру, это мужчины с женскими формами (широким тазом, большой грудью, малой волосистостью тела) и женщины — с мужскими формами (с узкими бедрами, плоской грудью, низким голосом и усами). Причем это не отклонение от нормы (гермафродитизм), а сама норма. Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами, т. е. человек по своей природе бисексуален — одновременно и мужчина и женщина. Чем больше в человеке выражено женское начало (сейчас бы мы сказали — степень фемининности), тем в большей степени он сексуален: таковы мужчины-донжуаны и многие женщины. Сексуальность и связанная с нею любовь являются центром жизни женщины: для нее имеет значение дефлорация, брачная ночь и т. и. Сексуальные переживания женщины более богаты, чем у мужчины, в силу большей площади эрогенных зон на ее теле. Она всегда сексуальна, а мужчина — лишь временами (эти взгляды на половые различия в сексуальном поведении по-прежнему популярны).

Выбор сексуального партнера должен быть индивидуален. Признаком «верного» партнера является непохожесть его на других и самобытные критерии его оценки — для других непонятно, что же в нем такого привлекательного (сейчас, когда под влиянием средств массовой коммуникации формируются стереотипы — «секс-символы» и когда мы знаем, что сексуальный образ складывается и в бессознательном, это наблюдение выглядит очень тонким).

Особенность мужчин — их превосходство в восприятии, понятийном мышлении. Они воспринимают события, вещи расчлененно и последовательно, мышление и чувства отделены друг от друга. Женщины же воспринимают окружающее слитно, смутно, мышление и чувства неразрывно связаны и существуют в форме «генид» (чего-то смутного, неуловимого и неопределенного, как ранние детские воспоминания или ускользнувшая мысль во время разговора).

Краткая история формирования гендерной психологии 19

Чувствительность (имеются в виду ощущения) у мужчин выше, чем у женщин, в том числе болевая. Исключение составляет осязание, которое тоньше у женщин (последнее подтвердилось в современных исследованиях, а первое — нет; см. главу об ощущениях).

Можно продолжать дальше, но ограничимся тем, что уже было перечислено.

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин — в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвященных им или их сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, X. Ланге, М. Лефевра, X. Марион, Л. Мархольм. Э. Кей (последние три автора — женщины); интересная монография Г. Эллиса «Мужчина и женщина» была переведена на русский язык в 1898 г.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать голландского ученого Г. Гейманса. Во-первых, его книга «Психология женщины» (1911) отличалась от предыдущих произведений своей научностью: стилем, аргументацией, ссылкой на исследования других авторов. Во-вторых, он сам провел два масштабных исследования. Его книга и исследования заслуживают подробного рассмотрения. Я перечислю некоторые положения из книги Г. Гейманса, которые актуальны и для современной гендерной психологии, а также приведу некоторые данные из его обзора исследований половых различий (по данным физиологов и врачей). Этот обзор демонстрирует состояние науки на начало XX в.

  1. Различия между женщинами и мужчинами носят статистический характер — в виде тенденций, при этом конкретные мужчина и женщина могут не соответствовать этим тенденциям.

  2. Женщин стали изучать очень активно, но необходимо изучать и отдельно психологию мужчин.

  3. Важен фактор пола исследователя. Мужчины (к примеру. Ч. Ломброзо и П. Ман-тегацца) недооценивают сложность женской психики, а женщины (Л. Мархольм, Р. Мейредер) преувеличивают ее.

  4. У женщин обнаружен меньший объем сознания. Поскольку истерия чаще встречается у женщин, а для нее характерно суженное сознание, то объем сознания у женщин меньше, чем у мужчин. Мужчины могут разговаривать и заниматься делом, женщина способна делать только что-то одно (здесь, по-видимому, речь идет о распределении внимания). Женщина не рефлексирует и не осознает своих ощущений (например, усталости во время прогулки).

  5. Внушаемость не связана с полом. Более внушаемы и поддаются чужому влиянию эмоциональные женщины и эмоциональные мужчины по сравнению с неэмоциональными представителями обоих полов (это очень важное наблюдение, которое получено в исследовании самим Геймансом: при изучении половых различий нельзя забывать о других типологиях испытуемых — в частности, о различиях в темпераменте).

  6. Эмоциональность у женщин — их главное отличие от мужчин. Девочки чаще мальчиков дают эстетическую оценку новым предметам, а мальчики интересуются их назначением. Девочки более эмоционально реагируют на похвалу и порицание, их легче растрогать, вызвать смех и слезы (хотя Ломброзо считал, что не следует смешивать проявление страданий с самим страданием). Психические заболевания в связи с эмоциональными причинами гораздо чаще ветре-

  1. Гендерные проблемы развития Вологодской области

    Документ
    Рассмотрены тенденции социального-экономического развития Вологодской области и их разновекторное влияние на гендерную проблематику. В связи с улучшением состояния рынка труда происходит гендерное выравнивание занятости, однако в молодых
  2. Гендерный сценарий как детерминанта профессионального выбора

    Сценарий
    В каждом обществе существует некий культурный сценарий, определяющий основные желательные жизненные события для каждого человека. Ситуация необходимости выбора профессии после окончания старшей школы является одним из пунктов данного сценария.
  3. Гендерный подход в изучении истории российской дворянской повседневности

    Документ
    История повседневности (в германской историографии Alltagsgeschichte1) выдели­лась в самостоятельную субдисциплину из так называемой социальной исто­рии2.
  4. Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями Консультация: Никулина Е. В

    Документ
    Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.
  5. Гендерные аспекты сексуального насилия

    Документ
  6. Гендерная (1)

    Документ
    В. А. Аверин, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;
  7. Гендерная (3)

    Документ
  8. Гендерная асимметрия политики: неинституциональные и институциональные аспекты

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «24» октября 2008 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.04 по политическим наукам при Саратовском государственном университете им.
  9. Гендерна мапа центрально-східної європи матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (Суми, 21-22 квітня 2011 року) Суми 2011

    Документ
    Головний редактор - канд. філос. наук, доцент, проректор з науково-педагогічної роботи Світайло Н.Д., відповідальний редактор - старший викладач Павленко В.

Другие похожие документы..