Информационный бюллетень 8 апреля 2008 года

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ

___________________________________________

121200, Москва Г-200,Смоленская - Сенная пл., 32/34, тел.:(495) 244-4119,факс:244-4112

e-mail: dip@, web-address:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

8 апреля 2008 года

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

Сообщения Министерства иностранных дел России

Стенограмма выступления и ответов на вопросы депутатов Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Москва, 2 апреля 2008 года

2

О встрече заместителя Министра иностранных дел России А.В.Салтанова с Послом Китая
в Москве Лю Гучаном

12

Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко о работе ООН
в области прав человека, опубликованное в «Российской газете» 8 апреля 2008 года

12

О «круглом столе» по вопросам информационного обеспечения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом

13

Сообщения Министерства иностранных дел России

Стенограмма выступления и ответов на вопросы депутатов Министра иностранных дел России

С.В.Лаврова в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе

Федерального Собрания Российской Федерации Москва, 2 апреля 2008 года

451-08-04-2008

С.В.Лавров: Уважаемый Борис Вячеславович,

Уважаемые коллеги,

Прежде всего, спасибо за возможность поделиться соображениями о развитии ситуации вокруг Косово и в целом о наших подходах к урегулированию региональных конфликтов в Европе. Спасибо также за направленные мне заранее дополнительные вопросы к этой теме – около десяти я постарался учесть в своем выступлении, на остальные буду готов ответить дополнительно.

Сегодня уже мало кто питает иллюзии по поводу скорого наступления эры бесконфликтных межгосударственных и межэтнических отношений, эры, которую чуть менее двух десятилетий назад предрекал американский футуролог Фрэнсис Фукуяма, называя тот период концом истории, имея в виду что больше ничего в мире меняться не будет. Всё это не так. Конфликты сохраняются и множатся, и Европа здесь, к сожалению, не исключение. До сих пор не урегулирована застарелая кипрская проблема. Сепаратистские тенденции дают о себе знать в целом ряде западноевропейских стран, не говоря уже о Балканах. Распад Югославии и СССР обернулся рядом острых конфликтов. Недавно к ним добавился еще один. Я имею в виду насильственно отторгнутую часть территории европейского государства – Сербии – и искусственно созданное новое образование Косово, что было сделано в нарушение международного права. Наши оценки изложены. Уверен, что вы с ними знакомы.

Западные радетели косовских албанцев утверждают, что те «всего-навсего реализовали свое законное право на самоопределение». Однако согласно Декларации о принципах международного права, принятой в ООН еще в 1970 году, право на отделение и создание независимого государства может возникнуть у территориального образования, только если права населяющего его народа грубо и систематически нарушаются центральными властями. И хотя режим С.Милошевича притеснял косовских албанцев, сегодняшняя демократическая Сербия не дает повода усомниться в готовности обеспечивать соблюдение прав меньшинств. На этом фоне насильственное отторжение Косово выглядит, скорее, как карательная мера со стороны государств, которые пытаются присвоить себе право говорить от имени всего мирового сообщества. Такая «санкция» тем более неправомерна, что в 1999 году сербы уже были наказаны фактическим отлучением от осуществления своих суверенных прав в Крае. И это не говоря уже о натовских бомбардировках, о десятках тысяч косовских сербов, превратившихся в беженцев или без вести пропавших на территории Края.

Признание независимости Косово противоречит принципу суверенного равенства государств, закрепленному в статье 2 Устава ООН, хельсинкскому Заключительному акту, таким базовым документам ОБСЕ, как Парижская хартия для новой Европы 1990 года, Хартия европейской безопасности 1999 года. Нарушены и резолюции СБ ООН, включая резолюцию 1244 и принятую 21 ноября 2007 года резолюцию 1785, в которой в очередной раз подтверждалась территориальная целостность всех стран на Балканах и необходимость урегулирования всех конфликтов исключительно политическими методами. Повторяю, это было всего-навсего в ноябре 2007 года, за 2 месяца до того, как наши западные коллеги осуществили свое неправомерное действо по признанию незаконно провозглашенной в одностороннем порядке независимости Косово.

Поэтому попытки представить ситуацию в Косово как исключительную и уникальную не выдерживают критики. Нарушения прав национальных меньшинств характерны и для большинства региональных конфликтов, не исключая тех, которые сохраняются в замороженном состоянии на постсоветском пространстве. Скорее правилом, чем исключением, являются непримиримость сторон и медленный прогресс в переговорном процессе.

Поэтому явно лукавят те, кто поторопился объявить, что все политические и дипломатические средства урегулирования косовского конфликта были исчерпаны. Тем более, что самим сербам в качестве единственно возможного варианта урегулирования был предложен – вопреки резолюции 1244 СБ ООН – так называемый «план Ахтисаари», который был изначально для них неприемлем, поскольку речь в нем шла не о существенной автономии и самоуправлении Косово в составе Сербии, как гласит резолюция 1244, а о предоставлении независимости, хотя она и была квалифицирована как «управляемая независимость». Тем более, что «план Ахтисаари» был задуман и одобрен в качестве «предложения» сторонам для проведения переговоров, а не в качестве ультиматума, каковым он фактически стал в руках западных стран.

Наше принципиальное отношение к нынешнему развитию в Крае и вокруг него определяется тем, что нам далеко не безразлично, сложится ли в геополитическом окружении России и во всей Европе комфортная атмосфера для интеграции, инвестиций, торговли или периодически будут вспыхивать очаги кризисов, либо плодиться новые так называемые «замороженные» конфликты, подрывающие созидательное партнерство. Руководствуясь этим, мы сделали все возможное, чтобы сорвать вынашивавшиеся планы быстрого и широкого международного признания Косово. Не даем вывести косовский вопрос за рамки ООН. Не допустили «освящения» Генеральным секретарем ООН не имеющей мандата Совета Безопасности миссии Евросоюза в Косово. Ведем работу в пользу продолжения там деятельности ооновской миссии на основе резолюции 1244 СБ ООН. Предпринимаем конкретные шаги по недопущению использования международными присутствиями в Крае силовых мер воздействия на косовских сербов с целью вынудить их смириться с независимостью Косово. Оказываем, разумеется, гуманитарную помощь жителям сербских анклавов.

Россия как постоянный член СБ ООН в состоянии не допустить того, чтобы Косово стало полноправным членом ООН. Никаких обходных путей здесь нет, поскольку согласно пункту 2 статьи 4 Устава ООН, прием любого государства в члены организации производится постановлением Генассамблеи на основе рекомендации Совета Безопасности.

Будем и далее последовательно поддерживать действия сербов по разъяснению неправомерности суверенизации Края, возвращению косовской проблемы в международно-правовое русло. У нас налажена тесная координация с Белградом и другими разделяющими наши позиции государствами.

Хотел бы упомянуть и такой аспект косовской проблематики, непосредственно затрагивающий интересы Сербии, которому посвящен один из полученных мною вопросов. Мы разделяем высказывавшуюся депутатами Государственной Думы озабоченность результатами деятельности Международного трибунала для бывшей Югославии (МТБЮ). Будем твердо настаивать на завершении рассмотрения всех дел этого трибунала не позднее 2010 года, как это и предусмотрено принятой в свое время по нашему настоянию резолюцией Совета Безопасности. Ускорить сроки свертывания работы трибунала означает принимать новую резолюцию. Сейчас, зная позиции наших западных партнеров, включая тех, у кого, как и у нас, есть право вето, это едва ли реалистично.

Считаем весьма и весьма полезной практику распространения заявлений Федерального Собрания в виде официальных документов Генассамблеи, Совета Безопасности ООН, общеевропейских и других международных форумов. Будем поддерживать эту практику и впредь.

Продолжаем активную работу с Евросоюзом и его членами, показывая, что нынешняя напряженная ситуация в сербонаселенных районах Косово, рост недовольства общественности в Сербии – это прямое следствие безответственной и недальновидной политики, направленной на поддержку одностороннего признания независимости Края, которую ЕС голосами большинства своих членов по существу санкционировал и всячески поощрял. В результате, Европа, о безопасности которой так пекутся в Евросоюзе, стоит перед лицом серьезной угрозы дестабилизации, способной распространиться на весь Балканский регион, а в перспективе – и за его пределы. В данном вопросе важное значение имеет и целенаправленная работа по парламентской линии и в межпартийном формате. Евросоюз должен понимать, что не может быть монополистом в европейских делах, не может принимать односторонние решения по вопросам, имеющим принципиальное значение для общеевропейской безопасности, роли ООН и международного права в современном мире.

Мы настойчиво продвигаем нашу линию по косовской проблеме в ОБСЕ с опорой на действующий в этой организации принцип консенсуса, а также в Совете Европы. Высоко ценим взаимодействие с представителями Госдумы, позволяющее координировать наши шаги в межправительственных органах ОБСЕ и СЕ и в их межпарламентских структурах. Рассчитываем на самое тесное сотрудничество и при подготовке к очередной сессии ПАСЕ, которая состоится в этом месяце.

Как вы знаете, Председатель ПАСЕ Л.М. де Пуча назвал одностороннее провозглашение независимости Косово противоречащим международному праву. Трудно переоценить значение парламентской дипломатии для закрепления такой позиции.

Продолжаем работу по линии наших контактов с НАТО. Использовали для этого министерское заседание Совета Россия-НАТО в декабре минувшего года. В феврале вынесли эту тему на внеочередное заседание СРН на уровне послов. Предстоит и разговор в принципиальном ключе, хочу подчеркнуть, на предстоящем саммите СРН с участием Президента В.В.Путина 4 апреля в Бухаресте. В диалоге с натовцами мы настаиваем, что Силы для Косово должны оставаться нейтральными и беспристрастными в отношении всех сторон конфликта, действовать строго в рамках мандата, утвержденного резолюцией 1244, т.е. обеспечивать безопасность меньшинств, прежде всего предотвращать этническое насилие. Учитываем, разумеется, готовность Белграда продолжать сотрудничать с СДК и МООНК.

Хорошие возможности для дальнейшего продвижения нашей позиции открывает участие делегации Федерального Собрания в майской сессии Парламентской ассамблеи НАТО.

На основе одобренной Президентом линии политико-дипломатическая поддержка Сербии в связи с односторонним провозглашением независимости Косово дополняется практическими шагами по активизации двустороннего сотрудничества. Новый импульс усилиям, призванным вывести его на уровень долгосрочного стратегического партнерства во всех областях, придали недавние встречи В.В.Путина и Д.А.Медведева с сербским руководством в Москве и Белграде.

Речь идет о дальнейшем наращивании быстро растущих объемов торговли, о крупных инвестиционных проектах в энергетике, промышленности, инфраструктуре, о гуманитарном содействии нуждающемуся населению Косово и других районов Сербии, о культурном сотрудничестве, об облегчении режимов поездок граждан.

Теперь – о развитии наших подходов к урегулированию региональных конфликтов на постсоветском пространстве с учетом косовского прецедента. В Министерстве иностранных дел самым тщательным образом изучили недавнее заявление Государственной Думы о принципах политики Российской Федерации по отношению к Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью. Рассчитываем в ближайшее время во взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами подготовить конкретные соображения по реакции на содержащиеся в нем предложения.

Безусловно, особый интерес вызывает содержащееся в Заявлении обращение к Президенту и Правительству рассмотреть вопрос о целесообразности признания Абхазии и Южной Осетии. Заверяю вас, что оно будет рассмотрено с учетом всех факторов и самым внимательным образом. Среди этих факторов, безусловно, – одностороннее провозглашение независимости Косово, которое создало прецедент. Среди этих факторов – недопустимость двойных стандартов. Среди этих же факторов – последовательная, неконъюнктурная приверженность России принципам суверенитета и территориальной целостности государств, верховенству международного права, своим обязательствам по Уставу ООН, ответственному отношению к полномочиям постоянного члена СБ. Нам сейчас пытаются навязать «правила игры», которые подрывают все эти принципы.

Нам важно сохранять выдержку, избежать искушения поддаться на провокацию, не допустить разрушения существующей системы международных отношений – как об этом и говорится в Заявлении Госдумы.

Провокаторов не устраивает, например, работа созданных при нашем участии переговорных и миротворческих механизмов урегулирования абхазского, югоосетинского, приднестровского конфликтов. Нас хотят из этих механизмов выжать под любым предлогом, заменить наших миротворцев на западных, хотят перечеркнуть все достигнутые в рамках этих механизмов договоренности, которые основываются – подчеркну особо – на равноправии конфликтующих сторон. Мы должны делать все, чтобы этого не допустить, чтобы сохранить одобренный в ООН и ОБСЕ принцип равноправия применительно к сторонам этих конфликтов, как, собственно, к сторонам любых других конфликтов.

  1. Информационный бюллетень 29 апреля 2008 года

    Информационный бюллетень
    Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Экономическойи социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана Е.В.Афанасьева на министерском заседании «круглого стола» 64-й сессии Комиссии по п.
  2. Информационный бюллетень №6 май 2008 года

    Информационный бюллетень
    1 Мая – этот день мы всегда связываем с приходом весны, обновлением и надеждами на будущее, день - объединяющий всех работающих независимо от профессии и должности.
  3. Информационный бюллетень №5 март 2008 года

    Информационный бюллетень
    Природа просыпается, скоро растает снег и появятся первые цветы. Пусть каждый день будет наполнен счастьем и радостью, пусть любовь и удача сопутствуют Вам и Вашим близким, а мужчины для Вас будут всегда способны на Поступок.
  4. Информационный бюллетень 2 июня 2008 года

    Информационный бюллетень
    Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции после переговоров с Министром иностранных дел Армении Э.
  5. Информационный бюллетень 4 апреля 2012 года

    Информационный бюллетень
    Совместное заявление президентов Республики Казахстан, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки относительно трехстороннего сотрудничества на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне,
  6. Информационный бюллетень 26 апреля 2005 года

    Информационный бюллетень
    о назначении представителя и заместителя представителя Российской Федерации в Смешанной Российско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства
  7. Информационный бюллетень 20 апреля 2012 года

    Информационный бюллетень
    О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками государств – участников СНГ на территории Российской Федерации
  8. Информационный бюллетень 16 апреля 2007 года

    Информационный бюллетень
    Президент России В.В.Путин направил поздравительные послания руководству Индии по случаю 60-летия установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Индия
  9. Информационный бюллетень 12 апреля 2005 года

    Информационный бюллетень
    Выступление Президента России В.В.Путина на открытии Российско-германского Дня экономики в рамках международной Ганноверской промышленной ярмарки – 2005,

Другие похожие документы..