Планы семинарских занятий 70 Справочные материалы 80 Документы и задания к ним 90 раздел III. Россия в XVII xviii вв. 107

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА И ЕЁ ЗАДАЧИ 12

Материалы к лекции 12

РАЗДЕЛ II. РУСЬ ФЕОДАЛЬНАЯ IX – XVII ВВ. 47

Материалы к лекции 47

Планы семинарских занятий 70

Справочные материалы 80

Документы и задания к ним 90

РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В XVII – XVIII ВВ. 107

Материалы к лекции 107

Планы семинарских занятий 143

Справочные материалы 151

Документы и задания к ним 163

РАЗДЕЛ IV. РОССИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. 188

Материалы к лекции 188

Планы семинарских занятий 225

Справочные материалы 238

Документы и задания к ним 268

РАЗДЕЛ V. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ В 1917 – 1953 ГГ. 300

Материалы к лекции 300

Планы семинарских занятий 332

Справочные материалы 344

Документы и задания к ним 375

РАЗДЕЛ VI. РОССИЯ СОВЕТСКАЯ И ПОСТСОВЕТСКАЯ В 1953 – 2010 ГГ. 396

Материалы к лекции 396

Планы семинарских занятий 443

Справочные материалы 463

Документы и задания к ним 484

РАЗДЕЛ VII. ТЕСТЫ 499

Сущность и назнаение истории. Историческая наука и ее задачи 499

Россия с древнейших времен до кконца XV века 525

Россия В XVI – начале XVII вв. 557

Российская империя в первой половине XIX в. 587

Российская империя во второй половине XIX – начале XX вв. 602

История Отечества в 1922 – 1991 гг.. 631

История Отечества в 1992-2010 гг. 655

КЛЮЧИ 678

ВВЕДЕНИЕ

Обернемся к прошлому –

там мы найдем будущее.

Китайская пословица

Дисциплина “Отечественная история” входит в государственный стандарт подготовки специалистов с высшим образованием.

Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:

Название

специальности (направления)

семестр

Лекц.

(час.)

Лаб.

(час.)

Прак.

(час.)

Формы контроля

Все неисторические специальности

18

-

30

экзамен

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи дисциплины заключаются в развитии системы знаний,

умений и навыков личности.

В результате изучения курса студент должен:

Знать:

    • основные направления, проблемы, теории и методы истории;

  • движущие силы и закономерности исторического процесса;

  • место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей;

  • сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

  • логически мыслить, вести научные дискуссии;

  • работать с разноплановыми источниками;

  • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

  • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

  • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы,

  • события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

  • выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы;

  • сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

  • «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);

    • представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма

  • навыками исторической аналитики: способностью на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • анализа исторических источников;

  • навыками работы с исторической картой;

  • приемами ведения дискуссии и полемики.

В результате обучения формируются следующие компетенции:

  • способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий;

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

  • способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

  • способность к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт.

При организации курса использована технология модульного обучения - организация учебного процесса для полного овладения содержанием образовательных программ на основе независимых учебных модулей с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. Формы обучения: проблемная лекция, проблемный семинар, консультации, самостоятельная работа студентов. Методы обучения: решение ситуационных задач, презентационный метод, самостоятельная работа, консультация, индивидуальная работа.

Порядок организации обучения по дисциплине «Отечественная история».

С точки зрения содержания весь изучаемый материал разбит на пять хронологических модулей:

- Русь феодальная в IX - начале XVII вв.;

- Россия в XVII – XVIII вв.;

- Россия в ХIХ – начале ХХ вв.;

- Отечественная история в 1917 - 1953 гг.;

- Россия советская и постсоветская (1953 - 2010 гг.).

В рамках каждого модуля выделяется ключевая проблема, через призму которой рассматриваются исторические события данного периода. Материал каждого модуля разбит на четыре основных вопроса, что позволяет рассмотреть поставленную проблему в четырех сферах: социально – экономической, политической, общественной и в области внешней политики.

По каждому модулю предусмотрены лекционные, семинарские занятия, консультации с преподавателем, выполнение индивидуального домашнего задания, тест.

Распределение занятий по модулям

Номер

модуля

Тема

Лекции (часы)

Семинары (часы)

Вводная лекция: Сущность и назначение истории

2

--

1

Русь феодальная в IX - начале XVII вв.

4

4

2

Россия в XVII – XVIII вв.

2

4

3

Россия в ХIХ – начале ХХ вв.

4

6

4

Отечественная история в 1917 - 1953 гг.

2

4

5

Россия советская и постсоветская

(1953 - 2010 гг.)

4

6

В ходе обучения осуществляется текущий и итоговый (тестовый) контроль. За текущий контроль студент имеет возможность получить максимум 60 баллов, за тестовый – 40 баллов. Баллы, полученные по текущему контролю, суммируются. По результатам тестирования вычисляется средний балл.

По текущему контролю предусмотрена следующая схема распределения баллов:

- за выполнение ИДЗ по модулю - max 2 балла;

  1. Программа практических и семинарских занятий Планы семинарских и практических занятий с методическими указаниями Контрольная работа для студентов озо а-к, л-у, ф-я, литература, указания по выполнению Темы курсовых работ

    Программа
    - разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
  2. Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 17

    Документ
    7 Русский язык и культура речи 78 3 8 Социология 0 4 4 9 Философия 150 8 8 4 4 Экономика 100 4 8 1 Технологии самообразования 38 4 3 Безопасность жизнедеятельности 74 8 3 Математика 350 10 14 3 3 Информатика 00 8 1 Физика 00 8 1 Химия
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК - 1. Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс - 1 включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь основной терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  5. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (3)

    Учебно-методический комплекс
    УМК1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс - 1 включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь основной терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  7. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  8. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  9. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (7)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного

Другие похожие документы..