Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине:
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (2/3)»
для 4 курса БР ДО
Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,
обсужден и утвержден ст. преподаватель
на заседании кафедры Мишина Г.В.
Протокол № 1. от 9.09. 2008 г.
Зав.кафедрой: Кагарманова М.Ш.
Стерлитамак 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1-2. Государственный стандарт
Введение
Пояснительная записка
Цели курса. Специфика курса.
Основные виды занятий и особенности их проведения.
7.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Техническое обеспечение дисциплины. Объем и сроки учебного курса.
Рабочая программа.
Практические занятия.
Художественная литература для обязательного чтения
Основная и дополнительная литература по курсу.
Темы для самостоятельного изучения.
Вопросы к зачету.
Лекции.
Методические рекомендации преподавателям.
Методические рекомендации студентам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждаю
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
А.Г.Свинаренко
____________________
«31» января 2005 г.
Номер государственной регистрации
№ 710 пед/сп (новый)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 033000.00 Родной язык и литература
с дополнительной специальностью
Квалификация учитель родного языка, литературы и _____
(в соответствии с дополнительной специальностью)
Вводится в действие с момента переутверждения
вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)
Москва 2005
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы |
ДПП.Ф.14 | История русской литературыДревнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература XX в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы. История русской литературной критики. |
Введение
Предлагаемый учебно-методический комплекс составлен на основе следующих документов:
Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М.: ИНФА – М, 2002.
Федеральный закон. Об утверждении Федеральной программы развития образования в Российской Федерации. М.: МО РФ, 2000.
Закон Республики Башкортостан об образовании. Уфа, 1993.
Закон Российской Федерации о языках народов РФ. (Русская речь. 1992. №2).
Временный государственный образовательный стандарт: Общее и среднее образование.
Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Госкомитет по высшему образованию. 1996.
В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки. Этим обусловлена специфика работы, проводимой с учетом как особенностей дисциплины, логики материала, так и контингента студентов.
Структурно описание программы курса включает пояснительную записку, содержание лекций и практических занятий, обозначение тем, выносимых для самостоятельной работы, списки текстов для обязательного чтения, списки научных исследований, контрольные вопросы для самопроверки, вопросы к зачету и экзамену.
Пояснительная записка
Актуальность изучения.
В основу данного курса положено изучение истории русской литературы ХХ века в свете основного фактора литературного процесса – концепции личности и формирующихся под ее непосредственным воздействием творческих методов. Во 2/3 ХХ века в стране завершается утверждение тоталитарного режима, предполагающего господство одной идеологии и подчиняющего своему диктату духовную жизнь общества.
В этот период в легальном пространстве культуры было установлено монопольное господство метода социалистического реализма, на основе которого складывается целое литературное направление, просуществовавшее до конца 1950-х годов. Притягательность метода социалистического реализма состояла в том, что в отличие от многих модлернистских и авангарлных парадигм, моделирующих мир как Хаос, структура соцреалистического метода вновь моделирует Космос. Художественный мир конструируется по типу государства, конкретизируясь в макрообразах завода или колхоза, под его движущими пружинами понимаются классовые антагонизмы и идеологические размежевания, в нем есть и положительный герой – самое наглядное воплощение эстетического идеала, он убеждает силой генерализующего обобщения. Конечно, это тдирективный космос, но, навязывая свой подневольный порядок, он обещал выход из хаоса в неизбежное «светлое будущее».
В противовес как соцреализму, так и авангардной тенденции, формировался другой тип мифологии Космоса, оформившийся в эстетических принципах постреализма. Впервые постреализм как художественная система проступает в 1930-е годы. В вершинных произведениях А.Платонова и М.Булгакова, «Реквиеме» А.Ахматовой и «Воронежских тетрадях» О. Мандельштама наметилась плодотворная перспективап формирования нового творческого метода, который бы снимал противоречия между космографическим и хаосмографическим мировидением на основе их полноправного диалога.
Стержневым «сюжетом» историко-литературного процесса 30-50-х годов является взаимодействие между двумя тенденциями: насаждением монополии соцреализма как метода и направления и разными художественными стратегиями, прямо или косвенно оппозиционными соцреалистическому канону. Выход из духовной стагнации наметился лишь в литературе периода Великой Отечественной войны. В этот период начинается процесс расшатывания соцреалистических догм и канонов. Огромное влияние приобретает лирика, два ее крыла – «одическое» и «элеггическое», и публицистика, благодаря которым были раздвинуты границы концепции советского человека, побуждая читателя осознавать себя защитником как исторического и легендарного прошлого великой Руси, так и ценностей мировой цивилизации и культуры.
Цели курса.
- дать представление об общих закономерностях и эстетических поисках в литературе конца XIX – начала XX веков;
- охарактеризовать разные концепции личности и их художественное воплощение в творчестве наиболее ярких представителей литературы данного периода;
- совершенствовать теоретические знания и навыки анализа художественных произведений;
- помочь будущему учителю в отборе, осмыслении и методической обработке материала для школьного изучения.
Воспитательная задача курса:
огромным воспитательным потенциалом обладает сам изучаемый литературный материал, кроме того, в ходе чтения и анализа текстов художественных произведений происходит формирование духовной, личности, осознающей гражданский и общественный долг; формируется культура умственного труда; воспитывается уважение к другим культурам.
Межпредметные связи:
курс истории русской литературы тесно связан с мировой историей и историей России, мировой художественной культурой, этикой и эстетикой, философией, лингвистикой и другими дисциплинами.
Специфика курса.
Курс имеет проблемный характер, совмещает теоретический и исторический ракурс в освоении материала. Лекции выстроены в основном монографически и предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов. В связи с малым количеством аудиторных часов, отведенных на изучение курса дооктябрьского периода русской литературы и всей русской литературы ХХ века, отсутствует возможность рассматривать в рамках разных курсов этапы творческого пути поэтов и писателей, поэтому фактически изучаемый материал выходит за установленные хронологические границы.
Данная программа составлена на основе программ:
- МПГУ «История русской литературы». Москва. Изд-во «Флинта». Изд-во «Наука». 1999;
- Русская литература ХХ века. Ч.2. Литература 1917-1920-х годов / Сост. Н.Л. Лейдерман, О.А. Скрипова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; 2002.
- Русская литература ХХ века. Ч.3. Литература 1930-1945 годов / Сост. Н.Л. Лейдерман, И.В. Петров. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; 2002.
Основные виды занятий и особенности их проведения
Программа курса предполагает следующие формы изучения теоретического и практического материала:
- лекции;
- практические занятия;
- чтение художественных текстов и их анализ;
- ведение читательских дневников;
- составление конспектов научных трудов.
Формами контроля усвоения учебного материала является:
- составление студентами плана лекции;
- проверка конспектов;
- собеседование по прочитанным текстам;
- анализ выступлений по темам на практических занятиях;
- контрольная работа;
- написание и защита курсовых работ.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе изучения истории русской литературы студенты должны:
знать и усвоить:
основной массив произведений авторов, наиболее значительных для истории литературы 2/3 XX века;
основные направления и течения, тенденции развития в литературе 2/3 XX века;
базовые литературоведческие категории и понятия;
методологию литературоведческих учений;
уметь:
ориентироваться в ключевых проблемах литературного развития;
добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;
применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;
владеть навыками:
1. анализировать художественные произведения в аспекте течения и творческой индивидуальности писателя.
анализировать критическую и научную литературу по творчеству ведущих писателей периода, освещать предмет и ход полемики по дискуссионным вопросам в истории литературы 2/3 XX века
Техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения преподавания курса «История русской литературы» необходимы:
оборудованные аудитории;
аудио-видео аппаратура, видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений и биографии авторов; интерактивная доска;
мультимедийные технические средства;
авторские электронные программы по курсу;
прочие виды наглядности.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н
Учебно-методический комплексДревнерусская литература: периодизация, основные жанры, стилевое развитие древнерусской литературы. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей.Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)
Учебно-методический комплексВ данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)
Учебно-методический комплексВ данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)
Учебно-методический комплексАктуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)
Учебно-методический комплексВ основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)
Учебно-методический комплексСреди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)
Учебно-методический комплексРусская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса
Учебно-методический комплексГенетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка.Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)
Учебно-методический комплексПериодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.