Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОД.02 «Литература»
Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070102 «Инструментальное исполнительство»

070104 «Вокальное искусство»

070106 «Хоровое дирижирование»

070113 «Теория музыки»

070109 «Музыкальное искусство эстрады»

070102 «Хореографическое искусство»

070201 «Актерское мастерство

(среднее профессиональное образование)

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………………..3

Цели и задачи дисциплины……………………………………………………………3

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины………………………….6

Учебно-тематический план…………………………………………………………...7

Формы контроля……………………………………………………………………….9

Содержание учебной дисциплины……………………………………………………9

Темы сочинений………………………………………………………………………17

Контрольные задания…………………………………………………………………19

Библиографический список…………………………………………………………..23

Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Литература» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям «Инструментальное исполнительство», «Вокальное искусство», «Хоровое дирижирование», «Теория музыки», «Музыкальное искусство эстрады», «Хореографическое искусство», «Актёрское искусство», утвержденного Министерством образования.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литература» составлен на основе Примерной программы учебной дисциплины «Литература» для средних специальных учебных заведений, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Научно-методическим центром среднего профессионального образования (М., 1997).

Цель литературного образования - приобщение студентов к богатствам художественной литературы, развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и на этой основе формирование эстетических вкусов и потребностей.

Цель учебно-методического комплекса - научить читать, понимать, анализировать, говорить и писать о прочитанном. Поэтому анализ текста - это основная форма работы над произведением.

Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение произведений литературы;

  • формирование той или иной филологической гипотезы;

  • развитие эмоциональной культуры личности;

  • умение взглянуть на текст «глазами» различных методов: описательного, исторического, структурного, поэтического, семантического;

  • установление разницы между авторским замыслом, трактовкой и анализом;

  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью;

предполагает:

  • смену критического языка; установление разницы между чтением и расшифровкой, удовольствием от текста и изучением текста.

При освоении данной дисциплины студенты проходят этапы исследовательской творческой деятельности:

    1. scriptor - добросовестный слушательлекций, пересказчик текстов и переписчик готовых тезисов;

    2. compilator - студент умеет прояснить смысл прочитанного, но ничего не добавляет от себя, не способен к аналитической деятельности;

    3. auctor - излагает собственные мысли, опираясь на авторитеты;

    4. commentator - проясняет смысл и создаёт собственные версии.

Дисциплина сочетает в себе разные виды анализа художественного произведения:

• пообразный;

• «вслед за автором»;

• фрагментарный;

• жанровый;

• сопоставительный (2-3 автора, пишущие на одну тему);

• философский;

• стилистический и другие.

Читать, понимать и анализировать мало, - надо ещё уметь говорить и писать о прочитанном, поэтому многие темы в разделах данной Программы сформулированы проблемно. Кредо Программы: от репродуктивного восприятия - к творчеству мышления. Каждый раздел Программы - это переход на новую, творческуюступень.

При разработке учебно-методического комплекса дисциплины «Литература» автором внесены дополнения и изменения в содержание учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), не нарушая логики изучения дисциплины.

Учебно-методический комплекс охватывает курс истории русской литературы второй половины XIX - середины XX века (поэзия, проза, драматургия).

Разделы «Русская литература конца XVIII - начала XIX веков» и «Русская литература первой половины XIX века» не изучаются, ибо они пройдены в 9 классе общеобразовательной школы. Учебные часы, предложенные Примерной программой (М., 1997) на эти разделы, перераспределены на другие разделы и темы.

В каждом разделе Учебно-методического комплекса речь идёт о степени углубления писателя:

а) в детали человеческой нравственности;

б) в детали жизни русского общества.

Не остаются без внимания философские ориентации писателей, ценностные предпосылки творчества Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова. Всё вместе выглядит как историко-литературный и философско-художественный анализ русского бытия, образ мира в русской литературе.

На материале творчества крупнейшихписателей рассматриваются пути и судьбылучших русских людей.

В разделе «Литература XX века» вошли произведения, воссоздающие сложный, многогранный образ русской интеллигенции, её патриотические искания и трагические судьбы, раздумья обудущем России, в том числе в переломные годы (1917-1921). В разделе «Литература зарубежья» вошли оригинальные прозы и публицистика, рисующие картины разлома мира, крушение нравственности накануне и в годы русской революции. Русское зарубежье - этосудьба русской литературной эмиграции - почти не исследованная область. В литературоведении до сих пор нет объективного исторического анализа этого периода.

Между тем эта одна из блестящих страниц отечественной культуры, созданная крупнейшими мастерами, оказавшимися в силу обстоятельств в эмиграции (И.Бунин, А.Куприн, Л.Толстой, В. Набоков, Е.Замятин), то есть «возвращенная литература». Всех русских писателей - ирусского зарубежья в том числе - всегда роднила мысль о судьбах России. Этим вполне оправдывается включение в программу таких тем, как «Интеллигенция и революция», «Культура и революции». Не намереваясь дать исчерпывающий обзор литературы «Серебряного века», автор выделяет несколько знаковых, «модельных фигур», в творчестве которых эстетика «серебряного века» выявилась наиболее ярко (Маяковский, Блок, Есенин, Ахматова, Цветаева). Для понимания поэтики и эстетики «серебряного века» надо знать особенности её художественного мировосприятия. Это символизм. Однако черты нового мышления проявились и в таких течениях, как футуризм, акмеизм, имажинизм. Мной взяты поэты, сыгравшие особую роль в поэзии «серебряного века», но предпочтение отдаётся наиболее доступным именам.

К концу обучения студенты должны овладеть:

историко-литературными знаниями:

  • освоить основные характеристики и понятия по теории литературы;

  • иметь представление об особенностях литературных направлений;

  • освоить минимум сведений о жизни и творчестве писателей;

  • извлекать мораль, т.е. соотносить литературное произведение с нравственными ценностями.

теоретико-литературными знаниями, т.е. иметь представление:

  • о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы;

  • о родах и жанрах литературы;

  • о поэтике произведения.

знать:

  • содержание изученных произведений;

  • оценки их в критике;

уметь:

  • формулировать своё отношение;

  • писать рецензии на самостоятельно прочитанные произведения;

  • писать сочинения или рефераты о творчестве писателей;

  • составлять план, тезисы, конспекты литературно-критической или публицистической статьи;

  • писать письменные работы в различных жанрах (этюд, аннотация, комментарий, эссе, послесловие)

Базовые документы, использованные

для составления учебно-методического комплекса.

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся на базе 10-11 классов по специальностям:

-« Инструментальное исполнительство».

-« Вокальное искусство».

-« Хоровое дирижирование»

- «Музыкальное искусство эстрады».

- «Хореографическое искусство».

- «Актерское искусство»

повышенного уровня среднего профессионального образования, утвержденного Министерством

Образования РФ;

- рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов общеобразовательных дисциплин учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»;

- примерной программы по учебной дисциплине «Литература»;

- педагогического опыта составителя.

Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины

Индекс дисциплины

Всего час. максим. уч. нагрузки студента

В т.ч. часов обязат. уч. занятий

ОД.02

186

144

Самостоятельная работа студентов по семестрам

Всего часов

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

42

10,5

10,5

10,5

10,5

Общая трудоемкость дисциплины «Литература»

I-II курсы

Виды

Занятий

Всего часов

По семестрам

Аудиторные

практические

занятия

144

1

36

2

36

3

36

4

36

Итоговый контроль

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

экзамен

  1. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» («английский») составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
  2. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 Инструментальное исполнительство

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина ведётся по авторской программе преподавателя Л.В.Егоровой. Тематика курса тесно связана с предметами специального и общепрофессионального циклов: специальный инструмент, дополнительный инструмент, чтение с листа, методика
  3. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История мировой культуры» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
  4. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (8)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Мировая литература» предназначен для студентов колледжа искусств. Материалы данного учебно-методического комплекса разрабатывались в соответствии с требованиями Государственного стандарта
  5. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям 070102 «Инструментальное исполнительство» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы экономики, социологии, политологии» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму
  6. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык» составлен в соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
  7. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по предмету «Изучение репертуара ДМШ» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню
  8. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык» составлен в соответствии с государственным стандартом среднего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
  9. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям: 070102 «Инструментальное исполнительство»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня утвержденного в 2002 году.

Другие похожие документы..