Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного обр

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Учебно-методическое управление

Кафедра истории

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР_________ А.А. Патрушев

«____» _______ 2006 г.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

(Учебная и рабочая программы, методические материалы)

Направление 050500 Технологическое образование

Основная образовательная программа

050501.01 Профессиональное обучение (агроинженерия)

Челябинск

2006

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ 27.03.2000 г. № 237 пед/сп и на основании примерной программы дисциплины "Отечественная история", утвержденной Министерством образования РФ 03.07.2000 г., с учетом рабочей программы учебной дисциплины "Отечественная история", утвержденной в ЧГАУ для направления 050500 "Технологическое образование". УМК предназначен для студентов, получающих квалификацию "педагог профессионального образования".

Составители – доктор исторических наук Палецких Н.П.;

кандидат исторических наук Усольцева Н.Л.

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры истории «____» ___________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Зав. кафедрой истории,

доктор исторических наук, профессор -

Н.П. Палецких

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета ТС АПК

«_____» _____________ 2006 г. (протокол № ____ ).

Председатель методической комиссии, кандидат педагогических наук, доцент

В.В. Ушакова

Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом факультета ТС АПК

«____» __________ 2006 г. (протокол № _____ ).

Председатель ученого совета,

кандидат технических наук, профессор

А.В. Егоров

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста ……………………………………………...

4

2.

Учебная программа…………………………………………………….

6

2.1.

Цель и задачи……………………………………………………

6

2.2.

Содержание учебной дисциплины…………………………...

7

2.3.

Рекомендуемая литература…………………………………..

14

3.

Рабочая программа…………………………………………………….

15

3.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы……………….

15

3.2.

Распределение учебного времени по модулям……………

15

3.3.

Содержание модуля 1

16

3.4.

Содержание модуля 2

20

4.

Методические материалы…………………………………………….

26

4.1.

Учебно-методические разработки……………………………

26

4.2.

Тематика рефератов……………………………………………

26

4.3.

Терминологический минимум…………………………………

28

4.4.

Требования к экзамену………………………………………

29

4.5.

Вопросы для подготовки к экзамену……………………….

30

4.6.

Тестовые задания……………………………………………….

32

5.

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………...

53

1. Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) направления 050500 Технологическое образование по специальности 050501 "Профессиональное обучение (Агроинженерия)" от 27.03.2000 г. № 237 пед/сп дисциплина "Отечественная история" отнесена к федеральному компоненту цикла ГСЭ – общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В ГСЭ. Ф. 03 приведено следующее содержание дисциплины:

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и Интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80 гг.; нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России и внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

2. Учебная программа

2.1. Цель и задачи

2.1.1. Место учебной дисциплины в учебном процессе

и ее значение в формировании инженера

Дисциплина "Отечественная история" относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она обеспечивает основы последующей гуманитарной подготовки студентов – будущих педагогов профессионального обучения.

2.1.2. Цель учебной дисциплины

Выпускник по направлению подготовки дипломированного педагога профессионального обучения должен быть подготовлен к выполнению организационно-управленческой, опытно-экспериментальной, исследовательской работы в учреждениях и организациях профессионального образования.

Цель дисциплины – приобретение студентами знаний по истории России с древнейших времен до наших дней, формирование научного мировоззрения и основ исторического мышления, воспитание гражданственности и патриотизма у будущих педагогов профессионального обучения.

2.1.3. Задачи учебной дисциплины

Задачи дисциплины: дать студентам представления об основных этапах и содержании истории России, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в отечественной истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе, познакомить студентов с основами отечественной и мировой историографии и современными тенденциями в их развитии.

2.1.4. Требования к уровню подготовки студентов

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть:

знаниями:

- об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания,

  • о важнейших отраслях, научных школах, направлениях, концепциях исторического знания,

  • об источниках исторического знания и приемах работы с ними,

  • об основных этапах в истории человечества в целом, России, в частности, и их хронологии,

  • об особенностях и своеобразии отечественной истории,

  • о месте и роли России во всемирной истории,

  • об основных исторических фактах отечественной истории: датах, событиях, именах,

  • о роли насилия и ненасилия в истории России.

умениями и навыками:

  • владения основами исторического мышления, основными историческими понятиями,

  • выражения и обоснования своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому своего Отечества,

  • выявления причинно-следственных связей в историческом процессе,

  • соотнесения действий масс и исторических деятелей с теми условиями, которые реально существовали в тот или иной период,

  • владения связной, логически грамотной речью на основе исторического мышления, выступления на семинарских занятиях с устными сообщениями и докладами по изучаемым проблемам,

  • подготовки и оформления реферата, самостоятельной аналитической работы на основе изучения исторических источников и литературы,

  • работы с исторической картой.

  1. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  2. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (2)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  3. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  4. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  5. Место дисциплины в структуре ооп

    Документ
    Дисциплина «История» в системе подготовки студентов находится в гуманитарном, социальном и экономическом цикле (базовая часть). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения предмета
  6. Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой

    Документ
    Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой и началь­ного профессионального образования сотрудников правоохра­нительных
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (17)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения образовательных программ подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Производство продуктов питания из растительного сырья” при очной форме обучения 5 лет.
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (103)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности выпускника в зависимости от конкретной образовательной программы (специальности) направления подготовки “Производство продуктов питания из растительного сырья” являются: зер­но, мука, крупа, хлеб, кондитерские,
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки дипломированного специалиста (153)

    Образовательный стандарт
    Инженер по направлению “Производство продуктов питания из растительного сырья” может быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

Другие похожие документы..