Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность

4.Требования к содержанию и методические указания по выполнению и оформлению выпускных квалификационных работ

4.1. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Структура выпускной квалификационной работы.Выпускная квалификационная работа должна состоять из следующих частей: введения, основной части из 3-х глав, заключения, библиографии и приложений. В каждой главе может быть 2-3 параграфа (не более 4-х).

Титульный лист является первой страницей выпускной работы и оформляется по типовому образцу (Приложение 10).

В задании на выпускную работу приводится краткое ее содержание (план), указывается дата выдачи задания и срок сдачи студентом законченной работы. Задание оформляется на бланке установленной формы, подписывается руководителем, студентом и утверждается зав. кафедрой.

Тексту выпускной работы предшествует оглавление (или содержание) работы. Оглавление включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями, с указанием страниц. Заголовки содержания (оглавления) должны точно повторять заголовки в тексте. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают с интервалом меньшим, чем интервал основного текста.

Название отдельных глав должны согласовываться с темой выпускной работы, а названия параграфов должны согласовываться с названиями соответствующих глав (но не совпадать с ними), а также должны быть краткими, состоять из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Нумерация параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа в ней.

Введение является вступительной частью выпускной работы, в которой необходимо:

  • обосновать актуальность выбранной темы с точки зрения практического решения поставленной задачи;

  • назвать основную цель работы и подчиненные ей более частные задачи, решение которых связано с реализацией поставленной цели;

  • привести в алфавитном порядке список отечественных и зарубежных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в той области, с которой связана тема данной выпускной работы, труды которых использовались при ее написании;

  • определить границы исследования (объект, предмет, период, за который исследуется предприятие);

  • определить теоретические основы и указать принятые методы исследования, в том числе экономико-математические.

Цель выпускной работы определяется исходя из темы работы, а также направления проведения исследования.

Поставленная цель разукрупняется на комплекс задач, которые решаются в работе. Эти задачи в последующем находят отражение в названиях параграфов и глав.

Задачи ставятся в форме перечисления:

  • Изучить… (исследовать…) (проанализировать…).

  • Установить… (выявить…) (показать…).

  • Наметить… (установить…) (разработать…).

Описание решения поставленных задач должно составлять содержание глав выпускной квалификационной работы, а их формулировки стать заголовками этих глав.

Каждая задача в свою очередь представляет собой совокупность частных задач (подзадач), составляющих параграфы глав работы. Таким образом, от правильной постановки цели и задач работы зависит вся логическая структура выпускной работы, обоснованность наименования ее глав и параграфов.

Объект исследования – это предприятие, организация, здание, имущественный комплекс, по которому ведется исследование.

Предметом исследования является система отношений по теме выпускной квалификационной работы (например: система мотивации и стимулирования труда)

По объему введение должно составлять примерно 5-7% от общего количества текстового материала (то есть 3-5 страниц).

Основная часть работы должна содержать теоретические и практические положения рассматриваемой темы. Как правило, первая глава должна носить теоретический (методологический) характер. В этой главе:

  • рассматриваются сущность и характеристика основных положений исследуемой проблемы;

  • оценивается место и роль данного направления в обеспечении эффективной деятельности предприятия;

  • освещаются изменения изучаемого явления за последние годы с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития;

  • приводится законодательная и нормативная база по рассматриваемой теме;

  • дается система оценки действия исследуемого направления деятельности на результаты экономической и управленческой деятельности (показатели оценки, методы их расчета, характер и условия действия).

Эта глава выполняется на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта литературных источников, нормативно-законодательных и других материалов. Литературный материал должен быть хорошо изучен, критически осмыслен и творчески изложен. При работе над цифровым материалом, который иллюстрирует теоретические положения, следует охарактеризовать динамику и определить тенденции развития показателей, установить их взаимосвязи. Текстовый материал следует проиллюстрировать таблицами, графиками, диаграммами, схемами. Каждая иллюстрация должна помещаться лишь после упоминания о ней в тексте, иметь подрисуночную или надтабличную подпись. В разделе должны содержаться ссылки на источник, особенно цифрового материала.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней анализируются материалы конкретного предприятия, объекта, по которому выполняется работа, раскрывается действие механизма экономических процессов, в соответствии с темой на конкретном примере. Для этого могут использоваться статистические, социологические материалы, данные бухгалтерского учета и другие в зависимости от исследуемой проблемы.

На основе отобранного практического материала проводится необходимый анализ комплекса изучаемых вопросов с использованием современных методов экономического функционально-стоимостного анализа, математической статистики и др.

Студент не должен ограничиваться только констатацией фактов, а выявлять тенденцию изменения показателей по исследуемой теме, положительные и отрицательные стороны деятельности (управления), анализирует причины и систематизирует недостатки.

Следует изучить количественные параметры явления (процесса), проанализировать динамику показателей за ряд лет, а также сравнить их со среднеотраслевыми, зарубежными и нормативными. Данные анализа должны быть сопоставимы по времени, ценам, методике расчета. Полученные результаты рекомендуется оформить в виде таблиц, графиков, диаграмм, которые по необходимости могут быть расположены в тексте или вынесены в приложения.

Выводы, итоги и показатели, полученные в результате проведенного в данной главе анализа исследуемой проблемы с учетом прогрессивного отечественного и зарубежного опыта, должны быть базой для разработки конкретных предложений, освещаемых в главной части работы – третьей главе. От полноты и качества выполнения этого анализа зависит обоснованность предлагаемых мероприятий.

Объем аналитической части обычно составляет 25-30 страниц текста.

Следует обратить внимание студентов на то, что материалы II главы не должны носить описательный характер (а иногда рекламного стиля), весь материал должен быть конкретным и направлен на оценку и анализ той проблемы (темы), которой посвящена работа. Поэтому характеристика предприятия, здания может быть изложена только в контексте рассматриваемой проблемы.

В третьей главе предусматривается разработка предложений и конкретных мероприятий по решению проблем, выявленных и обоснованных во II главе.

В этой главе предлагаются организационные и практические рекомендации, дается их обоснование на основе анализа, как теоретических положений, так и фактических данных.

При этом следует максимально учитывать возможности использования современных методов экономико-математического моделирования, а также средств вычислительной техники и новейших информационных технологий. Содержание этой главы определяется как особенностями выбранной темы работы, так и спецификой конкретного объекта исследования. Но в любом случае в этой части решаются следующие основные задачи:

  • поиск мероприятий (вариантов решения) по устранению выявленных недостатков;

  • обоснование выбора рациональных мероприятий и предложений, качественно улучшающих фактическое положение исследуемого объекта;

  • обоснование и расчет затрат на осуществление предлагаемых мероприятий;

  • прогнозирование возможного эффекта от проведенных мероприятий (необходимо учитывать, на какие именно результаты повлияет то или иное предложение: на качество продукции и услуг, на экономические показатели работы предприятия, эффективность использования ресурсов предприятия и т.д.);

  • сопоставление эффекта с затратами и определение эффективности предлагаемых мероприятий.

Все предложения и рекомендации должны быть конкретны и обоснованы. Объем третьей главы – до 20 страниц текста.

Заключение (4-5 страниц текста) должно отражать практическую значимость выполненной работы. Оно включает в себя:

  • оценку общего состояния объекта исследования и/или оценку изученности исследуемой проблемы;

  • итоги анализа показателей по теме; обобщенные выводы по оценке существующего положения дел и выявленных проблемах;

  • перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий по устранению недостатков и совершенствованию экономических отношений и механизмов управления, а также итоги расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Допустима нумерация сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов (кому для реализации адресованы предложения и их суть).

Библиография (список использованных источников информации) составляется в алфавитном порядке с полным описанием источников, использованных при выполнении работы. В тексте должны содержаться сноски на используемые источники информации (из библиографического списка). Сноска оформляется встроенными средствами текстового редактора и располагается внизу страницы, например:

Положение по итоговой государственной аттестации выпускников Российского государственного торгово-экономического университета, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования (утверждено Ученым Советом 30.01.2007г.)

Конкретные рекомендации по оформлению библиографического списка даны в Приложении 11.

Приложения к выпускной квалификационной работе могут включать первичный исследовательский материал: анкеты, статистические данные, копии конкретных соглашений, исполнительных документов, расчеты, таблицы, и другие вспомогательные материалы, на которые есть ссылки в тексте работы. Их наличие и качество свидетельствует о глубине проработки материала по избранной теме, а также являются подтверждением обоснованности выводов и предложений.

Приложения подлежат сквозной нумерации в той последовательности, в которой их данные используются в работе.

4.2. Оформление выпускной квалификационной работы

Выпускная работа оформляется в соответствии с общими требованиями и правилами оформления отчетов о научно-исследовательской работе, изложенными в ГОСТ 19600-74, 7.32-91, 7.1-84, 7.12-93.

Текст выпускной работы должен быть выполнен с применением персонального компьютера шрифтом черного цвета (допускается оформление рисунков, схем, графиков и других наглядных материалов в цвете). Оборотная сторона листа должна оставаться чистой. Размер бумаги – А4 (210 х 297 мм). Поля: верхнее и нижнее – по 25 мм, левое – 30 мм, правое – 10-15 мм. Шрифт Times New Roman – через 1,5 интервала. Отступ первой (красной) строки – 1,27 см. Размер шрифта для основного текста – 14; для названия глав – 16, полужирный, строчными буквами, кроме первой – заглавной. Размер шрифта для названий параграфов – 14, полужирный, строчными буквами, кроме первой – заглавной. Шрифт текста в таблице, надписи в рисунках: Times New Roman размер 12 через 1 интервал. Текст сносок: Times New Roman размер 10 через 1 интервал. В названиях глав параграфов, в оглавлении таблиц и т.п. используется 1 интервал.

Подготовленный студентом текст выпускной работы должен быть представлен для прочтения научному руководителю в отпечатанном виде. После учета замечаний и внесения исправлений студент представляет окончательный вариант работы для отзыва руководителю.

В работе используется сквозная нумерация страниц, включая библиографию и приложения. На первой странице (титульном листе) номер не ставится, затем, также без номера, подшивается задание на выпускную работу; далее идет оглавление(содержание) работы, но нумерация начинается с «Введения», т.е. с цифры 3. Номер проставляется арабскими цифрами без точек и тире в правом верхнем углу страницы, но в пределах поля.

Главы (разделы) работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, после номера главы ставится точка. Номер параграфа внутри каждой главы включает в себя номер главы и порядковый номер параграфа, после номера главы и номера параграфа ставятся точки.

Введение, каждая глава, заключение, список литературы, приложения начинаются с отдельной страницы. Заголовки включают 2-14 слов, то есть они обычно занимают не более двух машинописных строк. В заголовки не включают сокращенные слова и аббревиатуры, а также формулы.

В тексте воспроизводится наименование глав и параграфов с указанием их номера. Слово «ГЛАВА» печатается прописными (заглавными) буквами. Названия глав, разделов, а также «Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» печатаются строчными буквами с первой заглавной буквы, жирным шрифтом по центру строки, например:

Введение

или

  1. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
  3. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников специальности: 080107 «Налоги и налогообложение»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / по специальности 080107 «Налоги
  4. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации выпускников составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080503 «Антикризисное
  5. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.
  6. Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080401 – Товароведение и экспертиза товаров (в области товароведения,
  7. Методическое пособие по итоговой государственной аттестации выпускников специальность

    Информационно-методическое пособие
    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  8. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Челябинск 2009

    Учебно-методический комплекс
    Лысенко, Ю.В. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации [Текст]: / Ю.В. Лысенко; Челябинский ин-т (фил) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.
  9. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации по специальности 080111 Маркетинг

    Учебно-методический комплекс
    УМК по ИГА составлен в соответствии с ГОС по специальности Маркетинг и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, завершающих обучение по программам ВПО, утвержденным Ученым советом 30.

Другие похожие документы..