Основной образовательной программы начального общего образования москва

– принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;

– сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет);

– правовые нормы отношений участников образовательного процесса;

в) уметь:

– оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;

– выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;

– применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

– организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;

– реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

– использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

– использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;

– использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

– осуществлять профессиональную рефлексию;

– вести документацию;

г) владеть:

– конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

– средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

 – современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

– методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

  • в предметной подготовке:

а) знать:

– содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

– частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;

– состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

б) уметь:

– использовать частные методики;

– анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

– разрабатывать программы внеурочной деятельности;

– разрабатывать дидактические материалы.

Квалификация администратора (директора учреждения начального общего образования) по начальному общему образованию в соответствии со ст. 35. п. 3 Закона РФ «Об образовании» фиксируется на уровнене ниже первой квалификационной категории (табл.1).

Т а б л и ц а 1

Требования к уровню профессионального образования и квалификации

Существующая проблема

Регламентирующий документ

Существующие нормативы

Предлагаемые изменения

Уровень профессиональ- ного образования и квалификации не соответствует требованиям для реализации ФГОС ОО

1. Положение «О лицензировании образовательной деятельности».

2. Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»

Учитель начальных классов. Образователь-ный ценз не установлен

Ввести норматив: удельный вес учителей начальных классов с высшим базовым профессиональным образованием не менее 60%

Учитель начальных классов. Квалифика-ционные требования к категории не установлены

Ввести норматив: удельный вес учителей начальных классов с квалификационнымуровнем и категориями не менее 75%

Необходимым и достаточным становится высшее профессиональное образование (вузовская подготовка). Показатель высшего профессионального образования как предпочтительный при присвоении квалификационной категории учитывается в процессе проведения аттестации педагогических кадров начального общего образования. Устанавливается, что учителя начальных классов, имеющие высшее профессиональное педагогическое образование, аттестуются на вторую квалификационную категорию без квалификационных испытаний.

Показатели «уровень квалификации»и«образовательный ценз» фиксируются при проведении лицензирования образовательной деятельности по программам начального общего образования (на основе Положения «О лицензировании образовательной деятельности»), а также при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений и образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (на основе Положения «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»).

Ключевое значение приобретает готовность (стремление) кадров начального общего образования к постоянному профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования – формирование нового поколения педагогов. Создание предпосылок для решения данной задачи связано с разработкой и воплощением в жизнь Федеральной концепции непрерывного профессионального педагогического образования.

Перед этой системой встает и целый ряд неотложных тактических задач. В обобщенном виде они заключаются, с одной стороны, в обеспечении готовности выпускников образовательных учреждений профессионального педагогического образования, психологических факультетов вузов к деятельности по реализации требований ФГОС начального общего образования, а с другой стороны, в обеспечении такой же готовности работающих учителей, педагогов-психологов, администраторов начального образования. Первую задачу решают образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, вторую – образовательные учреждения дополнительного профессионального педагогического образования.

Нормативным сопровождением процесса подготовки, повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки психолого-педагогических и управленческих кадров начального общего образования являются основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, содержание которых выстраивается на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов, коррелирует с целями, содержанием, технологиями, методиками начального общего образования.

Частью мотивационных механизмов профессионального роста педагогических и управленческих кадров начального общего образования, управления этим процессом становятся нововведения в образовательную статистику и соответствующие регламенты.

В форму статистической отчетности № 83-РИК «Сведения о численности и составе педагогических работников общеобразовательных учреждений» рекомендуется ввести показатели повышения квалификации, стажировки, профессиональной переподготовки, самообразования кадров начальной школы. Соответствующие показатели учитываются при проведении процедуры лицензирования, государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего образования.

Источниками информации для экспертов при определении оценки выполнения требований ФГОС в отношении кадрового обеспечения являются:

– заполненные формы документов, сопровождающих процедуры лицензирования и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений;

– информационная карта общеобразовательного учреждения к государственной аккредитации (раздел «Сведения о кадрах общеобразовательного учреждения»);

– данные государственной образовательной статистики (заполненная форма № 83-РИК «Сведения о численности и составе педагогических работников общеобразовательных учреждений»).

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Настоящие Требования к ним направлены на создание современной предметно-образовательной среды обучения начальной школы с учетом целей, устанавливаемых ФГОС ОО.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений. Соответственно они и являются объектами регламентирования.

В качестве регламентов выступают Перечни учебного оборудования начальной школы (Письмо департамента государственной политики в сфере образования «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» от 01.04.2005 № 03-417; Требования к оснащению учебных и административных помещений образовательного учреждения, реализующего образовательную программу начального общего образования).

Ключевое значение имеет учебное и учебно-наглядное оборудование. Его состав призван обеспечить создание учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя:

– переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;

– формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;

– формированию коммуникативной культуры учащихся.

В соответствии с Перечнем основными компонентами учебного оборудования являются:

– книгопечатная продукция;

– печатные пособия;

– экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

– технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

– игры и игрушки;

– учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

– натуральные объекты.

Для отдельных предметов образовательной программы (базисного учебного плана) предусмотрены дополнительные компоненты, такие, как, например, музыкальные инструменты («Музыка»), комплект таблиц (плакаты) по безопасности труда в процессе технологической подготовки младших школьников и т. п.

Конкретное наполнение тех или иных компонентов определяется в зависимости от содержания учебных предметов и отражено в ныне действующих регламентах («О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» и «Перечни типовых комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения и мебели»).

В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы;

– модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов применительно к конкретному учебному предмету, входящему в состав основной образовательной программы (базисного учебного плана) образовательного учреждения.

Во внимание принимаются средний расчет наполняемости класса
(25 учащихся), а также является ли данный объект демонстрационным (не менее одного экземпляра на класс), необходим ли полный комплект (один объект на одного учащегося исходя из реальной наполняемости класса), необходим ли комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся), необходим ли комплект для практической работы в группах (6 – 7 экземпляров на кабинет). В условиях малочисленной школы потребности класс-комплекта учитываются исходя из количества указанных средств и объектов материально-технического обеспечения.

Его основу составляет выпускаемое отечественными и зарубежными производителями учебное оборудование. Вместе с тем особое внимание должно быть уделено разработке нового поколения средств обучения, учитывающих современные тенденции в технике и технологиях. Особый интерес разработчиками должен быть проявлен к нанотехнологиям, процессорной технике и робототехнике.

В практике работы школ по обеспечению образовательного процесса средствами обучения допускается использование объектов, изготовленных самодеятельным способом учителями, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.

Ресурсное обеспечение основных образовательных программ предполагает новую систему статистического наблюдения.

Так, с учетом реального наполнения компонентов учебного оборудования в подраздел 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должны быть введены следующие дополнительные показатели по начальной школе:

– наличие (отсутствие) модулей, включающих типовые комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающих реализацию ПРООП;

– количество интерактивных досок;

– оснащение кабинета начальной школы в соответствии с требованими основных образовательных программ.

Определение Перечня учебного оборудования создает основу для решения вопроса об оснащении учебных помещений начальной школы. Вместе с тем Перечень не исчерпывает всего оснащения этих помещений, которое включает в себя иные компоненты, в том числе специализированную учебную мебель, оборудование рабочего места учителя. В учебном помещении также должны быть созданы технические условия для использования информационно-коммуникационных средств обучения.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования москва

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранного языка № 1293 разработана в соответствии
  2. Основной образовательной программы начального общего образования москва (1)

    Реферат
    Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов (кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых),
  3. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (1)

    Основная образовательная программа
    II.I. Планируемые результаты междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий». Планируемые метапредметные результаты с.15 - 17
  4. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  5. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) ЦО № 1438 Западного округа Департамента образования г. Москвы опирается на возрастные особенности младшего школьника.
  6. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (5)

    Основная образовательная программа
    На современном этапе общество ставит перед образованием новые цели, а именно в ходе образовательного процесса современный человек должен приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми добывать знания, ставить осмысленные
  7. Основная образовательная программа начального общего образования Москва 2011 (6)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
  8. Основная образовательная программа начального общего образования москва 2011 (3)

    Основная образовательная программа
    В соответствии со статьёй 9 п.1. Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 01.12. 2007 № 309-ФЗ) нормативным документом школы, определяющим содержание образования определённого уровня и направленности, является
  9. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №15 им. Г. Е. Николаевой г. Томска Разде Учебный план начального общего образования. Учебный план

    Основная образовательная программа
     Рабочий учебный план МОУ СОШ №15 им Г.Е.Николаевой г Томска, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, нормативный документ по введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Другие похожие документы..