Реферат Отчет 679 с., 7 ч., 2 табл., 2 рис., 43 источника, 7 прил

Реферат

Отчет 679 с., 7 ч., 2 табл., 2 рис., 43 источника, 7 прил.

СИСТЕМА КАЧЕСТВА, СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Объектом исследования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Цель работы – внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования типовой модели системы качеством образовательного учреждения.

При внедрении типовой модели системы качества в СибГТУ переработаны политика, миссия и видение в области качества; организационная структура системы качества; проведена самооценка системы менеджмента качества университета; разработан реестр процессов системы качества и схема их взаимодействия; разработаны информационные карты процессов, документированные процедуры процессов; представлены предложения по совершенствованию типовой модели, ее документации и комплекта методических материалов по разработке и внедрению системы качества образовательного учреждения.

4

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...

9

1 Описание состояния системы качества СибГТУ до начала работы над проектом……

14

2 Описание процесса самооценки СибГТУ на основе модели оценки, входящей в состав типовой модели системы качества образовательного учреждения….…………………

21

3 Анализ результатов самооценки СибГТУ………………………………………………..

22

4 План адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения и перечень фактически выполненных мероприятий………………………………………………………..................................................

23

5 Описание результатов, достигнутых в ходе адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью ……………...............................................................................

24

6 Перечень всех разработанных в СибГТУ документов системы качества……………..

25

7 Предложения по совершенствованию типовой модели, ее документации и комплекта методических материалов по разработке и внедрению системы качества образовательного учреждения……………………………………………….……………………

27

Заключение…………………………………………………………………………………...

35

Список использованных источников……………………………………………………….

37

Приложение А. Организационная структура системы качества СибГТУ………………

41

Приложение Б. План адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения …………………………….............

43

Приложение В. Политика в области качества СибГТУ…………………………………...

45

Приложение Г. Реестр процессов и видов деятельности в рамках системы качества СибГТУ……………………………………………………………………………………………..

47

Приложение Д. Информационные карты процессов системы качества СибГТУ............

50

Приложение Ж. Документированные процедуры системы качества СибГТУ.................

401

Приложение К. Руководство по качеству СибГТУ...……………………………………...

574

Нормативные ссылки

В настоящем отчете о НИР использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования на территории Европы «Стандарты и директивы ENQA»);

ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

Определения, обозначения и сокращения

В настоящем отчете о НИР применяют следующие термины с соответствующими определениями:

1 Высшее руководство образовательного учреждения – лицо или группа работников образовательного учреждения, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

2 Деятельность образовательного учреждения – совокупность образовательной и научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности образовательного учреждения.

3 Документированная процедура – документ, устанавливающий единый для всего образовательного учреждения порядок описания процессов, полномочия и ответственность должностных лиц, информационные потоки, включая регистрацию данных и записей по качеству.

4 Информационная карта процесса – документ, содержащий информацию об основных атрибутах процесса, а именно о входах и выходах процесса, включая цели процесса, измерение и анализ процесса, мероприятия по достижению целей процесса, взаимодействие процесса, ресурсы процесса, документы управления процессом.

5 Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям.

6 Несоответствие – невыполнение установленного требования.

7 Образовательное учреждение – учреждение, являющееся юридическим лицом, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (либо) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

8 Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности образовательного учреждения в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

9 Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности и ресурсов, преобразующая входы в выходы.

10 Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

11 Система качества (система менеджмента качества) образовательного учреждения – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

В отчете используются следующие сокращения:

СК – система качества;

СМК – система менеджмента качества;

ОУ – образовательное учреждение;

СК ОУ система качества образовательного учреждения;

СибГТУ – Сибирский государственный технологический университет;

ИДПОПКиПС – Институт дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов;

ООК – отдел обеспечения качества;

ОМ – отдел мониторинга;

УМУ – учебно-методическое управление;

ЦМК – Центр менеджмента качества;

РК – руководство по качеству;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ИК – информационная карта процесса.

Введение

Качество жизни современного социума и любого человека во многом определяет качество системы профессионального образования. В России профессиональное образование является одной из крупнейших социально-экономических отраслей [1-3]. На современном этапе развития мировой экономики глобальной задачей системы образования становится формирование человека, качество которого может обеспечить не только свое конструктивное развитие, но и социума как среды его существования. Ключевой задачей образования становится задача созидания человека и культуры. В этом плане образование и его качество играют роль приоритетного средства социализации, а точнее – формирования качества его личности, ценностей и способностей. Образовательные учреждения во многом определяют развитие интеллектуального потенциала, науки и техники, и, таким образом, влияют на состояние экономики в целом. Поэтому, безусловно, повышение качества образования – это нравственный императив и условие обеспечения достойного и безопасного будущего России и каждого ее гражданина [4, 5].

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики – обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [5-10]. Успешная реализация образовательными учреждениями этой задачи зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является эффективный менеджмент [5, 11-14].

В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы:

  • переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 N 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатель 1.2.3, отражающий наличие и эффективность внутривузовской системы контроля качества образования. По существу, оценка показателя 1.2.3 будет базироваться на анализе наличия СМК в вузе, что напрямую обязывает вузы приступить к созданию СМК. Однако сами критерии наличия и эффективности системы в настоящее время отсутствуют, что затрудняет проведение внешней экспертизы при аттестации и государственной аккредитации вузов [6, 15];

  • ш

    9

    ирокое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) [16-18] и других моделей менеджмента качества;

  • регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных СМК. С 2000 по 2006 гг. в этом конкурсе приняли участие 244 образовательных организации Российской Федерации, из которых 2 образовательных организации объявлены Признанным совершенством этого конкурса [19], 26 образовательных организаций – Лауреатами [20] и 25 образовательных организаций – Дипломантами [21];

  • интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг [6, 15];

  • коммерциализация образования, усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг и рабочей силы [22, 23]. Конкурентоспособность является интегральной характеристикой образовательной услуги, обуславливающей возможность ее сбыта [23].

Гарантией качества во всем мире является наличие СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000. На декабрь 2005 г. сертифицировано 776 608 СМК по стандарту ИСО 9001:2000 в 161 стране мира. В первую пятерку стран, по наличию действующих сертификатов соответствия требованиям стандарту ИСО 9001:2000, входят Китай – 143 823 сертификатов, Италия – 98 028, Япония – 53 771, Испания – 47 445, Великобритания – 45 612. Россия, на этом фоне, значительно отстаёт от мировых тенденций по внедрению СМК. Всего 4 883 российских предприятий имеют сертификаты по ИСО 9001:2000 [24]. В мире в 2001 г. было сертифицировано около 5 000 СМК образовательных учреждений, в том числе 600 из них по ИСО 9001:2000 [25]. В России разработка, внедрение и сертификация СМК образовательных учреждений только набирает свои обороты. Согласно нашему анализу литературных сведений, в России в настоящее время лишь около 100 из 1500 образовательных организаций имеют сертификаты соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000). Процесс сертификации СМК также активно идет в Казахстане, на Украине и Белоруссии. В странах СНГ уже сертифицировано более 70 систем менеджмента качества вузов.

Образовательные учреждения, занимающиеся разработкой, внедрением и совершенствованием системы качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000, подразделяются на следующие группы [26]:

  • образовательные учреждения, не сертифицировавшие свою СМК, но находящиеся на стадии совершенствования имеющейся системы качества и доведения ее до требований стандартов ИСО 9001 с получением соответствующего сертификата;

  • образовательные учреждения, имеющие сертифицированную СМК и работающие на поддержание ее соответствия требованиям стандартов ИСО 9001 и совершенствующие функционирующую систему качества.

К российским вузам, которые имеют сертифицированные СМК, относятся: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Томский политехнический университет, Снежинская государственная физико-техническая академия, Алтайская академия экономики и права, Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова, Сибирский государственный технологический университет, Красноярский государственный технический университет, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Иркутский государственный университет путей сообщения, Ульяновский государственный технический университет (Институт дистанционного образования) и др. [27-33]. Небольшое количество сертификатов на СМК образовательных учреждений объясняется тем, что, во-первых, стандарты ИСО серии 9000 изначально были разработаны для производственных отраслей промышленности, а во-вторых, терминология этих стандартов явно не соответствует сфере образования, а применяемые подходы, на первый взгляд, слабо связаны с процессами обучения. Однако, основные принципы, которые концентрируются на потребностях заказчика, полностью применимы для образовательных структур.

Следует отметить, что в настоящее время Министерство образования и науки РФ определило единые требования и критерии к созданию и оценке системы качества в образовании. До настоящего момента каждое образовательное учреждение в своей деятельности использовало наиболее для него приемлемую модель системы качества [34]. Российские образовательные учреждения строят свои системы качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов ИСО серии 9000; принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM); рекомендациями Типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения; требованиями и рекомендациями конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Согласно статистике, около 60 % вузов отдают предпочтения системам менеджмента качества, основанным на ИСО серии 9000. Остальные 40 % строят свои системы качества на соответствие требованиям моделей: Премии Правительства РФ в области качества, конкурса Минобразования РФ, EFQM и другим [35-39]. В основу Типовой и внутривузовской моделей системы качества заложены критерии Европейской премии по качеству «Совершенство в бизнесе» (Европейский фонд по менеджменту качества – EFQM) и требования стандартов Европейской Ассоциации Гарантии Качества высшего образования – ENQA. Все эти четыре подхода имеют в качестве основы процессно-ориентированный подход, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов образовательных учреждений и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента образовательного учреждения.

  1. Реферат отчет (2)

    Реферат
    Ключевые слова: образовательный округ, Административная реформа, образовательные услуги, ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ,
  2. Реферат отчет (3)

    Реферат
    Актуальность проекта. В России происходят быстрые изменения, связанные с новыми принципами в экономическом и социальном развитии, что предъявляет принципиально новые требования к системе образования.
  3. Отчет о научно-исследовательской работе разработка плана стратегического развития города Рязани до 2020 года по теме (1)

    Содержательный отчет
    Цель научного исследования — комплексная оценка современного экономического и социального состояния территории и потенциала города Рязани в контексте последующей разработки стратегии развития города на долгосрочную перспективу.
  4. Отчет о научно-исследовательской работе разработка плана стратегического развития города Рязани до 2020 года по теме (2)

    Содержательный отчет
    В рамках оценки проведен комплексный анализ развития города Рязани. Комплексность подхода в исследовании обеспечена за счет качественной характеристики состояния практически всех сфер жизнедеятельности города на основе анализа основных
  5. Отчет о научно-исследовательской работе структура и правила оформления (13)

    Содержательный отчет
    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов, а также правила для тех случаев, когда единая процедура оформления будет содействовать обмену информацией, совершенствуя
  6. Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П295 от 30 апреля 2010 г (1)

    Содержательный отчет
    Исполнитель:Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,
  7. Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П295 от 30 апреля 2010 г (2)

    Содержательный отчет
    Исполнитель: Государственное образовате043Bьное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,
  8. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания
  9. Примечания в конце страницы

    Документ
    1918. Каменский В.: Железобетонные поэмы. Крученых А. стихи. Зданевич К. рисунки-картины. Крученых А., наклейки. Сборник. Тифлис, 1917г. 26,5х34 см. 13 л.

Другие похожие документы..