Реферат Отчет 679 с., 7 ч., 2 табл., 2 рис., 43 источника, 7 прил
Реферат
Отчет 679 с., 7 ч., 2 табл., 2 рис., 43 источника, 7 прил.
СИСТЕМА КАЧЕСТВА, СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ, СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Объектом исследования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования.
Цель работы – внедрение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования типовой модели системы качеством образовательного учреждения.
При внедрении типовой модели системы качества в СибГТУ переработаны политика, миссия и видение в области качества; организационная структура системы качества; проведена самооценка системы менеджмента качества университета; разработан реестр процессов системы качества и схема их взаимодействия; разработаны информационные карты процессов, документированные процедуры процессов; представлены предложения по совершенствованию типовой модели, ее документации и комплекта методических материалов по разработке и внедрению системы качества образовательного учреждения.
4
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………... | 9 |
1 Описание состояния системы качества СибГТУ до начала работы над проектом…… | 14 |
2 Описание процесса самооценки СибГТУ на основе модели оценки, входящей в состав типовой модели системы качества образовательного учреждения….………………… | 21 |
3 Анализ результатов самооценки СибГТУ……………………………………………….. | 22 |
4 План адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения и перечень фактически выполненных мероприятий……………………………………………………….................................................. | 23 |
5 Описание результатов, достигнутых в ходе адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью ……………............................................................................... | 24 |
6 Перечень всех разработанных в СибГТУ документов системы качества…………….. | 25 |
7 Предложения по совершенствованию типовой модели, ее документации и комплекта методических материалов по разработке и внедрению системы качества образовательного учреждения……………………………………………….…………………… | 27 |
Заключение…………………………………………………………………………………... | 35 |
Список использованных источников………………………………………………………. | 37 |
Приложение А. Организационная структура системы качества СибГТУ……………… | 41 |
Приложение Б. План адаптации системы качества СибГТУ в соответствии с типовой моделью системы качества образовательного учреждения ……………………………............. | 43 |
Приложение В. Политика в области качества СибГТУ…………………………………... | 45 |
Приложение Г. Реестр процессов и видов деятельности в рамках системы качества СибГТУ…………………………………………………………………………………………….. | 47 |
Приложение Д. Информационные карты процессов системы качества СибГТУ............ | 50 |
Приложение Ж. Документированные процедуры системы качества СибГТУ................. | 401 |
Приложение К. Руководство по качеству СибГТУ...……………………………………... | 574 |
Нормативные ссылки
В настоящем отчете о НИР использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Стандарты и директивы гарантии качества высшего образования на территории Европы «Стандарты и директивы ENQA»);
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
Определения, обозначения и сокращения
В настоящем отчете о НИР применяют следующие термины с соответствующими определениями:
1 Высшее руководство образовательного учреждения – лицо или группа работников образовательного учреждения, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.
2 Деятельность образовательного учреждения – совокупность образовательной и научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности образовательного учреждения.
3 Документированная процедура – документ, устанавливающий единый для всего образовательного учреждения порядок описания процессов, полномочия и ответственность должностных лиц, информационные потоки, включая регистрацию данных и записей по качеству.
4 Информационная карта процесса – документ, содержащий информацию об основных атрибутах процесса, а именно о входах и выходах процесса, включая цели процесса, измерение и анализ процесса, мероприятия по достижению целей процесса, взаимодействие процесса, ресурсы процесса, документы управления процессом.
5 Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям.
6 Несоответствие – невыполнение установленного требования.
7 Образовательное учреждение – учреждение, являющееся юридическим лицом, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (либо) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
8 Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности образовательного учреждения в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
9 Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности и ресурсов, преобразующая входы в выходы.
10 Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
11 Система качества (система менеджмента качества) образовательного учреждения – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т.е. совокупность организационной структуры вуза, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
В отчете используются следующие сокращения:
СК – система качества;
СМК – система менеджмента качества;
ОУ – образовательное учреждение;
СК ОУ система качества образовательного учреждения;
СибГТУ – Сибирский государственный технологический университет;
ИДПОПКиПС – Институт дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов;
ООК – отдел обеспечения качества;
ОМ – отдел мониторинга;
УМУ – учебно-методическое управление;
ЦМК – Центр менеджмента качества;
РК – руководство по качеству;
ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ИК – информационная карта процесса.
Введение
Качество жизни современного социума и любого человека во многом определяет качество системы профессионального образования. В России профессиональное образование является одной из крупнейших социально-экономических отраслей [1-3]. На современном этапе развития мировой экономики глобальной задачей системы образования становится формирование человека, качество которого может обеспечить не только свое конструктивное развитие, но и социума как среды его существования. Ключевой задачей образования становится задача созидания человека и культуры. В этом плане образование и его качество играют роль приоритетного средства социализации, а точнее – формирования качества его личности, ценностей и способностей. Образовательные учреждения во многом определяют развитие интеллектуального потенциала, науки и техники, и, таким образом, влияют на состояние экономики в целом. Поэтому, безусловно, повышение качества образования – это нравственный императив и условие обеспечения достойного и безопасного будущего России и каждого ее гражданина [4, 5].
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года главная задача российской образовательной политики – обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [5-10]. Успешная реализация образовательными учреждениями этой задачи зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является эффективный менеджмент [5, 11-14].
В настоящее время в России разворачиваются следующие тесно взаимосвязанные между собой процессы:
переход к комплексной оценке деятельности вузов, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации (Приказ Минобразования РФ от 12.11.99 N 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения») на базе утвержденного перечня показателей деятельности вузов, включающего, в частности, и показатель 1.2.3, отражающий наличие и эффективность внутривузовской системы контроля качества образования. По существу, оценка показателя 1.2.3 будет базироваться на анализе наличия СМК в вузе, что напрямую обязывает вузы приступить к созданию СМК. Однако сами критерии наличия и эффективности системы в настоящее время отсутствуют, что затрудняет проведение внешней экспертизы при аттестации и государственной аккредитации вузов [6, 15];
ш
9
ирокое распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации внутривузовских систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ИСО 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) [16-18] и других моделей менеджмента качества;регулярное проведение с 2000 г. конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных СМК. С 2000 по 2006 гг. в этом конкурсе приняли участие 244 образовательных организации Российской Федерации, из которых 2 образовательных организации объявлены Признанным совершенством этого конкурса [19], 26 образовательных организаций – Лауреатами [20] и 25 образовательных организаций – Дипломантами [21];
интернационализация образования и необходимость гармонизации российского образования, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг [6, 15];
коммерциализация образования, усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг и рабочей силы [22, 23]. Конкурентоспособность является интегральной характеристикой образовательной услуги, обуславливающей возможность ее сбыта [23].
Гарантией качества во всем мире является наличие СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000. На декабрь 2005 г. сертифицировано 776 608 СМК по стандарту ИСО 9001:2000 в 161 стране мира. В первую пятерку стран, по наличию действующих сертификатов соответствия требованиям стандарту ИСО 9001:2000, входят Китай – 143 823 сертификатов, Италия – 98 028, Япония – 53 771, Испания – 47 445, Великобритания – 45 612. Россия, на этом фоне, значительно отстаёт от мировых тенденций по внедрению СМК. Всего 4 883 российских предприятий имеют сертификаты по ИСО 9001:2000 [24]. В мире в 2001 г. было сертифицировано около 5 000 СМК образовательных учреждений, в том числе 600 из них по ИСО 9001:2000 [25]. В России разработка, внедрение и сертификация СМК образовательных учреждений только набирает свои обороты. Согласно нашему анализу литературных сведений, в России в настоящее время лишь около 100 из 1500 образовательных организаций имеют сертификаты соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000). Процесс сертификации СМК также активно идет в Казахстане, на Украине и Белоруссии. В странах СНГ уже сертифицировано более 70 систем менеджмента качества вузов.
Образовательные учреждения, занимающиеся разработкой, внедрением и совершенствованием системы качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000, подразделяются на следующие группы [26]:
образовательные учреждения, не сертифицировавшие свою СМК, но находящиеся на стадии совершенствования имеющейся системы качества и доведения ее до требований стандартов ИСО 9001 с получением соответствующего сертификата;
образовательные учреждения, имеющие сертифицированную СМК и работающие на поддержание ее соответствия требованиям стандартов ИСО 9001 и совершенствующие функционирующую систему качества.
К российским вузам, которые имеют сертифицированные СМК, относятся: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Томский политехнический университет, Снежинская государственная физико-техническая академия, Алтайская академия экономики и права, Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова, Сибирский государственный технологический университет, Красноярский государственный технический университет, Красноярский государственный торгово-экономический институт, Томский государственный архитектурно-строительный университет, Иркутский государственный университет путей сообщения, Ульяновский государственный технический университет (Институт дистанционного образования) и др. [27-33]. Небольшое количество сертификатов на СМК образовательных учреждений объясняется тем, что, во-первых, стандарты ИСО серии 9000 изначально были разработаны для производственных отраслей промышленности, а во-вторых, терминология этих стандартов явно не соответствует сфере образования, а применяемые подходы, на первый взгляд, слабо связаны с процессами обучения. Однако, основные принципы, которые концентрируются на потребностях заказчика, полностью применимы для образовательных структур.
Следует отметить, что в настоящее время Министерство образования и науки РФ определило единые требования и критерии к созданию и оценке системы качества в образовании. До настоящего момента каждое образовательное учреждение в своей деятельности использовало наиболее для него приемлемую модель системы качества [34]. Российские образовательные учреждения строят свои системы качества в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов ИСО серии 9000; принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM); рекомендациями Типовой модели системы управления качеством образовательного учреждения; требованиями и рекомендациями конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Согласно статистике, около 60 % вузов отдают предпочтения системам менеджмента качества, основанным на ИСО серии 9000. Остальные 40 % строят свои системы качества на соответствие требованиям моделей: Премии Правительства РФ в области качества, конкурса Минобразования РФ, EFQM и другим [35-39]. В основу Типовой и внутривузовской моделей системы качества заложены критерии Европейской премии по качеству «Совершенство в бизнесе» (Европейский фонд по менеджменту качества – EFQM) и требования стандартов Европейской Ассоциации Гарантии Качества высшего образования – ENQA. Все эти четыре подхода имеют в качестве основы процессно-ориентированный подход, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов образовательных учреждений и степенью перекрытия системы качества с общей системой менеджмента образовательного учреждения.
Реферат отчет (2)
РефератКлючевые слова: образовательный округ, Административная реформа, образовательные услуги, ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ,Реферат отчет (3)
РефератАктуальность проекта. В России происходят быстрые изменения, связанные с новыми принципами в экономическом и социальном развитии, что предъявляет принципиально новые требования к системе образования.Отчет о научно-исследовательской работе разработка плана стратегического развития города Рязани до 2020 года по теме (1)
Содержательный отчетЦель научного исследования — комплексная оценка современного экономического и социального состояния территории и потенциала города Рязани в контексте последующей разработки стратегии развития города на долгосрочную перспективу.Отчет о научно-исследовательской работе разработка плана стратегического развития города Рязани до 2020 года по теме (2)
Содержательный отчетВ рамках оценки проведен комплексный анализ развития города Рязани. Комплексность подхода в исследовании обеспечена за счет качественной характеристики состояния практически всех сфер жизнедеятельности города на основе анализа основныхОтчет о научно-исследовательской работе структура и правила оформления (13)
Содержательный отчетНастоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов, а также правила для тех случаев, когда единая процедура оформления будет содействовать обмену информацией, совершенствуяОтчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П295 от 30 апреля 2010 г (1)
Содержательный отчетИсполнитель:Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта № П295 от 30 апреля 2010 г (2)
Содержательный отчетИсполнитель: Государственное образовате043Bьное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело
Содержательный отчетПодготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основанияПримечания в конце страницы
Документ1918. Каменский В.: Железобетонные поэмы. Крученых А. стихи. Зданевич К. рисунки-картины. Крученых А., наклейки. Сборник. Тифлис, 1917г. 26,5х34 см. 13 л.