Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации», специальности 351300 «Коммерция» инаправления 521500 «Менеджмент»

Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.

Кафедра «Менеджмента, коммерции и права»

Утверждено на

заседании УМКС (УМКН)

протокол №

от “_____” ____________г.

Председатель УМКС

_____________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

для студентов

специальности 061100 «Менеджмент организации», специальности 351300 «Коммерция » и направления 521500 «Менеджмент»

Рассмотрено на

заседании кафедры

протокол №

от “_____” ____________г.

Зав. кафедрой МКП А.П. Плотников

Разработчики:

Андрющенко С.А.

Плотников А.П.

Рыжова О.А.

Ненахова Н.А.

Нуштаева Е.В.

Саратов 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………3

  1. Тематика дипломных проектов (работ) и выдача

задания к дипломному проекту (работе)……………………………………5

2Основные этапы дипломного проектирования …………………………..7

3 Требования к содержанию и структуре пояснительной

записки дипломного проекта………………………………………………17

3.1 Общие требования к структуре и содержанию

дипломного проекта…………………………………………………………17

3.2 Требования к структуре и содержанию пояснительной

записки………………………………………………………………………20

    1. Правила подготовки основой части выпускной

квалификационной работы…………………………………………………...28

  1. Оформление пояснительной записки к дипломному

проекту (работе)…………………………………………………..……..……33

Список использованных источников..………………………………………42

Приложения…………………………………..…………………………….…43

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей составной частью программы подготовки специалиста (бакалавра) высшей квалификации является стадия подготовки и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР): дипломного проекта для специалистов и дипломной работы для бакалавров. Она является заключительной частью учебного процесса и играет решающую роль в окончательном формировании специалиста (бакалавра), обладающего глубокими научными знаниям и способного творчески решать практические задачи в области экономики, менеджмента, организации производства, труда и управления, коммерции.

Дипломный проект (работа) является самостоятельной комплексной работой студента, подводящей итоги изучения им различных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Учебный план специальности 061100 («Менеджмент организации») и специальности 351300 («Коммерция»), а так же направления 521500 «Менеджмент» позволяет студенту в процессе обучения получать все необходимые знания и навыки для успешной разработки дипломного проекта (работы). Существенную роль в подготовке дипломного проекта (работы) играют производственные практики в процессе обучения и преддипломная практика на заключительной стадии обучения.

Целью дипломного проектирования (выполнения работы) является выработка у студентов навыков самостоятельного исследования неиспользуемых на предприятиях возможностей и разработка мероприятий (рекомендаций) по повышению эффективности деятельности предприятий.

Дипломный проект (работа) выполняется на конкретных материалах предприятия (базы преддипломной практики) и исходит из реальных организационно-экономических проблем предприятий в условиях их рыночных отношений.

Перед студентами – дипломниками стоят следующие задачи:

- осуществить объективную оценку своих знаний, умений и возможностей при выборе темы дипломного проекта (работы);

- восполнить недостающие знания и навыки в ходе подбора и изучения специальной литературы;

- проявить индивидуальные организаторские способности при составлении и соблюдении плана-графика разработки различных разделов дипломного проекта (работы);

- проявить умение краткого и четкого письменного изложения экономических вопросов, выделяя главные приоритеты по теме дипломного проекта (работы);

- выработать навыки подготовки краткого публичного выступления по материалам дипломного проекта (работы), а также умение убедительной и корректной защиты представленных проектных решений;

Дипломный проект (работа) позволяет комплексно оценить уровень экономической подготовки студента и его способностей к самоорганизации.

Разработка и защита дипломного проекта (работы) является важным этапом подготовки студента к исполнению функций экономического менеджера на предприятии, предварительно адаптируя его к реальным экономическим проблемам и способам их решения.

Данное методическое пособие позволит студентам – выпускникам правильно подготовить и оформить пояснительную записку дипломного проекта (работы) и предоставить свою работу к защите. Методическое пособие разработано в соответствии со стандартами ГОСТ 2.105 – 95, ГОСТ 7.32 - 2001.

  1. Тематика дипломных проектов и выдача задания к дипломному проектированию

Структура взаимосвязанных разделов, их содержание и объем зависят от темы дипломного проекта (работы) и характеристик объекта проектирования (предприятия, организации, учреждения).

При формировании тематики дипломных проектов (работ) необходимо учитывать следующие факторы:

  • актуальность темы;

  • соответствие темы целям и задачам дипломного проектирования;

  • соответствие темы научному профилю кафедры и руководителей;

  • обеспеченность темы исходными первичными данными и литературными источниками;

  • соответствие темы индивидуальным способностям и интересам студента или предприятия-объекта дипломного проекта(работы);

  • разнообразие тематики.

В приложении А предложена рекомендуемая тематика дипломных проектов (работ) по специальностям и направлению. Все темы дипломных проектов (работ) разработаны в соответствии с содержанием дисциплин учебного плана, соответствуют современным требованиям подготовки специалистов по специальности 061100 «Менеджмент организации», специальности 351300 «Коммерция», а так же направлению 521500 «Менеджмент».

Темы дипломных проектов (работ) ежегодно пересматриваются, дополняются, изменяются преподавателями выпускающей кафедры «Менеджмент, коммерция и право» и после утверждения предлагаются студентам для выбора.

Тематика дипломных проектов и закрепление руководителей ежегодно утверждается на заседании кафедры.

Задание на дипломное проектирование (работу) составляется преподавателями кафедры в соответствии с требованиями стандарта СГТУ, ЕСКД, квалификационной характеристики, паспорта специальности.

В задании на дипломное проектирование (работу) (Приложение Б) определяется цель ДП (ДР); указываются и исходные данные; перечень вопросов, подлежащих разработке в расчётно-пояснительной записке; основная рекомендуемая литература.

Задания на дипломные проекты (работы), выполняемые по заказу (например, ОАО “Газаппарат” а так же и ряда других организаций, с которыми сотрудничает кафедра «Менеджмент, коммерция и права»), составляются в соответствии с протоколом согласования перечня технико-экономических задач предприятия, для решения которых привлекаются студенты кафедры МКП.

Задание по экологическому разделу дипломного проекта выдаётся, как правило, консультантами – преподавателями кафедры или руководителем проекта с последующим согласованием этого задания с консультантом-преподавателем по экологическому разделу.

Задание по экономико-математическому разделу дипломного проекта выдаётся, как правило, консультантом – преподавателем кафедры или руководителем проекта с последующим согласованием этого задания с консультантом-преподавателем по экономико-математическому разделу. Задание должно соответствовать проблематике и решениям данного конкретного дипломного проекта

Заведующий кафедрой назначает руководителей дипломных проектов (работ), которые в течение всего периода проектирования проводят следующие виды работ:

  • выдают студентам задание на выполнение дипломного проекта до начала преддипломной практики, которое в дальнейшем уточняется и корректируется;

  • оказывают студентам консультации в процессе сбора и обобщения необходимых материалов;

  • систематически проводят консультации в ходе дипломного проектирования;

  • контролируют выполнение студентами всех разделов выполнения проекта (работы) в сроки, установленные графиком;

  • предоставляют кафедре сведения о проценте готовности работы в установленные сроки промежуточного контроля;

  • предоставляют отзыв (приложение В) на законченный дипломный проект для направления на защиту;

  • могут участвовать в заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) при защите проектов (работ).

Окончательное задание на дипломное проектирование, в установленной форме (Приложение Б) (включая подписи руководителя и студента), выдается студенту не позднее недели после календарного срока окончания Государственных экзаменов. Задание является документом, формально отражающим принятие студентом исходной информации для дипломного проектирования, а также ответственности за соблюдение календарного графика его выполнения.

Невыполнение графика дипломного проектирования (сроков подготовки его отдельных частей) может являться основанием для недопущения студента к промежуточным итоговым формам контроля, вплоть до недопущения к защите.

  1. Основные этапы дипломного проектирования

Дипломное проектирование предполагает осуществление ряда последовательных мероприятий, который включает:

  • получение задания на дипломный проект (работу);

  • сбор и обработка первичных исходных данных и теоретических материалов по теме;

  • разработка и оформление дипломного проекта (работы);

  • промежуточный, итоговый и нормокотроль;

  • подготовка сопроводительных документов;

  • защита дипломного проекта (работы).

Вопросы выбора темы и получения задания были рассмотрены выше.

Процесс сбора и обработки первичных исходных данных и теоретических материалов по теме осуществляется в ходе НПР студентов, преддипломной практики (возможно привлечение отчетов о прошедших на более ранних периодах обучения практик) и начальном периоде проектирования. Он предполагает:

  • подбор, обработку и изучение разнообразной организационно-управленческой, экономической и технологи­ческой информации;

  • изучение и обобщение состояния решения поставленной задачи в теории, в современной отечественной и зарубежной практике предпринимательства, написание аналитического теоретического обзора темы;

  • анализ действующего законодательства, подзаконных и иных нормативных актов, научной, практической и методической литературы.

  • формирование методики исследования (разработки) первичных данных и их обработку;

При этом студент обязан посещать регулярные консультации у научного руководителя.

Список основных источников для подготовки ВКР студент формирует с учетом рекомендаций научного руководителя. В процессе работы студент самостоятельно подбирает дополнительную литературу, нормативные документы и другие источники информации.

Ознакомление с источником следует проводить на основе его анализа. Это позволяет усвоить содержание, взаимосвязь, подчинённость и соподчинённость материалов. Эффективность сбора теоретического и практического материала для ВКР в значительной степени зависит от того, насколько студент-дипломник понимает предмет своего исследования.

При работе с материалами целесообразно делать выписки и конспекты. Для обогащения лексики следует составлять глоссарий основных терминов. Выписки следует классифицировать и систематизировать по отношению к теме ВКР. При подготовке ВКР необходимо использовать специально посвящённые избранной теме монографии и научные статьи отечественных и зарубежных авторов, отражающие подходы к решению изучаемой проблемы, диссертации по проблеме за последние 5 лет, периодические издания, а также основные нормативные документы, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой теме.

Необходимая литература по теме ВКР подбирается при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек, а также с использованием информационных ресурсов сети Интернет. Все вносимые заметки конспективного характера должны иметь ссылку на источник.

К числу основных практических материалов, которые необходимы для выполнения ВКР, относят: уставы; положения; договоры органов государственной власти и органов местного самоуправления; учредительные документы исследуемых организаций; статистические отчеты за последние 2-3 года; бухгалтерский баланс с приложениями; сведения о капитальном строительстве; блок-схемы организационно-функциональных структур; проекты планов и целевых программ; сведения о материально-технической базе; другие данные, вытекающие из темы ВКР.

При формировании методики обработки данных студент должен использовать научные методы познания, глоссарий наиболее часто применяемых из них в дипломном проектировании представлен в приложении В.

Теоретическая и методологическая основа анализа, методика решения поставленных задач, как правило, кратко описывается во введении к ВКР. Обычно методологическую основу ВКР (глоссарий в приложении Г) представляют обработка и анализ научных источников, анализ нормативных актов, научной литературы, учебников и пособий по дисциплинам специальности. Другую группу методов составляют эмпирические методы, включающие наблюдение и эксперимент. Вот несколько вариантов оформления методологической основы ВКР 1:

  1. Печати дагестана (2)

    Документ
    С мая 1960 года Дагестанская республиканская библиотека ежегодно издает «Летопись печати Дагестана». Базой её издания является местный бесплатный обязательный экземпляр, получаемый библиотекой в соответствии с Законом РД «Об обязательном
  2. Учебное пособие по курсу «Налоговый учет» выполнено в соответствии с госу

    Учебное пособие
    Аннотированный каталог выпуска литературы содержит сведения о выпущенных в издательстве ВГУЭС за период с 2003–2005 гг. учебных пособий, методической, научной литературы, монографий и сборников.
  3. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.
  4. Инструкция по утверждению Председателя Государственного аттестационного экзамена (гак)

    Инструкция
    В соответствии с нормативными сроками по утверждению председателей ГАК, установленными федеральным органом по управлению образованием (Министерство экономического развития и торговли РФ), выпускающая кафедра в октябре представляет
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки «бакалавра туризма» по направлению подготовки 100200 Туризм при очной форме обучения составляет 4 года.
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 100200 Туризм (3)

    Образовательный стандарт
    результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.
  7. Цхададзе н. В., Хан л. И

    Методические рекомендации
    В данном учебно-методическом пособии освещаются вопросы подготовки и технического оформления выпускной квалификационной работы, выполняемой в виде дипломной работы.

Другие похожие документы..